Каким должно быть правильное управление лесами России по мнению Гринписа.
Почему мы считаем, что сохранить дикую лесную природу невозможно без правильно организованного управления лесами и лесного хозяйства
Для человечества лес - это не только элемент среды обитания, но и природный ресурс, источник древесины. Потребность человечества в древесине в обозримом будущем будет расти вместе с ростом численности самого человечества. Согласно прогнозу UNFPA, даже по минимальному сценарию численность населения Земли будет увеличиваться в ближайшие 30 лет; наиболее вероятный "средний" сценарий подразумевает рост до конца века, с увеличением числа жителей планеты примерно в полтора раза за столетие. Мировая потребность в древесине, скорее всего, будет расти еще быстрее по мере роста уровня жизни в отсталых сейчас странах и регионах. За последние полвека объемы учтенной заготовки древесины в мире выросли примерно на сорок процентов. За последние пять лет средний рост объемов заготовки древесины в мире составил 0,8% в год, в России - 2,3% в год. Даже с ростом доли "зеленой" (ориентированной на природосберегающие технологии) экономики потребление древесины вряд ли будет сокращаться, поскольку во многих случаях она является экологически приемлемой альтернативой для невозобновляемых ресурсов и материалов.
Сейчас рост объемов заготовки древесины в России, как и в целом в мире, в значительной степени обеспечивается за счет вовлечения в рубку все новых и новых территорий, в том числе последних остатков диких лесов планеты. Если не изменить практику обращения с лесами, по мере роста потребности в древесине и истощения ранее освоенных лесов потери оставшейся дикой природы неизбежно будут расти. Единственным выходом является развитие эффективного лесного хозяйства, позволяющего выращивать необходимое количество древесины в ранее освоенных лесах без их прогрессирующего истощения.
Кроме того, человек давно и мощно преобразует леса Земли. Во многих староосвоенных и густонаселенных районах естественные механизмы самоподдержания лесных экосистем и ландшафтов в значительной мере нарушены. В таких районах лесам часто приходится существовать в сильно измененной среде, часто неблагоприятной и даже агрессивной по отношению к ним, и становящейся все более неблагоприятной по мере изменения климата. В таких ситуациях поддерживать леса хотя бы в относительно благоприятном и безопасном состоянии приходится во многом искусственно, за счет лесного и лесопаркового хозяйства.
Каким должно быть правильное управление лесами
Каким должно быть правильное управление лесами, зависит в первую очередь от того, какие перед ним ставятся цели. Очевидно, что эти цели должны соответствовать связанным с лесом нуждам и ценностям ныне живущих и будущих поколений людей.
Единого для всего человечества представления об этих нуждах и ценностях пока нет, и, скорее всего, быть не может. Но есть некоторые универсальные нужды и ценности, вполне очевидные и почти никем сознательно не отвергаемые, закрепленные в законах и международных соглашениях, которые можно использовать в качестве основы для формулирования целей правильного управлении лесами. В первом приближении их можно свести к следующим основным пунктам (целям):
1. Сохранение климаторегулирующей роли лесов, включая их роль в смягчении глобальных изменений климата;
2. Уменьшение глобальных потерь биологического разнообразия, массового вымирания видов живых организмов;
3. Обеспечение благоприятной для человека окружающей среды, в том числе чистоты воды и воздуха, условий для отдыха;
4. Ликвидация нищеты, бедности и безработицы, обеспечение социально-экономического благополучия людей и поселений, зависящих от леса;
5. Обеспечение человечества необходимыми ему возобновляемыми ресурсами леса, в первую очередь древесиной.
Для конкретных людей, групп и организаций разные цели могут иметь разную значимость; но для общества в целом все пять важны, поэтому вряд ли можно достичь хотя бы одной, игнорируя остальные. Поскольку перечисленные цели на уровне конкретного лесного участка не в полной мере совместимы друг с другом - важнейшим условием достижения баланса между ними является правильное зонирование лесов. С учетом разной совместимости перечисленных выше целей можно выделить три основные зоны в лесах с принципиально разными подходами к управлению ими и к ведению лесного хозяйства:
1. Территории дикой природы - леса, предназначенные в первую очередь для сохранения или восстановления природного биологического разнообразия и естественной среды его существования;
2. Леса, близкие к людям - леса, предназначенные в первую очередь для сохранения или формирования благоприятной среды обитания людей;
3. Хозяйственные леса - остальные леса, предназначенные в первую очередь для удовлетворения потребностей человечества в древесине и иных получаемых от леса возобновляемых природных ресурсах без роста нагрузки на территории дикой природы и на леса, близкие к людям.
Правильное управление лесами каждой из этих групп должно основываться как на общих для всех лесов принципах, так и на конкретных принципах для каждой группы.
Основные принципы зонирования
1. Границы зон должны быть постоянными или, как минимум, очень долгосрочными (рассчитанным на перспективу в несколько десятилетий и более). Границы крупных территорий дикой природы (малонарушенных лесных территорий или их аналогов в зоне лесотундры и высокогорий) должны быть только постоянными.
2. При зонировании необходимо учитывать не только существующую ситуацию, но и тенденции ее развития (рост ценности остатков дикой природы по мере их сокращения, урбанизацию и миграцию населения, конкурентное вытеснение экстенсивных форм лесопользования лесным хозяйством и плантационным лесовыращиванием, высвобождение больших площадей пригодных для леса бывших сельхозугодий, изменение условий существования леса вследствие изменения климата).
3. Насколько возможно, зонирование должно основываться на существующих категориях земель и лесов, существующих и планируемых ООПТ, выявленных и признанных природоохранных и социальных ценностях, и в целом не ломать то, что работает, но добавлять новое, что поможет достижению целей правильного управления лесами.
4. Внутри основных зон (территорий дикой природы, лесов, близких к людям и хозяйственных лесов) возможно более дробное зонирование и установление участков со своими специфическими условиями, соответствующими правовому статусу лесов, истории и планам хозяйственной деятельности, наличию ценных объектов, подлежащих специальной охране или особому режиму использования по действующему законодательству, и т.д.
5. Вложения сил и средств в формирование лесов и систем управления, соответствующих назначению любой из трех зон, а также достигнутые результаты, должны учитываться и уважаться при будущих изменениях границ зон.
Состав трех основных зон
Территории дикой природы: малонарушенные лесные территории (за исключением отдельных участков, освоение которых необходимо для выживания старых лесных поселков и предприятий в районах с крайне истощенными лесными ресурсами); неосвоенные и недоступные территории в северных и горных районах; особо охраняемые природные территории или их функциональные зоны, созданные или проектируемые для сохранения или восстановления дикой природы.
Леса, близкие к людям: городские леса, лесопарковые и зеленые зоны, особо защитные участки леса вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов, а также леса, которые должны быть отнесены к какой-либо из этих категорий в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, в эту зону должны быть включены леса с иным статусом, находящиеся среди лесов перечисленных категорий (например, леса водоохранных зон, расположенные в пределах лесопарков и зеленых зон).
Хозяйственные леса: остальные освоенные и используемые человеком леса, не вошедшие в предыдущие две зоны, а также деградированные земли, пригодные для восстановления лесов и ведения лесного хозяйства (включая безнадежно заброшенные земли сельскохозяйственного назначения).
Основные принципы правильного управления лесами
1. Леса должны использоваться неистощительным образом, обеспечивающим постоянство пользования как лесом в целом, так и конкретными лесными ресурсами, имеющими ключевое значение для жизнеспособности конкретных лесных предприятий и поселений (в частности, хвойной древесиной в таежной зоне). Неистощительность должна оцениваться с учетом потерь от пожаров, вредителей, болезней, воровства и других тому подобных факторов.
2. Леса должны эффективно охраняться от пожаров для сведения к минимуму выбросов углекислого газа и сажи, а также угроз жизни и здоровью людей и инфраструктуре. Контролируемое выжигание может использоваться только для создания защитных полос на отдельных опасных участках, или для поддержания зависящих от пожаров экосистем и ландшафтов при наличии четких научных обоснований. Контролируемые выжигания могут проводиться только при строгом соблюдении мер пожарной безопасности и наличии избыточных сил и средств пожаротушения. Во всех остальных случаях использование открытого огня должно быть исключено из практики управления лесами. Площадные выжигания для снижения общего запаса горючих материалов в лесах, а также выжигания вблизи поселений, которые могут служить рекламой беспечного обращения с огнем, недопустимы.
3. Управление лесами должно основываться на актуальной, точной и достоверной информации об их состоянии, динамике, угрозах, тенденциях, проводимых хозяйственных мероприятиях и их эффективности. В случае отсутствия такой информации должен применяться принцип предосторожности: допустимые объемы лесопользования и иной хозяйственной деятельности, влияющей на леса, должны снижаться до уровня, который можно будет считать гарантированно неистощительным и безопасным с учетом неопределенности имеющейся информации о лесах. Общественно значимая информация о лесах должна быть открытой и доступной для всех заинтересованных сторон.
4. Уникальные природные ценности, которые невозможно сохранить за счет выделения территорий дикой природы, должны сохраняться в лесах, близких к людям, и в хозяйственных лесах. К таким уникальным ценностям относятся, в частности, критические места обитания редких видов, леса в водоохранных зонах и на других особо важных в средообразующем отношении участках, участки леса, имеющие особое научное, историческое или социальное значение.
5. Управление лесами должно стремиться к поддержанию занятости и сохранению доходов населения, в том числе в долгосрочной перспективе. Риски значительного сокращения занятости и доходов в связи с исчерпанием ценных лесных ресурсов должны быть сведены к минимуму, в первую очередь за счет развития качественного лесного хозяйства, требующего рабочих рук.
Территории дикой природы
Леса должны быть максимально исключены из хозяйственной деятельности (за исключением низкоинтенсивного непромышленного использования - охоты, рыбалки, сбора грибов и ягод, туризма) и от фрагментации, связанной с деятельностью человека. В случае, если хозяйственная деятельность на каких-то участках необходима и неизбежна, она должна быть четко ограничена по времени, и вестись так, чтобы обеспечить наилучшие возможности для последующего восстановления дикой природы.
Леса, близкие к людям
Управление этими лесами должно быть организовано так, чтобы оно в наибольшей возможной степени устраивало зависящих от них людей.
Леса должны быть максимально защищены от обращения в земли иных категорий, застройки и ограничения доступа граждан.
Рубки и иные лесохозяйственные мероприятия должны проводиться таким образом, чтобы они сами и их последствия не воспринимались гражданами как экологические катастрофы местного масштаба. Приоритет должен отдаваться выборочным, постепенным и мелкоконтурным сплошным рубкам, в зависимости от типа леса и местных условий.
Хозяйство в пригородных и припоселковых лесах должно быть нацелено на формирование мелкоконтурной мозаики насаждений, снижающей риск единовременной гибели больших площадей леса, а также к выращиванию наиболее устойчивых и долговечных насаждений и древесных пород.
Хозяйственные леса
Промышленная заготовка древесины должна вестись только в лесах с правильно организованным лесным хозяйством, обеспечивающим воспроизводство хозяйственно ценных лесных насаждений за установленный оборот рубки. Заготовка древесины не должна вести к формированию дефицита хозяйственно ценной древесины и необходимости увеличения нагрузки на территории дикой природы и леса, близкие к людям.
Экстенсивное лесопользование (не обеспечивающее воспроизводства хозяйственно ценных лесов при установленных возрастах рубки и объемах заготовки древесины) допустимо как временная мера там, где от него зависит выживание старых лесных предприятий и поселений, но где полноценное лесное хозяйство в силу местных условий сейчас невозможно.
Хозяйственная деятельность в масштабе единицы управления лесами (лесного участка или лесничества) не должна вести с течением времени к ухудшению выполнения лесом важнейших средообразующих функций, в первую очередь климаторегулирующих и водоохранных.
Получить информацию:
База «ТОР-200 крупнейших торговых сетей FMCG России» с итогами 2023 года и первой половины 2024-го В ПОДАРОК к подписке на ежемесячный обзор «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России» на 2024 год.
В обзор «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России» входят следующие разделы:
- Операционные итоги 200 крупнейших сетей FMCG России
- Рейтинги по количеству, торговой площади, выручке
- Государственное регулирование розничной торговли
- Основные события в розничной торговле FMCG
- Актуальные кейсы по розничной торговле и потребительскому рынку
- Основные события и планы развития торговых сетей FMCG России в формате бизнес-справок по каждой компании
База «ТОР-200 крупнейших торговых сетей FMCG России» предоставляется в excel-формате и включает в себя исчерпывающую информацию о каждом участнике рынка: указание компании, бренда, юридического лица, типа сети, специализации, адресов и телефонов. А также данные по менеджменту, операционным и финансовым показателям, развитию online-продаж.
Специалисты INFOLine всегда готовы предоставить максимально полную информацию.
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
Также вы можете отправить свой вопрос нашему боту, он оперативно сообщит сотрудникам INFOLine о поступлении вашего запроса https://t.me/INFOLine_auto_Bot.