Время без нала: новое исследование на SberIndex.ru.
Розничная торговля » DIY & Household Retail
Розничная торговля » Сети сотовой связи
Розничная торговля » Сети бытовой техники
Розничная торговля » Прочие торговые сети
Розничная торговля » Общественное питание
Розничная торговля » Сети компьютерной техники
Вопреки многолетней закономерности, доля безналичных расчетов при оплате товаров и услуг во II кв. 2020 г. выросла по сравнению с I кв. и достигла 53,4%. Это на 5,4 процентных пункта выше значения 2019 г. Такая ситуация в значительной степени объясняется изменением потребительских привычек, но есть и риск роста "серого" наличного оборота (из данных Банка России известно, что объем наличных в обращении во II кв. вырос более чем на триллион рублей).
Пик безналичных расчетов за товары и услуги пришелся на 4–10 мая и достиг 57,3%, а в июне их доля снова стала снижаться.
Платить по картам стали больше в сегменте "Магазины у дома". Во II кв. доля безнала здесь достигла 52,3%, хотя в I кв. составляла 46%, а год назад — 40%. На 12 процентных пунктов доля выросла и в супермаркетах.
Поскольку традиционные магазины были закрыты, резко увеличился безналичный оборот в категории "Одежда" (здесь часто покупали на онлайн-площадках). По итогам II кв. доля безнала здесь составила 77,5%, а в апреле — 86,2%. Более 70% расходов на бытовую технику были оплачены по картам.
Средний чек безналичных покупок резко вырос в апреле, но затем постепенно снижался — потребительская активность росла, и люди чаще покупали понемногу и в разных местах. При этом в апреле-июне 8% розничного товарооборота могло уйти в "серую" зону, отмечается в исследовании.
В Карелии, Мурманской области и Республике Коми доля покупок без использования наличных превысила 62%. Далее следуют Архангельская область, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Чукотский автономный округ. Тюменская и Новгородская области. Здесь доля безналичных платежей колеблется между 58-60%. Один из крупнейших регионов страны — Санкт-Петербург и Ленинградская область — впервые вошел в топ-10. Здесь по картам совершили 59% покупок. В Республике Хакасия прирост составил 10,3 п.п. по сравнению со II кв. 2019 г. В среднем по стране проникновение безналичных платежей увеличилось на 5,4 п.п.
Среди 10 самых "безналичных" городов не оказалось ни одного с долей ниже 60%. На первых местах традиционно находятся Петрозаводск (64,4%), Сыктывкар (64,4%) и Северодвинск (64%). Им в затылок дышат Апатиты, Березники, Мурманск, Архангельск, Тобольск, Северск, Якутск, Ухта и Великий Новгород — все они показали долю безналичных платежей за товары и услуги выше 60%.
В лидерах по изменению доли безналичного торгового оборота Московская область оказалась представлена сразу четырьмя городами, но и в других регионах страны она выросла.
Из данных Банка России известно, что в течение II кв. 2020 г. существенно увеличился объем наличных средств в системе. За I полугодие 2020 г. — на 1,69 трлн руб., а за апрель-июнь — почти на 1,2 трлн руб. По оценкам Центра макроэкономических исследований Сбербанка, такой тренд наблюдался во всех ключевых регионах (Китае, США, еврозоне).
Для получения текста документа (архив zip) нажмите здесь
Получить информацию:
База «ТОР-200 крупнейших торговых сетей FMCG России» с итогами 2023 года и первой половины 2024-го В ПОДАРОК к подписке на ежемесячный обзор «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России» на 2024 год.
В обзор «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России» входят следующие разделы:
- Операционные итоги 200 крупнейших сетей FMCG России
- Рейтинги по количеству, торговой площади, выручке
- Государственное регулирование розничной торговли
- Основные события в розничной торговле FMCG
- Актуальные кейсы по розничной торговле и потребительскому рынку
- Основные события и планы развития торговых сетей FMCG России в формате бизнес-справок по каждой компании
База «ТОР-200 крупнейших торговых сетей FMCG России» предоставляется в excel-формате и включает в себя исчерпывающую информацию о каждом участнике рынка: указание компании, бренда, юридического лица, типа сети, специализации, адресов и телефонов. А также данные по менеджменту, операционным и финансовым показателям, развитию online-продаж.
Специалисты INFOLine всегда готовы предоставить максимально полную информацию.
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
Также вы можете отправить свой вопрос нашему боту, он оперативно сообщит сотрудникам INFOLine о поступлении вашего запроса https://t.me/INFOLine_auto_Bot.