DP World сообщила правительству России о планах купить FESCO у Магомедова. "РосБизнесКонсалтинг". 23 января 2020
23.01.2020 в 09:05 | РосБизнесКонсалтинг | Advis.ru
Арабская DP World сообщила российскому правительству о планах приобрести 49% транспортной группы FESCO и подробно описала план его развития. Но крупнейший акционер группы — Зиявудин Магомедов — продавать его не намерен.
Один из крупнейших в мире портовых операторов DP World, подконтрольный правительству Объединенных Арабских Эмиратов, направил в российское правительство план по покупке транспортной группы FESCO и ее дальнейшему развитию в рамках своей сети по всему миру.
Об этом говорится в письме представителя DP World в России Сергея Чемарды, которое он отправил 15 января в Минтранс, Федеральную антимонопольную службу (ФАС), Минэкономразвития и Аналитический центр при правительстве. Подлинность документа РБК подтвердил чиновник правительства и источник, близкий к участнику совещания в Минтрансе по вопросу модернизации транспортной и логистической инфраструктуры, которое состоялось в декабре 2019 года.
Чемарда отказался от комментариев. На момент публикации в Минтрансе и Минэкономразвития не ответили на запрос РБК.
Какой статус у переговоров по покупке FESCO
Впервые об интересе DP World к FESCO стало известно в 2017 году. Тогда, арабский оператор планировал приобрести вместе с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) 35-40% FESCO у ее основного акционера — группы "Сумма" Зиявудина Магомедова и других владельцев. "Частично там и наш пакет, но мы, как группа "Сумма", останемся контрольным акционером", — рассказывал РБК сам Магомедов. В рамках ходатайства на одобрение сделки Федеральной антимонопольной службой размер приобретаемого пакета указывался на уровне 49%. Cделка также потребовала одобрения правительственной комиссии по иностранным инвестициям (FESCO принадлежит стратегический актив — порт во Владивостоке), но его инвесторы так и не получили.
Как указывает в новом обращении представитель DP World, оператор готов приобрести те же 49% в головной компании FESCO — "Дальневосточном морском пароходстве".
Чемарда указывает в письме, что "инвестиционный проект", касающийся покупки доли в FESCO и "соответствующий стандартам российского документооборота", еще не готов — он будет представлен дополнительно "в ближайшие дни". Как утверждает один из источников РБК, планировалось, что Дмитрий Медведев, до недавнего времени занимавший пост премьер-министра, уже до конца февраля 2020 года представит президенту Владимиру Путину доклад о потенциале этой сделки. РБК направил запрос представителю нового премьера Михаила Мишустина, который был назначен на этот пост 16 января, с просьбой уточнить, сохраняется ли у нового главы кабинета министров этот вопрос в планах.
Представитель DP World в своем письме не указывает статус переговоров с акционерами FESCO и других деталей сделки. Он лишь утверждает, что купив долю в группе, DP World будет стремиться к дальнейшему развитию FESCO, модернизирует Владивостокский порт, вложив в него около $350 млн, и расширит парк вагонов для доставки большого количества грузов по Транссибирской магистрали.
Чем известна FESCO
FESCO — третья по величине судоходная компания и крупнейший перевозчик навалочных и генеральных грузов в России. Ее основные владельцы — Зиявудин Магомедов (32,5%), которого в марте 2018 года арестовали по обвинению в организации преступного сообщества, GHP Марка Гарбера (23,8%) и американская TPG Capital (17,4%). Группа владеет портом во Владивостоке, железнодорожными операторами и крупным парком контейнеров и фитинговых платформ. Выручка компании за 2018 год — 57 млрд руб., EBITDA — 10,6 млрд руб. Капитализация компании по итогам торгов 22 января на Московской бирже составила 24,1 млрд руб. (около $390 млн).
В октябре 2019 года "Ведомости" сообщали со ссылкой на источники, что DP World и РФПИ готовы поcле покупки доли в FESCO вложить $2 млрд в российские логистические проекты. Но об этих инвестициях в обращении представителя DP World в правительство не говорится. Как сообщили РБК в пресс-службе ФАС, срок рассмотрения заявки арабского инвестора на покупку доли в FESCO продлен до 26 февраля "по просьбе заявителя".
В сопроводительном письме Чемарда указывает, что брошюру под названием "Планы DP World в отношении FESCO", которую он отправил в эти ведомства 15 января, оператор подготовил "в соответствии с решениями" совещания у замминистра транспорта Юрия Цветкова по вопросу модернизации транспортной и логистической инфраструктуры, состоявшегося 19 декабря. На нем, в частности, обсуждалось развитие группы FESCO, рассказал РБК источник, близкий к одному из участников совещания.
Контейнеровоз FESCO в порту Владивостока (Фото: Виталий Аньков / РИА Новости)
РБК направил запросы Гарберу и TPG Capital. DP World действительно хочет купить долю в FESCO, как и другие претенденты, но на сделку необходимо согласие Зиявудина Магомедова, сказал РБК источник, близкий к руководству FESCO.
Как DP World намерена развивать порт Владивостока
На модернизацию Владивостокского порта DP World пообещала направить около $350 млн, из них $200 млн — на расширение емкости контейнерных причалов, еще $150 млн — на увеличение его пропускной способности, а также на "интермодальный железнодорожный объект" в порту.
Эти меры позволят расширить возможности обработки грузов во Владивостоке "для удовлетворения растущего спроса", пишет Сергей Чемарда. Он оценивает потенциал для увеличения грузоооборота в порту "в ближайшей перспективе" до 600 тыс. TEU (twenty-foot equivalent unit или двадцатифутовый эквивалент контейнера) в год.
Чемарда оговаривается, что использует данные FESCO на июль 2017 год, которые получил от менеджмента российской группы, когда только начались переговоры о потенциальной сделке. За 2019 год объем перевалки порта Владивосток уже составил 625 тыс. TEU, сообщил РБК представитель FESCO.
Кто еще хочет купить FESCO
Помимо DP World об интересе к покупке FESCO в декабре 2019 года заявил владелец группы "Дело" Сергей Шишкарев. Такой анонс он сделал всего через месяц после покупки контроля в крупнейшем контейнерном операторе "Трансконтейнер". Как рассказывал сам бизнесмен, FESCO "идеально ложится" в состав его активов: "Сейчас работаем над этим. Буду говорить с "Росатомом" (госкорпорация в ноябре приобрела 30% в группе "Дело". — РБК) и, может быть, искать схему, формулу, которая позволит выйти на предложение". Он также не исключал, что "с кем-то скооперируемся [для покупки], например с одним из международных транспортных агентов".
"В данный момент мы не рассматриваем покупку FESCO", — заявил РБК представитель "Росатома". Но он отметил, что госкорпорация ведет переговоры с DP World для "взаимовыгодного варианта партнерства" в рамках соглашения о намерениях, заключенного на Петербургском экономическом форуме в июне 2019 года. Суть партнерства собеседник РБК не пояснил.
Продается ли FESCO
Зиявудин Магомедов, находясь в СИЗО, за последний месяц уже дважды публично опровергал информацию о продаже транспортной группы. "В связи с многочисленными спекуляциями, слухами и домыслами вокруг возможной смены акционеров в транспортной группе FESCO, совладелец компании Зиявудин Магомедов заявляет, что категорически не намерен продавать свою долю в ней. Он заинтересован в развитии актива, росте его рыночной стоимости, реализации цифровой стратегии и внедрении 5 PL, чтобы вывести FESCO на уровень флагмана российской и международной логистики", — говорилось в сообщении FESCO от 30 декабря. Во вторник, 21 января, представитель бизнесмена уточнил, что Магомедов не поручал председателю совета директоров FESCO Лейле Маммедзаде вести "с кем бы то ни было" переговоры о продаже принадлежащей ему доли в компании.
"Нам известно об интересе DP World к FESCO, но вопрос распоряжения акциями — это вопрос к акционерам, мы комментариев не даем", — сообщили РБК в пресс-службе FESCO.
Что DP World хочет получить за счет покупки FESCO
В стратегии DP World в отношении FESCO указано, что портовый оператор намерен "расширить свое присутствие в Азии", в том числе создать новые хабы в Китае и на Тайване, и российская транспортная группа будет частью этого плана.
После завершения потенциальной сделки FESCO "будет интегрирована в глобальную сеть DP World как компания, предоставляющая как российским, так и зарубежным грузовладельцам широкий спектр логистических услуг", отмечает Чемарда в своем письме:
Он обещает, что арабский портовый оператор использует свою глобальную коммерческую сеть для активного продвижения торгового коридора Владивосток — Москва — Европа, который развивает FESCO, в качестве "экономически эффективной альтернативы" традиционным морским маршрутам, которые используют азиатские грузовладельцы.
DP World также намерен интегрировать FESCO в свои другие проекты, предложив расширенный транзитный маршрут из Азии в Европу по Транссибирской магистрали.
Инвестиции DP World в FESCO расширят доступ транзитных грузов (из Азии) на рынки Центральной и Восточной Европы через интермодальные перевозки из Владивостока, пишет представитель арабского оператора: "DP World будет сотрудничать с судоходными линиями и грузовладельцами для привлечения большого количества грузов из Азии и Европы во Владивосток".
Сделка откроет доступ российских и транзитных грузов в Западную Европу и Северную Америку через Северный морской путь, поскольку "он становится экономически выгодным".
Один из крупнейших в мире портовых операторов DP World, подконтрольный правительству Объединенных Арабских Эмиратов, направил в российское правительство план по покупке транспортной группы FESCO и ее дальнейшему развитию в рамках своей сети по всему миру.
Об этом говорится в письме представителя DP World в России Сергея Чемарды, которое он отправил 15 января в Минтранс, Федеральную антимонопольную службу (ФАС), Минэкономразвития и Аналитический центр при правительстве. Подлинность документа РБК подтвердил чиновник правительства и источник, близкий к участнику совещания в Минтрансе по вопросу модернизации транспортной и логистической инфраструктуры, которое состоялось в декабре 2019 года.
Чемарда отказался от комментариев. На момент публикации в Минтрансе и Минэкономразвития не ответили на запрос РБК.
Какой статус у переговоров по покупке FESCO
Впервые об интересе DP World к FESCO стало известно в 2017 году. Тогда, арабский оператор планировал приобрести вместе с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) 35-40% FESCO у ее основного акционера — группы "Сумма" Зиявудина Магомедова и других владельцев. "Частично там и наш пакет, но мы, как группа "Сумма", останемся контрольным акционером", — рассказывал РБК сам Магомедов. В рамках ходатайства на одобрение сделки Федеральной антимонопольной службой размер приобретаемого пакета указывался на уровне 49%. Cделка также потребовала одобрения правительственной комиссии по иностранным инвестициям (FESCO принадлежит стратегический актив — порт во Владивостоке), но его инвесторы так и не получили.
Как указывает в новом обращении представитель DP World, оператор готов приобрести те же 49% в головной компании FESCO — "Дальневосточном морском пароходстве".
Чемарда указывает в письме, что "инвестиционный проект", касающийся покупки доли в FESCO и "соответствующий стандартам российского документооборота", еще не готов — он будет представлен дополнительно "в ближайшие дни". Как утверждает один из источников РБК, планировалось, что Дмитрий Медведев, до недавнего времени занимавший пост премьер-министра, уже до конца февраля 2020 года представит президенту Владимиру Путину доклад о потенциале этой сделки. РБК направил запрос представителю нового премьера Михаила Мишустина, который был назначен на этот пост 16 января, с просьбой уточнить, сохраняется ли у нового главы кабинета министров этот вопрос в планах.
Представитель DP World в своем письме не указывает статус переговоров с акционерами FESCO и других деталей сделки. Он лишь утверждает, что купив долю в группе, DP World будет стремиться к дальнейшему развитию FESCO, модернизирует Владивостокский порт, вложив в него около $350 млн, и расширит парк вагонов для доставки большого количества грузов по Транссибирской магистрали.
Чем известна FESCO
FESCO — третья по величине судоходная компания и крупнейший перевозчик навалочных и генеральных грузов в России. Ее основные владельцы — Зиявудин Магомедов (32,5%), которого в марте 2018 года арестовали по обвинению в организации преступного сообщества, GHP Марка Гарбера (23,8%) и американская TPG Capital (17,4%). Группа владеет портом во Владивостоке, железнодорожными операторами и крупным парком контейнеров и фитинговых платформ. Выручка компании за 2018 год — 57 млрд руб., EBITDA — 10,6 млрд руб. Капитализация компании по итогам торгов 22 января на Московской бирже составила 24,1 млрд руб. (около $390 млн).
В октябре 2019 года "Ведомости" сообщали со ссылкой на источники, что DP World и РФПИ готовы поcле покупки доли в FESCO вложить $2 млрд в российские логистические проекты. Но об этих инвестициях в обращении представителя DP World в правительство не говорится. Как сообщили РБК в пресс-службе ФАС, срок рассмотрения заявки арабского инвестора на покупку доли в FESCO продлен до 26 февраля "по просьбе заявителя".
В сопроводительном письме Чемарда указывает, что брошюру под названием "Планы DP World в отношении FESCO", которую он отправил в эти ведомства 15 января, оператор подготовил "в соответствии с решениями" совещания у замминистра транспорта Юрия Цветкова по вопросу модернизации транспортной и логистической инфраструктуры, состоявшегося 19 декабря. На нем, в частности, обсуждалось развитие группы FESCO, рассказал РБК источник, близкий к одному из участников совещания.
Контейнеровоз FESCO в порту Владивостока (Фото: Виталий Аньков / РИА Новости)
РБК направил запросы Гарберу и TPG Capital. DP World действительно хочет купить долю в FESCO, как и другие претенденты, но на сделку необходимо согласие Зиявудина Магомедова, сказал РБК источник, близкий к руководству FESCO.
Как DP World намерена развивать порт Владивостока
На модернизацию Владивостокского порта DP World пообещала направить около $350 млн, из них $200 млн — на расширение емкости контейнерных причалов, еще $150 млн — на увеличение его пропускной способности, а также на "интермодальный железнодорожный объект" в порту.
Эти меры позволят расширить возможности обработки грузов во Владивостоке "для удовлетворения растущего спроса", пишет Сергей Чемарда. Он оценивает потенциал для увеличения грузоооборота в порту "в ближайшей перспективе" до 600 тыс. TEU (twenty-foot equivalent unit или двадцатифутовый эквивалент контейнера) в год.
Чемарда оговаривается, что использует данные FESCO на июль 2017 год, которые получил от менеджмента российской группы, когда только начались переговоры о потенциальной сделке. За 2019 год объем перевалки порта Владивосток уже составил 625 тыс. TEU, сообщил РБК представитель FESCO.
Кто еще хочет купить FESCO
Помимо DP World об интересе к покупке FESCO в декабре 2019 года заявил владелец группы "Дело" Сергей Шишкарев. Такой анонс он сделал всего через месяц после покупки контроля в крупнейшем контейнерном операторе "Трансконтейнер". Как рассказывал сам бизнесмен, FESCO "идеально ложится" в состав его активов: "Сейчас работаем над этим. Буду говорить с "Росатомом" (госкорпорация в ноябре приобрела 30% в группе "Дело". — РБК) и, может быть, искать схему, формулу, которая позволит выйти на предложение". Он также не исключал, что "с кем-то скооперируемся [для покупки], например с одним из международных транспортных агентов".
"В данный момент мы не рассматриваем покупку FESCO", — заявил РБК представитель "Росатома". Но он отметил, что госкорпорация ведет переговоры с DP World для "взаимовыгодного варианта партнерства" в рамках соглашения о намерениях, заключенного на Петербургском экономическом форуме в июне 2019 года. Суть партнерства собеседник РБК не пояснил.
Продается ли FESCO
Зиявудин Магомедов, находясь в СИЗО, за последний месяц уже дважды публично опровергал информацию о продаже транспортной группы. "В связи с многочисленными спекуляциями, слухами и домыслами вокруг возможной смены акционеров в транспортной группе FESCO, совладелец компании Зиявудин Магомедов заявляет, что категорически не намерен продавать свою долю в ней. Он заинтересован в развитии актива, росте его рыночной стоимости, реализации цифровой стратегии и внедрении 5 PL, чтобы вывести FESCO на уровень флагмана российской и международной логистики", — говорилось в сообщении FESCO от 30 декабря. Во вторник, 21 января, представитель бизнесмена уточнил, что Магомедов не поручал председателю совета директоров FESCO Лейле Маммедзаде вести "с кем бы то ни было" переговоры о продаже принадлежащей ему доли в компании.
"Нам известно об интересе DP World к FESCO, но вопрос распоряжения акциями — это вопрос к акционерам, мы комментариев не даем", — сообщили РБК в пресс-службе FESCO.
Что DP World хочет получить за счет покупки FESCO
В стратегии DP World в отношении FESCO указано, что портовый оператор намерен "расширить свое присутствие в Азии", в том числе создать новые хабы в Китае и на Тайване, и российская транспортная группа будет частью этого плана.
После завершения потенциальной сделки FESCO "будет интегрирована в глобальную сеть DP World как компания, предоставляющая как российским, так и зарубежным грузовладельцам широкий спектр логистических услуг", отмечает Чемарда в своем письме:
Он обещает, что арабский портовый оператор использует свою глобальную коммерческую сеть для активного продвижения торгового коридора Владивосток — Москва — Европа, который развивает FESCO, в качестве "экономически эффективной альтернативы" традиционным морским маршрутам, которые используют азиатские грузовладельцы.
DP World также намерен интегрировать FESCO в свои другие проекты, предложив расширенный транзитный маршрут из Азии в Европу по Транссибирской магистрали.
Инвестиции DP World в FESCO расширят доступ транзитных грузов (из Азии) на рынки Центральной и Восточной Европы через интермодальные перевозки из Владивостока, пишет представитель арабского оператора: "DP World будет сотрудничать с судоходными линиями и грузовладельцами для привлечения большого количества грузов из Азии и Европы во Владивосток".
Сделка откроет доступ российских и транзитных грузов в Западную Европу и Северную Америку через Северный морской путь, поскольку "он становится экономически выгодным".
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.