Сохранить лидерство. "Укррудпром (Украина)". 29 марта 2012
30.03.2012 в 11:09 | Укррудпром (Украина) | Advis.ru
Украинские проектировщики металлургических заводов являются лидерами на рынке СНГ.
В 2012 году “Arcelor Mittal Кривой Рог” начинает второй этап реконструкции конвертерного цеха, сообщили в Украинском государственном институте по проектированию металлургических заводов (“Укргипромез”). Проект предусмотривает замену газоотводящих трактов, оснащение конвертеров новыми газоочистными установками. Кроме того, будет смонтирована система улавливания и очистки неорганизованных выбросов. В конвертерах будут частично дожигать угарный газ; конвертерный газ будут собирать и использовать, систему кислородного снабжения конвертеров реконструируют для увеличения интенсивности продувки и производительности.
Хотя Arcelor Mittal имеет собственный мощный проектно-инжиниринговый дивизион, в СНГ компания предпочитает услуги бывших советских проектировщиков метзаводов. Несмотря на немалые проблемы, возникшие после распада СССР, они продолжают лидировать на рынке.
Прошлое и настоящее
В Советском Союзе действовало шесть ведущих институтов по проектированию метпредприятий (так называкемых гипромезов): “Гипромез” (Москва), “Ленгипромез” (Ленинград), “Магнитогорский гипромез”, “Сибгипромез” (Новокузнецк), “Укргипромез” (Днепропетровск), “Азовгипромез” (Мариуполь). После распада СССР большинство гипромезов пришли в упадок и (или) были перепрофилированы. Например, “Азовгипромез” перешел преимущественно на строительное проектирование.
Однако украинские проектировщики метзаводов чувствуют себя увереннее российских коллег. По мнению замдиректора ЦНИИчермет им. Бардина (Россия) Владимира Штанского, украинским институтам удалось с меньшими потерями пережить переходный период 90-х и перейти к рыночной работе. Прежде всего речь идет про “Укргипромез” (штат до 1 тыс. человек), а также об УкрГНТЦ “Энергосталь” (Харьков, более 1,2 тыс. человек). По словам Штанского, в последнее десятилетие российские металлурги зачастую не имели другого выхода, как заказывать проектирование реконструкции своих предприятий в Украине. “Российские гипромезы также работают, но в намного меньших объемах”, — констатирует эксперт. Центральные гипромезы России (Москва, Санкт-Петербург) сейчас в лучшем случае ведут по два-три проекта, тогда как “Укргипромез” работает над пятью-шестью крупными заказами.
Таким образом, “Укргипромез” и УкрГНТЦ “Энергосталь” занимают ведущие позиции в СНГ. Ключевая рыночная ниша, на которую нацелены оба проектных института — генеральное проектирование и инжиниринг. “Укргипромез”, кроме агрегатов основного производства, специализируется на вспомогательных объектах (подготовка сырья, переработка отходов, ремонты, транспорт, энергохозяйство). Директор подразделения “Гипросталь” (входит в “Энергосталь”) Александр Павленко уточняет, что “Энергосталь” делает акцент на ферросплавных заводах, мини-метзаводах и проектах экологической модернизации, включая оптимизацию выбросов парниковых газов. “Энергостали” есть что предложить инвесторам малой металлургии — по проекту института построен завод “Электросталь” (Курахово, Донецкая область), проектируются и строятся мини-заводы в России. Именно харьковский институт подготовил проект прокатного предприятия в Белой Церкви (Киевская область).
ПУТ для экономии
По данным главного инженера “Укргипромеза” Александра Степаненко, сейчас 70% заказов выполняется для России и только 20% — для отечественных металлургов. Специалист связывает малый внутренний спрос с общей слабостью металлорынков и растущим избытком металлургических мощностей в мире. В последние годы институт завершил проектирование некоторых объектов, задуманных металлургическими группами Украины еще до кризиса 2008 года (например, аглофабрика “Arcelor Mittal Кривой Рог”, доменные печи на Енакиевском метзаводе). Новых проектов мало, старые реализуются медленно. “Инвестицонное планирование в метгруппах остается непродуманным — порой реальное технологическое перевооружение подменяется полумерами. Например, на ДМЗ им. Петровского все домны являются устаревшими, с большим расходом кокса. Здесь нужна поэтапная реконструкция, причем с высвобождением места для установки пылеугольного топлива (ПУТ). Но деньги, выделяемые по линии развития завода, тратятся на текущие ремонты. Тогда как для “Запорожстали” мы спроектировали установку ПУТ, дающую экономию кокса в 80 килограмм на тонну чугуна”, — говорит Степаненко.
Кстати, значительное подорожание природного газа заставляет отечественных металлопроизводителей искать ему замену. Поэтому внедрение технологии вдувания пылеугольного топлива становится все более выгодным. Кроме “Запорожстали”, пылеугольные проекты осуществляются на Енакиевском метзаводе, “Донецкстали”, Алчевском меткомбинате, Днепровском меткомбинате им. Дзержинского. Для экономии энергоресурсов также проектируют установки для улавливания и использования отходящих газов (доменного, конвертерного, коксового), когенерации, оптимизации электроснабжения.
Существует практика, когда проектировщик и строитель формируют консорциум для привлечения заказа. “Но такое объединение заинтересовано в сокращении реальной сметы проекта, поскольку хочет побольше заработать. А это приводит к экономии на важных направлениях: на качестве материалов, работ и так далее. Поэтому я уверен, что проектный институт не должен входить в такой пул. Каждый заказчик должен иметь постоянного генпроектировщика, знающего данную площадку с ее спецификой”, — говорит главный инженер “Укргипромеза”.
Металлурги считают, что бывшие советские гипромезы намного лучше знают местную специфику отрасли, поскольку в свое время непосредственно проектировали предприятия, на которых сейчас работают. Объектов, где фигурируют зарубежные проектанты — немного. Скажем, совместно с компанией Danieli “Энергосталь” спроектировала доменную печь №2 на Алчевском меткомбинате, а реконструкция конвертерного цеха Нижнетагильского меткомбината разрабатывалась совместно с Siemens-VAI. На рынок СНГ пытается зайти инжиниринговая компания Tebodin, которая вместе с Siemens-VAI ведет проект МНЛЗ на “Arcelor Mittal Кривой Рог”, а вместе с Kuttner — проект ПУТ на Енакиевском метзаводе.
В ближайшие годы в СНГ по-прежнему будут доминировать проектировщики из Украины. По словам Штанского, российские меткомпании не вкладывают в отраслевую науку и проектирование, что дает неплохие возможности для иностранных операторов, в том числе — украинских.
В 2012 году “Arcelor Mittal Кривой Рог” начинает второй этап реконструкции конвертерного цеха, сообщили в Украинском государственном институте по проектированию металлургических заводов (“Укргипромез”). Проект предусмотривает замену газоотводящих трактов, оснащение конвертеров новыми газоочистными установками. Кроме того, будет смонтирована система улавливания и очистки неорганизованных выбросов. В конвертерах будут частично дожигать угарный газ; конвертерный газ будут собирать и использовать, систему кислородного снабжения конвертеров реконструируют для увеличения интенсивности продувки и производительности.
Хотя Arcelor Mittal имеет собственный мощный проектно-инжиниринговый дивизион, в СНГ компания предпочитает услуги бывших советских проектировщиков метзаводов. Несмотря на немалые проблемы, возникшие после распада СССР, они продолжают лидировать на рынке.
Прошлое и настоящее
В Советском Союзе действовало шесть ведущих институтов по проектированию метпредприятий (так называкемых гипромезов): “Гипромез” (Москва), “Ленгипромез” (Ленинград), “Магнитогорский гипромез”, “Сибгипромез” (Новокузнецк), “Укргипромез” (Днепропетровск), “Азовгипромез” (Мариуполь). После распада СССР большинство гипромезов пришли в упадок и (или) были перепрофилированы. Например, “Азовгипромез” перешел преимущественно на строительное проектирование.
Однако украинские проектировщики метзаводов чувствуют себя увереннее российских коллег. По мнению замдиректора ЦНИИчермет им. Бардина (Россия) Владимира Штанского, украинским институтам удалось с меньшими потерями пережить переходный период 90-х и перейти к рыночной работе. Прежде всего речь идет про “Укргипромез” (штат до 1 тыс. человек), а также об УкрГНТЦ “Энергосталь” (Харьков, более 1,2 тыс. человек). По словам Штанского, в последнее десятилетие российские металлурги зачастую не имели другого выхода, как заказывать проектирование реконструкции своих предприятий в Украине. “Российские гипромезы также работают, но в намного меньших объемах”, — констатирует эксперт. Центральные гипромезы России (Москва, Санкт-Петербург) сейчас в лучшем случае ведут по два-три проекта, тогда как “Укргипромез” работает над пятью-шестью крупными заказами.
Таким образом, “Укргипромез” и УкрГНТЦ “Энергосталь” занимают ведущие позиции в СНГ. Ключевая рыночная ниша, на которую нацелены оба проектных института — генеральное проектирование и инжиниринг. “Укргипромез”, кроме агрегатов основного производства, специализируется на вспомогательных объектах (подготовка сырья, переработка отходов, ремонты, транспорт, энергохозяйство). Директор подразделения “Гипросталь” (входит в “Энергосталь”) Александр Павленко уточняет, что “Энергосталь” делает акцент на ферросплавных заводах, мини-метзаводах и проектах экологической модернизации, включая оптимизацию выбросов парниковых газов. “Энергостали” есть что предложить инвесторам малой металлургии — по проекту института построен завод “Электросталь” (Курахово, Донецкая область), проектируются и строятся мини-заводы в России. Именно харьковский институт подготовил проект прокатного предприятия в Белой Церкви (Киевская область).
ПУТ для экономии
По данным главного инженера “Укргипромеза” Александра Степаненко, сейчас 70% заказов выполняется для России и только 20% — для отечественных металлургов. Специалист связывает малый внутренний спрос с общей слабостью металлорынков и растущим избытком металлургических мощностей в мире. В последние годы институт завершил проектирование некоторых объектов, задуманных металлургическими группами Украины еще до кризиса 2008 года (например, аглофабрика “Arcelor Mittal Кривой Рог”, доменные печи на Енакиевском метзаводе). Новых проектов мало, старые реализуются медленно. “Инвестицонное планирование в метгруппах остается непродуманным — порой реальное технологическое перевооружение подменяется полумерами. Например, на ДМЗ им. Петровского все домны являются устаревшими, с большим расходом кокса. Здесь нужна поэтапная реконструкция, причем с высвобождением места для установки пылеугольного топлива (ПУТ). Но деньги, выделяемые по линии развития завода, тратятся на текущие ремонты. Тогда как для “Запорожстали” мы спроектировали установку ПУТ, дающую экономию кокса в 80 килограмм на тонну чугуна”, — говорит Степаненко.
Кстати, значительное подорожание природного газа заставляет отечественных металлопроизводителей искать ему замену. Поэтому внедрение технологии вдувания пылеугольного топлива становится все более выгодным. Кроме “Запорожстали”, пылеугольные проекты осуществляются на Енакиевском метзаводе, “Донецкстали”, Алчевском меткомбинате, Днепровском меткомбинате им. Дзержинского. Для экономии энергоресурсов также проектируют установки для улавливания и использования отходящих газов (доменного, конвертерного, коксового), когенерации, оптимизации электроснабжения.
Существует практика, когда проектировщик и строитель формируют консорциум для привлечения заказа. “Но такое объединение заинтересовано в сокращении реальной сметы проекта, поскольку хочет побольше заработать. А это приводит к экономии на важных направлениях: на качестве материалов, работ и так далее. Поэтому я уверен, что проектный институт не должен входить в такой пул. Каждый заказчик должен иметь постоянного генпроектировщика, знающего данную площадку с ее спецификой”, — говорит главный инженер “Укргипромеза”.
Металлурги считают, что бывшие советские гипромезы намного лучше знают местную специфику отрасли, поскольку в свое время непосредственно проектировали предприятия, на которых сейчас работают. Объектов, где фигурируют зарубежные проектанты — немного. Скажем, совместно с компанией Danieli “Энергосталь” спроектировала доменную печь №2 на Алчевском меткомбинате, а реконструкция конвертерного цеха Нижнетагильского меткомбината разрабатывалась совместно с Siemens-VAI. На рынок СНГ пытается зайти инжиниринговая компания Tebodin, которая вместе с Siemens-VAI ведет проект МНЛЗ на “Arcelor Mittal Кривой Рог”, а вместе с Kuttner — проект ПУТ на Енакиевском метзаводе.
В ближайшие годы в СНГ по-прежнему будут доминировать проектировщики из Украины. По словам Штанского, российские меткомпании не вкладывают в отраслевую науку и проектирование, что дает неплохие возможности для иностранных операторов, в том числе — украинских.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!
до 31 октября 2024 года
покупатели обзора «Крупнейшие инвестиционные проекты в строительстве логистических и складских объектов РФ и Республики Беларусь. Проекты 2024-2026 годов»
получают в подарок
3 месяца обслуживания по услуге Тематические новости: «Логистическая и складская деятельность РФ»
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
str@allinvest.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.