Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Visa не увидела в России перспектив развития оплаты по QR-коду. "РосБизнесКонсалтинг". 22 января 2021

Visa не видит спроса у банков, магазинов и населения на использование QR-кодов для оплаты товаров и услуг. Платежная система хотела развивать технологию в России два года назад, но помешала популярность платежей через смартфоны
Международная платежная система Visa не видит перспектив развития в России QR-платежей, рассказал РБК гендиректор Visa в России Михаил Бернер.
Около двух лет назад Visa разрабатывала модель оплаты по QR-коду в российских магазинах, писали тогда "Ведомости". По словам Бернера, сейчас компания не видит большого спроса на эту технологию со стороны потребителей, банков и бизнеса: "Если он появится, мы работаем с QR-платежами во многих странах, мы готовы будем привнести это в Россию. Но пока мы не видим здесь рынка и считаем, что, скорее всего, мы прошли эту стадию". Сейчас "настолько сильно начали развиваться мобильные платежи, что это [QR-платежи] не имеет большого смысла, то есть мы не увидели в этом большой перспективы", пояснил он.
"Скорее будет рост мобильных платежей — платежей телефоном, чем платежей QR-кодом", — сказал Бернер. Он добавил, что по уровню использования платежей смартфоном Россия уже впереди многих стран, а QR-технологии работают хорошо там, где есть какие-либо серьезные инфраструктурные проблемы: или не очень высокое качество интернета, или очень высокая стоимость POS-терминалов (оборудование для приема карт), или комбинация этих двух факторов.
Бернер также указал, что платить с помощью QR-кодов клиентам сложнее: "Одно дело — вы приложили телефон, даже, может быть, ввели пароль. И совсем другое — вы должны сфотографировать QR-код, зайти в какое-то приложение своего банка или специальное приложение, привязать к нему свою карту. Клиентский опыт совершенно точно не такой же бесшовный, каким он является в случае телефона".
Оплата с помощью телефона появилась в России в 2016 году, когда были запущены мобильные кошельки Samsung Pay и Apple Pay. Сервисы позволяют оплачивать покупки бесконтактным способом: для этого нужно приложить смартфон к POS-терминалу. В 2020 году Россия вышла на второе место в мире по количеству пользователей Apple Pay, ее опережают только США.
Шансы QR-платежей
Сейчас на российском рынке существует два основных проекта по внедрению QR-платежей: Система быстрых платежей (СБП) Банка России и "Плати QR" от Сбербанка. В СБП основным драйвером популяризации технологии выступают более низкие комиссии для продавцов: ЦБ разрешил банкам взимать с магазинов от 0,4 до 0,7% от суммы покупки, если та оплачивается с помощью QR-кода. Тарифы за карточные транзакции устанавливаются на рыночных условиях, средняя величина — 1,5–2,5%. Основную часть этой платы составляет так называемая межбанковская комиссия (банк продавца платит ее банку покупателя), которую устанавливает платежная система. Сбербанк по своему QR-проекту также установил более низкий тариф по сравнению с классическим эквайрингом — от 0,6 до 1,5% от суммы платежа.
Представитель Сбербанка сказал РБК, что банк видит "постоянный рост" популярности сервиса: "На сегодняшний день оплатить покупки при помощи сервиса "Плати QR" можно уже более чем в 280 тыс. торговых точек, и их количество продолжает увеличиваться". По мнению Сбербанка, значительным драйвером развития и роста спроса на сервис послужило внедрение опций, позволяющих интегрировать оплату по QR-коду в кассовое ПО. За год общее количество покупок с использованием QR от "Сбера" выросло в четыре раза. Конкретные показатели банк не раскрыл, указав, что месячный оборот по продукту исчисляется миллиардами рублей, а число операций — это несколько сотен тысяч в месяц.
QR-коды распространены в странах Азии, в частности в Китае, по двум причинам: высокая популярность мессенджера WeChat и суперприложения Alipay, использующих технологию QR, а также медленное проникновение платежных терминалов для оплаты картами, говорит генеральный директор Ассоциации "ФинТех" Татьяна Жаркова. "QR-платежи у нас в стране еще только развиваются. У технологии есть неоспоримое преимущество перед NFC (бесконтактной оплатой. — РБК) — возможность использовать статический QR-код без дополнительного оборудования под эквайринг, что удобно для бизнеса, в том числе в труднодоступных местах со слабой связью. Кроме того, QR-коды позволяют снизить комиссию для бизнеса за обработку платежей, так как инфраструктура такой системы требует меньше затрат на обслуживание", — считает она.
Технология QR-платежей непривычна для клиентов и низкие комиссии для торговцев не помогут ее популяризовать, поэтому СБП также перейдет на бесконтактные платежи, считает руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора "Делойт" в СНГ Максим Налютин. "В России уже достаточно сформированный платежный рынок с хорошо развитой эквайринговой инфраструктурой, и вряд ли QR-платежи приживутся там, где уже стоит наземный терминал и покупатели привыкли оплачивать товары касанием карты или все чаще с помощью мобильного телефона. И менять это пользовательское поведение, если за этим не стоит каких-то выгод для клиента, на мой взгляд, не представляется возможным", — добавляет директор процессингового центра "КартСтандарт" Майя Глотова.
QR-платежи могут стать "отличным решением" для малого и микробизнеса из-за отсутствия затрат на оборудование и недорогой стоимости транзакции, считает Глотова. "Решение QR-платежа может быть востребовано в малом бизнесе для мерчантов, которые не используют терминалы, например уличная торговля едой", — соглашается партнер Bain & Company Олег Гейлер.
Бесконтактное будущее
По данным Visa, сейчас каждая третья транзакция в России оплачивается смартфоном — еще год назад это была каждая пятая. Всего бесконтактной оплатой пользуются 73% россиян. "Россия здесь лидирует среди многих других стран", — отметил Бернер.
В 2020 году объем бесконтактных платежей вырос на 88,5%, подсчитали в Visa. Для сравнения, в 2019-м рост составил 71,2%, в 2018 году — 42%. "Во время пандемии большинство граждан начали более серьезно относиться к гигиене и опасаться за свое здоровье. Соответственно, очень существенно выросла бесконтактная оплата", — объяснил РБК такой рост Бернер. Как показал опрос платежной системы, 52% россиян считают бесконтактную оплату одним из основных методов защиты от коронавируса, а отказаться от покупок в магазинах, где нет возможности платить бесконтактно, готовы 31% опрошенных. Россияне (36%) не удовлетворены уровнем приема бесконтактной оплаты именно на предприятиях малого и среднего бизнеса, в то время как 91% потребителей удовлетворены этим сервисом в крупных торговых сетях и ресторанах. Поэтому бесконтактная оплата стала самым популярным инструментом (52%) цифровизации малого и среднего бизнеса во втором полугодии 2020 года.
Visa видит "достаточно большое поле для развития биоидентификации (оплата с помощью биометрических данных: лицо, голос, отпечаток пальца и т.п. — РБК)". "Прошлый год был прорывным в области проникновения биометрической идентификации в самых разных ее аспектах. И мы считаем, что в этом году эта тенденция продолжится", — сказал Бернер. В прошлом году Visa запустила несколько биометрических сервисов, в частности оплату по лицу в кафе "Прайм" и оплату голосом в некоторых кафе и ресторанах.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.