Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Кормильцы: как в Казахстане производят мясо и вытесняют импорт. "Forbes (Казахстан)". 23 июня 2021

Холдинг Aitas хорошо известен на севере, востоке и в центре Казахстана – во многом по бренду "Кус&Вкус", который найдется здесь в каждом магазине
Но если говорить о деятельности холдинга, то охлажденная и замороженная куриная продукция составляет только верхушку айсберга – хотя именно птицефабрики позволили холдингу завершить 2020 год с 41,1 млрд тенге выручки, из которых чистая прибыль составляет 9,3 млрд тенге. Сегодня в холдинг входит 15 предприятий в области растениеводства, производства и переработки мяса птицы, дистрибуции, проектирования и строительства, кроме того, есть еще фонды устойчивого развития сельских районов. Работа фондов – одна из сторон работы собеседницы Forbes Woman Kazakhstan Ксении Вербы, директора по предназначению и миссии Aitas KZ. Ксения с 2013 года занимает в холдинге разные должности: стартовав в HR-отделе, занималась позже координацией проектов, затем руководила администрацией. Сейчас руководит работой в области корпоративной культуры, изменения системы управления компаний под ценности, предназначение и миссию. По ее словам, главная цель холдинга – совсем не заполнение холодильников бройлерами, а подъем с колен АПК целой страны. Разумеется, с оглядкой на наше без преувеличения великое аграрное прошлое.
Группу компаний Aitas в 1996 году основал Серик Толукпаев, он же сегодня является генеральным директором управляющей компании Aitas KZ. Все 15 компаний холдинга объединены вертикальной интеграцией. Это значит, что холдинг работает по уникальной схеме – буквально от поля до прилавка.
Есть агронаправление – это порядка 20 000 га пашни в ВКО, на которых выращивают необходимые для птицеводства подсолнечник, сою, пшеницу, кукурузу, рапс, тритикале, ячмень. Они идут на корм птице на Усть-Каменогорской и Макинской птицефабриках (УКПФ и МПФ). Постройка последней началась в 2015 году, уже запущена в эксплуатацию вторая очередь, увеличившая производительность на 100%, третья же очередь прирастит к текущим объемам еще 200% к концу 2022 года.
«Усть-Каменогорскую птицефабрику холдинг приобрел в 2004 году, когда она считалась, мягко говоря, плохим активом. В 2009 году на ее базе запустили завод по переработке мяса птицы с проектной мощностью 6000 голов в час. Это инновационный проект, с ним мы начали производить совершенно новый для Казахстана вид продукции – охлажденное мясо под брендом «Куc&Вкус». Сегодня это 30 наименований замороженной продукции, 32 – охлажденной и 14 полуфабрикатов в маринаде. Через эту фабрику пришло понимание о необходимости агронаправления. 70% себестоимости мяса на прилавке – это кормовые компоненты, снизить цену можно только за счет собственных кормов», – рассказывает Ксения Верба.
Кроме того, в холдинге с 2013 года работает колбасный завод «Айтас-МП», где курицу, выращенную на фабриках, перерабатывают в колбасы, закупается и красное мясо – для производства 10 тыс. тонн вареных колбас, сосисок, фарша и мясных деликатесов в год. Это направление планируется развивать на юг, а именно строительством завода, способного выпускать 80 тыс. тонн продукции в год.
Вместе с ростом производства мяса курицы растет и дистрибуционная сеть холдинга. Объемов производства хватает на «родные» регионы, плюс в 2020 году бренд появился в 45 точках по Алматы и области. Продукция Aitas явно выделяется своим качеством, которое обусловлено самой большой экспертизой в области производства и продаж охлажденного мяса птицы в Казахстане. К 2027 году производство составит 300 тыс. тонн, в том числе и за счет реализации новой Алматинской птицефабрики.
«Когда мы в 2015 году приступили к проектированию Макинской птицефабрики, понадобился проектный институт. Пробовали работать с белорусскими и израильскими специалистами, но со временем поняли, что никто лучше казахстанцев не сможет адаптировать проект под наши реалии. Мы в полной мере ощутили последствия глобальной ориентации страны на сырьевой сектор в 90-х. Проектирование объектов пищепрома на 20 лет потеряло актуальность, знания о нем ушли со специалистами той эпохи. По сути, мы потеряли целое поколение инженеров. В итоге Aitas KZ пришлось помогать восстанавливать это направление, создавая среду под себя и свои нужды. Так появились проектный институт Saryarka Project, строительная компания «СК Сарыарка». Они гарантируют холдингу полное соответствие ожиданиям по срокам, бюджету, качеству. У компании большие планы по строительству новых птицефабрик, колбасных заводов, племрепродукторов птицы. В 2020 году холдинг приобрел и запустил в Алматинской области предприятие Nauryz Agro как птицеплемрепродуктор», – делится директор по предназначению и миссии.
Желая принести Казахстану больше пользы, компании холдинга развивают местные технологии, а также импортируют и учатся. Локальные специалисты работают на родной земле, используя западные технологии и бенчмарки, – это тоже своего рода патриотизм на фоне того, как в тех же 90-х страна потеряла многие научные институты и базы, а вместе с ними и наработки ученых-селекционеров и агрономов. Например, инкубационное яйцо везут из Чехии, а на МПФ выращивают бройлеров двух кроссов – Кобб 500 компании Cobb Vantress и Росс 308 компании Aviagen, мировых лидеров по поставке генетической продукции. Примерно по этой же причине на предприятиях Aitas используются белорусские, немецкие или голландские комбайны и тракторы, европейское оборудование для убоя и выращивания птицы.
Вооружившись лучшими мировыми технологиями, птицефабрики холдинга произвели в 2020 году порядка 60 тыс. тонн курицы, став лидером по объемам производства в Казахстане. Учитывая, что за 2020 год страна употребила около 400 тыс. тонн мяса птицы, это серьезный вклад, но импорт в размере 190 тыс. тонн из России, Украины, США еще присутствует. И с этим решено бороться сообща.
«В Aitas KZ не принято другие фабрики Казахстана называть конкурентами – мы вместе работаем над задачей импортозамещения в стране. Ясно, что нам нужно больше производить – это поможет экономике и позволит создать экосистему. Да, сегодня мы с другими брендами мяса птицы делим рынок, но лучше поделить ту долю, что приходится на импорт, верно? В 2020 году нас очень показательно объединил птичий грипп, который для АПК страшнее коронавируса. Мы сплотились, чтобы разрушить информационный вакуум, проводили совместные пресс-конференции и делились материалами с коллегами. Все вместе мы могли бы поднять в Казахстане престиж агросектора. Нам хочется работать в голубом океане, а не в красном. Это настолько же патриотично, насколько экологично», – отмечает Ксения Верба.
В то же время агробизнес – очень рискованное занятие: он зависит от технологий, удобрений, команды, погоды. С погодой, например, ничего нельзя поделать, но можно минимизировать потери – так, в 2020 году Aitas Agro застраховался от засухи и потери урожая, в итоге часть убытков удалось восполнить за счет страховой выплаты. Можно также вкладываться в человеческий капитал, чем холдинг и занимается, и на редкость успешно.
«Нельзя сказать, что мы пришли в голое поле – УКПФ, например, досталась нам с хорошим экспертным опытом. Это предприятие с 1976 года было градообразующим в регионе, и у нас до сих пор есть сотрудники, которые работают тут с первого дня. Без людей – ветеринаров, птицеводов, механизаторов – невозможно достичь результатов стратегий и производственных показателей. Поэтому мы постоянно занимаемся обучением и развитием. Работаем с университетами, занимаемся вопросом доверительного управления сельскохозяйственного колледжа, приглашаем экспертов из-за границы, не только занимаемся социальным пакетом внутри предприятия, но и творим инфраструктуру вокруг него», – добавляет собеседница Forbes Woman Kazakhstan.
Четыре общественных фонда Aitas располагаются в четырех сельских районах, где базируется холдинг. Всего в стране таких районов 164, и недалек тот день, когда в каждом будет свой фонд с функцией поддержки и развития.
«Почему моя должность называется «директор по предназначению и миссии»? В Aitas все держится на человеческих ценностях, корпоративной культуре и предназначении, которое определено как служение народу. А своей социальной миссией мы видим устойчивое развитие страны через развитие сельских территорий. Почему именно села? В городах хорошие бюджеты, в них едут как лучшие специалисты из регионов, так и непрофессионалы, которые создают ложную урбанизацию. А в селах в это же время происходит вымывание кадров. Мы хотим уровень жизни во всех 164 сельских районах Казахстана поднять до уровня городов. Наша главная идея – пускать средства на социальную работу. В этом отношении, полагаю, наш проект уникален. И меня это каждый день драйвит. Мы запускаем в селах лучшие школы уровня НИШ, мы открываем с местными предпринимателями диагностические лаборатории. И все это происходит системно, на основе стратегий района и с выделенными проектами в каждом регионе», – утверждает Ксения.
Для многих видов бизнеса 2020 год стал испытанием, и прошлая весна для Aitas также оказалась нелегкой. В апреле продажи ожидаемо просели из-за закрытия оптовых рынков и сложностей с общепитом. Каждый день производился мониторинг ситуации по COVID-19, в том числе и по нахождению регионов в «красной» и «желтой» зонах.
Кроме того, пришлось перераспределить каналы сбыта, сделав упор на торговые сети и магазины у дома. Но во многом благодаря запуску второй очереди МПФ рост выручки в итоге превысил прогнозы. Год холдинг Aitas закончил с приростом: производства продукции – до 70,2 тонны, средней зарплаты – до 189 тыс. тенге. Удалось, что очень важно, не сократить, а увеличить штат – к концу 2021 года он вырастет на 1200 человек и достигнет в общем 3500 сотрудников. У холдинга много планов по развитию стратегии на этот год – и дальше.
«Я часто шучу, когда меня спрашивают, кем я работаю. И отвечаю, что я разнорабочий. Ну правда, где у меня была бы возможность заниматься и управлением проектами, и разработкой корпоративной культуры? Я рада возможности примерить несколько ролей на себя: быть одновременно и в PR, и в общественных фондах, и в управлении предназначением и миссией. Я живу в нескольких городах параллельно. И если раньше задавалась вопросом, кем я хочу стать, когда вырасту, то пару лет назад стало ясно: важнее понять, какой я хочу стать. В этом плане моя деятельность меня же и определяет», – резюмирует Ксения Верба.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.