К трассе "Нева" приближаются беспилотники. "Новый Проспект". 14 июня 2023
Транспорт и логистика » Автомобильный транспорт
В России с 2021 года реализуется проект "Беспилотные логистические коридоры". Пока это выражается в тестировании трассы "Нева". Два года назад на Восточном экономическом форуме заместитель министра транспорта Кирилл Богданов заявил, что это первый шаг к масштабному коммерческому использованию беспилотников на магистрали между Москвой и Петербургом. Сообщалось также, что реализация проекта до 2024 года потребует около 5,2 млрд рублей. Об участии в нем заявляло более 20 компаний: ассоциация "Цифровой транспорт и логистика" (ЦТЛ), госкомпания "Автодор", КамАЗ, "Национальные телематические системы" (НТС), "СберАвтоТех", "Деловые линии", Globaltruck, Первая экспедиционная компания (ПЭК), X5 Retail Group, Volvo, "Почта России" и др.
Почти готово
Теперь один из участников проекта, компания StarLine, сообщил о готовности на 95% цифровой модели скоростной автомагистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Проще говоря, готова специальная карта, которая используется для локального маневрирования беспилотника по маршруту, то есть для выбора полосы движения, скорости, получения информации о дорожных знаках и ограничениях.
"Наш автомобиль проехал по всему маршруту и собрал данные с помощью комплекса сенсоров (GNSS-RTK-приемников, лидаров, видеокамер, инерциальных датчиков), а нейросети по полученным данным построили цифровую модель дороги, — пояснил руководитель отдела разработок НПО "СтарЛайн" Илья Никифоров. — После завершения процесса валидации карты автомобиль сможет передвигаться в беспилотном режиме по всему маршруту трассы М11".
В компании рассказали, что во время проведения работ по оцифровке магистрали произошла встреча двух российских беспилотных автомобилей — StarLine и SberAutoTech. "Два высокоавтоматизированных тягача пересеклись на своем исследовательском пути, но уже скоро их будут сотни и тысячи", — мечтает Илья Никифоров, утверждая, что техническая возможность перейти на беспилотный транспорт есть уже сегодня.
В начале 2023 года на этой же трассе начал тестировать свои беспилотные автомобили КамАЗ, который изначально был назначен оператором беспилотной грузовой перевозки по М-11. Размер выделяемой на эти цели государственной субсидии в 2023 году составляет 41,3 млн рублей.
Цель — 2024
По планам, озвученным в 2021 году, коммерческая эксплуатация трассы должна начаться в 2024-м, а к 2030 году автономные перевозки должны быть организованы между Азией и Европой, 20 тыс. км федеральных дорог станут основой беспилотных логистических коридоров, если всё пойдет по плану.
После "Невы" тесты должны были бы начаться на автодорогах М-1 "Беларусь", М-4 "Дон", ЦКАД и М-12, но пока никаких новостей об этом нет.
Однако запуск беспилотных грузовиков на М-11 состоится уже в июне этого года, сообщил глава госкомпании "Автодор" Вячеслав Петушенко на форуме "Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве".
Известно, что в конце 2022 года было подписано постановление правительства РФ об экспериментальном правовом режиме в сфере беспилотного транспорта, позволяющем коммерческую эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств без присутствия человека за рулем.
В январе 2023 года стало известно о том, что Министерство транспорта РФ согласовало выделение субсидий на грузоперевозки с использованием беспилотных автомобилей. Планируется, что в 2023 году из федерального бюджета будут выделены средства на возмещение доходов, недополучаемых оператором беспилотных грузовых перевозок по трассе М-11 "Нева".
Зарубежный опыт
Беспилотные грузовики уже колесят по хайвеям США. Например, в прошлом году разработчик технологий автономного вождения TuSimple объявил о том, что крупнейшая железная дорога в стране, Union Pacific, стала первым клиентом, который будет перевозить грузы по полностью автоматизированному маршруту между районами Тусон и Финикс, штат Аризона. К концу 2023 года TuSimple планирует начать непрерывные платные грузовые перевозки по программе Driver Out. В Швейцарии с прошлого года реализуется проект по подземным беспилотным грузоперевозкам. В стране планируется создать сеть подземных тоннелей, по которым будут перемещаться автоматизированные беспилотные транспортные средства, способные погружать и разгружать грузы с установленных пандусов и лифтов.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot