Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Чаевые без согласия: вправе ли рестораны включать пункт "за обслуживание". "РБК-Черноземье". 28 марта 2023

По словам экспертов, необоснованно начисленные дополнительные платежи в счете заказа клиента грозят организациям общественного питания штрафом и потерей репутации
В настоящее время рестораны и кафы в России обязаны указывать в общую сумму чека только стоимость заказанных блюд из меню. Однако в Воронеже некоторые заведения общепита до сих пор не оставляют попытки так или иначе заставить клиента заплатить "сверху". Как правило, это 10% от общей суммы заказа. РБК Черноземье пообщался с экспертами и узнал, насколько это законно и могут ли рестораторы требовать от посетителя "финансового поощрения" за обслуживание.
Как рассказали в управлении Роспотребнадзора по Воронежской области, с 1 января 2021 года действуют "Правила оказания услуг общественного питания", в которых четко прописан запрет на включение в одностороннем порядке в счет дополнительных платежей: чаевые, комиссии, доплаты, и другие вознаграждения для заведения. Соответствующее постановление утвердило правительство РФ. Так, согласно документу цена на услуги общественного питания должна определяться исключительно стоимостью продукции, указанной в меню. Иными словами, включать плату за еду и напитки.
Вместе с тем рестораны и кафе могут оказывать дополнительные услуги, но клиента обязательно должны предупредить об их стоимости. Причем их выбор и оплата посетителем дело добровольное. "Организации общественного питания вправе с согласия потребителя на оплату чаевых отразить их в чеке в качестве выручки, в соответствии с законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники", — пояснили в ведомстве.
Навязанные проценты: платить или нет
Оставить чаевые — это исключительно право посетителя, а не его обязанность, отмечают в Роспотребнадзоре. Поэтому, если в счет включили дополнительные проценты за обслуживание, гость ресторана в любой момент может отказаться от навязанных услуг и потребовать возврата уплаченной суммы. Когда официант или администратор игнорируют такую просьбу, надзорный орган рекомендует составить письменную претензию на имя руководителя заведения общепита. Также при отказе в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке спор может быть решен в рамках судебного производства.
Управляющий партнер воронежской ЮК "Центральный округ" Дмитрий Просвирин, в свою очередь, подчеркивает, что в большинстве случаев вопрос можно решить в пользу клиента сразу на месте (в ресторане). Достаточно напоминать сотрудникам о том, что обязательная плата за обслуживание противоречит закону. Во-первых, рестораторы, как правило, не хотят портить свою репутацию. А во-вторых, судебное разбирательство влечет за собой издержки, минимальный размер которых сегодня составляет от 10 тыс. до 30 тыс. рублей.
"Вероятно, из-за несопоставимых репутационных потерь для заведения количество споров с потребителями по данной категории дел ничтожно мало. Но все они, при должной доказательственной базе, заканчиваются в пользу потребителей. Не стоит забывать и о риске привлечения заведений общепита к административной ответственности за нарушение закона о защите прав потребителей применительно к п.2 ст.14.8 КоАП РФ", — резюмировал Просвирин.
Согласно КоАП РФ за навязывание допуслуг и неожиданные строки в чеке штраф для юрлиц составляет от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, а для должностных лиц — от 1 тыс. до 2 тыс. рублей.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение