Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Выступление Первого вице-премьера - Министра финансов Антона Силуанова на Парламентских слушаниях на тему: "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации" (СЗПК).

А.Г. Силуанов: Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, добрый день! Действительно, как сказал Вячеслав Викторович, мы подготовили соответствующий законопроект, исходя из тех задач, которые поставлены Президентом, а именно – увеличение темпов экономического роста и вхождение России в пятерку стран с наибольшей экономикой.
Мы в последнее время создали все условия для такой стабильной макроэкономической среды. У нас предсказуемый курс, снижается инфляция и процентные ставки. Но до сих пор еще есть риски в регуляторной среде у наших предпринимателей и бизнеса. Когда мы стали обсуждать с бизнесом, какие шаги нам предпринимать, для того чтобы стимулировать наших предпринимателей к вложению собственных средств в новые проекты, все предприниматели рекомендовали нам принять закон, который стабилизировал бы условия деятельности. Мы говорим о том, что на депозитах у предпринимателей лежат 30 триллионов и считаем необходимым создать условия для того, чтобы имеющиеся у бизнеса денежные средства работали на цели экономического роста. Для того чтобы они заработали, необходимы условия, гарантии средств, которые вкладываются в инвестиции, гарантии отдачи от этих инвестиций, и соответственно возврат этих средств. Поэтому тот законопроект, который мы сегодня рассматриваем, направлен как раз на решение этих задач.
Мы видим, что сегодня в области инвестиций действует законодательство еще 90-х годов, и во многом это законодательство устарело. Поэтому когда мы перед собой ставили задачу подготовки законодательства, задача была такая – подготовить основы инвестиционного законодательства, которые бы по-современному решали вопросы инвестиций, гарантий инвестиций, стабильности инвестиционных режимов и так далее. Поэтому вместе с рассматриваемым законопроектом мы предлагаем исключить целый ряд устаревших норм законодательства, а в этот законопроект включить те решения, которые необходимы для инвестиций.
Сразу хочу заметить, что вопрос бюджетных инвестиций мы намеренно исключили из действующего законопроекта, с тем чтобы эту тему включить уже в бюджетное законодательство и там определить основные принципы инвестирования за счет бюджетных средств.
Что хотелось бы сказать про основные задачи законопроекта? Законопроект предлагает два ключевых решения. Первое – это стабилизация тех решений, которые влияют на бизнес-проекты для всех предпринимателей, независимо от того, заключается ли соглашение о защите и поощрении капиталовложений или нет. Речь идет о так называемом общем инвестиционном режиме. И второе направление – это уже заключение соглашений с инвесторами, которые непосредственно вкладывают свои собственные деньги в проект и соответственно заключается соглашение между государством и таким инвестором. Кратко остановлюсь на двух этих предложениях.
Первое – это общий инвестиционный режим. Он предусматривает отсрочку вступления в силу нормативно-правовых актов, которые приводят к дополнительным издержкам для бизнеса и влияют на те инвестпроекты, которые бизнес должен реализовывать. Что это такое? Это, в первую очередь, отсрочки по налогам. Мы говорим о трех налогах: налог на прибыль, налог на землю, имущественные налоги. И мы говорим о том, что изменения по этим налогам, которые могут негативно повлиять на реализацию этих бизнес-проектов, вступают с отсрочкой на три года. Как это будет работать? Любые законодательные инициативы будут проходить оценку регулирующего воздействия. Такую оценку производит Министерство экономического развития России. И в случае, если будет признано то, что тот или иной законопроект негативно влияет на бизнес, нормы соответствующих законодательных актов будут включать в себя отсрочку вступления в силу данных законодательных инициатив, что позволит адаптироваться бизнесу к этим новеллам. Второе – это уже так называемый проектно-инвестиционный режим. Здесь предлагается реализовывать этот проектно-инвестиционный режим на основании соглашений между государством и бизнесом. По сути дела, две стороны: государство, с одной стороны, и предприниматели, с другой, которые берут на себя соответствующие обязательства. Мы говорим о том, что соглашение о защите поощрения капиталовложения – своего рода публичная оферта. Здесь предусматривается заявительный порядок заключения таких соглашений и государство не может отказать от заключения этих соглашений. О чем идет речь в соглашениях? Предусматривается стабилизационная оговорка в части налогов, а именно три налога плюс стабилизация в порядке возмещения НДС. Нормы о неухудшении условий технического регулирования, лицензирования, землепользования, застройки территорий, административных процедур в строительстве принимаются с отсрочкой. По налогам это отсрочка от шести до двадцати лет, то есть речь идет о сроке реализации проекта. По техническому регулированию, землепользованию и застройке предлагается установить срок до трех лет, когда вводятся изменения, касающиеся влияния на бизнес. Кроме того, соглашением предусматривается сохранение тех норм государственной поддержки, которые действуют на момент реализации нового соглашения. То есть если принимается решение об инвестировании в новый проект, и государство обещает меры поддержки, в том числе и финансовой поддержки, то в соглашении о защите и поощрении капиталовложений эти меры прописываются, и государство берет на себя уже ответственность по сохранению этих мер на весь период, когда будет реализован тот или иной инвестиционный проект. При этом законопроектом предусматриваются различные подходы по стабилизациям в зависимости от объема инвестиций.
Чем больше объем инвестиций, чем значимее инвестиционный проект, тем на более длительный срок заключаются такие соглашения. Мы изначально планировали заключение соглашений по проектам, которые имеют объем собственных инвестиций не менее полутора миллиардов рублей. Для чего это делается? Мы знаем, что зачастую проекты реализуются, создавая небольшую компанию с небольшим уставным фондом, привлекаются заемные средства, эти заемные средства не всегда потом выполняются и от этого страдают сами проекты. Поэтому мы говорим о вложениях именно собственных средств от полутора миллиардов рублей в проекты в области промышленности, сельского хозяйства, цифрового развития, стоимость которых оценивается не менее 7 миллиардов рублей. В иных сферах экономики от 5 миллиардов рублей и более крупные проекты от 10 миллиардов рублей. Когда мы готовили законопроект, нам предложили несколько понизить планку, сделав её минимальное значение 250 миллионов рублей для проектов, которые касаются социальной сферы, здравоохранения, образования, культуры, физкультуры. Мы согласились с таким подходом и учли также более пониженный объем инвестиций в такие проекты. При этом хочу сказать, что при проектах наиболее крупных от 10 миллиардов рублей и выше предлагается стабилизировать формулу тарифов. То есть естественная монополия, которая поставляет соответствующие услуги для вновь реализуемого проекта, может заключать длительные соглашения о порядке расчета стоимости таких услуг, что тоже важно для реализации бизнес-проектов. Кроме того, мы говорим о том, что при крупных проектах от 10 миллиардов, мы можем включать в соглашение размеры и порядок уплаты вывозных таможенных пошлин. Причём тоже это предусматривается на достаточно длительные сроки в зависимости от объёма реализуемого проекта. Кроме того, к крупным проектам могут применяться дополнительные стабилизации по ставкам платы по неналоговым платежам.
Помимо стабилизационной части, вторая важная новация законопроекта, которую мы включили по предложению бизнеса, это норма о том, что, реализуя новый инвестиционный проект, те затраты на инфраструктуру, которые были произведены предпринимателем, будут компенсироваться за счет будущих налогов. Это новация очень важная. Потому что речь идет о социально-инженерной инфраструктуре. Та сопутствующая инфраструктура, которая необходима для реализации бизнес-проекта, будет компенсирована из будущих налогов, то есть по сути дела за счет бюджетных средств. Это тоже очень важная мера, потому что позволит снизить издержки предпринимателей для вложений и для реализации новых проектов.
У нас предусмотрена законопроектом и взаимная ответственность. Потому что в случае, если государство нарушит соответствующие нормы соглашения, будет предусмотрена мера компенсации. В случае, если предприниматель нарушит условия и соответствующий бизнес-проект не будет реализован, то здесь тоже предусмотрена мера ответственности в виде возврата тех дополнительных мер поддержки, которые были получены в ходе реализации проекта. Предусматривается реестр таких соглашений. Реестр всех СЗПК будет вести Федеральное Казначейство в электронном виде. Федеральное казначейство также будет вести реестр всех мер поддержки, что позволит обеспечить неизменность в рамках СЗПК принятых решений о предоставлении поддержки.
В ходе работы над законопроектом мы постоянно ведем диалог с бизнесом. И многие предприниматели ждут этого законопроекта с тем, чтобы начать свои инвестиции. Речь идет о строительстве целлюлозно-бумажных комбинатов, новые инвестиции в рамках "Енисейской Сибири", дорога "Меридиан", которая свяжет Китай и Европу, экологические проекты, целый ряд других проектов, которые сейчас пока не реализуются до момента принятия соответствующего законопроекта.
Участие регионов. Законопроектом также предусматривается возможность участия субъектов Российской Федерации. Для них предусмотрены такие же условия заключения соглашений, которые касаются региональных налогов и определенных видов стабилизации. Планка по таким проектам чуть понижена по сравнению с федеральным уровнем. Мы считаем, что это даст возможность участия среднего бизнеса в соглашениях по защите и поощрению капиталовложений. Согласен с Вячеславом Викторовичем о том, что у нас есть определенные нормы законопроекта, которые отсылают к решению Правительства Российской Федерации. В настоящее время такие проекты решений Правительства готовятся, и мы до конца года подготовим проекты актов. По нашим оценкам, необходимо около пяти постановлений Правительства и достаточно большое количество ведомственных актов. Мы соответствующее решение подготовим ко второму чтению. Важно также, что будут подготовлены и модельные акты для субъектов Российской Федерации, модельные акты соглашений по поощрению капиталовложений, что облегчит работу бизнеса в субъектах Российской Федерации.
Мы готовы к работе ко второму чтению. Мы слышим достаточно много и положительных моментов, как оценка инициатив, которые представлены Правительством в Государственную Думу, так и много предложений по доработке. Поэтому мы готовы вместе с депутатами, вместе с бизнесом к работе над совершенствованием законопроекта. Уверен, что мы сможем сделать его лучше ко второму чтению. Спасибо.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.