НАФИ: Каждый пятый россиян недоволен ассортиментом косметики и товаров для личной гигиены.

Исследования Аналитического центра НАФИ показывают, что в период социально-экономических изменений россиянам свойственно опасаться возможного дефицита товаров и делать закупки впрок. В апреле 2022 года россияне больше всего боялись потенциального дефицита продуктов питания, лекарств, автозапчастей и других товаров . Спустя год, мы изучили удовлетворенность россиян ассортиментом в трех основных товарных категориях: 1) продукты питания, 2) товары для дома и 3) товары для личной гигиены и ухода за собой. Представляем результаты нового исследования .
Выше всего - удовлетворенность товарами для дома
На сегодняшний день россияне больше всего довольны ассортиментом товаров для дома (средства для уборки, стирки и т.д. - вся бытовая химия). 89% опрошенных выражают удовлетворенность выбором, который представлен в магазинах (49% - довольны полностью, 40% - скорее довольны).
Недовольны ассортиментом бытовой химии и товаров для дома 8% опрошенных, прежде всего это россияне от 25 до 34 лет. Среди представителей старшей молодежи недостаток ассортимента в категории отмечает 1 из 10 (10%), в то время как среди россиян старше 55 лет доля тех, кто не удовлетворен ассортиментом товаров для дома, в 5 раз меньше и составляет 2%.
Опасения дефицита продуктов питания не оправдались
Треть россиян (30%) на фоне меняющихся социально-экономических условий в апреле прошлого года опасались возможного дефицита продуктов питания . Сегодня, спустя год, удовлетворенность ассортиментом продуктов питания в продовольственных магазинах крайне высокая. 82% жителей страны говорят, что довольны наличием выбора: 34% россиян полностью довольны ассортиментом, 48% - скорее довольны.
Женщины чаще мужчин заявляют о том, что их устраивает выбор продуктов (82% и 79% соответственно); также доля удовлетворенных продовольственным ассортиментом выше среди опрошенных с высоким уровнем дохода (93%) и респондентов старшего возраста (88% среди тех, кому более 55 лет).
Недовольны ассортиментом продуктов питания 15% россиян. Чаще всего это мужчины (17%) и те, кто оценивает свое материальное положение как среднее (21%).
Выбор косметики и товаров личной гигиены должен быть больше
Из трех товарных категорий менее всего россияне удовлетворены ассортиментом товаров для личной гигиены и ухода за собой (мыло, шампуни, зубная паста, косметические средства и др.).
Полностью довольны выбором таких товаров в магазинах 32% опрошенных, еще 43% - скорее довольны (в совокупности 75%), а каждый пятый (22%) демонстрирует запрос на их более широкую представленность. Неудовлетворенность ассортиментом выше среди женщин (30%), молодежи до 24 лет (30%) и россиян с высоким уровнем дохода (23%).
Наталья Кузнецова, директор направления маркетинговых исследований Аналитического центра НАФИ:
"Физическая доступность продуктов питания и товаров первой необходимости - очень чувствительные темы для россиян, особенно в контексте событий последнего года. Высокая удовлетворенность основными группами товаров, которые представлены в продуктовом ритейле, свидетельствует о том, что и производители, и логистические компании, и торговые компании успешно преодолели возникшие проблемы и адаптировались к изменившимся условиям рынка.
Отечественным производителям товаров для личной гигиены и ухода за собой мы рекомендуем обратить внимание на относительно невысокие оценки удовлетворенности ассортиментом в этой категории, отдельно проанализировать, какие именно продуктовые потребности населения могут быть не закрыты и рассмотреть возможности по активизации работы в этом направлении".
Методология: всероссийский репрезентативный опрос, проведенный на собственной исследовательской платформе Аналитического центра НАФИ "Тет-о-твет" в апреле 2023 года. Опрошены 3000 человек в возрасте от 14 лет и старше во всех федеральных округах Российской Федерации. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.
Аналитический центр НАФИ - исследовательские решения для бизнеса
НАФИ - многопрофильный аналитический центр, на рынке уже более 17 лет. Аналитический центр проводит исследования рынков и общественного мнения для коммерческих компаний и государственных структур. Данные НАФИ регулярно используются государственными органами, всероссийскими общественными организациями, коммерческими компаниями и федеральными СМИ. На основе данных НАФИ принимаются стратегические решения, направленные на повышение качества продуктов и услуг, оптимизацию издержек, привлечение клиентов и повышение их лояльности. Аналитический центр предлагает конкретные продукты и решения для широкого спектра задач. Экспертиза НАФИ охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, здравоохранение, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.
Таблица 1. "Насколько Вы довольны или, напротив, не довольны ассортиментом ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ в магазинах, где Вы чаще всего совершаете их покупку?", в % от всех опрошенных
| % |
Довольны | 82 |
Полностью довольны | 34 |
Скорее довольны | 48 |
Не довольны | 15 |
Скорее не довольны | 13 |
Совсем не довольны | 2 |
Затрудняюсь ответить | 3 |
Таблица 2. "Насколько Вы довольны или, напротив, не довольны ассортиментом ТОВАРОВ ДЛЯ ДОМА (бытовая химия, моющие средства, и др.) в магазинах, где Вы чаще всего совершаете их покупку?", в % от всех опрошенных
| % |
Довольны | 89 |
Полностью довольны | 49 |
Скорее довольны | 40 |
Не довольны | 8 |
Скорее не довольны | 6 |
Совсем не довольны | 2 |
Затрудняюсь ответить | 3 |
Таблица 3. "Насколько Вы довольны или, напротив, не довольны ассортиментом ТОВАРОВ ДЛЯ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ И УХОДА ЗА СОБОЙ (мыло, шампуни, зубная паста, косметические средства и др.) в магазинах, где Вы чаще всего совершаете их покупку?", в % от всех опрошенных
| % |
Довольны | 75 |
Полностью довольны | 32 |
Скорее довольны | 43 |
Не довольны | 22 |
Скорее не довольны | 14 |
Совсем не довольны | 8 |
Затрудняюсь ответить | 3 |
Для справки: Название компании: Национальное агентство финансовых исследований, ООО (НАФИ) Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Получить информацию:

Рады сообщить, что в июле мы актуализировали один из самых востребованных бизнесом продуктов INFOLine – базу «ТОП-200 крупнейших торговых сетей FMCG России. 2025 год».
Для клиентов, приобретающих годовой обзор «Розничная торговля Food и потребительский рынок России ‘2025», действует скидка 50% на реестр.
Данные базы предоставляются в формате excel.
Параметры реестра:- Контактная информация (компания, бренд, основное операционное юридическое лицо, тип сети, специализация, фактический адрес, телефон, е-mail, сайт, соцсети).
- Менеджмент компании (генеральный и финансовый директора, руководитель по электронной коммерции и IT, директора по закупкам, логистике, маркетингу, развитию, франчайзингу).
- Операционные показатели:
- количество собственных торговых объектов по форматам (гипермаркет, супермаркет, дискаунтер и магазин у дома),
- число франчайзинговых торговых объектов,
- региональная представленность собственных и франчайзинговых магазинов,
- общая торговая площадь.
- Логистика (количество, площадь, тип и регионы логистической инфраструктуры),
- Развитие online-продаж (e-grocery):
- интернет-магазин и услуга click&collect,
- мобильное приложение и возможность покупки товара через него,
- наличие экспресс-доставки,
- количество dark store,
- сотрудничество с сервисами доставки,
- представленность на маркетплейсах,
- финансовые показатели online (выручка за год, доля online-продаж в выручке).
- Финансовые показатели:
- выручка без НДС,
- плотность продаж (выручка с кв. м),
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.