Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Встреча премьер-министра РФ Михаила Мишустина с представителями малого и среднего бизнеса Республики Карелия.

Встреча прошла в центре "Мой бизнес", открывшемся в Петрозаводске в 2019 году в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, дорогие друзья! Хочу вас всех поблагодарить за то, что вы пришли на встречу. Мы сегодня посмотрели несколько предприятий, были в больнице. Хочу сказать, что Карелию я знаю давно, это замечательный край. Сегодня посмотрели несколько красивых мест, пока ехали по городу.
Вообще, для развития любого региона, его социального и инвестиционного и климата, чтобы люди приезжали сюда, очень важно достойное, эффективное, успешное предпринимательство. Национальные цели, которые поставил перед нами Президент, мы декомпозируем на каждый регион, каждый федеральный орган исполнительной власти, для того чтобы сделать всё возможное, чтобы тот самый достойный труд и эффективное предпринимательство у нас были. Конечно, малое и среднее предпринимательство сегодня – это важнейшее направление деятельности во всех регионах страны. Я посмотрел, кто сюда пришёл. Вы занимаетесь совершенно различными делами, услугами, направлениями в этой сфере. Очень важно услышать, что можно сделать для вас ещё, чтобы это помогло более эффективно работать, со стороны федерального центра и региональных властей. Я надеюсь, что мы это всё сегодня обсудим.
Также хочу сказать, что мы выделили миллиард рублей на социально-экономическое развитие Карелии, на все необходимые для этого мероприятия. Надеюсь, что это поможет республике пройти успешно все этапы для того, чтобы здесь можно было комфортно жить, удобно и качественно работать. Хочу послушать вас.
Л.Лиминчук (председатель Комитета по ЖКХ, агропромышленной политике и энергетике, член Комитета по экономической политике Законодательного собрания Республики Карелия): Уважаемый Михаил Владимирович, очень рады видеть Вас на нашей Карельской земле. Уважаемые коллеги, сегодня за нашим круглым столом собрались предприниматели Республики Карелия, которые реализуют очень важные проекты в различных сферах деятельности. Меня зовут Леонид Лиминчук, я представляю фонд по содействию кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства. Позвольте мне выступить вашим модератором.
Несколько слов о месте проведения нашего мероприятия. Мы находимся в центре "Мой бизнес", созданном в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Целевая функция центра состоит в объединении инфраструктуры поддержки и развития бизнеса для оказания широкого спектра услуг и создания системы управления знаниями о предпринимательской деятельности. На базе центра "Мой бизнес" осуществляют деятельность более 20 институтов, которые оказывают поддержку бизнес-структурам, предпринимателям в их каждодневной деятельности. Здесь находится центр поддержки предпринимательства, центр поддержки экспорта, центр инноваций социальной сферы, ещё много институтов. Также здесь есть офис уполномоченного по правам предпринимателей Республики Карелия.
Карелия – очень благоприятный регион для развития бизнеса. На территории действует несколько льготных режимов для организации и ведения предпринимательской деятельности. Но у нас есть устойчивая практика взаимодействия бизнеса и власти, которая создаёт атмосферу открытой и эффективной обратной связи. Сегодня у нас есть прекрасная возможность получить ответы от первого лица российского Правительства.
Коллеги, переходим к обсуждению вопросов представителей бизнеса Карелии.
Камнеобрабатывающая отрасль республики получила новый импульс к развитию благодаря запуску в 2020 году промышленного технопарка "Южная промзона", который является первым в России технопарком в сфере камнеобработки. Реализация данного проекта осуществлялась в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Д.Фабрикантов (председатель Ассоциации камнеобрабатывающих производственных организаций Республики Карелия): Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
В нашей республике располагается более 100 месторождений природного камня. Но на сегодняшний день существует ряд вопросов, препятствующих их развитию, освоению. Сейчас при проведении аукционов на право пользования недрами необходимо два участника. Если менее двух участников, то аукцион признаётся недействительным. Соответственно, реальный инвестор не получает права пользования, а перспективный участок недр остаётся в нераспределённом фонде.
У меня вопрос. Возможно ли рассмотрение изменения в Закон Российской Федерации "О недрах" в части предоставления лицензии на право пользования недрами единственному участнику аукциона?
М.Мишустин: Спасибо, Дмитрий Петрович. У нас вообще сейчас очень много рассматривается законопроектов для упрощения доступа, в том числе если говорить о недрах, любых других ресурсах, для упрощения соответствующих процедур администрирования.
А по этому вопросу могу Вам сказать, что уже этот законопроект в первом чтении принят, Правительство одобрило его и соответствующее заключение своё сделало. У нас действительно раньше при одном участнике аукционы отменялись. Это тормозило возможность использования участков, в частности недр. Соответственно, не давало возможности развитию. Соответственно, ни налогов, ни доходов, ни новых рабочих мест не было возможности создавать – при том лишь факте, что один участник аукциона был в этом заинтересован.
Это поправлено в законодательстве. Как я уже сказал, первое чтение законопроект прошёл, и я надеюсь на поддержку депутатов и дальше, и думаю, что в ближайшем будущем вопрос этот будет решён. И ещё попрошу Аппарат Правительства посмотреть по сопровождению этого законопроекта в Думу. Попрошу также Министерство экономического развития посмотреть на то, как он проходит.
Д.Фабрикантов: Благодарю, Михаил Владимирович.
Л.Лиминчук: Уважаемые друзья! Республика Карелия традиционно удерживает лидирующие позиции среди российских регионов по туристской привлекательности. Туризм является приоритетной отраслью экономики Карелии, которая получает всё большее значение в развитии экономического потенциала республики. Мы отмечаем рост активного спроса и начало развития агротуризма. Карельская клубника становится новым брендом Карелии и привлекает всё больше жителей крупных мегаполисов. Хочу предоставить слово Юлии Шелемех – главе крестьянского (фермерского) хозяйства.
Ю.Шелемех (глава фермерского хозяйства): Уважаемый Михаил Владимирович, добрый день. Уважаемые коллеги! Я представляю наше семейное фермерское хозяйство, которое начало работу в 2013 году. Основные направления нашей деятельности – это выращивание товарной ягоды, земляники садовой, или, как мы её называем, клубники, и выгонка тюльпанов к 8 Марта. Наше хозяйство имеет очень большое желание открыть новое направление деятельности – это агротуризм. Это желание возникло не на пустом месте. Перенимая опыт наших зарубежных коллег в соседних Финляндии, Швеции, мы наблюдали, как на фермерских хозяйствах обустроена туристическая инфраструктура. Это были специализированные кафе, магазинчики, гостевые дома, детские площадки, и каждый такой объект символизировал выращиваемую на этом фермерском хозяйстве продукцию. Для нас это, конечно, не только красивая картинка была бы, но и дополнительный источник заработка фермера. Но, к сожалению, законодательство, действующее у нас, запрещает использовать земли сельхозназначения для строительства объектов, не связанных с сельхозпроизводством. В связи с чем у меня вопрос: возможно ли рассмотреть использование земель сельхозназначения для целей агротуризма?
М.Мишустин: Да, есть такой запрет. Категории земель и виды разрешённого использования – это достаточно такой сложный инструментарий. Вы знаете, что в случае изменения категории земель и вида разрешённого строительства зачастую не исполняется его назначение, а заниматься начинают другими видами бизнеса (из-за этого возникают правовые коллизии) либо используют это, для того чтобы снизить свои издержки и приобрести земли, а потом перевести их в земли ИЖС. Но то, о чём вы говорите, очень важно. Я по возвращении поставлю этот вопрос в Правительстве, для того чтобы мы подумали, как и что с этим сделать. Это потребует внесения определённых изменений в законодательство.
Что здесь очень важно? Чтобы нам не только, скажем так, разрешить строительство на землях сельхозназначения для агротуризма или для реализации своей продукции, но очень важно привлекать туда людей. Это дорога, это гостиница, это, как правило, самые простые вещи, для того чтобы комфортно было приехать и посмотреть окрестности, возможности транспортного обслуживания там. Вот так комплексно нужно делать. Это всё мы разбирали тщательно в стратегии развития туризма до 2035 года, а сейчас серьёзно работаем над этим в рамках нового национального проекта развития туризма. И я попрошу, Елена Викторовна, Вас предложения свои в этом плане сформулировать и представить в Правительство, для того чтобы мы посмотрели, что ещё хорошего можно там сделать.
Ещё хотел бы высказаться по поводу агротуризма и вообще туризма в Карелии. Карелия – замечательный регион для туризма, и в советское ещё время, все прекрасно помнят, было здорово путешествовать по Карелии. Я вам скажу, это было и со мной: студентом первого курса, переходя на второй курс, я был приглашён преподавателями кафедры теоретической механики, где я работал, в поход в Карелию. Провёл я здесь 17 дней. Сплавлялись на байдарках по рекам, видели и флору, и фауну богатую, и это, наверное, одни из самых ярких воспоминаний о туризме моей молодости, студенческих лет, потому что это было замечательно. Уверен абсолютно, что Карелия с её великолепной природой, с теми замечательными местами, которые давно знают люди, которые путешествуют, приезжают сюда, вернёт себе такие, если хотите, лидерские позиции туристического региона страны. И уверен также, что эти предложения нужно обязательно учесть в рамках национального проекта "Туризм", поэтому ещё раз попросил бы Вас предложения и все эти идеи в письменном виде передать в Правительство.
Л.Лиминчук: Уважаемые коллеги! Недавно был принят федеральный закон о социальном предпринимательстве. Представители этого сегмента бизнеса очень давно ждали этого закона, потому что там появилось понятие "социальное предпринимательство", определены меры поддержки предпринимателей, реализующих проекты социального предпринимательства. На нашей сегодняшней встрече присутствует победитель в номинации "Лучшие проекты социального предпринимательства в сфере дополнительного образования и воспитания детей" Любовь Малиновская.
Л.Малиновская (директор ООО "Кукла "М"""): Добрый день, уважаемый Михаил Владимирович, добрый день, коллеги! Я художник, педагог, создатель и руководитель большого творческого центра. Мы оказываем услуги в сфере дополнительного образования детей и взрослых в области культуры. Моё предприятие признано социальным, мы участвуем в большом количестве выставок, конкурсов и продвигаем в Карелии идею социального предпринимательства. Считаем, что бизнес должен приносить не только прибыль, но и социальный эффект для той территории, на которой он находится, и вообще делать что-то важное, нужное, интересное и полезное для общества.
Но такой момент. Некоторые мои партнёры, с кем я сотрудничаю, не смогли получить статус социального предприятия, потому что в федеральном законе существует определённые ограничения по видам деятельности. Вопрос: планируется ли расширение видов и направлений деятельности, по которым предприятие может быть признано социальным?
М.Мишустин: Любовь Ивановна, это очень важно, что Вы занимаетесь такими вещами, являетесь социальным предприятием, помогаете ещё и детям получать новые знания. Эта социальная направленность тоже очень важна.
Что касается видов деятельности, которые к этому относятся, то сейчас мы прорабатываем возможности расширения видов экономической деятельности, которые смогут получать статус социального предприятия. Думаю, что мы расширим эти возможности для малого и среднего бизнеса. Но здесь очень важно, чтобы вообще все меры поддержки были для вас удобными и востребованными. Когда мы говорим об этом, я всегда пытаюсь сориентировать коллег и сам сначала услышать, что действительно нужно, потому что иногда те инструменты, которые предлагаются для малого и среднего бизнеса, не удовлетворяют в полной мере потребности.
Эти виды экономической деятельности достаточно сложно определить. Начинают заниматься творчеством. Но что это будет? Компания, которая занимается художественным промыслом, или помогает детям научиться рисовать, или какие-то ещё вещи. Здесь очень много нюансов в трактовании, поэтому нужно к этому внимательно относиться. Мы попробуем в законодательстве это всё учесть.
Хочу также сказать, что предложения, которые есть, если у Вас они есть, по расширению программ помощи – это льготные микрозаймы на Вашу деятельность, гранты, – мы тоже с удовольствием выслушаем. Попрошу Татьяну Александровну Илюшникову, заместителя руководителя Министерства экономического развития, посмотреть здесь, что можно сделать.
Л.Лиминчук: Уважаемые друзья, все мы понимаем, что режим повышенной готовности поставил перед предпринимателями очень много вызовов. Создание условий для развития малого и среднего бизнеса в режиме с такими ограничениями приобрело особую значимость. Несмотря на это, мы отмечаем хорошую стрессоустойчивость бизнеса в Карелии, и Карелия активно вошла в процессы цифровой трансформации бизнеса. В 2020 году в республике была создана площадка для дистанционной торговли, в разработке которой принимали участие организации инфраструктуры и поддержки бизнеса.
Борис Валит является директором Фонда венчурных инвестиций, а также председателем совета Ассоциации предприятий в сфере информационных технологий и робототехники Республики Карелия, имеет за плечами опыт реализации проектов в сфере информационных технологий.
Б.Валит (директор Фонда венчурных инвестиций, председатель совета Ассоциации предприятий в сфере информационных технологий и робототехники Республики Карелия): Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги! В первую очередь хотел бы поблагодарить Правительство за оперативное реагирование в той сложной экономической ситуации, которая сложилась у нас в прошлом году. С помощью различных мер, и налоговых, и льготного доступа к кредитам, малый бизнес мог получить поддержку. Многие предприятия, которые вынуждены были остановить деятельность, всё-таки по итогу не закрылись, смогли сохранить костяк сотрудников, сохранить заработные платы, поэтому за это отдельное спасибо.
Теперь к вопросу. Летом, как уже отмечалось, у нас в Карелии был создан карельский региональный маркетплейс, который помог выйти в интернет-торговлю нашим местным предпринимателям. И одновременно с этим летом действовал режим пониженных ставок за интернет-эквайринг. Но к осени эта программа…
М.Мишустин: Сколько он был? 0,4–0,5?
Б.Валит: Он был ниже 1%, а сейчас уже снова достаточно высокий, 3–4%. Для малых предприятий это сложно. И я знаю, что в новом нацпроекте заложены механизмы поддержки малых предприятий, в том числе в виде снижения этих транзакционных издержек. И в том числе разработана система быстрых платежей, которая позволит малым предприятиям за гораздо меньшие транзакционные издержки получать оплату за свои товары по интернету. Но сейчас ещё не все банки вовлечены в эту деятельность. И вопрос: как Правительство планирует активизировать работу в этом направлении?
М.Мишустин: Спасибо, Борис Михайлович, очень хороший вопрос.
В принципе сегодня цифровые платформы, которые активно развиваются, соединяют заказчиков необходимых услуг, в том числе финансовых услуг, с теми, кто этим пользуется, предлагают более активно другие методы, которые в первую очередь снижают издержки бизнеса. И те финансовые транзакции, которые происходят, при высокой ставке эквайринга, конечно, становятся неэффективными, если не предложить новую форму.
Этим очень активно мы занимались, в национальном проекте есть соответствующее направление, и система быстрых платежей, о которых Вы говорите, сегодня функционирует. В частности, начала функционировать уже в промышленной эксплуатации. В ней сейчас примерно 200 организаций, которые работают. Но уже с 1 октября все системообразующие банки должны проводить в ней свои платежи, то есть фактически к проведению операций через систему быстрых платежей они должны быть готовы к 1 октября этого года. А с 1 апреля 2022 года все остальные банки, имеющие универсальную лицензию, должны также подключиться к этой системе, и это очень важно. Мы обязательно об этом также на Правительстве поговорим. Здесь к тому же Министр финансов Антон Германович Силуанов. Вопрос очень важный, постараемся, чтобы эти издержки всё время постепенно снижались, в том числе для малого бизнеса.
Л.Лиминчук: Уважаемый Михаил Владимирович, от имени бизнес-сообщества Республики Карелия хотел бы поблагодарить Правительство Российской Федерации за своевременное принятие мер по поддержке предпринимателей в этот непростой год антиковидных ограничений. Мы отмечаем программу "ФОТ 2.0", направленную на поддержку занятости в наиболее пострадавших отраслях как очень своевременную и очень эффективную. Вот для примера: карельскими предприятиями было заключено более тысячи кредитных соглашений на общую сумму 2 млрд 172 млн рублей. Это позволило сохранить Республике Карелия почти 50 тыс. рабочих мест. Это очень серьёзные цифры. Хочу передать слово для следующего вопроса руководителю общества "Фрешберри" Романчуку Владимиру. Компания занимается одним из традиционных для Карелии видов деятельности – заготовкой и переработкой дикорастущих ягод и грибов.
В.Романчук (генеральный директор ООО "Фрешберри"): Здравствуйте, Михаил Владимирович, коллеги. Компания наша активно развивается с 2019 года. Мы занимаемся и специализируемся на заготовке, переработке и очистке дикорастущего сырья. Традиционные культуры для Карелии – это ягоды брусники, черники, клюквы и морошки, а также белый гриб. Нашу продукцию мы экспортируем в страны Европы и Китай. В 2020 году мы построили и ввели в эксплуатацию новый завод по переработке ягоды и её очистке и в этом же году при поддержке минэкономразвития Республики Карелия в рамках индивидуальной программы социально-экономического развития республики нам оказана господдержка в виде субсидии в размере более 30 млн рублей на возмещение затрат на купленную инновационную производственную линию на новый завод. Для реализации дальнейших планов по развитию компании очень важный вопрос – это финансирование и на наши инвестиционные идеи для дальнейшего развития, а также для пополнения оборотных средств. Текущая ставка 8,5% в рамках льготных программ кредитования малого бизнеса для нас ещё достаточно высока. Вопрос: возможно ли снижение этой ставки предельного уровня? И если это возможно, то возможно ли сегодня озвучить конкретные сроки?
М.Мишустин: Первое, что хочу сказать. Вот сейчас Леонид Владимирович говорил о программе "ФОТ 2.0" и о тех мерах поддержки, которые по поручению Президента мы активно в 2020 году во время пандемии в том числе разрабатывали. Здесь нужно сказать о том, что был целый ряд соответствующих программ сделан, и "ФОТ 2.0", который, Вы упомянули, 50 тысяч, да, примерно человек, которые работают в Карелии, помог им остаться на работе? А Вы помните, начиналось всё с двух президентских грантов. Первый грант был в объёме МРОТ 12 130 рублей на количество работающих в малом и среднем предприятии.
Потом эта программа переросла в возможное заимствование со списанием только в начале II квартала (в течение 6 месяцев также – МРОТ умножить на списочное количество работающих). Это ведь тоже помощь. В случае если вы в первую очередь удерживаете занятость до 90% тех, кто был нанят, вы потом можете списать вообще все эти средства. Это очень важная программа.
Конечно, есть ещё хорошая новость – конкретно о чём Вы спросили. Три недели назад было принято решение о снижении ставки льготных кредитов для малого и среднего бизнеса. Теперь это будет +2,75% к ключевой ставке Банка России – 4,25%. Получаем 7%. Это уже на 1,5% меньше. Надеюсь, вместе с системой быстрых платежей совокупно всё это будет системно снижать издержки нашего бизнеса, в том числе малого и среднего предпринимательства.
Хочу также сказать, что под 7% – это верхняя ставка. И в случае анализа деятельности заёмщика банк всегда может принять решение в том числе и о меньших процентах, для того чтобы кредитовать его.
В.Романчук: Спасибо большое за ответ.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение