Потерянный рынок для украинских металлургов. "ИА "Минпром (Украина)"". 17 мая 2013
17.05.2013 в 09:41 | ИА "Минпром (Украина)" | Advis.ru
Менее 10 лет назад Алжир был ведущим импортером украинского длинномерного проката. Объем поставок этой продукции в середине прошлого десятилетия превышал 1 млн тонн в год. Однако к настоящему времени эти операции полностью прекратились, хотя Алжир сохраняет статус крупнейшего импортера стали в регионе. В 2012 году украинские производители стальной продукции отправили в эту страну всего 1,4 тыс. тонн труб. Основной причиной потери алжирского рынка стало подписанное Алжиром с ЕС в 2005 году соглашение об ассоциации, в рамках которого североафриканская страна закрыла свой рынок для импорта любого проката, кроме европейского. Но в ближайшие годы в Алжире, как ожидается, резко возрастет собственное производство стали, что может привести к серьезным переменам во всем Средиземноморье.
Дорогой потерь
В 1960-80 годы Алжир считался страной социалистической ориентации, поэтому Советский Союз поддерживал с ним достаточно интенсивные экономические связи. Одним из результатов этого сотрудничества стал металлургический комплекс El-Hadjar, построенный с помощью советских специалистов в районе портового города Аннаба в начале 1970 годов. Это предприятие, крупнейшее в Северной Африке, использовало железную руду с близлежащих месторождений и могло ежегодно выдавать до 2,1 млн тонн чугуна, 2,0 млн тонн стали, 1,8 млн тонн горячекатаных и 1,25 млн тонн холоднокатаных рулонов, 300 тыс. тонн оцинкованной стали, 90 тыс. тонн жести, 700 тыс. тонн труб и 850 тыс. тонн длинномерного проката.
В 1990 году доля индустрии, не связанной с добычей нефти и газа, в ВВП Алжира достигла максимального уровня – более 10%, но затем начался спад. В 1991 страну охватила гражданская война, в которой авторитарному светскому государству противостояла исламистская оппозиция – примерно, как в настоящее время в Сирии, только без такого интенсивного иностранного вмешательства. Война продолжалась до 2005 года и завершилась победой властей, но унесла жизни, по различным данным, от 45 тыс. до более чем 200 тыс. человек и отбросила экономику страны далеко назад.
Комбинат El-Hadjar пришел в упадок, и во второй половине 1990 годов работал едва на 20% мощности. Правда, в 2000 году, когда военные действия были в основном уже позади, производство стали в стране возросло до 840 тыс. тонн, но было ясно, что предприятие нуждается в реконструкции и модернизации. В 2001 году 70% его акций было продано группе LNM Лакшми Миттала. Сейчас этот завод называется "ArcelorMittal Annaba".
Группа LNM/Mittal Steel/ArcelorMittal в целом не выполнила взятые на себя инвестиционные обязательства. Тем не менее объем выплавки стали на комбинате к 2007 году достиг максимального уровня – почти 1,3 млн тонн. Впрочем, потребление проката в Алжире возросло к тому времени до более 4 млн тонн в год, из которых половина приходилась на арматуру и порядка 20% – на трубы. Покончив с гражданской войной, страна интенсивно отстраивалась, финансируя проекты за счет высоких доходов от экспорта углеводородного сырья. В настоящее время Алжир – второй по величине экспортер нефти в Африке после Нигерии и третий поставщик природного газа в Европу после России и Норвегии.
Поначалу растущие потребности Алжира в прокате в значительной мере удовлетворялись за счет закупок украинской продукции – в основном длинномерного проката, произведенного "Криворожсталью", для которой алжирцы были крупнейшими клиентами. В середине 2000 объемы поставок доходили до 1 млн тонн в год, Алжир входил в первую пятерку покупателей украинской стальной продукции.
Увы, все это осталось в прошлом. В 2012 году Украина, поставившая в эту страну различных товаров более чем на 290 млн долл. (преимущественно зерновые и масличные культуры), не продала ей ни тонны стали. Объем поставок в Алжир украинских труб составил мизерные 1383,5 тонны.
Почему же украинские металлурги потеряли этот традиционный и достаточно перспективный рынок? Основной причиной стало заключение Алжиром соглашения об ассоциации с ЕС. Документ, подписанный в 2002 году и вступивший в силу в 2005, предполагал создание зоны свободной торговли к 2017 году и постепенное снятие пошлин на импорт европейской стальной продукции. Ранее алжирские власти облагали 15-17% тарифами прокат, поступавший как из Европы, так и из Турции или СНГ, но теперь европейские компании получили серьезное преимущество. Возможно, какую-то роль сыграла и корпоративная политика "ArcelorMittal". Возможно, руководство группы посчитало более выгодным сократить долю продукции криворожского предприятия на алжирском рынке, расширив вместо этого выпуск длинномерного проката на "ArcelorMittal Annaba" и поставки арматуры с предприятий "ArcelorMittal" в Испании.
Завершил же процесс вынужденного ухода украинских металлургов из Алжира кризис 2008 года. Потребление арматуры в странах Южной Европы в одночасье упало на 50-60%. Местные мини-заводы срочно переориентировались на Алжир. При этом цены на европейскую продукцию снизились, в связи с чем поставки в эту страну украинской арматуры и катанки с учетом 15% пошлины оказались нецелесообразными.
Одновременно резко упала и выплавка стали в самом Алжире. Относительно дешевая европейская продукция полностью задавила местных мелких производителей длинномерного проката, в лучшие времена выпускавших до 400-500 тыс. тонн арматуры в год. На "ArcelorMittal Annaba" в 2008 году произошло несколько крупных аварий, из-за чего компании пришлось остановить аглофабрику и одну из доменных печей и сократить производство до 460-500 тыс. тонн стали в год. "ArcelorMittal" не стала восстанавливать комбинат, отдав львиную долю алжирского рынка импорту.
Пробуждение Африки
В последние годы Алжир играл важную роль в обеспечении относительной стабильности на средиземноморском рынке стали. В прошлом году страна импортировала около 4,5 млн тонн стали, преимущественно, из стран ЕС. Свои же потребности в арматуре Алжир на 90% удовлетворяет за счет импорта из Евросоюза, а в катанке – на 100%.
С другой стороны, в 2012 году на Алжир пришлось более 35% европейского экспорта длинномерного проката – свыше 3 млн тонн, из них – около 2,8 млн тонн арматуры. Практически вся эта продукция была произведена мини-заводами Испании, Италии, Греции, Португалии и Латвии, для многих из которых Алжир является важнейшим рынком сбыта.
Однако в ближайшее время ситуация может существенно измениться. Сейчас внутреннее положение в Алжире выглядит весьма неоднозначно. С одной стороны, страна нестабильна: безработица достигает 25%, уровень жизни большинства населения низкий и поддерживается только за счет государственных поставок продовольствия по субсидированным ценам, очень высокий уровень коррупции и недоверия к власти. Нынешнему президенту Алжира Абдельазизу Бутефлике 76 лет, недавно он перенес микроинсульт. В 2014 году в стране должны состояться президентские выборы, которые могут стать катализатором для новых беспорядков.
В то же время исламистская оппозиция за годы гражданской войны полностью растеряла поддержку населения. Правительство в 2010 году анонсировало беспрецедентную инвестиционную программу объемом более 260 млрд долл. Эти средства планируется потратить на жилищное и промышленное строительство, а также кардинальное расширение национальной транспортной инфраструктуры. Недавно в стране были найдены большие запасы сланцевого газа, для разработки которых власти готовы пригласить иностранные корпорации. Наконец, в политической нестабильности в Алжире ни в коей мере не заинтересованы европейские страны, нуждающиеся в поставках газа и нефти.
Поэтому прогнозы экономического развития Алжира на ближайшие годы весьма оптимистичны. По некоторым оценкам, к началу следующего десятилетия объем потребления стали в стране возрастет до 15 млн тонн в год. А правительство Алжира заинтересовано в сокращении закупок проката за рубежом посредством импортозамещения.
Планы расширения собственного производства стали в Алжире озвучивались еще до кризиса 2008 года, но сейчас они постепенно становятся реальностью. Турецкая компания Toscelik в начале года уже ввела в строй мини-завод в Оране. В текущем году на нем планируется выпустить 250 тыс. тонн арматуры, в 2014 – 600 тыс. тонн, а в 2015 предполагается выход на плановую мощность – 1 млн тонн арматуры и катанки в год.
Весной этого года было подписано соглашение с компаниями Qatar Steel и Qatar Mining о создании совместного предприятия по строительству меткомбината производительностью 4 млн тонн стали в год. Первую очередь, рассчитанную на ежегодный выпуск 1,5 млн тонн арматуры и 500 тыс. тонн катанки, планируется ввести в строй в начале 2017 года.
Кроме того, власти Алжира пригрозили национализировать "ArcelorMittal Annaba". В последние годы предприятие находилось в глубоком финансовом кризисе, а руководство группы "ArcelorMittal" словно махнуло на него рукой. Однако в конце апреля было заявлено, что транснациональная корпорация все-таки инвестирует в комбинат до 1 млрд долл. с целью доведения его производительности до 1,4 млн тонн стали в год к 2014 году и 2,2 млн тонн – в более долгосрочной перспективе. Правда, неизвестно, выполнит ли эти обязательства "ArcelorMittal", чье финансовое положение неутешительно, однако следует признать, что алжирский рынок для нее выглядит весьма перспективным.
Дело в том, что, по некоторым данным, алжирское правительство рассматривает вариант усиления защиты национальной металлургической отрасли посредством отмены соглашений о свободной торговле стальной продукцией. В феврале этого года пошлины на импорт проката были распространены на 17 стран – членов GAFTA (зоны свободной торговли арабских стран), на очереди может оказаться и Евросоюз.
Алжирские власти еще в 2011 году начали высказывать недовольство условиями соглашения об ассоциации с Евросоюзом. По их мнению, Алжир слишком сильно и в одностороннем порядке открыл свой рынок для экспансии европейских компаний, что привело к резкому увеличению импорта из ЕС (более чем на 80% в 2005-2011 годах) и ухудшению положения ряда отраслей национальной экономики, в частности металлургической. Правда, Алжир имеет значительное положительное сальдо в торговле с ЕС, но львиную долю его экспорта в Европу составляют газ, нефть и химическая продукция, тогда как поставки сельхозпродукции и товаров с добавленной стоимостью по-прежнему ограничиваются. В итоге в августе 2012 года было подписано новое соглашение, в соответствии с которым создание зоны свободной торговли между Алжиром и ЕС перенесено с 2017 на 2020 год.
Сейчас же речь идет о том, чтобы повысить таможенную защиту таких отраслей алжирской экономики, как сталелитейная, цементная и автомобилестроительная. В ближайшие годы в стране планируется строительство не только металлургических, но и ряда цементных заводов, а также автосборочного производства Renault.
По единодушному мнению европейских специалистов, сокращение поставок длинномерного проката в Алжир вследствие расширения собственного производства стали в стране либо введения импортных ограничений станет серьезной проблемой для южноевропейских металлургов. Рассчитывать на существенное увеличение внутреннего спроса в ближайшие 2-3 года как минимум им не приходится, а заменить алжирский рынок нечем. В то же время распространение импортных пошлин на европейский прокат станет выгодным для украинских и турецких производителей арматуры, которые получат возможность вернуться в Алжир. Так или иначе, в обозримом будущем эта страна останется крупным импортером стальной продукции. Кроме того, в 2013 году пошлина на импорт заготовок в Алжир была понижена с 17 до 7%, чем тоже могут воспользоваться украинские производители.
Нет сомнений в том, что европейское металлургическое лобби сделает все возможное, чтобы не потерять своих преимуществ на алжирском рынке. Тем не менее в ближайшее время можно ожидать увеличения активности южноевропейских мини-заводов на альтернативных направлениях. И сейчас испанские и итальянские компании активно продвигают арматуру и катанку на рынки Латинской Америки, Африки, стран Восточного Средиземноморья, хотя стоимость их продукции пока выше, чем у украинских либо турецких конкурентов. Однако в перспективе избыток предложения длинномерного проката в регионе Средиземноморье – Ближний Восток, очевидно, будет только увеличиваться, а напряженность конкурентной борьбы – расти. А трудности со сбытом, вероятно, будут все больше разворачивать украинских металлургов в сторону полуфабрикатов, с одной стороны, и расширения поставок в страны СНГ – с другой.
Дорогой потерь
В 1960-80 годы Алжир считался страной социалистической ориентации, поэтому Советский Союз поддерживал с ним достаточно интенсивные экономические связи. Одним из результатов этого сотрудничества стал металлургический комплекс El-Hadjar, построенный с помощью советских специалистов в районе портового города Аннаба в начале 1970 годов. Это предприятие, крупнейшее в Северной Африке, использовало железную руду с близлежащих месторождений и могло ежегодно выдавать до 2,1 млн тонн чугуна, 2,0 млн тонн стали, 1,8 млн тонн горячекатаных и 1,25 млн тонн холоднокатаных рулонов, 300 тыс. тонн оцинкованной стали, 90 тыс. тонн жести, 700 тыс. тонн труб и 850 тыс. тонн длинномерного проката.
В 1990 году доля индустрии, не связанной с добычей нефти и газа, в ВВП Алжира достигла максимального уровня – более 10%, но затем начался спад. В 1991 страну охватила гражданская война, в которой авторитарному светскому государству противостояла исламистская оппозиция – примерно, как в настоящее время в Сирии, только без такого интенсивного иностранного вмешательства. Война продолжалась до 2005 года и завершилась победой властей, но унесла жизни, по различным данным, от 45 тыс. до более чем 200 тыс. человек и отбросила экономику страны далеко назад.
Комбинат El-Hadjar пришел в упадок, и во второй половине 1990 годов работал едва на 20% мощности. Правда, в 2000 году, когда военные действия были в основном уже позади, производство стали в стране возросло до 840 тыс. тонн, но было ясно, что предприятие нуждается в реконструкции и модернизации. В 2001 году 70% его акций было продано группе LNM Лакшми Миттала. Сейчас этот завод называется "ArcelorMittal Annaba".
Группа LNM/Mittal Steel/ArcelorMittal в целом не выполнила взятые на себя инвестиционные обязательства. Тем не менее объем выплавки стали на комбинате к 2007 году достиг максимального уровня – почти 1,3 млн тонн. Впрочем, потребление проката в Алжире возросло к тому времени до более 4 млн тонн в год, из которых половина приходилась на арматуру и порядка 20% – на трубы. Покончив с гражданской войной, страна интенсивно отстраивалась, финансируя проекты за счет высоких доходов от экспорта углеводородного сырья. В настоящее время Алжир – второй по величине экспортер нефти в Африке после Нигерии и третий поставщик природного газа в Европу после России и Норвегии.
Поначалу растущие потребности Алжира в прокате в значительной мере удовлетворялись за счет закупок украинской продукции – в основном длинномерного проката, произведенного "Криворожсталью", для которой алжирцы были крупнейшими клиентами. В середине 2000 объемы поставок доходили до 1 млн тонн в год, Алжир входил в первую пятерку покупателей украинской стальной продукции.
Увы, все это осталось в прошлом. В 2012 году Украина, поставившая в эту страну различных товаров более чем на 290 млн долл. (преимущественно зерновые и масличные культуры), не продала ей ни тонны стали. Объем поставок в Алжир украинских труб составил мизерные 1383,5 тонны.
Почему же украинские металлурги потеряли этот традиционный и достаточно перспективный рынок? Основной причиной стало заключение Алжиром соглашения об ассоциации с ЕС. Документ, подписанный в 2002 году и вступивший в силу в 2005, предполагал создание зоны свободной торговли к 2017 году и постепенное снятие пошлин на импорт европейской стальной продукции. Ранее алжирские власти облагали 15-17% тарифами прокат, поступавший как из Европы, так и из Турции или СНГ, но теперь европейские компании получили серьезное преимущество. Возможно, какую-то роль сыграла и корпоративная политика "ArcelorMittal". Возможно, руководство группы посчитало более выгодным сократить долю продукции криворожского предприятия на алжирском рынке, расширив вместо этого выпуск длинномерного проката на "ArcelorMittal Annaba" и поставки арматуры с предприятий "ArcelorMittal" в Испании.
Завершил же процесс вынужденного ухода украинских металлургов из Алжира кризис 2008 года. Потребление арматуры в странах Южной Европы в одночасье упало на 50-60%. Местные мини-заводы срочно переориентировались на Алжир. При этом цены на европейскую продукцию снизились, в связи с чем поставки в эту страну украинской арматуры и катанки с учетом 15% пошлины оказались нецелесообразными.
Одновременно резко упала и выплавка стали в самом Алжире. Относительно дешевая европейская продукция полностью задавила местных мелких производителей длинномерного проката, в лучшие времена выпускавших до 400-500 тыс. тонн арматуры в год. На "ArcelorMittal Annaba" в 2008 году произошло несколько крупных аварий, из-за чего компании пришлось остановить аглофабрику и одну из доменных печей и сократить производство до 460-500 тыс. тонн стали в год. "ArcelorMittal" не стала восстанавливать комбинат, отдав львиную долю алжирского рынка импорту.
Пробуждение Африки
В последние годы Алжир играл важную роль в обеспечении относительной стабильности на средиземноморском рынке стали. В прошлом году страна импортировала около 4,5 млн тонн стали, преимущественно, из стран ЕС. Свои же потребности в арматуре Алжир на 90% удовлетворяет за счет импорта из Евросоюза, а в катанке – на 100%.
С другой стороны, в 2012 году на Алжир пришлось более 35% европейского экспорта длинномерного проката – свыше 3 млн тонн, из них – около 2,8 млн тонн арматуры. Практически вся эта продукция была произведена мини-заводами Испании, Италии, Греции, Португалии и Латвии, для многих из которых Алжир является важнейшим рынком сбыта.
Однако в ближайшее время ситуация может существенно измениться. Сейчас внутреннее положение в Алжире выглядит весьма неоднозначно. С одной стороны, страна нестабильна: безработица достигает 25%, уровень жизни большинства населения низкий и поддерживается только за счет государственных поставок продовольствия по субсидированным ценам, очень высокий уровень коррупции и недоверия к власти. Нынешнему президенту Алжира Абдельазизу Бутефлике 76 лет, недавно он перенес микроинсульт. В 2014 году в стране должны состояться президентские выборы, которые могут стать катализатором для новых беспорядков.
В то же время исламистская оппозиция за годы гражданской войны полностью растеряла поддержку населения. Правительство в 2010 году анонсировало беспрецедентную инвестиционную программу объемом более 260 млрд долл. Эти средства планируется потратить на жилищное и промышленное строительство, а также кардинальное расширение национальной транспортной инфраструктуры. Недавно в стране были найдены большие запасы сланцевого газа, для разработки которых власти готовы пригласить иностранные корпорации. Наконец, в политической нестабильности в Алжире ни в коей мере не заинтересованы европейские страны, нуждающиеся в поставках газа и нефти.
Поэтому прогнозы экономического развития Алжира на ближайшие годы весьма оптимистичны. По некоторым оценкам, к началу следующего десятилетия объем потребления стали в стране возрастет до 15 млн тонн в год. А правительство Алжира заинтересовано в сокращении закупок проката за рубежом посредством импортозамещения.
Планы расширения собственного производства стали в Алжире озвучивались еще до кризиса 2008 года, но сейчас они постепенно становятся реальностью. Турецкая компания Toscelik в начале года уже ввела в строй мини-завод в Оране. В текущем году на нем планируется выпустить 250 тыс. тонн арматуры, в 2014 – 600 тыс. тонн, а в 2015 предполагается выход на плановую мощность – 1 млн тонн арматуры и катанки в год.
Весной этого года было подписано соглашение с компаниями Qatar Steel и Qatar Mining о создании совместного предприятия по строительству меткомбината производительностью 4 млн тонн стали в год. Первую очередь, рассчитанную на ежегодный выпуск 1,5 млн тонн арматуры и 500 тыс. тонн катанки, планируется ввести в строй в начале 2017 года.
Кроме того, власти Алжира пригрозили национализировать "ArcelorMittal Annaba". В последние годы предприятие находилось в глубоком финансовом кризисе, а руководство группы "ArcelorMittal" словно махнуло на него рукой. Однако в конце апреля было заявлено, что транснациональная корпорация все-таки инвестирует в комбинат до 1 млрд долл. с целью доведения его производительности до 1,4 млн тонн стали в год к 2014 году и 2,2 млн тонн – в более долгосрочной перспективе. Правда, неизвестно, выполнит ли эти обязательства "ArcelorMittal", чье финансовое положение неутешительно, однако следует признать, что алжирский рынок для нее выглядит весьма перспективным.
Дело в том, что, по некоторым данным, алжирское правительство рассматривает вариант усиления защиты национальной металлургической отрасли посредством отмены соглашений о свободной торговле стальной продукцией. В феврале этого года пошлины на импорт проката были распространены на 17 стран – членов GAFTA (зоны свободной торговли арабских стран), на очереди может оказаться и Евросоюз.
Алжирские власти еще в 2011 году начали высказывать недовольство условиями соглашения об ассоциации с Евросоюзом. По их мнению, Алжир слишком сильно и в одностороннем порядке открыл свой рынок для экспансии европейских компаний, что привело к резкому увеличению импорта из ЕС (более чем на 80% в 2005-2011 годах) и ухудшению положения ряда отраслей национальной экономики, в частности металлургической. Правда, Алжир имеет значительное положительное сальдо в торговле с ЕС, но львиную долю его экспорта в Европу составляют газ, нефть и химическая продукция, тогда как поставки сельхозпродукции и товаров с добавленной стоимостью по-прежнему ограничиваются. В итоге в августе 2012 года было подписано новое соглашение, в соответствии с которым создание зоны свободной торговли между Алжиром и ЕС перенесено с 2017 на 2020 год.
Сейчас же речь идет о том, чтобы повысить таможенную защиту таких отраслей алжирской экономики, как сталелитейная, цементная и автомобилестроительная. В ближайшие годы в стране планируется строительство не только металлургических, но и ряда цементных заводов, а также автосборочного производства Renault.
По единодушному мнению европейских специалистов, сокращение поставок длинномерного проката в Алжир вследствие расширения собственного производства стали в стране либо введения импортных ограничений станет серьезной проблемой для южноевропейских металлургов. Рассчитывать на существенное увеличение внутреннего спроса в ближайшие 2-3 года как минимум им не приходится, а заменить алжирский рынок нечем. В то же время распространение импортных пошлин на европейский прокат станет выгодным для украинских и турецких производителей арматуры, которые получат возможность вернуться в Алжир. Так или иначе, в обозримом будущем эта страна останется крупным импортером стальной продукции. Кроме того, в 2013 году пошлина на импорт заготовок в Алжир была понижена с 17 до 7%, чем тоже могут воспользоваться украинские производители.
Нет сомнений в том, что европейское металлургическое лобби сделает все возможное, чтобы не потерять своих преимуществ на алжирском рынке. Тем не менее в ближайшее время можно ожидать увеличения активности южноевропейских мини-заводов на альтернативных направлениях. И сейчас испанские и итальянские компании активно продвигают арматуру и катанку на рынки Латинской Америки, Африки, стран Восточного Средиземноморья, хотя стоимость их продукции пока выше, чем у украинских либо турецких конкурентов. Однако в перспективе избыток предложения длинномерного проката в регионе Средиземноморье – Ближний Восток, очевидно, будет только увеличиваться, а напряженность конкурентной борьбы – расти. А трудности со сбытом, вероятно, будут все больше разворачивать украинских металлургов в сторону полуфабрикатов, с одной стороны, и расширения поставок в страны СНГ – с другой.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!
до 30 ноября 2024 года
покупатели обзора «Крупнейшие инвестиционные проекты в строительстве логистических и складских объектов РФ и Республики Беларусь. Проекты 2024-2026 годов»
получают в подарок
3 месяца обслуживания по услуге Тематические новости: «Логистическая и складская деятельность РФ»
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
str@allinvest.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.