Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Уголь валит на юг. "Portnews". 26 сентября 2022

Переориентация экспорта угля требует перестройки логистических цепочек внутри страны. В сложившейся ситуации порты конкурируют за мощности железной дороги, стараясь сохранить отгрузки на доступные рынки.
В новой геополитической ситуации наблюдается структурная перестройка экспорта российского угля. Участники рынка рассчитывают, что поставки переориентируются из Европы на Восток: основными потребителями, вероятно, станут Китай, Индия и Турция. Угольный "разворот в Азию" связан не только с импортными ограничениями: ожидаемый прирост мирового спроса на уголь в основном приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
За 8 месяцев 2022 года Индия увеличила импорт российского угля в 2,2 раза - до 4,37 млн тонн, отмечает директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Нариман Тайкетаев. "Сохраняется потенциал дальнейшего наращивания доли российских угольщиков в индийском импорте (текущая доля - около 4%), учитывая высокое качество российского угля, предоставление существенных скидок к ценам альтернативных поставщиков из других стран", - говорит он.
Разворот экспорта тянет за собой перестройку внутренней логистики. Сегодня уголь экспортируется преимущественно морем, порты отгрузки сконцентрированы на трех полигонах: Дальний Восток, юг и северо-запад. В новых реалиях давние проблемы с доставкой угля до портов перегрузки проявляются с новой силой.
Узкая дорога на Восток
На Дальнем Востоке мощности стивидоров не обеспечены достаточными объемами угля. Провозная способность Восточного полигона в 2021 году составляла 144 млн тонн, а потребность – 284 млн тонн в год. Дефицит провозных мощностей оценивается, таким образом, в 140 млн тонн. В ходе Восточного экономического форума (ВЭФ) губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев отметил, что угольщики Кузбасса должны были в 2022 году отправить 53 млн тонн угля (и еще на 5 млн тонн было разрешение). "В итоге перевезем существенно меньше, чем в прошлом году. Влияние эмбарго на нас меньше, чем нестроительство Восточного полигона", - заявил Сергей Цивилев. Профицит специализированных угольных портовых мощностей Дальнего Востока, по оценкам участников рынка, уже сейчас превышает 50 млн тонн в год.
"Экспортные потоки угля в восточном направлении в 2022 году были ограничены не только пропускной способностью железной дороги, но и изменением приоритета погрузки угля. В марте было приостановлено правило недискриминационного доступа, в рамках которого квотировался вывоз угля из Кузбасса, Хакассии и других угледобывающих регионов", – напоминает старший аналитик департамента стратегического развития и экономического прогнозирования Газпромбанка Михаил Ведищев.
Согласно презентации директора по портовым и железнодорожным проектам УГМК Ирины Ольховской на ВЭФ, из 78 млн тонн угля, поставленных на рынки АТР за январь-июль, 65 млн тонн были отправлены через порты и погранпереходы Дальнего Востока, а остальное ? через порты северо-запада и юга.
Юг может больше
В РЖД PortNews сообщили, что среднее время в пути от станции погрузки угля до станции назначения в южных портах составляет 7-10 суток (расстояние около 4800 км), до северо-западных портов – 7-11 суток (около 4900 км). Суммарно только действующие мощности портов юга и северо-запада могли бы направить на экспорт около 80 млн тонн за 8 месяцев, если бы были загружены на полную мощность, отмечает Михаил Ведищев. Однако фактически было вывезено 62 млн тонн.
Погрузка каменного угля в направлении морских портов Азово-Черноморского бассейна в январе-августе текущего года выросла на 26,8% - до 23,7 млн тонн, подчеркивает Нариман Тайкетаев. Весь прирост экспорта угля на этом направлении в 2022 году связан с увеличением перевалки через единственный специализированный угольный порт на юге – навалочный терминал в Тамани, говорит Михаил Ведищев. За 8 месяцев терминал экспортировал 20 млн тонн угля против 14 млн тонн в 2021 году. Судя по данным, терминал в Тамани может экспортировать в 2-2,5 раза больше, чем в среднем фактически переваливал в течение восьми месяцев, считает эксперт.
По расчетам РЖД, с учетом перспективных объемов экспорта расчетная необходимая провозная способность на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна составляет 131 млн тонн на 2025 год и 152 млн тонн на 2030 год. При этом в 2021 году была обеспечена провозная способность в адрес портов юга в объеме 125,1 млн тонн (+50,1 млн тонн к уровню 2015 года). Ведется строительство западного обхода Саратовского узла с усилением участка Липовский – Курдюм: проект позволит к 2024 году обеспечить прирост провозной способности в направлении терминалов юга на 30 млн тонн.
Источники PortNews позитивного настроя РЖД не разделяют, и данные самого же перевозчика тоже свидетельствуют об обратном. Фактическая погрузка РЖД экспортных грузов в адрес южных портов в 2021 г. составила 92.5 млн тонн, 74% от заявленной провозной способности. Расчетная провозная способность на 2025-2030 год скорей всего недостаточна: стивидоры уже в 2021 г. заявляли, что РЖД согласовывает менее 50% заявок экспортеров на перевозку. Источники в портовой отрасли говорят, что в это году спрос вырос и доля согласованных заявок даже снизилась. Речь при этом идет о разительном снижении: летом этого года РЖД согласовали лишь чуть больше трети заявок на перевозку грузов в южные порты, что видимо, во многом было связано с увеличением пассажирских перевозок в летний период в ситуации продолжающего запрета на авиаперелеты в аэропорты Юга. Дела денежные"Ключевой проблемой переключения угля на европейские порты является не портовые мощности, а рентабельность поставок на азиатские рынки с учетом роста тарифов по железной дороге и ставок фрахта на такое большое плечо", — считает Михаил Ведищев. "Затраты на фрахт у российских экспортеров сейчас критически возросли. В этих условиях отгрузки судовыми партиями 150-200 тысяч тонн и судами типа Capesize из Тамани в Индию, Китай и другие страны Юго-Восточной Азии позволяют в 2 раза и более уменьшить ставки фрахта по сравнению с отгрузками судами Kamsarmax и Baby-cape из портов Балтики", - дополняет источник на рынке. Текущие фьючерсы на энергетический уголь на азиатском направлении находятся на уровне около $430 за тонну, на европейском рынке - около $330 за тонну. Цены на российский уголь на условиях FOB в зависимости от калорийности и порта отгрузки находятся в диапазоне $150-180 за тонну, приводят данные в НКР. "Учитывая невысокую себестоимость (примерно от $14/тн), ставок ж/д тарифа на перевозку угля ($45-60/тн в зависимости от направления) и ставок фрахта ($15-20 тн на азиатском направлении и $40-60/тн на южном направлении), поставки угля остаются рентабельными для российских экспортеров", — комментирует Нариман Тайкетаев. При поставке угля в направлении портов Северо-Запада, транспортные издержки на перевозку по железной дороге составляют порядка 38-45% от стоимости FOB в портах Балтийского бассейна, отмечает эксперт. По данным СМИ, в правительстве обсуждается введение скидки на железнодорожные перевозки угля для портов Северо-Запада, что может увеличить конкуренцию за груз и для южных портов."Скидки в направлении портов Северо-Запада сильно помогут восстановить их загрузку, учитывая, что большая часть угля через них будет экспортирована на удаленные от Балтийского моря рынки, с довольно высокими затратами на фрахт. Небольшие порты Юга пострадают не сильно, так как значительная часть их угля идет в Турцию, а также в балканские страны, не входящие в ЕС. Таманский порт будет испытывать конкуренцию, в первую очередь, с другими портами, имеющими возможность работать с судами дедвейтом свыше 100 тыс. т, а именно с Мурманском и Усть-Лугой. Однако, учитывая их текущий уровень загрузки, на эти порты можно переключить относительно небольшие объемы перевалки угля", — заключает Михаил Ведищев.
Источники PortNews позитивного настроя РЖД не разделяют. Фактическая погрузка РЖД экспортных грузов в адрес южных портов в 2021 году составила 92,5 млн тонн - 74% от заявленной провозной способности, подчеркивают собеседники PortNews. Расчетная провозная способность на 2025-2030 годы, скорее всего, полагают они, недостаточна: стивидоры уже в 2021 году заявляли, что РЖД согласовывают менее 50% заявок экспортеров на перевозку. Источники в портовой отрасли говорят, что в этом году спрос вырос, а доля согласованных заявок даже снизилась. Речь идет о значительном снижении: летом этого года РЖД согласовали лишь чуть более трети заявок на перевозку грузов в южные порты, делится источник. Однако это, вероятно, во многом связано с увеличением пассажирских перевозок в летний период в ситуации продолжающегося запрета на авиаперелеты в аэропорты юга.
Дела денежные
"Ключевой проблемой переключения угля на европейские порты является не портовые мощности, а рентабельность поставок на азиатские рынки с учетом роста тарифов по железной дороге и ставок фрахта на такое большое плечо", - считает Михаил Ведищев. "Затраты на фрахт у российских экспортеров сейчас критически возросли. В этих условиях отгрузки судовыми партиями 150-200 тыс. тонн и судами типа Capesize из Тамани в Индию, Китай и другие страны Юго-Восточной Азии позволяют в 2 раза и более уменьшить ставки фрахта по сравнению с отгрузками судами Kamsarmax и Baby-cape из портов Балтики", - дополняет источник на рынке.
Текущие фьючерсы на энергетический уголь на азиатском направлении находятся на уровне около $430 за тонну, на европейском рынке ? около $330 за тонну. Цены на российский уголь на условиях FOB в зависимости от калорийности и порта отгрузки находятся в диапазоне $150-180 за тонну, приводят данные в НКР.
"Учитывая невысокую себестоимость (примерно от $14 за тонну), ставки железнодорожного тарифа на перевозку угля ($45-60 за тонну в зависимости от направления) и ставки фрахта ($15-20 за тонну на азиатском направлении и $40-60 за тонну на южном направлении), поставки угля остаются рентабельными для российских экспортеров", — комментирует Нариман Тайкетаев.
При поставке угля в направлении портов северо-запада транспортные издержки на перевозку по железной дороге составляют около 38-45% от стоимости FOB в портах Балтийского бассейна, отмечает эксперт. По данным СМИ, в правительстве обсуждается введение скидки на железнодорожные перевозки угля для портов северо-запада, что может увеличить конкуренцию за груз и для южных портов.
"Скидки в направлении портов северо-запада сильно помогут восстановить их загрузку, учитывая, что большая часть угля через них будет экспортирована на удаленные от Балтийского моря рынки, с довольно высокими затратами на фрахт. Небольшие порты юга пострадают несильно, так как значительная часть их угля идет в Турцию, а также в балканские страны, не входящие в ЕС. Таманский порт будет испытывать конкуренцию, в первую очередь, с другими портами, имеющими возможность работать с судами дедвейтом свыше 100 тыс. тонн, а именно с Мурманском и Усть-Лугой. Однако, учитывая их текущий уровень загрузки, на северо-западные порты можно переключить относительно небольшие объемы перевалки угля", - заключает Михаил Ведищев.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.