В ноябре 2014 года ИА "INFOLine" выпустило новое исследование
"Теплоэнергетика России. Тенденции 2014 г. Прогноз до 2020 г. Инвестиционные проекты и описание генерирующих компаний России". Ключевая цель Исследования – охарактеризовать динамику развития электрогенерирующей отрасли и теплоэнергетики России. В Исследовании проанализированы текущее состояние, проблемы и перспективы инвестиционной деятельности в отрасли, описаны инвестиционные проекты в сегменте энергогенерации, приведены подробные бизнес-справки компаний-участников отрасли, их операционные и финансовые показатели, состояние их технической базы. Кроме того, охарактеризованы актуальные изменения в государственном регулировании и ключевые факторы развития электроэнергетики на период до 2020 года.
В 2014-2015 гг. теплоэнергетика России проходит этап трансформации и внедрения новых моделей развития. Необходимость реформирования и изменения принципов государственного регулирования отрасли обусловлены сложным комплексом накопленных проблем и системных дисбалансов. Среди основных причин сложившегося положения в теплоэнергетике России – существующая система прямого государственного регулирования рынка электроэнергии и мощности. Государство выполняет практически все значимые функции управления системами тепловой генерации и теплоснабжения: от принятия решений по развитию систем теплоснабжения до ежегодной загрузки источников тепловой энергии в схемах теплоснабжения, а также установление цен (тарифов), утверждение инвестиционных программ теплоснабжающих организаций, согласование вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации. При этом органы государственной власти не способны в силу специфики своей деятельности эффективно выполнять все возложенные на них функции. В России за последние 20 лет развитие большой теплоэнергетики и централизованного теплоснабжения прекратилось: отпуск тепла сократился на 35%, вклад отрасли в экономику России снизился до 2,5% ВВП, а опережающий рост оптовых цен сдерживает развитие промышленного сектора.
В 2014 г. 31% источников тепловой энергии и 68% тепловых сетей эксплуатируются с превышением нормативного срока службы в 25 лет, что является причиной роста аварийности и низкой эффективности оборудования. Потери тепла при передаче по тепловым сетям достигают 30%, что в 4-5 раз превышает показатель развитых стран. На рынке сформированы ценовые диспропорции: тарифы на тепловую энергию для потребителей отличаются более чем в 100 раз, значительно различаются нормативы потребления тепла, существует около 10 видов перекрестного субсидирования (например, между тепловой энергией и электрической энергией (мощностью), между группами потребителей, включая субсидирование населения населением, между территориями, между паром и теплом и т.д.). Более низкий уровень тарифов на тепловую энергию в регионах зачастую поддерживается за счет занижения тарифов для ТЭЦ, которые имеют возможность работать как на рынке тепловой энергии, так и на рынке электрической энергии, то есть за счет перекрестного субсидирования. Однако возможности ТЭЦ в режиме комбинированной выработки влиять на цену электроэнергии ограничены, и нередко ТЭЦ вынуждены осуществлять реализацию тепловой энергии по ценам ниже топливной составляющей. Указанные потери не удается включить и в стоимость мощности в силу специфики правил конкурентного отбора мощности. В результате у ТЭЦ возникают убытки, которые снижают возможности модернизации и развития сферы теплоснабжения. Для промышленных потребителей тепловой энергии сложившаяся ситуация перекрестного субсидирования является не менее тревожной, поэтому они стремятся использовать возможность отказаться от централизованного теплоснабжения с переходом на экономически выгодные альтернативные источники энергии.
Разбалансированность существующей тарифной модели не позволяет перевести ее на долгосрочную основу, что предусмотрено действующим законодательством. В этих условиях привлечение частного капитала для коренного изменения технологического уклада на рынке генерации тепловой энергии и теплоснабжения становится невозможным. В 2013 г. объем инвестиций в электроэнергетику увеличился по сравнению с 2012 г. на 0,8% и составил более 872,4 млрд. руб., при этом объем вложений государственных энергокомпаний в сектор составил 681 млрд. руб. В 2014 г. в случае реализации инвестиционных программ генерирующими компаниями ввод мощностей составит 3939 МВт. Однако в I полугодии 2014 г. инвестиционные программы субъектов электроэнергетики профинансированы в объеме 312 млрд. руб., что составляет только 33% от годового плана финансирования. В результате в 2014 г. введено 13 объектов, установленной мощностью более 2,3 ГВт, в установленный срок введены только 3 объекта. Во II полугодии 2014 г. планируется ввести еще 13 объектов установленной мощностью 2,9 ГВт, однако в условиях снижения потребления энергии и недофинансирования инвестиционных проектов риски срыва сроков по проектам растут. Сложная экономическая ситуация в отрасли и экономике России в целом повышает актуальность комплексного исследования проблем и перспектив развития рынка теплоэнергетики. В сентябре 2014 г. председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Грачёв И. Д. по вопросу инвестиционной привлекательности теплоэнергетической отрасли однозначно высказался за формирование адекватного отрасли государственного подхода к финансированию CAPEX: "никаких серьёзных частных инвестиций в должных объёмах в теплоэнергетику нет и быть не может, система будет модернизирована ровно в той степени, в какой вложится в этот процесс государство."
В 2014 г. Министерством энергетики, Министерством экономического развития, Министерством строительства, Федеральной службой по тарифам и ФАС России подготовлен комплекс более 30 нормативно-правовых актов, вносящих значительные изменения в существующую модель рынка электроэнергии и мощности, системы тепловой генерации и теплоснабжения, контроля качества, надежности и безопасности работы субъектов рынка, а также в законодательные акты в смежных сферах. В IV квартале 2014 г. разработан план мероприятий ("дорожная карта") "Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии", в которой предусмотрена реализация 30 групп мероприятий, направленных на принципиальное изменение нормативно-правовой базы отрасли до конца 2015 г. Посредством внедрения новой модели рынка тепловой энергии государство рассчитывает в первую очередь увеличить инвестиционную привлекательность отрасли, обеспечить развитие эффективных и надежных источников тепловой энергии, а также усилить ответственность теплоснабжающих организаций перед потребителями.
Исследование
"Теплоэнергетика России. Тенденции 2014 г. Прогноз до 2020 г." включает вводную часть, описывающую цели, задачи, структуру исследования, основные предпосылки и результаты его разработки, а также четыре основных раздела:
Раздел I. Состояние электроэнергетики России содержит анализ ключевых макроэкономических показателей и взаимного влияния темпов развития производственного сектора экономики и сектора энергогенерации. Описано влияние тарифной политики на рынке электроэнергии и цен на энергоносители на энергоэффективность экономики России, динамику ВВП России и ВРП федеральных округов. Раздел включает анализ динамики производства и потребления электроэнергии, ввода и вывода из эксплуатации мощностей энергетического сектора, описание уровня износа основных фондов и динамики капитальных вложений.
Раздел II. Динамика и прогноз производства и потребления электроэнергии включает основные показатели производства электроэнергии на ТЭС, ГЭС и АЭС в 2000-I полугодии 2014 г., а также характеристика долгосрочных прогнозов ввода и вывода мощностей электроэнергетики России до 2020 г., прогнозов энергопотребления в структуре ОЭС России до 2020 г. и прогнозы энергопотребления по ЕЭС России до 2020 г.
Раздел III. SWOT-анализ значимых событий в электроэнергетике в 2012-2014 гг. содержит описание ключевых событий в сфере энергогенерации, тенденций и перспектив развития рынка электроэнергии и тепловой энергии. В разделе приведен анализ значимых для отрасли событий, произошедших в 2012-2014 гг. и их последствий. События сгруппированы в четыре группы, исходя из принципов SWOT-анализа, поскольку позволяют характеризовать сильные и слабые стороны отрасли, а также потенциальные возможности и угрозы ее развития.
Раздел IV. Сравнительный анализ и рейтинги энергогенерирующих компаний включает рейтинги оптовых и территориальных генерирующих компаний сегмента большой энергетики по абсолютным и относительным операционным показателям деятельности, эффективности использования генерирующих мощностей и структуре топливного баланса, а также финансовым результатам деятельности и показателям инвестиционной активности генерирующих компаний.
Раздел V. Бизнес-справки по оптовым и территориальным генерирующим компаниям включает описание 22 оптовых генерирующих компаний (ОГК) и территориальных генерирующих компаний (ТГК) большой энергетики, оперирующих объектами генерации мощностью более 25 МВт. Объекты промышленной генерации и мини-ТЭЦ в выборку не включены. В структуру бизнес-справок входят следующие подразделы: контактные данные и сведения о менеджменте, история развития и текущее состояние бизнеса, структура акционерного капитала, структура бизнеса по регионам, производственные мощности, производственные показатели и финансовые показатели. Результаты финансовой деятельности представлены за период с 2007 г. по I полугодие 2014 г. включительно, что позволило выполнить анализ положения компаний не только по итогам 2013 г. в сравнении с 2012 г., но и финансовых результатов I полугодия 2014 г. в сравнении с I полугодием 2013 г., учитывая актуальные факторы развития бизнеса.
Кроме того, по каждой компании, описанной в бизнес-справках, выполнен комплексный анализ хода реализации генерирующими компаниями инвестиционных программ и описаны реализованные и текущие инвестиционные проекты в большой теплоэнергетике. В результате Раздел V включает описание
более 80 проектов строительства и реконструкции электростанций общим
объемом инвестиций более 900 млрд. руб. , из них
более 50 проектов в активной стадии реализации строительства и реконструкции объектов энергетики представлены в виде подробного структурированного описания, более 30 завершенных в 2012-2013 гг. проектов представлено в кратком (табличном) описании. Подробное структурированное описание текущих инвестиционных проектов включает следующие подразделы: наименование проекта, состояние на момент актуализации, срок окончания строительства, объем инвестиций, местоположение, описание проекта, мощность, вид топлива, дата актуализации, а также исчерпывающую контактную информацию об участниках проекта – инвесторе, объекте инвестирования, генеральном проектировщике, генеральном подрядчике, поставщиках основного технологического оборудования. Краткое табличное описание завершенных проектов включает следующие сведения: наименование проекта, инвестор, срок окончания строительства, объем инвестиций, местоположение, вид топлива, дата ввода объекта, вводимая мощность.
В Приложении №1 приводится перечень генерирующих объектов, с использованием которых будет осуществляться поставка мощности по договорам о предоставлении мощности (ДПМ), который во многом определяет перспективы развития теплогенерации до 2016 года. В Приложении №2 приводятся рекомендации по вводу генерирующих мощностей на теплоэлектростанциях России в 2010-2030 гг., заявленные в Генеральной схеме. В приложении №3 представлен план мероприятий ("дорожная карта") "Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии", утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1949-р. Дорожная карта описывает комплекс из 30 групп мероприятий в рамках шести направлений формирования новой модели рынка тепловой энергии. В Приложении №4 представлены термины и сокращения, используемые в отраслевом исследовании. В Приложении №5 приведен список таблиц, представленных в Исследовании
Исследование
"Теплоэнергетика России. Тенденции 2014 г. Прогноз до 2020 г." подготовлено на основе системной обработки комплекса информационных источников:
- официальные документы Правительства России, Министерства энергетики, Министерства экономического развития и торговли, Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике, Системного Оператора, Федеральной службы по тарифам;
- доклады, интервью и презентации представителей Министерства энергетики России;
- собственные материалы ОГК, ТГК и региональных компаний, включая пресс-релизы, материалы с сайта, годовые и квартальные отчеты, инвестиционные программы и программы закупок;
- материалы зарубежных и российских экспертных и аналитических центров, инвестиционных компаний и т. д.;
- материалы СМИ (печатная пресса, электронные СМИ, федеральные и региональные информационные агентства);
- статистические данные из официальных источников за 1991-2012 годы, опубликованные на момент окончания подготовки исследования.
Исследование
"Теплоэнергетика России. Тенденции 2014 г. Прогноз до 2020 г." позволяет при оптимальном соотношении временных и финансовых затрат решать комплекс ключевых бизнес-задач:
- оценки состояния рынка строительных и проектных услуг в ТЭК России, анализа конкурентной среды,
- сравнительного анализа операционных и финансовых показателей крупнейших участников рынка строительных и проектных услуг в энергетической отрасли России и бенчмаркинга;
- поиска заказчиков и партнеров на рынках проектных и строительных услуг в энергетической отрасли;
- выбора перспективных проектов для поставок и лизинга энергетического оборудования, комплектующих, специальной техники и материалов для строительства;
- анализа и прогнозирования инвестиционной активности в ТЭК России;
- прогнозирования спроса на услуги проектных и строительных компаний в энергетической отрасли с учетом реализации инвестиционных проектов и вектора государственного регулирования.
Покупателями Исследования
"Теплоэнергетика России. Тенденции 2014 г. Прогноз до 2020 г." являются следующие группы компаний:
- инжиниринговые компании, осуществляющие деятельность в сегменте проектирования, строительства и обслуживания объектов энергетической отрасли;
- федеральные и региональные компании, специализирующиеся на выполнении строительных работ на объектах энергетической отрасли;
- логистические и транспортные компании, выполняющие перевозки крупногабаритного энергетического оборудования, материалов и комплектующих для реализации инвестиционных проектов в ТЭК;
- научно-исследовательские и проектные институты, работающие на промышленных объектах энергетической отрасли, а также проектно-изыскательские организации в ТЭК;
- менеджмент и отделы продаж компаний, осуществляющих производство, поставки и монтаж оборудования для объектов энергетической отрасли, а также обслуживающих компании энергетической отрасли;
- финансовые институты, банковские, страховые и лизинговые компании.