Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 21.02 63.7413 +0.0540
EUR 21.02 68.7705 -0.0118
Все котировки валют
 Топ новости

В портах российской Балтики отмечен опасный тренд. "РосБизнесКонсалтинг". 17 января 2020

Большинство угольных терминалов в портах Балтийского моря по итогам 2019 года сокращают перевалку из-за падения спроса на этот вид топлива в Европе. Неблагоприятный тренд сохранится и в текущем году, прогнозируют аналитики. В сложившейся конъюнктуре судьба анонсированных летом прошлого года масштабных планов по созданию в регионе угольных терминалов оказывается под вопросом. Как считают опрошенные РБК Петербург эксперты, скорее всего на Балтике образуется серьезный переизбыток перевалочных мощностей. Поэтому часть из них окажется в очень рискованной ситуации.
Голая статистика
По данным SeaNews ПОРТСТАТ, совокупный экспортный оборот угля через российские порты Балтики по итогам 2019 года вырос на 5,8% до 41,7 млн тонн. При этом грузопоток большинства игроков рынка показал отрицательную динамику. Так, у ООО "Порт Высоцкий" он снизился на 20,2% от уровня годом ранее и составил 6,30 млн тонн. В порту Выборг (оператор ООО "Порт Логистик") падение составило 48,8%, до 619,5 тыс. тонн; в Калининграде - на 28,2%, до 851,7 тыс. тонн.
Рост зафиксирован только в порту Усть-Луга, где работают четыре угольных терминала - АО "Ростерминалуголь" (РТУ), ОАО "УЛКТ", ООО "УПК" и ООО "НКТ". Общий объем отгрузки в Усть-Луге по итогам года вырос на 17,2%, до 33,7 млн тонн.
Однако, по мнению экспертов, рост общих показателей не только Усть-Луги, но и всего российского портового комплекса Балтики достигнут благодаря положительной динамике двух игроков - РТУ (объем увеличился на 23% от уровня 2018 года) и УЛКТ, у которого объем перевалки по итогам года вырос почти в 27 раз.
Как отмечают специалисты, у обоих терминалов положительная статистика во многом связана с эффектом низкой базы. У РТУ в 2018 году объемы перевалки снизились, поскольку терминал проходил модернизацию и часть оборудования не работала. С начала 2019 года, после ввода нового оборудования, объемы практически вернулись к уровню 2017 года (более 25 млн т). УЛКТ начал заниматься перевалкой угля только в декабре 2018 года. Несмотря на впечатляющую динамику, в абсолютных цифрах объем перевалки у этого игрока невелик. По итогам 2019 года он составил 899 тыс. тонн.
Два других терминала Усть-Луги показали отрицательную динамику. В частности, у УПК объемы снизились на 4,3% до 5,1 млн тонн, у ООО "НКТ" - почти на 7% до 3,1 млн тонн.
Тревожные прогнозы
Комментируя результаты 2019 года, участники рынка отмечают, что ситуация в отрасли развивается по неблагоприятному для владельцев угольных терминалов сценарию. Основной проблемой для них стало падение спроса на уголь в Европе, на которую приходится большая часть объема, экспортируемого через порты Балтики. "Негативная конъюнктура на мировом рынке, прежде всего европейском, прогнозируемо привела к сокращению объемов поставки угля через порты Северо-Запада и усилению конкуренции между терминалами. Эта тенденция сохранится в ближайшей перспективе", - отмечают в пресс-службе РТУ.
О снижении спроса говорят и отраслевые эксперты. По подсчетам Аналитического центра при правительстве РФ, к 2040 году потребление угля в Европе сократится в 2.2 раза из-за планов стран ЕС перейти на возобновляемые источники энергии.
Теоретически альтернативой европейскому рынку могли бы стать страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По предварительным подсчетам Минэнерго РФ, в 2019 году экспорт угля составил 220 млн тонн, из которых 100 млн тонн поставлено в страны АТР. Представители Минэнерго не раз говорили о том, что Россия будет наращивать экспорт угля на эти рынки. Однако порты Балтики едва ли смогут загрузить свои мощности углем, который предназначается для стран АТР. Как отмечает директор по логистике и аналитике инжиниринговой компании "Морстройтехнология" Александр Головизнин, экспорт в Азию через терминалы на Балтийском море осуществлялся в конце 2017 и в 2018 году, когда цены на уголь в странах АТР были достаточно высокими. Однако в 2019 году, когда цена на уголь значительно понизилась, его поставки в Азию через порты Балтики практически прекратились, поскольку стали экономически невыгодны.
Деньги на уголь
Сложившаяся на рынке ситуация, как считают аналитики, может сказаться на судьбе целого ряда инвестиционных проектов, связанных со строительством новых угольных терминалов на Балтике. Напомним, что летом прошлого года в рамках ПМЭФ о таких планах заявили сразу несколько инвесторов.
Так, ООО "Приморский УПК" анонсировал проект по строительству крупного перевалочного комплекса в Приморске за 90 млрд руб. В составе порта заявлен угольный терминал мощностью 20 млн т в год. РКБ Петербург направил в компанию запрос с просьбой прокомментировать целесообразность строительства угольного терминала при нынешней рыночной конъюнктуре.
Соглашение с областным правительством о строительстве угольного терминала мощностью в 15 млн т в год за 34 млрд руб. подписало ООО "Сухогрузный перевалочный комплекс Высоцк". По данным СМИ, этот проект курирует глава "Лукойла" Вагит Алекперов. Впрочем, по словам участников рынка, после подписания соглашения инвестор пока не проявлял большой активности в реализации проекта.
Компания "Новотранс" приступила в Усть-Луге к строительству за 46 млрд руб. универсального перевалочного комплекса. Он будет заниматься, в том числе, навалочными грузами, к которым относится и уголь.
В тесных рамках
Реализация этих проектов может создать избыточные мощности по перевалке угля, что в нынешних рыночных условиях довольно рискованно с учетом длительных сроков окупаемости подобных проектов, полагает Александр Головизнин.
Уже сейчас работающие на Балтике терминалы вынуждены жестко конкурировать друг с другом. Например, в "Ростерминалугле" одним из факторов повышения грузооборота по итогам 2019 года считают использование современных технологий перевалки. Это позволяет оказывать услуги быстрее и по более низким, чем у конкурентов, ценам и привлекать новых контрагентов.
Однако свободных контрагентов при нынешней конъюнктуре не так много. Очевидно, увеличивая свой грузопоток, РТУ оттянул на себя часть грузопотока у конкурентов, поясняют эксперты.
"При возможном профиците угольных мощностей в Балтийском бассейне в выигрышном положении окажутся специализированные терминалы, которые могут отгружать продукцию быстрее и по более низкой цене, чем терминалы неспециализированные, работающие по менее современным технологиям. Последним придется искать другие грузы для диверсификации грузопотока, например, контейнеры, зерно, минеральные удобрения", - полагает главный редактор ИАА "Портньюс" Виталий Чернов.
Некоторые игроки рынка изначально предусматривают в своих проектах возможность диверсификации. Такой подход реализует, например, компания "Новотранс". Инвестор проекта утверждает, что сможет корректировать номенклатуру грузов в порту в зависимости от спроса. "Для нас универсальность терминала позволит избежать влияния конъюнктуры рынка и оперативно диверсифицировать грузовую базу. Предварительно она уже сформирована и постоянно актуализируется", - передал через пресс-службу президент ГК "Новотранс" Константин Гончаров.
Тем не менее, считают многие отраслевые эксперты, риски, возникающие в связи с изменением ситуации на рынке, могут заставить часть инвесторов отказаться от планов по созданию угольных терминалов на Балтике, поскольку эти планы верстались в расчете на значительный рост грузопотока. Как ранее писал РБК Петербург, с учетом заявленных мощностей будущих терминалов их запуск должен увеличить объем перевалки угля в портах Петербурга и Ленобласти более чем вдвое по сравнению с нынешними показателями. С учетом постепенного сокращения спроса на этот вид топлива, новые терминалы смогут оправдать ожидания инвесторов только за счет вытеснения с рынка более слабых конкурентов.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Рады сообщить Вам, что INFOLine запускает акцию до 29.02.2020. При оформлении подписки на отраслевой ежемесячный обзор "Банк новинок на рынке продуктов питания" Вы получите отраслевой обзор "Актуальные тренды на рынке продуктов питания РФ и мира: 2018-2019 гг." в подарок!

Банк новинок питания  - это единственный в России мониторинг актуальных новинок российских и зарубежных производителей, который позволяет быть в курсе того что делают конкуренты, разрабатывать свои собственные идеи, смотреть за теми трендами, которые развиваются на зарубежном рынке продуктов питания. 

Доступны следующие категории:

Для того чтобы понять, какие тренды на рынке продуктов питания будут действовать в ближайшей перспективе, мы подготовили обзор, охватывающий практически все его сегменты.

Обзор имеет вертикальную структуру, и содержит информацию как о мировых практиках, так и российских решениях в области продуктового маркетинга на рынке продуктов питания и напитков.

 

Банк новинок - это ежемесячный отчет, который содержит 30-50 новинок на российском и зарубежном рынке в выбранной категории. Приводится фотография упаковки продукта, описание его характеристик, состав, и тд.

Стоимость банка новинок на 12 месяцев в выбранной категории составляет 120 т.р. без НДС. + отчет по трендам на рынке продуктов питания в подарок!

Вы можете получить краткую версию исследования с примерами новинок  написав запрос на почту retail@infolines.spb.ru