Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Межрегиональная ассоциация курьерских служб поможет бизнесу справиться с кадровым кризисом.

Логистическая отрасль в России столкнулась с кадровым кризисом. Пандемия заставила ее участников активно развивать онлайн-бизнес, что требует расширения штата при нехватке ресурсов на рынке труда. Кроме того, старые методы найма больше не работают. Помогать компаниям расти в новых условиях должна отдельная рабочая группа, созданная на базе Межрегиональной ассоциации курьерских служб (МАКС). Соответствующее решение было принято на заседании при Торгово-промышленной палате РФ в середине декабря.
Заседание рабочей группы Торгово-промышленной палаты РФ по развитию экспресс-логистики состоялось 14 декабря и собрало более 70 участников. Темой встречи стало состояние рынка труда в отрасли: представители бизнеса обсудили текущий кадровый кризис и способы борьбы с ним. В дискуссии приняли участие рекрутинговые сервисы, hh.ru, "Работа.ру" и Kelly Services, компании DPD, "МастерДеливери", "СберМаркет", DostavkaGuru и другие организации, включая "Национальный совет такси". Кроме того, на заседании присутствовали представители центрального аппарата ГУ по вопросам миграции МВД России и отдельной комиссии по вопросам трудовой миграции Совета ТПП РФ по внешнеэкономической деятельности.
Как отметили участники встречи, пандемия и вызванный ей резкий рост онлайн-торговли отразился на рынке логистических услуг. Цифровизация и внедрение новых сервисов привели к тому, что компании начали активно пополнять штат. Однако сотрудников катастрофически не хватает.
По данным Центра занятости населения Москвы, сейчас количество вакансий, размещенных на рынке, превышает число кандидатов в 32 раза. В hh.ru, со своей стороны, заявили, что 2021 год заканчивается с цифрами, "которые раньше было сложно даже представить". Прирост по вакансиям составил 67%, в то время как активность соискателей увеличилась только на 12%. Как подчеркнула глава департамента аналитических бизнес-решений компании Наталья Данина, ситуация на рынке труда сложилась критическая. К ней привели, в первую очередь, отток мигрантов, уехавших в пандемию на родину, и рост смертности населения, в том числе из-за COVID-19. Наконец, сказалась демографическая яма, которую в 2021 году рынок почувствовал максимально остро: людей в возрасте 20-24 лет сейчас только 7 млн — а это минимум за последние 11 лет. Именно поэтому Данина уверена: "делать ставку на молодых сейчас неправильно и слишком дорого".
Однако в сервисе "Работа.ру" считают, что проблема рынка труда не столько в нехватке молодежи, сколько в нецелевом обращении кандидатов. "В логистику сейчас приходится брать не тех, кто хочет работать, а тех, кто идет в нее либо от безысходности, либо для подработки. В первую очередь, это менеджеры среднего бизнеса, у которых сейчас нет работы", — говорит заместитель генерального директора Александр Ветерков. Наконец, еще одна сложность для отрасли в том, как "закрываются" вакансии. В "Работа.ру" подсчитали, что за пандемию затраты на то, чтобы отобрать кандидата и нанять его выросли на 30%. Например, для найма на работу одного водителя нужно отсеять 130 человек, а если это менеджер по продажам, то придется рассмотреть по холодной базе кандидатов тысячу человек.
"Подбор как раньше не работает, необходимо практически все процессы – начиная от описания вакансии до онбординга, удержания сотрудников – пересматривать. И то, что еще прекрасно работало даже год назад, совершенно перестало работать сейчас", — заявила на встрече территориальный директор Kelly Services Виктория Музычкина. Участники заседания сошлись в том, что для выхода из кадрового кризиса отрасли экспресс-доставки нужно заново наладить два процесса: трудоустройства персонала и его поиска.
Прежде всего, Музычкина рекомендует компаниям изменить подход к найму. Если раньше компании устанавливали определенные требования — возраст, обучаемость, карьерные амбиции — и отказывали соискателю исходя из них, то теперь эти критерии нужно пересматривать в пользу обучения сотрудников. Кроме того, бизнесу нужно "ускоряться" — переходить на экспресс-рекрутмент. Как отмечает эксперт, если раньше процесс найма мог занимать до двух недель, то сейчас работодатели не могут себе этого позволить. "Надо сокращать, уплотнять и даже проводить какие-то этапы параллельно", — говорит Музычкина. Это позволит увеличить количество трудоустроенных и не потерять тех, кого компания точно готова брать на работу.
Еще один способ расширить базу кандидатов — не ограничивать их поиск географическим фактором. Так, все больше крупных логистических компаний в Москве и Санкт-Петербурге готовы перевозить сотрудников из других регионов или стран СНГ, предлагая им необходимые условия (проживание, питание и рыночную зарплату). К тому же интерес кандидатов к такому формату снова вырос — люди готовы переезжать ради работы. Как заявил Павел Глухов, GR-директор "СберМаркета", создание соответствующей инфраструктуры поможет привлечь как кадры из внешней миграции — из стран Евразийского экономического сообщества, так и из внутренних ресурсов — из других российских регионов. Таким образом, компании, например, смогут закрыть позиции в рамках линейного персонала в сфере доставки — сфере, где сейчас самая высокая конкуренция за сотрудников.
При поиске таких сотрудников можно также задействовать дополнительные ресурсы — помимо джоб-бордов стоит пользоваться услугами фриланс-рекрутеров на местах. Как отмечают в "Работа.ру", такой инструмент дешевле и зачастую эффективнее при поиске персонала в регионах.
По итогам встречи было принято решение, что площадкой, где участники логистической отрасли смогут системно решать проблемы, связанные с кадровым кризисом, станет МАКС. Организация планирует собрать в рамках специальной рабочей группы всех, кто сможет предоставить актуальную аналитику рынка труда, помочь бизнесу с наймом сотрудников и с их оформлением, в том числе с соблюдением миграционного законодательства. В состав рабочей группы войдут как компании, оказывающие услуги доставки, так и лидеры HR-рынка наравне с джоб-бордами и представителями комиссии по трудовой миграции Совета ТПП РФ. "Наша задача — собрать лучшие практики и кейсы от участников рынка, чтобы они могли не только восполнить нехватку кадров, но и не испытывать трудностей с их оформлением", — говорит президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков.
Важно не только найти сотрудников, но и удержать их в компании. В МАКС надеются собрать лучшие практики в этой области как от HR-профессионалов, так и от логистических компаний, что, в свою очередь, поможет всем участникам рынка. Помимо этого, ассоциация намерена взаимодействовать с профильными ведомствами, предоставляя консолидированную позицию бизнеса по важным вопросам работы с персоналом.
--
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.