Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Равия Амочкина: "Цены на лекарства определяются системой поставок". "РБК-Нижний Новгород". 21 октября 2020

Заместитель генерального директора ГП НО "Нижегородская областная фармация" по розничной сети рассказала о том, как фармрынок переживает пандемию, и в чем состоит специфика работы с госпредприятием
2020 год стал настоящим испытанием для бизнеса: хорошо заработать на пандемии смогли разве что продуктовые ритейлеры и аптечные сети — хотя и у них, безусловно, были свои сложности. На какие вызовы пришлось отвечать "Госаптеке", и сумела ли сеть приспособиться к новым реалиям?
Российский аптечный бизнес — в том числе наш — в этом году прошел через несколько общих этапов. Как и другие сети, весной и особенно в марте мы показали хороший рост продаж, но при этом также столкнулись с типовой проблемой — дефицитом средств индивидуальной защиты и антисептиков. Система просто оказалась не готова к первой волне: до пандемии сеть в лучшем случае продавала 30 тыс. медицинских масок в течение полугода и одномоментно удовлетворить спрос, который вырос в десятки раз, мы, понятное дело, не могли. Сейчас этого эффекта нет, поскольку и производители, и дистрибьюторы адаптировались к рынку.
Что касается противовирусных препаратов, то в нашей сети их было достаточно и весной, а сейчас их ассортимент усилен разработками, которые используются непосредственно для лечения новой коронавирусной инфекции — в сентябре мы открыли бронирование препарата "Коронавир". Учитывая высокую розничную стоимость, сетевая наценка на эту позицию составляет менее 1%.
Что отличает "Госаптеку" от других сетей, которые присутствуют в регионе? Какие обязательства накладывает на нее принадлежность к государственному предприятию, и в чем заключаются основные преимущества для потребителей?
Поскольку наши аптечные пункты обслуживают льготников и снабжают ФАПы, мы открываем новые точки не только там, где они принесут прибыль, но и учитываем социальный эффект. Из 278 аптек нашей сети примерно 50 находятся в отдаленных сельских поселениях, где, как правило, являются единственными на один или несколько населенных пунктов. Понятно, что о прибыли здесь говорить не приходится.
Как любое государственное предприятие, мы обязаны публично проводить закупки для розничной сети, соблюдая все процедуры, описанные в 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Ни к одному из наших конкурентов такие требования не предъявляются, что делает их более мобильными. Мы же гарантируем прозрачный отбор всех поставщиков, однако это ограничивает нас в сроках и способах.
Естественно, мы привыкли к пристальному вниманию к нашей деятельности со стороны контролирующих органов. Как государственное предприятие мы часть прибыли отчисляем в бюджет, поэтому насколько грамотно мы ведем хозяйственную деятельность, настолько от этого профитирует бюджет региона. А мы, в свою очередь, стараемся зарабатывать столько, чтобы остатка хватало на развитие бизнеса.
Чем отличается ценообразование в государственных и частных аптечных сетях? На какие группы потребителей вы ориентируетесь в первую очередь?
Разумеется, у нас очень развит льготный сегмент — но при этом мы находимся в рынке, и должны полностью соответствовать конкурентам как по ассортименту, так и по ценам. Стоимость жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов, как известно, определяется федеральными и региональными постановлениями, в которых утвержден перечень ЖНВЛП, а прочие позиции определяет рынок. В Нижегородской области очень высока конкуренция между сетями — как федеральными, так и местными. Насыщенное предложение, в свою очередь, не дает аптекам возможности доводить наценки до максимальных значений.
Мы регулярно мониторим рыночные цены и стараемся придерживаться средних значений, а по возможности и снижать цены на отдельные позиции. Важно также не только правильно выстроить работу с поставщиками и контрагентами, но и оставаться с ними в диалоге.
Что входит в перечень требований, которые вы предъявляете к поставщикам для розничной сети? Какие критерии являются ключевыми?
Помимо стандартных требований — лицензия, собственный склад, определенный ассортимент продукции, — для работы с аптечной сетью поставщику требуется хорошо отработанная система логистики Если ее нет, компания рискует разориться на транспортных расходах, поскольку поставлять товар в каждую точку в 48 муниципалитетах необходимо не реже двух раз в неделю, а в аптеки Нижнего Новгорода и соседних городов — ежедневно.
Разумеется, ресурс для такой работы имеют в основном крупные поставщики федерального уровня: для нас они наиболее интересны и с позиции закупочных цен, поскольку, работая с производителями по прямым контрактам, они способны поддерживать цены на минимальном уровне. Здесь важно отметить, что мы никак не ограничиваем участие в торгах мелких компаний, но по опыту знаем, что их гораздо эффективнее привлекать для поставок на наш оптовый склад. На сегодняшний день у нас заключено более 300 таких договоров.
Еще одно требование, которое мы предъявляем ко всем компаниям — это возможность участия в нашем электронном документообороте. Система работает таким образом, что после торгов в нее сразу же загружаются накладные от поставщиков — то есть, каждая аптека сразу же получает данные о том, какой товар и в каком объеме туда поступит, что позволяет эффективнее планировать продажи.
Также стоит учесть, что в НОФ действует единый порядок расчета с поставщиками, которым предусмотрена отсрочка платежей. Аптечные пункты получают разную прибыль, либо, как я уже сказала, вовсе ее не имеют и работают в силу своей социальной значимости — тем не менее, поставщик должен обслуживать каждую аптечную организацию по заключенному договору. Это накладывает на нас определенные обязательства перед партнерами, однако мы компенсируем эти издержки объемом закупок.
Крупных поставщиков лекарств и медизделий, которые попадают под ваше описание, вероятно, не так много, и все они вам известны. Со сколькими компаниями вы сотрудничали ранее?
Круг поставщиков с необходимыми компетенциями действительно ограничен, и за последнее время таких компаний стало даже меньше. Если говорить про розничную сеть, то на сегодняшний день у нас восемь основных поставщиков. Тем не менее, мы готовы сотрудничать и с большим количеством дистрибьюторов, способных работать в наших условиях и выдержать наш график. Кроме того, значительную долю поставок в аптеки мы по-прежнему осуществляем с собственного оптового склада.

Какие задачи по развитию сети вы ставили на этот год, и удалось ли их выполнить? Какие изменения пандемия внесла в сервис?

Понятное дело, что фармотрасль наиболее приспособлена к работе в условиях эпидемий — мы же работаем в непосредственной связке с медучреждениями, и для нас это, по сути, стандарт. Конечно, никто не был готов к тому, что этот этап продлится так долго, но если во всем видеть плюсы, то за время пандемии мы сумели перестроить многие процессы.
Определенные сложности в этом году были связаны не только в коронавирусом, но и с внедрением мониторинга движения лекарственных препаратов (маркированных лекарств) — на первом этапе было трудно, но нам удается отладить работу системы в наших аптечных организациях.
Кроме того, пандемия все-таки скорректировала наши планы по открытию новых точек. Мы собирались до конца 2020 года выйти в каждый район Нижегородской области, но в определенный момент затянулось получение разрешений по некоторым объектам. Тем не менее, до конца года мы планируем открыть еще две аптечных организации в Нижегородской области, а в начале следующего года доведем этот план до конца, и тогда уже можно будет смело говорить, что «Госаптека» есть в каждом районе нашего региона.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.