Минпромторг и Бизнес обсудили правила торговли.
Главным предметом заседания стала острая ситуация с нестационарными торговыми объектами (НТО или павильонами): в течение последних месяцев на юге России предприняты попытки закрыть целый сегмент легальной розницы, реализующей табачную и никотинсодержащую продукцию через НТО. Участники мероприятия единогласно сошлись во мнении, что в условиях растущего объема нелегальной торговли сокращение числа легальных точек продаж приведет к дальнейшему усугублению проблемы.
"Нелегальная торговля растет, потери бюджета тоже. Но кроме того, надо помнить, что категория табачной и никотинсодержащей продукции является трафикообразующей, и если закроются нестационарные торговые павильоны, может снизиться доступность для населения и иных социально значимых товарных групп, вновь усилится доминирование сетевой розницы", — прокомментировал Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов.
В свою очередь, ответственный секретарь Комитета "ОПОРЫ РОССИИ" по подакцизным товарам Алексей Чиков рассказал, что, по экспертным оценкам, в Краснодарском крае на формат НТО приходится до 15% всего объема легально реализуемой табачной продукции.
"А в масштабах всей страны через НТО реализуется до 10% объема легальной табачной продукции. Если целый сегмент розницы будет запрещен, то доля нелегальной торговли неизбежно вырастет. В отсутствии точек продаж легальной табачной продукции по пути привычного следования потребителя, он, скорее всего, будет приобретать нужную ему продукцию у торговцев, продающих нелегальный товар. Очевидно, что в условиях снижения реальных располагаемых доходов потребитель проголосует рублем. И это приведет к дальнейшему росту потерь федерального бюджета", — сообщил он.
Своим мнением по вопросу поделился также директор по защите легального оборота продукции ЦРПТ Максим Курганский. Спикер отметил, что ЦРПТ может предоставить государственным органам конкретные адреса торговых точек, в которых фиксируются признаки незаконной продажи, и это действенный механизм решения вопроса нелегального оборота. Кроме того, Максим Курганский сообщил, что ЦРПТ вместе с "ОПОРОЙ РОССИИ" планирует рассмотреть возможность совместного обращения к властям регионов, из которых обращаются предприниматели по проблеме нестационарной торговли.
Также участники заседания обсудили роль общественного контроля в соблюдении законодательства в сфере торговли табачной и никотинсодержащей продукцией. После принятия "закона о вейпах" тема привлекла излишнее внимание и количество проверок от госорганов и общественных организаций. Вместе с неукоснительным соблюдением законодательства нужен баланс общественных интересов, чтобы предприниматели не становились жертвами нападок и провокаций.
Учитывая общественный резонанс, решение озвучил Председатель Попечительского Совета "ОПОРЫ РОССИИ" Сергей Борисов: ""ОПОРА РОССИИ" займется темой общественного контроля соблюдения правил торговли табачной и никотинсодержащей продукцией среди предприятий торговли МСП, выступив гарантом справедливого отношения к законопослушному бизнесу".
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot