Антон Табах: Кремлевский пакет: кому помогут антикризисные инициативы Владимира Путина. "РосБизнесКонсалтинг". 26 марта 2020
Представленный президентом план борьбы с эпидемией коронавируса, точнее его экономическая часть, содержит в себе как очевидные и легко исполнимые меры, так и неочевидные, результат которых как раз будет зависеть от качества исполнения. Наконец, некоторые предложения может быть и полезные, но явно несвоевременные.
Цена щедрости
К категории очевидных мер можно отнести повышение пособия по безработице и выплат по больничным, а в еще большей степени налоговые и кредитные каникулы. Здесь удалось пройти между "раздачей денег с вертолета", которая происходит в развитых странах и за которую ратуют многие видные экономисты, и защитой бюджета любой ценой. У варианта с вертолетом слишком много получателей помощи, которым она не очень нужна и которые не потратят выплаты, а отправят в накопления или на погашение кредитов. Даже увеличенное пособие по безработице не сильно поможет работникам сферы услуг, особенно высокооплачиваемым, в крупных городах, а вот кредитные каникулы, позволяющие отсрочить платежи на полгода и пролонгировать кредиты или ипотеку без штрафных санкций будут весьма полезны. Правда, для получения этой льготы надо будет доказывать снижение доходов более чем на 30%. Остается надеяться, что формат будет разумный и не слишком сложный — иначе виноваты будут не только банкиры, но и верховная власть. Так как это не списание, а отсрочка, то провести ее можно за счет банков, а не бюджета. Автоматическое продление пособий и субсидий также позволит снизить давление на госаппарат и облегчить жизнь получателям, не создавая нагрузки на бюджет. Налоговые отсрочки могут сильно облегчить жизнь компаниям — при условии, что кризис будет недолгим, хотя и болезненным — иначе налоговые обязательства, по которым обещан льготный платеж, просто не возникнут.
Снижение социальных взносов для малого бизнеса и объявление недельных каникул за счет работодателей — относятся к категории неочевидных. Распространение на весь малый бизнес (или существенную его часть) льготных ставок, применяемых в специальных экономических зонах или для высокотехнологичных компаний, выглядит весьма щедрым. Фактически регрессивная ставка, начинающаяся для крупных компаний с 1,29 млн рублей в год для малого бизнеса начнется примерно со 150 тыс. руб., или 12 МРОТ. Однако надо подождать принятия поправок к Налоговому кодексу, которые должны быть разработаны для реализации инициатив президента. Только после этого будет понятно: кто получит льготу и каков будет объем выпадающих доходов Пенсионного фонда (ПФР) и системы обязательного медицинского страхования, которые придется покрыть из бюджета.
Другой тяжелой в исполнении идеей является объявление недельных каникул — слишком коротких и без идущего с ним "в одном флаконе" тотального карантина, что предусматривает принятый в большинстве стран Европы и штатов США подход к борьбе с пандемией. Да, каникулы могут быть продлены, а карантинные меры уже начали вводить на уровне регионов. Отдельный вопрос, нужны ли такие каникулы компаниям и организациям, которые уже перешли на удаленную работу, а теперь будут вынуждены прекращать работу или платить сотрудникам за переработку. Такие платежи — это последнее, что нужно большинству работодателей, особенно тем, кто пострадал от коллапса спроса. Каникулы могут стоить бизнесу до 700 млрд руб., которые государство компенсировать не собирается. Возможно, общенациональный карантин и нужен, но в данном случае банкет происходит за счет тех, кому как раз нужно помогать, а эффект в пресечении распространения вируса вызывает большие вопросы.
Удар по вкладчикам
Наконец, видимо ради солидарности в трудные времена, президент отказался от двух завоеваний экономической политики последних 20 лет — льгот для зарубежных (в том числе офшорных) инвесторов, основанных на договорах об избежании двойного налогообложения, и свободы от уплаты населением НДФЛ с доходов от депозитов и вложений в корпоративные и банковские облигации. Даже если решение повысить налоги рассматривается, включение его в пакет мер по поддержке экономики выглядит не очень своевременным, тем более его реализация сложна даже технически и займет много времени.
Следует отметить, что по действующему НК, повышение налогов возможно только со следующего года — так что новации должны вступить в силу только с 2021 года. Скорее всего — по аналогии с обложением доходов от продажи недвижимости — будет введен налоговый вычет на доходы с первого миллиона рублей (в противном случае мы увидим дробления вкладов как минимум в рамках семей). В результате резко усложняется налоговая система, что разумно только если следующим шагом будет введение прогрессивного налогообложения — активно обсуждавшееся перед январским посланием президента. Ежегодные сборы по новым правилам при нынешнем уровне ставок по вкладам и доходностей по облигациям можно оценить в 150-300 млрд руб. — в зависимости от формата налоговой базы в итоговом варианте. При этом возникает риск достаточно массового отзыва вкладов и перехода в наличную валюту, которую хранить в банках при почти нулевых ставках и так уже бессмысленно.
Появление налога на дивиденды, выводимые из России, и возможный односторонний выход из некоторых договоров об избежании двойного налогообложения (при несогласии с новыми требованиями российской стороны) могут ухудшить инвестиционный климат и сильно изменить правила игры для инвесторов, в очередной раз показав нестабильность российских законов. Крупный бизнес при этом достаточно креативен, и идея может быть выхолощена в процессе трансформации в статьи НК и подзаконные акты.
Если оценивать в комплексе, то предложения президента существенно улучшают слишком умеренные наработки правительства. Но их будет недостаточно, чтобы компенсировать малому бизнесу и сфере услуг потери от снижения спроса и деловой активности, а также помочь высвобождаемым работникам в крупных городах. Скорее всего, потребуется расширение программ поддержки с помощью новых решений правительства и региональных властей, в зависимости от динамики кризиса и успешности борьбы с вирусом. Но чем больше будет льгот и финансовых вливаний, тем серьезнее будет звучать вопрос, кто же за все в итоге заплатит.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot