INFOLine: как изменился топ-100 ритейлеров в 2022 году?
Розничная торговля » FMCG сети
Розничная торговля » DIY & Household Retail
Розничная торговля » Общественное питание
Розничная торговля » Сети компьютерной техники
Розничная торговля » Сети бытовой техники
Розничная торговля » Прочие торговые сети
Розничная торговля » DIY & Household Retail
Розничная торговля » Общественное питание
Розничная торговля » Сети компьютерной техники
Розничная торговля » Сети бытовой техники
Розничная торговля » Прочие торговые сети


За 2022 год рейтинг топ-100 крупнейших ритейлеров России существенно изменился.
Одна из главных перемен – уход шести крупных международных ритейлеров: Ikea, Inditex, H&M, Adidas, Decathlon, Uniqlo закрыли магазины и полностью прекратили работу на российском рынке. В общей сложности им принадлежали 1199 точек, а их совокупные продажи составляли 541,7 млрд руб. – 3,8% розничного товарооборота непродовольственных товаров в стране.

Существенно ухудшили позиции (отмечены красным) сети, работающие в сегменте мобильной электроники. Их продажи упали в связи с уходом зарубежных брендов с российского рынка.
Рост в рейтинге топ-100 показали дискаунтеры: они существенно улучшили позиции (отмечены синим). Причем это не только продуктовые дискаунтеры, но и игроки в других продуктовых сегментах, например, "Галамарт" и "Апрель". Улучшили позиции онлайн-ритейлеры: во многом именно эти компании стали бенефициарами ухода иностранных брендов и разрешения параллельного импорта.
К топ-10 крупнейших ритейлеров России быстро приближаются такие компании как "Яндекс" и "Сбер", представляющие собой экосистемы. Они серьезно нарастили активы в ритейле и стали серьезными игроками рознично бизнеса.

У компаний первой десятки результаты 2022 года отличаются. Компания "М.Видео-Эльдорадо" показала падение продаж (-15,6%), у ряда игроков рост не превысил темпов инфляции. Два лидера – X5 Group и "Магнит" – упрочили свои позиции. В 2022 году они продолжали открывать новые магазины и совершили крупные сделки по поглощению компаний-конкурентов.
В рейтинг топ-10 по показателю оборота (не выручки) можно включить маркетплейсы Wildberries и Ozon, которые продемонстрировали ошеломляющие темпы роста – 93,6% и 86,4% соответственно. "По многим категориям эти компании становятся лидерами продаж и будут в дальнейшем определять тенденции рынка, – прокомментировал Иван Федяков, основатель и глава группы компаний INFOLine.
– Близко к десятке уже подошли экосистемы "Яндекса" и "Сбера", которые по итогам 2023 года, вполне вероятно, войдут в топ-10 крупнейших розничных ритейлеров. Там образом существую часть лидеров розничных компаний будут составлять компании e-соммеrce". Консолидация на рынке усилилась и совокупный товарооборот топ-100 ритейлеров (19 трлн руб.) в 2022 году впервые с существенным отрывом обогнал совокупный товарооборот всех остальных розничных сетей в России (17,2 трлн руб).
Если посмотреть на динамику последних 10 лет, то продажи топ-100 компаний неизменно росли (с 4,6 трлн в 2012 г.), а всех остальных сетей в совокупности практически не менялись год от года. В целом рынок розничной торговли вырос на 7,7% в денежном выражении по итогам 2022 года. При этом позитивную динамику показали только сегменты продовольственных товаров (+11,8%), аптеки (+4,9%), детские товары (+2,4%). В остальных отраслях наблюдался спад продаж. Существенное изменение произошло в структуре каналов продаж. В 2022 году продолжился рост продаж по модели маркетплейса. Доля этого канала увеличилась до 5,7% в общем РТО и впервые превысила долю рынков и ярмарок (5,5%). Доля РТО, который приходится на топ-10, продолжила расти с 27,5% до 28,7% за год. На долю Топ-100 торговых сетей сейчас приходится 53% РТО, в 2021 году было 50%.

Для справки: Название компании: Информационно-аналитическое агентство INFOLine Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:

Зарегистрируйтесь на мероприятие от аналитиков INFOLine и получайте ежедневное саммари главных событий отрасли в течение всего сентября.
Предложение действительно для участников:
- Сессии WorldFood-21 "Новые стратегии поставщиков, ритейла и HoReCa: ориентация на экспорт, вертикальная интеграция, цифровизация и другие стратегии", 22 сентября 2021 года. Подробнее
- Форума для поставщиков "Диалог Х5-2021", 30 сентября 2021. Подробности и регистрация
Получите пример Summary и специальное предложение на подписку ЗДЕСЬ