Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Потерянный рынок для украинских металлургов. "ИА "Минпром (Украина)"". 17 мая 2013

Менее 10 лет назад Алжир был ведущим импортером украинского длинномерного проката. Объем поставок этой продукции в середине прошлого десятилетия превышал 1 млн тонн в год. Однако к настоящему времени эти операции полностью прекратились, хотя Алжир сохраняет статус крупнейшего импортера стали в регионе. В 2012 году украинские производители стальной продукции отправили в эту страну всего 1,4 тыс. тонн труб. Основной причиной потери алжирского рынка стало подписанное Алжиром с ЕС в 2005 году соглашение об ассоциации, в рамках которого североафриканская страна закрыла свой рынок для импорта любого проката, кроме европейского. Но в ближайшие годы в Алжире, как ожидается, резко возрастет собственное производство стали, что может привести к серьезным переменам во всем Средиземноморье.
Дорогой потерь
В 1960-80 годы Алжир считался страной социалистической ориентации, поэтому Советский Союз поддерживал с ним достаточно интенсивные экономические связи. Одним из результатов этого сотрудничества стал металлургический комплекс El-Hadjar, построенный с помощью советских специалистов в районе портового города Аннаба в начале 1970 годов. Это предприятие, крупнейшее в Северной Африке, использовало железную руду с близлежащих месторождений и могло ежегодно выдавать до 2,1 млн тонн чугуна, 2,0 млн тонн стали, 1,8 млн тонн горячекатаных и 1,25 млн тонн холоднокатаных рулонов, 300 тыс. тонн оцинкованной стали, 90 тыс. тонн жести, 700 тыс. тонн труб и 850 тыс. тонн длинномерного проката.
В 1990 году доля индустрии, не связанной с добычей нефти и газа, в ВВП Алжира достигла максимального уровня – более 10%, но затем начался спад. В 1991 страну охватила гражданская война, в которой авторитарному светскому государству противостояла исламистская оппозиция – примерно, как в настоящее время в Сирии, только без такого интенсивного иностранного вмешательства. Война продолжалась до 2005 года и завершилась победой властей, но унесла жизни, по различным данным, от 45 тыс. до более чем 200 тыс. человек и отбросила экономику страны далеко назад.
Комбинат El-Hadjar пришел в упадок, и во второй половине 1990 годов работал едва на 20% мощности. Правда, в 2000 году, когда военные действия были в основном уже позади, производство стали в стране возросло до 840 тыс. тонн, но было ясно, что предприятие нуждается в реконструкции и модернизации. В 2001 году 70% его акций было продано группе LNM Лакшми Миттала. Сейчас этот завод называется "ArcelorMittal Annaba".
Группа LNM/Mittal Steel/ArcelorMittal в целом не выполнила взятые на себя инвестиционные обязательства. Тем не менее объем выплавки стали на комбинате к 2007 году достиг максимального уровня – почти 1,3 млн тонн. Впрочем, потребление проката в Алжире возросло к тому времени до более 4 млн тонн в год, из которых половина приходилась на арматуру и порядка 20% – на трубы. Покончив с гражданской войной, страна интенсивно отстраивалась, финансируя проекты за счет высоких доходов от экспорта углеводородного сырья. В настоящее время Алжир – второй по величине экспортер нефти в Африке после Нигерии и третий поставщик природного газа в Европу после России и Норвегии.
Поначалу растущие потребности Алжира в прокате в значительной мере удовлетворялись за счет закупок украинской продукции – в основном длинномерного проката, произведенного "Криворожсталью", для которой алжирцы были крупнейшими клиентами. В середине 2000 объемы поставок доходили до 1 млн тонн в год, Алжир входил в первую пятерку покупателей украинской стальной продукции.
Увы, все это осталось в прошлом. В 2012 году Украина, поставившая в эту страну различных товаров более чем на 290 млн долл. (преимущественно зерновые и масличные культуры), не продала ей ни тонны стали. Объем поставок в Алжир украинских труб составил мизерные 1383,5 тонны.
Почему же украинские металлурги потеряли этот традиционный и достаточно перспективный рынок? Основной причиной стало заключение Алжиром соглашения об ассоциации с ЕС. Документ, подписанный в 2002 году и вступивший в силу в 2005, предполагал создание зоны свободной торговли к 2017 году и постепенное снятие пошлин на импорт европейской стальной продукции. Ранее алжирские власти облагали 15-17% тарифами прокат, поступавший как из Европы, так и из Турции или СНГ, но теперь европейские компании получили серьезное преимущество. Возможно, какую-то роль сыграла и корпоративная политика "ArcelorMittal". Возможно, руководство группы посчитало более выгодным сократить долю продукции криворожского предприятия на алжирском рынке, расширив вместо этого выпуск длинномерного проката на "ArcelorMittal Annaba" и поставки арматуры с предприятий "ArcelorMittal" в Испании.
Завершил же процесс вынужденного ухода украинских металлургов из Алжира кризис 2008 года. Потребление арматуры в странах Южной Европы в одночасье упало на 50-60%. Местные мини-заводы срочно переориентировались на Алжир. При этом цены на европейскую продукцию снизились, в связи с чем поставки в эту страну украинской арматуры и катанки с учетом 15% пошлины оказались нецелесообразными.
Одновременно резко упала и выплавка стали в самом Алжире. Относительно дешевая европейская продукция полностью задавила местных мелких производителей длинномерного проката, в лучшие времена выпускавших до 400-500 тыс. тонн арматуры в год. На "ArcelorMittal Annaba" в 2008 году произошло несколько крупных аварий, из-за чего компании пришлось остановить аглофабрику и одну из доменных печей и сократить производство до 460-500 тыс. тонн стали в год. "ArcelorMittal" не стала восстанавливать комбинат, отдав львиную долю алжирского рынка импорту.
Пробуждение Африки
В последние годы Алжир играл важную роль в обеспечении относительной стабильности на средиземноморском рынке стали. В прошлом году страна импортировала около 4,5 млн тонн стали, преимущественно, из стран ЕС. Свои же потребности в арматуре Алжир на 90% удовлетворяет за счет импорта из Евросоюза, а в катанке – на 100%.
С другой стороны, в 2012 году на Алжир пришлось более 35% европейского экспорта длинномерного проката – свыше 3 млн тонн, из них – около 2,8 млн тонн арматуры. Практически вся эта продукция была произведена мини-заводами Испании, Италии, Греции, Португалии и Латвии, для многих из которых Алжир является важнейшим рынком сбыта.
Однако в ближайшее время ситуация может существенно измениться. Сейчас внутреннее положение в Алжире выглядит весьма неоднозначно. С одной стороны, страна нестабильна: безработица достигает 25%, уровень жизни большинства населения низкий и поддерживается только за счет государственных поставок продовольствия по субсидированным ценам, очень высокий уровень коррупции и недоверия к власти. Нынешнему президенту Алжира Абдельазизу Бутефлике 76 лет, недавно он перенес микроинсульт. В 2014 году в стране должны состояться президентские выборы, которые могут стать катализатором для новых беспорядков.
В то же время исламистская оппозиция за годы гражданской войны полностью растеряла поддержку населения. Правительство в 2010 году анонсировало беспрецедентную инвестиционную программу объемом более 260 млрд долл. Эти средства планируется потратить на жилищное и промышленное строительство, а также кардинальное расширение национальной транспортной инфраструктуры. Недавно в стране были найдены большие запасы сланцевого газа, для разработки которых власти готовы пригласить иностранные корпорации. Наконец, в политической нестабильности в Алжире ни в коей мере не заинтересованы европейские страны, нуждающиеся в поставках газа и нефти.
Поэтому прогнозы экономического развития Алжира на ближайшие годы весьма оптимистичны. По некоторым оценкам, к началу следующего десятилетия объем потребления стали в стране возрастет до 15 млн тонн в год. А правительство Алжира заинтересовано в сокращении закупок проката за рубежом посредством импортозамещения.
Планы расширения собственного производства стали в Алжире озвучивались еще до кризиса 2008 года, но сейчас они постепенно становятся реальностью. Турецкая компания Toscelik в начале года уже ввела в строй мини-завод в Оране. В текущем году на нем планируется выпустить 250 тыс. тонн арматуры, в 2014 – 600 тыс. тонн, а в 2015 предполагается выход на плановую мощность – 1 млн тонн арматуры и катанки в год.
Весной этого года было подписано соглашение с компаниями Qatar Steel и Qatar Mining о создании совместного предприятия по строительству меткомбината производительностью 4 млн тонн стали в год. Первую очередь, рассчитанную на ежегодный выпуск 1,5 млн тонн арматуры и 500 тыс. тонн катанки, планируется ввести в строй в начале 2017 года.
Кроме того, власти Алжира пригрозили национализировать "ArcelorMittal Annaba". В последние годы предприятие находилось в глубоком финансовом кризисе, а руководство группы "ArcelorMittal" словно махнуло на него рукой. Однако в конце апреля было заявлено, что транснациональная корпорация все-таки инвестирует в комбинат до 1 млрд долл. с целью доведения его производительности до 1,4 млн тонн стали в год к 2014 году и 2,2 млн тонн – в более долгосрочной перспективе. Правда, неизвестно, выполнит ли эти обязательства "ArcelorMittal", чье финансовое положение неутешительно, однако следует признать, что алжирский рынок для нее выглядит весьма перспективным.
Дело в том, что, по некоторым данным, алжирское правительство рассматривает вариант усиления защиты национальной металлургической отрасли посредством отмены соглашений о свободной торговле стальной продукцией. В феврале этого года пошлины на импорт проката были распространены на 17 стран – членов GAFTA (зоны свободной торговли арабских стран), на очереди может оказаться и Евросоюз.
Алжирские власти еще в 2011 году начали высказывать недовольство условиями соглашения об ассоциации с Евросоюзом. По их мнению, Алжир слишком сильно и в одностороннем порядке открыл свой рынок для экспансии европейских компаний, что привело к резкому увеличению импорта из ЕС (более чем на 80% в 2005-2011 годах) и ухудшению положения ряда отраслей национальной экономики, в частности металлургической. Правда, Алжир имеет значительное положительное сальдо в торговле с ЕС, но львиную долю его экспорта в Европу составляют газ, нефть и химическая продукция, тогда как поставки сельхозпродукции и товаров с добавленной стоимостью по-прежнему ограничиваются. В итоге в августе 2012 года было подписано новое соглашение, в соответствии с которым создание зоны свободной торговли между Алжиром и ЕС перенесено с 2017 на 2020 год.
Сейчас же речь идет о том, чтобы повысить таможенную защиту таких отраслей алжирской экономики, как сталелитейная, цементная и автомобилестроительная. В ближайшие годы в стране планируется строительство не только металлургических, но и ряда цементных заводов, а также автосборочного производства Renault.
По единодушному мнению европейских специалистов, сокращение поставок длинномерного проката в Алжир вследствие расширения собственного производства стали в стране либо введения импортных ограничений станет серьезной проблемой для южноевропейских металлургов. Рассчитывать на существенное увеличение внутреннего спроса в ближайшие 2-3 года как минимум им не приходится, а заменить алжирский рынок нечем. В то же время распространение импортных пошлин на европейский прокат станет выгодным для украинских и турецких производителей арматуры, которые получат возможность вернуться в Алжир. Так или иначе, в обозримом будущем эта страна останется крупным импортером стальной продукции. Кроме того, в 2013 году пошлина на импорт заготовок в Алжир была понижена с 17 до 7%, чем тоже могут воспользоваться украинские производители.
Нет сомнений в том, что европейское металлургическое лобби сделает все возможное, чтобы не потерять своих преимуществ на алжирском рынке. Тем не менее в ближайшее время можно ожидать увеличения активности южноевропейских мини-заводов на альтернативных направлениях. И сейчас испанские и итальянские компании активно продвигают арматуру и катанку на рынки Латинской Америки, Африки, стран Восточного Средиземноморья, хотя стоимость их продукции пока выше, чем у украинских либо турецких конкурентов. Однако в перспективе избыток предложения длинномерного проката в регионе Средиземноморье – Ближний Восток, очевидно, будет только увеличиваться, а напряженность конкурентной борьбы – расти. А трудности со сбытом, вероятно, будут все больше разворачивать украинских металлургов в сторону полуфабрикатов, с одной стороны, и расширения поставок в страны СНГ – с другой.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!

до 30 ноября 2024 года

покупатели обзора «Крупнейшие инвестиционные проекты в строительстве логистических и складских объектов РФ и Республики Беларусь. Проекты 2024-2026 годов»

получают в подарок

3 месяца обслуживания по услуге Тематические новости: «Логистическая и складская деятельность РФ»

ввод складской недвижимости_Н1 2024.jpg

Из обзора «Крупнейшие инвестиционные проекты в строительстве логистических и складских объектов РФ и Республики Беларусь. Проекты 2024-2026 годов»

цитата в спецпред.jpg

Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
str@allinvest.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.