Учёные МГУ синтезировали перспективное противоопухолевое лекарство.

Сотрудник химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в составе международной коллаборации оптимизировал химическую структуру гелиомицина и синтезировал на его основе вещества, перспективные в противоопухолевой терапии. Результаты исследований опубликованы в журнале European Journal of Medicinal Chemistry.
Гелиомицин впервые выделили из актиномицетов вида Actynomyces flavochromogenes. В 1950-х годах это вещество активно изучали как антибиотик широкого спектра действия, на основе которого даже создали ряд лекарственных препаратов. Новые исследования гелиомицина и его производных показали, что это соединение также подавляет рост раковых клеток в печени.
Международная коллаборация исследователей, в составе которой участвовали химики из МГУ, на основе гелиомицина синтезировали ряд соединений, которые должны лучше растворяться в воде и обладать большей эффективностью в противоопухолевой терапии. Первые тесты новых веществ на культурах раковых клеток подтвердили ожидания авторов исследования.
"Суть работы заключалась в оптимизации химической структуры и свойств соединений важнейшего класса лекарств для лечения опухолей. У этих сложных молекул отдельные части важны для конкретных механизмов. Предсказать оптимальную структуру априори трудно, поэтому каждая новая серия аналогов подлежит детальным исследованиям специалистов в химии и молекулярной онкологии", — рассказал один из авторов статьи Александр Штиль, ведущий научный сотрудник НИЛ биоэлементоорганической химии кафедры медицинской химии и тонкого органического синтеза химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Подобные работы — лишь часть сложного многолетего процесса создания конечного продукта. Ученые проводили многостадийный химический синтез, определяли физико-химические свойства, занимались подтверждением структуры соединений, а также определяли молекулярные механизмы действия новых веществ и их антипролиферативную активность (способность сдерживать рост клеток). "В результате мы создали новые перспективные соединения-кандидаты в лекарства. Сейчас мы ожидаем доклинические испытания на животных и патентование", — заключил Александр Штиль.
Работа проходила в сотрудничестве с учеными из НИИ по изысканию новых антибиотиков имени Г.Ф. Гаузе, Онкологического центра имени Н.Н. Блохина, Университета ИТМО, Института молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта РАН, Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, Китайского медицинского университета, больницы Китайского медицинского университета, Азиатского университета (Тайвань), Бельгийского института медицинских исследований,Государственного университета Чжунсин (Тайвань) и из Медицинского центра государственной обороны.