Межрегиональная ассоциация курьерских служб поможет бизнесу справиться с кадровым кризисом.
Заседание рабочей группы Торгово-промышленной палаты РФ по развитию экспресс-логистики состоялось 14 декабря и собрало более 70 участников. Темой встречи стало состояние рынка труда в отрасли: представители бизнеса обсудили текущий кадровый кризис и способы борьбы с ним. В дискуссии приняли участие рекрутинговые сервисы, hh.ru, "Работа.ру" и Kelly Services, компании DPD, "МастерДеливери", "СберМаркет", DostavkaGuru и другие организации, включая "Национальный совет такси". Кроме того, на заседании присутствовали представители центрального аппарата ГУ по вопросам миграции МВД России и отдельной комиссии по вопросам трудовой миграции Совета ТПП РФ по внешнеэкономической деятельности.
Как отметили участники встречи, пандемия и вызванный ей резкий рост онлайн-торговли отразился на рынке логистических услуг. Цифровизация и внедрение новых сервисов привели к тому, что компании начали активно пополнять штат. Однако сотрудников катастрофически не хватает.
По данным Центра занятости населения Москвы, сейчас количество вакансий, размещенных на рынке, превышает число кандидатов в 32 раза. В hh.ru, со своей стороны, заявили, что 2021 год заканчивается с цифрами, "которые раньше было сложно даже представить". Прирост по вакансиям составил 67%, в то время как активность соискателей увеличилась только на 12%. Как подчеркнула глава департамента аналитических бизнес-решений компании Наталья Данина, ситуация на рынке труда сложилась критическая. К ней привели, в первую очередь, отток мигрантов, уехавших в пандемию на родину, и рост смертности населения, в том числе из-за COVID-19. Наконец, сказалась демографическая яма, которую в 2021 году рынок почувствовал максимально остро: людей в возрасте 20-24 лет сейчас только 7 млн — а это минимум за последние 11 лет. Именно поэтому Данина уверена: "делать ставку на молодых сейчас неправильно и слишком дорого".
Однако в сервисе "Работа.ру" считают, что проблема рынка труда не столько в нехватке молодежи, сколько в нецелевом обращении кандидатов. "В логистику сейчас приходится брать не тех, кто хочет работать, а тех, кто идет в нее либо от безысходности, либо для подработки. В первую очередь, это менеджеры среднего бизнеса, у которых сейчас нет работы", — говорит заместитель генерального директора Александр Ветерков. Наконец, еще одна сложность для отрасли в том, как "закрываются" вакансии. В "Работа.ру" подсчитали, что за пандемию затраты на то, чтобы отобрать кандидата и нанять его выросли на 30%. Например, для найма на работу одного водителя нужно отсеять 130 человек, а если это менеджер по продажам, то придется рассмотреть по холодной базе кандидатов тысячу человек.
"Подбор как раньше не работает, необходимо практически все процессы – начиная от описания вакансии до онбординга, удержания сотрудников – пересматривать. И то, что еще прекрасно работало даже год назад, совершенно перестало работать сейчас", — заявила на встрече территориальный директор Kelly Services Виктория Музычкина. Участники заседания сошлись в том, что для выхода из кадрового кризиса отрасли экспресс-доставки нужно заново наладить два процесса: трудоустройства персонала и его поиска.
Прежде всего, Музычкина рекомендует компаниям изменить подход к найму. Если раньше компании устанавливали определенные требования — возраст, обучаемость, карьерные амбиции — и отказывали соискателю исходя из них, то теперь эти критерии нужно пересматривать в пользу обучения сотрудников. Кроме того, бизнесу нужно "ускоряться" — переходить на экспресс-рекрутмент. Как отмечает эксперт, если раньше процесс найма мог занимать до двух недель, то сейчас работодатели не могут себе этого позволить. "Надо сокращать, уплотнять и даже проводить какие-то этапы параллельно", — говорит Музычкина. Это позволит увеличить количество трудоустроенных и не потерять тех, кого компания точно готова брать на работу.
Еще один способ расширить базу кандидатов — не ограничивать их поиск географическим фактором. Так, все больше крупных логистических компаний в Москве и Санкт-Петербурге готовы перевозить сотрудников из других регионов или стран СНГ, предлагая им необходимые условия (проживание, питание и рыночную зарплату). К тому же интерес кандидатов к такому формату снова вырос — люди готовы переезжать ради работы. Как заявил Павел Глухов, GR-директор "СберМаркета", создание соответствующей инфраструктуры поможет привлечь как кадры из внешней миграции — из стран Евразийского экономического сообщества, так и из внутренних ресурсов — из других российских регионов. Таким образом, компании, например, смогут закрыть позиции в рамках линейного персонала в сфере доставки — сфере, где сейчас самая высокая конкуренция за сотрудников.
При поиске таких сотрудников можно также задействовать дополнительные ресурсы — помимо джоб-бордов стоит пользоваться услугами фриланс-рекрутеров на местах. Как отмечают в "Работа.ру", такой инструмент дешевле и зачастую эффективнее при поиске персонала в регионах.
По итогам встречи было принято решение, что площадкой, где участники логистической отрасли смогут системно решать проблемы, связанные с кадровым кризисом, станет МАКС. Организация планирует собрать в рамках специальной рабочей группы всех, кто сможет предоставить актуальную аналитику рынка труда, помочь бизнесу с наймом сотрудников и с их оформлением, в том числе с соблюдением миграционного законодательства. В состав рабочей группы войдут как компании, оказывающие услуги доставки, так и лидеры HR-рынка наравне с джоб-бордами и представителями комиссии по трудовой миграции Совета ТПП РФ. "Наша задача — собрать лучшие практики и кейсы от участников рынка, чтобы они могли не только восполнить нехватку кадров, но и не испытывать трудностей с их оформлением", — говорит президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков.
Важно не только найти сотрудников, но и удержать их в компании. В МАКС надеются собрать лучшие практики в этой области как от HR-профессионалов, так и от логистических компаний, что, в свою очередь, поможет всем участникам рынка. Помимо этого, ассоциация намерена взаимодействовать с профильными ведомствами, предоставляя консолидированную позицию бизнеса по важным вопросам работы с персоналом.
--
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot