Инвесторов ставят на рельсы. "Коммерсантъ-Нижний Новгород". 6 декабря 2023
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
Транспорт и логистика » Строительство железных дорог
Строительство » Жилищное строительство РФ
Транспорт и логистика » Строительство железных дорог
Строительство » Жилищное строительство РФ
07.12.2023 в 09:47 | Коммерсантъ-Нижний Новгород | Advis.ru

Горьковская железная дорога договаривается с Корпорацией развития и правительством Нижегородской области о развитии железнодорожного узла будущей портовой особой экономической зоны на Бору. Существующие железнодорожные ветки обеспечат погрузку 1,2 млн т грузов в год, но перспектива расширения хаба в 2025 году с 50 га до 110 га потребует удвоить эти мощности. Для этого необходимы дополнительные пути и ветки к станции "Моховые горы", а также железнодорожная петля в районе Толоконцево, грузовые и сортировочные терминалы. Инфраструктуру предложено расширить за счет инвесторов или на условиях софинансирования с ГЖД.
Горьковская железная дорога предложила Корпорации развития Нижегородской области варианты развития железнодорожной инфраструктуры будущей портовой особой экономической зоны (ОЭЗ) на Бору. Концепцию на сессии VIII Транспортного форума в Торгово-промышленной палате региона представил заместитель главного инженера ГЖД Дмитрий Орлов. К волжскому порту, отданному под ОЭЗ, ведут две ветки от станции "Моховые горы", расположенной в 8 км от линии Нижний Новгород — Киров, северного маршрута Транссиба.
Перегоны из Нижнего Новгорода до "Моховых гор" загружены на 57–76%, ближайшая к будущей ОЭЗ станция обеспечена четырьмя путями, способными принимать составы до 44 грузовых вагонов. Там же имеется сеть путей необщего пользования (второстепенные дороги, используемые предприятиями), ведущих к причальным стенкам.
Мощности "Моховых гор" позволяют ежегодно обеспечивать погрузку 1,2 млн тонн грузов, отметил господин Орлов.
"Существующие пути для начала работы портового хаба достаточны. До 1 млн т грузов в год мы дополнительно можем с этих путей получить без развития железнодорожной инфраструктуры", — разъяснил "Ъ-Приволжье" Дмитрий Орлов.
Однако в перспективе проект портовой ОЭЗ потребует расширения железнодорожного узла, поскольку ежегодная загрузка вырастет до 2,3 млн тонн из-за расширения ОЭЗ до 110 га в 2025 году, говорит заместитель гендиректора Корпорации развития Антон Гаранин. В первом квартале 2024 года Корпорация развития рассчитывает получить статус ОЭЗ для территории 50 га с двумя причальными стенками, которые Росимущества передаст региону в собственность.
Как рассказывал "Ъ-Приволжье", там появятся контейнерные, универсальные грузовые и зерновые терминалы, а также склады и здание управления с отелем и бизнес-центром. Также в ОЭЗ построят десять производственных корпусов площадью 30 тыс. кв. м для компаний, связанных с портовой деятельностью и железной дорогой. Начальные инвестиции в проект оцениваются в 11,6 млрд руб., ранее гендиректор Корпорации развития Игорь Ищенко называл цифру 16 млрд руб. Для резидентов будут действовать льготы в 2% по налогу на прибыль в течение десяти лет, нулевые ставки таможенных пошлин и НДС. Предполагается, что благодаря ОЭЗ сроки доставки грузов по коридору Север — Юг сократятся до 22 суток, а стоимость перевозок сократится на 20%.
Ежегодный грузооборот Корпорация развития оценивает в 4,3 млн тонн к 2028 году. Впрочем, основной для ОЭЗ оборот зерна составит лишь 350 тыс. тонн, а больше всего планируется возить соли — 770 тыс., металлы — 760 тыс. тонн, лесные грузы — 470 тыс. тонн и 2 млн контейнеров.
Предполагается, что основную инфраструктуру построят инвесторы, однако они не спешат вкладываться в причальные стенки, окупаемые в течение 20 лет. Но и регион не торопится финансировать портовую инфраструктуру, на которой будут зарабатывать коммерсанты. Тем не менее в Корпорацию развития уже поступили заявки от потенциальных резидентов на 8 млрд руб. С учетом такой динамики ОЭЗ потребует расширения, отметил Антон Гаранин.
Планы Корпорации развития относительно ОЭЗ потребуют от резидентов обеспечить разнородность грузов и исключить сортировку, а от магистрали — изменить работу станций и железнодорожных участков. Для заявленных 2,3 млн тонн грузов ежедневно необходимо минимум три пары грузовых поездов на 38 вагонов, развитие портовой ветки, средств погрузки. Необходимо соединить три ветки путей с восточной стороны "Моховых гор" и построить вытяжной путь, чтобы пустить магистральные тепловозы.
Предстоит построить новые погрузочные терминалы и соединительную железнодорожную петлю в районе станции "Толоконцево" для отправки грузов на станцию "Нижний Новгород–Сортировочный" или в кировском направлении без разворота локомотива, следует из материалов ГЖД.
Железнодорожная инфраструктура может быть расширена тремя способами, рассказал "Ъ-Приволжье" Дмитрий Орлов. Либо затраты полностью лягут на грузоотправителей, которым магистраль предоставит точки примыкания к своей инфраструктуре и будет пропускать определенные объемы грузов, либо стороны софинансируют инфраструктуру. Наконец, ГЖД может полностью оплатить пути и применить механизм Ship-or-Pay ("вези или плати") к отправителям грузов. "Мы не можем вкладываться в развитие инфраструктуры, не имея гарантий того, что не будет нужного объема грузов и проект окупится", — объяснил Дмитрий Орлов.
Необходимые затраты власти и магистраль оценят, если договорятся о расширении инфраструктуры. Пока ГЖД предлагает правительству и Корпорации развития посетить морской торговый порт Усть–Луга и посмотреть, как в нем организована работа.
Для справки: Название компании: Горьковская железная дорога (ГЖД, филиал РЖД, ОАО) Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
