Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Трансфин-М: ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Сентябрь - октябрь 2021.

Трансфин-М: ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Сентябрь - октябрь 2021.
В сентябре показатели перевозок продолжили расти. Погрузка выросла до 106,4 млн т, что на +1,2 % выше уровня сентября 2020 г. Грузооборот составил 217,1 млрд т-км, что на +2,4 % выше уровня сентября 2020 г.
В сентябре выросли перевозки всех ключевых грузов, перевозимых по железной дороге, за исключением строительных грузов (-11,7 %), цемента (-3,8 %) и зерна (-22,6 %). Рост перевозок угля составил +2,3 % к сентябрю прошлого года, нефти и нефтепродуктов - +10,7 %, железной руды - +2,1 %, черных металлов (+5,9 %), удобрений - +2,0 %.
По прогнозам ИПЕМ, погрузка грузов в этом году составит 1 272,2–1 280,9 млн т, что выше уровня "доковидного" 2019 года. В частности, погрузка каменного угля может прирасти относительно прошлого года в текущем году на +5,9-6,8 %, нефтяных грузов +2,2-3,1 %, черных металлов +2-2,8 %, химических и минеральных удобрений +2,8-3,7 %. При этом снизится погрузка строительных грузов на -5,1-4,2 % и зерна на -9,8-6,2 %.
Уголь: рост продолжился
Погрузка угля в сентябре выросла на +2,3 % к сентябрю прошлого года и составила 30,8 млн т. Всего с начала года было погружено 276,9 млн т (+8,1 % к аналогичному периоду прошлого года).
В сентябре перевозки выросли преимущественно за счет экспортных отправок. Основное увеличение поставок произошло в Турцию (+850 тыс. т к сентябрю 2020 г.), Индию (+650 тыс. т) и в Китай (+400 тыс. т).
Согласно прогнозу министерства промышленности и технологий Турции, по итогам 2021 г. производство стали в стране может превысить 40 млн т (в 2020 году – 36 млн т), что будет способствовать устойчивому спросу страны на импортный уголь.
Во время проведения "Российской энергетической недели" глава Министерства энергетики Николай Шульгинов и министр сталелитейной промышленности Индии Рам Чандра Прасад Сингх подписали меморандум о взаимопонимании с целью развития сотрудничества в угольной отрасли. В соответствии с соглашением, Россия увеличит поставки в Индию угля до 40 млн т в год.
По словам посла РФ в КНР Андрея Денисова, Китай выразил готовность резко увеличить импорт ископаемых видов топлива из России. Это связано, в первую очередь, с разразившимся в стране во второй половине 2021 года энергетическим кризисом, а также с рядом проблем в экономике, которые может усугубить предстоящая, согласно прогнозам, холодная зима.
Вдобавок, эксперты уверены, что Китай не станет импортировать уголь из Австралии, несмотря на энергетический кризис, вследствие которого в стране начались отключения электричества из-за нехватки электроэнергии.
Нефть и нефтепродукты: рост погрузки за счет эффекта низкой базы
Погрузка нефти и нефтепродуктов в сентябре выросла к уровню прошлого года на +10,7 % и составила 17,6 млн т в значительной степени за счёт эффекта низкой базы: без учёта 2020 г. погрузка находится на минимальном уровне для данного месяца за 2005 2019 гг. Всего с начала года было погружено 160,1 млн т (+2,6 % к аналогичному периоду прошлого года).
В сентябре экспортные перевозки выросли в Италию – поставки превысили показатель аналогичного периода прошлого года на +575 тыс. т.
Эксперты агентства Argus зафиксировали самый низкий показатель железнодорожных поставок нефти на российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в течение 9 месяцев года за весь период мониторинга, то есть с 2009 года. Поставки, включая комбинированные отгрузки, снизились в январе – сентябре на 1,4 тыс. т/сут. (400 тыс. т) относительно аналогичного периода 2020 года, до 27,3 тыс. т/сут. (7,44 млн т). Как пояснили аналитики агентства, развитие мощностей "Транснефти" и снижение доходности процессинга из-за налогового маневра правительства России подтолкнуло переработчиков к переходу на более дешевые трубопроводные отгрузки сырья.
В порту Новороссийска к 2025 году планируется модернизировать нефтеналивные терминалы ИПП, НМТ и "Транснефть-Терминал". На "Транснефть-Терминале" построят новые резервуары, повысят скорость погрузки танкеров и реконструируют железнодорожные эстакады для приема светлых нефтепродуктов. Это позволит увеличить объемы танкерных партий с целью снижения стоимости экспорта в Азию. С 2025 года на "Транснефть-Терминале" начнут перегружать товарный бензин.
Строительные грузы и цемент: восстановление отрасли продолжается
Погрузка строительных грузов в сентябре снизилась к аналогичному периоду прошлого года на -11,7 % и составила 11,3 млн т. Погрузка цемента в сентябре снизилась на -3,8 % и составила 2,5 млн т. Всего с начала года было погружено 97,1 млн т строительных грузов (-4,6 % к аналогичному периоду прошлого года) и 20,4 млн т цемента (+6,0 %).
Ввод жилья в России с января по сентябрь 2021 года вырос на +30 % по сравнению с прошлым годом и достиг 62,7 млн м2, по данным Росстата. Лидерами по объему введенного жилья за январь-сентябрь стали Московская область (более 7,1 млн м2), Москва (более 5,1 млн м2) и Краснодарский край (более 3,8 млн м2). В сентябре 2021 года введено в эксплуатацию более 10,3 млн м2 жилья, что на +31 % превышает показатель аналогичного месяца 2020 года.
Глава Минстроя Ирек Файзуллин озвучил планы по вводу жилья в текущем году на уровне 85,5 млн м2. Президент РФ Владимир Путин на съезде "Единой России" не исключил, что в 2021 году будет поставлен рекорд по вводу жилья в стране, включая советский период. Сейчас рекордным по данному показателю является 2015 год – 85,3 млн м2.
По прогнозу Министерства экономического развития, в 2021 году ожидается рост производства неметаллических минеральных продуктов, в том числе цемента, на +3,2 %. Рост рынка цемента по итогам года может превысить +5 %, считают аналитики.
Черные металлы: рост перевозок за счет экспорта
Погрузка черных металлов в сентябре выросла к уровню прошлого года на +5,9 % и составила 5,4 млн т. Всего с начала года было погружено 50,7 млн т (+2,3 % к аналогичному периоду прошлого года).
В сентябре экспортный грузопоток продолжил расти – поставки выросли в Мексику, Турцию и США.
Согласно данным Росстата, в сентябре 2021 года металлургическое производство выросло по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на +4,3 %. По сравнению с августом 2021 года рост составил +3,7 %. За девять месяцев 2021 года выпуск металлургической продукции увеличился на +0,7 % по сравнению с январем–сентябрем 2020 года.
По оценке ИПЕМ, внутренний спрос на черные металлы в сентябре 2021 года сократился на -1,4 %, экспортные поставки выросли на +16,1 %, несмотря на летнее повышение экспортных пошлин. При этом в конце сентября принято решение о снижении размера экспортных пошлин до 5 % (уровень пошлин до летнего повышения).
Руда: рост погрузки за счет увеличения экспорта
Погрузка руды в сентябре выросла на +2,1 % и составила 9,7 млн т. Всего с начала года было погружено 90,2 млн т (+0,7 % к аналогичному периоду прошлого года). В сентябре экспортные перевозки выросли на +7,7 %, тогда как внутренние перевозки остались на уровне прошлого года.
По данным Росстата, добыча металлических руд в сентябре 2021 года выросла на +2,5 % по сравнению с сентябрем 2020 года, но снизилась на -5,8 % по сравнению с августом 2021 года. За девять месяцев добыча металлических руд увеличилась на +0,4 %.
По оценке вице-президента Центра стратегических разработок Татьяны Горовой, темпы роста погрузки руды в целом будут поддерживаться за счет роста спроса на металлургическую продукцию благодаря нынешним темпам строительства в стране.
В долгосрочную перспективу спрос на погрузку металлургии будет поддерживаться со стороны Китая на фоне восстановления экономики и мер господдержки строительной отрасли. По ее оценке, в 2022 году объем погрузки железной и марганцевой руды превысит показатели 2019 года и составят 145,6 млн т, в 2023 году – 147,4 млн т, в 2024-м – 149,3 млн т и в 2025 году – 151,2 млн т.
Лесные грузы: погрузка растет на всех направлениях
Погрузка лесных грузов в сентябре осталась на уровне сентября предыдущего года и составила 3,4 млн т. Всего с начала года было погружено 32,3 млн т (+2,6 % к аналогичному периоду прошлого года). В сентябре перевозки выросли на внутренних направлениях, тогда как экспортные отправки сократились.
По оценке аналитического центра "ТрансЛеса", перевозки необработанной древесины для нужд российских предприятий остались основным драйвером роста в январе-сентябре 2021 г., который составил +8 % до 15,5 млн т. Российские предприятия увеличили производство товаров ЛПК по следующим номенклатурам: целлюлозы – на +0,9 %, бумаги и картона – на +7,2 %, пиломатериалов — на +2,5 %; фанеры — на +10,5 %, ДСП — на +22,7 %, ДВП — на +18,4 %.
Эксперты отмечали высокий спрос на мировом рынке в январе-сентябре 2021 г. на лесную и целлюлозно-бумажную продукцию. Благоприятная рыночная конъюнктура сохранится в ближайшей перспективе как минимум до конца текущего года, если не произойдет резкого охлаждения рынка недвижимости Китая. С июля начали снижаться объемы продаж (июль -9 %, август -16 %, сентябрь -13 % год к году) и масштабы начала строительства новых объектов, что влияет на объемы экспортных поставок древесины в КНР. Серьезное влияние на рынок окажет разрешение ситуации с финансовым положением ведущего китайского оператора жилой недвижимости China Evergrande Group, переживающего кризис ликвидности.
По данным китайской таможенной статистики, доля России в поставках леса и пиломатериалов снизилась на 6 п. п. до 22 %. В основном это связано с пересмотром экспортной политики в отношении хвойной необработанной и грубо обработанной древесины, а также действующими логистическими ограничениями. Замещение объемов происходит за счет других стран-экспортеров. Например, поставки из Новой Зеландии по итогам 9 мес. выросли на +41 %, достигнув одинаковой с Россией доли в 22 %. Поставки из Германии возросли на +57 % с долей 14 %.
Зерно и продукты перемола: снижение погрузки продолжилось
Погрузка зерна в сентябре снизилась к уровню сентября прошлого года на -22,6 % и составила 2,4 млн т. Всего с начала года было погружено 18 млн т (-1,5 % к аналогичному периоду прошлого года).
В сентябре перевозки снизились как на экспортных, так и на внутренних направлениях. По оценке директора департамента стратегического маркетинга АО "Русагротранс" Игоря Павенского, в сентябре текущего года на экспорт было вывезено 5,6 млн т зерна (с учетом ЕАЭС), в том числе около 4,7 млн т пшеницы. В октябре 2020 г. поставки зерна из РФ были рекордными для этого месяца – 5,7 млн т, а пшеницы — 4,65 млн т.
В октябре возможно снижение поставок до порядка 3,8-4 млн т по зерну и до 2,8-3 млн т по пшенице. Вместе с тем, экспортные цены растут, а на внутреннем рынке цены стабильны, поэтому восстановление объемов поставок возможно в ноябре-декабре. По прогнозу "Русагротранса", экспорт пшеницы в текущем сезоне может составить 32-33 млн т, зерна в целом — 41-43 млн т.
Химические и минеральные удобрения: рост перевозок продолжился
Погрузка удобрений в сентябре выросла к уровню прошлого года на +2,0 % и составила 5,1 млн т, установив очередной рекорд погрузки для данного месяца. Всего с начала года было погружено 48,3 млн т (+3,1 % к аналогичному периоду прошлого года).
В сентябре поставки на экспортных направлениях выросли на +8,3 %. Основное увеличение экспорта произошло в Бразилию – поставки в страну выросли на +75 % к аналогичному периоду прошлого года.
На фоне снижения предложения, роста спроса, подорожания сырья и локальных ограничений поставок стоимость минудобрений не будет снижаться как минимум до середины 2022 года, полагают эксперты. Высокие цены компенсируют российским компаниям возможные последствия введения углеродного регулирования в Европе и введение пошлин на западных рынках. При этом, по мнению аналитиков, российским игрокам вряд ли стоит всерьез опасаться введения экспортных ограничений.
СТАВКИ АРЕНДЫ ПРОДОЛЖИЛИ РАСТИ
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал "Рынок подвижного состава".
Ставка аренды полувагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс в октябре выросла до 1 000 – 1 400 руб./сутки для долгосрочных контрактов, спотовая ставка – 1 600 – 2 000 руб./сутки, в отдельных случаях – до 2 400 руб./сутки.
Активный парк вырос с 539 до 541 тыс. ед., при этом резко сократилось количество оптимизирующих логистику перевозок (уголь / стройматериалы и пр.), что в итоге привело к сохранению эффективности работы парка на низком уровне. Уровень профицита парка полувагонов незначительно вырос до 5, тыс. ед. и составил 0,9 % от списочного парка полувагонов на сети РЖД.
В сентябре 2021 г. эффективность снизилась к августу на -0,3 % и остаётся на минимальном уровне за последние 4 года.
В сентябре 2021 г. реализация подвижного состава предприятиями РФ составила 5,8 тыс. ед., что выше уровня аналогичного периода прошлого года на +4,3 % и выше уровня предыдущего месяца на +10,2 %

Для справки: Название компании: ТрансФин-М, ПАО Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.