"Очень плохая ситуация": игроки молочного рынка ищут замену импорту. "РосБизнесКонсалтинг". 4 октября 2022
04.10.2022 в 17:48 | РосБизнесКонсалтинг | Advis.ru
РБК Петербург продолжает цикл мнений петербургских бизнесменов под общим названием "Осень, что же будет? ...". Мы спросили представителей разных отраслей, как события последних недель повлияли на ситуацию в их отрасли и какие тренды набирают обороты. В прошлых публикациях своим мнением делились игроки рынка доставки продуктов, рынка хлебобулочных изделий, а также представители автодилерского бизнеса. Из их ответов следует, что внешние стрессы уже запустили внутреннюю перестройку на многих российских рынках. Сегодняшняя публикация посвящена изменениям в сфере производства молочных продуктов.
Георгий Житмарёв, заместитель гендиректора "Пискаревского молочного завода":
"Последние полгода отрасль преодолевала последствия введенных санкций. Болезненным был кризис на рынке упаковки, когда норвежская компания Elopak, производящая картонные коробки для жидкостей, приостановила работу в России; а финская компания Stora Enso, которая снабжала Elopak бумагой, прекратила поставки в Россию. Существенно сократила объёмы поставок шведская компания Tetra Pak. Молочники решали эту проблему по-разному: кто-то переходил на пластик, кто-то искал российского производителя бумажной упаковки. Мы, к счастью, долгие годы работали с российским производителем, который смог нам заместить выпавшие объёмы иностранной упаковки. У нас остался только один пол-литровый формат, который производился в Сербии и сразу никто не мог предложить ему замену. Но мы нашли в Китае производителя, который нам его заменит, и уже получили первую партию упаковки.
Помимо упаковки, у молочников было много европейского и японского оборудования. Немцы отказались от контрактов по обслуживанию своего технологического оборудования, отказались поставлять запчасти, потому что боятся санкций. Японцы не стали поставлять комплектующие к своим принтерам, но мы нашли их через параллельный импорт. Для европейского оборудования мы нашли поставщиков в Китае и в России.
"Было бы нахально утверждать, что мы полностью решили все проблемы с упаковкой. Российские компании делают всё, чтобы заместить выпавший объем упаковки, но мы работаем с колёс, то есть запаса у нас нет".
Сегодня мы не видим дефицита молочной продукции на полках, то есть катастрофы не произошло. Было бы нахально утверждать, что мы полностью решили все проблемы с упаковкой. Российские компании делают всё, чтобы заместить выпавший объем упаковки, но мы работаем с колёс, то есть запаса у нас нет. Это очень плохая ситуация. Надо иметь складские запасы хотя бы на два месяца, тогда бы я был спокоен. Надежду даёт то, что некоторые российские производства сейчас устанавливают или имеют планы установить новые линии — тогда можно будет рассчитывать на больший объем поставок.
Что касается цен, то с начала весны до сентября молочная продукция подорожала примерно на 10%. Объемы производства у нашего завода практически не снизились. Нам приходится ограничивать только выпуск сливок и молока в пол-литровых упаковках.
Сейчас мы вступили в новый трудный этап. Он связан с цифровизацией. С 1 сентября наступил очередной этап маркировки — введение объёмно-сортового учёта через электронный документооборот. Рынок лихорадит: оказалось, торговля не готова к введению электронного документооборота. Если ещё сетевая розница к этому готовилась, то не сетевая розница этим не занималась вообще.
"Рынок лихорадит: оказалось, торговля не готова к введению электронного документооборота".
Правила маркировки сделали электронный документооборот по маркированным товарам обязательным и сократили срок подписи документов с пяти до трёх дней. Сейчас, получается, магазин фактически не должен принимать товар, пока не подпишет электронные документы. А электронная система перегружена, и товар приезжает в магазин раньше, чем приходят электронные документы. Для скоропортящихся товаров это трэш! И магазин не может выгрузить товар, и водитель простаивает часы в ожидании разгрузки".
Георгий Житмарёв, заместитель гендиректора "Пискаревского молочного завода":
"Последние полгода отрасль преодолевала последствия введенных санкций. Болезненным был кризис на рынке упаковки, когда норвежская компания Elopak, производящая картонные коробки для жидкостей, приостановила работу в России; а финская компания Stora Enso, которая снабжала Elopak бумагой, прекратила поставки в Россию. Существенно сократила объёмы поставок шведская компания Tetra Pak. Молочники решали эту проблему по-разному: кто-то переходил на пластик, кто-то искал российского производителя бумажной упаковки. Мы, к счастью, долгие годы работали с российским производителем, который смог нам заместить выпавшие объёмы иностранной упаковки. У нас остался только один пол-литровый формат, который производился в Сербии и сразу никто не мог предложить ему замену. Но мы нашли в Китае производителя, который нам его заменит, и уже получили первую партию упаковки.
Помимо упаковки, у молочников было много европейского и японского оборудования. Немцы отказались от контрактов по обслуживанию своего технологического оборудования, отказались поставлять запчасти, потому что боятся санкций. Японцы не стали поставлять комплектующие к своим принтерам, но мы нашли их через параллельный импорт. Для европейского оборудования мы нашли поставщиков в Китае и в России.
"Было бы нахально утверждать, что мы полностью решили все проблемы с упаковкой. Российские компании делают всё, чтобы заместить выпавший объем упаковки, но мы работаем с колёс, то есть запаса у нас нет".
Сегодня мы не видим дефицита молочной продукции на полках, то есть катастрофы не произошло. Было бы нахально утверждать, что мы полностью решили все проблемы с упаковкой. Российские компании делают всё, чтобы заместить выпавший объем упаковки, но мы работаем с колёс, то есть запаса у нас нет. Это очень плохая ситуация. Надо иметь складские запасы хотя бы на два месяца, тогда бы я был спокоен. Надежду даёт то, что некоторые российские производства сейчас устанавливают или имеют планы установить новые линии — тогда можно будет рассчитывать на больший объем поставок.
Что касается цен, то с начала весны до сентября молочная продукция подорожала примерно на 10%. Объемы производства у нашего завода практически не снизились. Нам приходится ограничивать только выпуск сливок и молока в пол-литровых упаковках.
Сейчас мы вступили в новый трудный этап. Он связан с цифровизацией. С 1 сентября наступил очередной этап маркировки — введение объёмно-сортового учёта через электронный документооборот. Рынок лихорадит: оказалось, торговля не готова к введению электронного документооборота. Если ещё сетевая розница к этому готовилась, то не сетевая розница этим не занималась вообще.
"Рынок лихорадит: оказалось, торговля не готова к введению электронного документооборота".
Правила маркировки сделали электронный документооборот по маркированным товарам обязательным и сократили срок подписи документов с пяти до трёх дней. Сейчас, получается, магазин фактически не должен принимать товар, пока не подпишет электронные документы. А электронная система перегружена, и товар приезжает в магазин раньше, чем приходят электронные документы. Для скоропортящихся товаров это трэш! И магазин не может выгрузить товар, и водитель простаивает часы в ожидании разгрузки".
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.