Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Каким должно быть правильное управление лесами России по мнению Гринписа.

Главная цель лесной работы Гринпис России состоит в изменении господствующего в стране подхода к обращению с лесами: от "добычи бревен" (экстенсивного бесхозяйственного лесопользования, при котором лес используется как природное месторождение древесины, а ее растущий дефицит компенсируется за счет вовлечения в рубку оставшихся территорий дикой природы и других лесов высокой природоохранной ценности) к качественному лесному хозяйству, приемлемому для людей, сохраняющему средообразующие функции леса, и позволяющему за счет эффективного лесовыращивания на наиболее освоенных землях не увеличивать нагрузку на леса высокой природоохранной ценности.
Почему мы считаем, что сохранить дикую лесную природу невозможно без правильно организованного управления лесами и лесного хозяйства
Для человечества лес - это не только элемент среды обитания, но и природный ресурс, источник древесины. Потребность человечества в древесине в обозримом будущем будет расти вместе с ростом численности самого человечества. Согласно прогнозу UNFPA, даже по минимальному сценарию численность населения Земли будет увеличиваться в ближайшие 30 лет; наиболее вероятный "средний" сценарий подразумевает рост до конца века, с увеличением числа жителей планеты примерно в полтора раза за столетие. Мировая потребность в древесине, скорее всего, будет расти еще быстрее по мере роста уровня жизни в отсталых сейчас странах и регионах. За последние полвека объемы учтенной заготовки древесины в мире выросли примерно на сорок процентов. За последние пять лет средний рост объемов заготовки древесины в мире составил 0,8% в год, в России - 2,3% в год. Даже с ростом доли "зеленой" (ориентированной на природосберегающие технологии) экономики потребление древесины вряд ли будет сокращаться, поскольку во многих случаях она является экологически приемлемой альтернативой для невозобновляемых ресурсов и материалов.
Сейчас рост объемов заготовки древесины в России, как и в целом в мире, в значительной степени обеспечивается за счет вовлечения в рубку все новых и новых территорий, в том числе последних остатков диких лесов планеты. Если не изменить практику обращения с лесами, по мере роста потребности в древесине и истощения ранее освоенных лесов потери оставшейся дикой природы неизбежно будут расти. Единственным выходом является развитие эффективного лесного хозяйства, позволяющего выращивать необходимое количество древесины в ранее освоенных лесах без их прогрессирующего истощения.
Кроме того, человек давно и мощно преобразует леса Земли. Во многих староосвоенных и густонаселенных районах естественные механизмы самоподдержания лесных экосистем и ландшафтов в значительной мере нарушены. В таких районах лесам часто приходится существовать в сильно измененной среде, часто неблагоприятной и даже агрессивной по отношению к ним, и становящейся все более неблагоприятной по мере изменения климата. В таких ситуациях поддерживать леса хотя бы в относительно благоприятном и безопасном состоянии приходится во многом искусственно, за счет лесного и лесопаркового хозяйства.
Каким должно быть правильное управление лесами
Каким должно быть правильное управление лесами, зависит в первую очередь от того, какие перед ним ставятся цели. Очевидно, что эти цели должны соответствовать связанным с лесом нуждам и ценностям ныне живущих и будущих поколений людей.
Единого для всего человечества представления об этих нуждах и ценностях пока нет, и, скорее всего, быть не может. Но есть некоторые универсальные нужды и ценности, вполне очевидные и почти никем сознательно не отвергаемые, закрепленные в законах и международных соглашениях, которые можно использовать в качестве основы для формулирования целей правильного управлении лесами. В первом приближении их можно свести к следующим основным пунктам (целям):
1. Сохранение климаторегулирующей роли лесов, включая их роль в смягчении глобальных изменений климата;
2. Уменьшение глобальных потерь биологического разнообразия, массового вымирания видов живых организмов;
3. Обеспечение благоприятной для человека окружающей среды, в том числе чистоты воды и воздуха, условий для отдыха;
4. Ликвидация нищеты, бедности и безработицы, обеспечение социально-экономического благополучия людей и поселений, зависящих от леса;
5. Обеспечение человечества необходимыми ему возобновляемыми ресурсами леса, в первую очередь древесиной.
Для конкретных людей, групп и организаций разные цели могут иметь разную значимость; но для общества в целом все пять важны, поэтому вряд ли можно достичь хотя бы одной, игнорируя остальные. Поскольку перечисленные цели на уровне конкретного лесного участка не в полной мере совместимы друг с другом - важнейшим условием достижения баланса между ними является правильное зонирование лесов. С учетом разной совместимости перечисленных выше целей можно выделить три основные зоны в лесах с принципиально разными подходами к управлению ими и к ведению лесного хозяйства:
1. Территории дикой природы - леса, предназначенные в первую очередь для сохранения или восстановления природного биологического разнообразия и естественной среды его существования;
2. Леса, близкие к людям - леса, предназначенные в первую очередь для сохранения или формирования благоприятной среды обитания людей;
3. Хозяйственные леса - остальные леса, предназначенные в первую очередь для удовлетворения потребностей человечества в древесине и иных получаемых от леса возобновляемых природных ресурсах без роста нагрузки на территории дикой природы и на леса, близкие к людям.
Правильное управление лесами каждой из этих групп должно основываться как на общих для всех лесов принципах, так и на конкретных принципах для каждой группы.
Основные принципы зонирования
1. Границы зон должны быть постоянными или, как минимум, очень долгосрочными (рассчитанным на перспективу в несколько десятилетий и более). Границы крупных территорий дикой природы (малонарушенных лесных территорий или их аналогов в зоне лесотундры и высокогорий) должны быть только постоянными.
2. При зонировании необходимо учитывать не только существующую ситуацию, но и тенденции ее развития (рост ценности остатков дикой природы по мере их сокращения, урбанизацию и миграцию населения, конкурентное вытеснение экстенсивных форм лесопользования лесным хозяйством и плантационным лесовыращиванием, высвобождение больших площадей пригодных для леса бывших сельхозугодий, изменение условий существования леса вследствие изменения климата).
3. Насколько возможно, зонирование должно основываться на существующих категориях земель и лесов, существующих и планируемых ООПТ, выявленных и признанных природоохранных и социальных ценностях, и в целом не ломать то, что работает, но добавлять новое, что поможет достижению целей правильного управления лесами.
4. Внутри основных зон (территорий дикой природы, лесов, близких к людям и хозяйственных лесов) возможно более дробное зонирование и установление участков со своими специфическими условиями, соответствующими правовому статусу лесов, истории и планам хозяйственной деятельности, наличию ценных объектов, подлежащих специальной охране или особому режиму использования по действующему законодательству, и т.д.
5. Вложения сил и средств в формирование лесов и систем управления, соответствующих назначению любой из трех зон, а также достигнутые результаты, должны учитываться и уважаться при будущих изменениях границ зон.
Состав трех основных зон
Территории дикой природы: малонарушенные лесные территории (за исключением отдельных участков, освоение которых необходимо для выживания старых лесных поселков и предприятий в районах с крайне истощенными лесными ресурсами); неосвоенные и недоступные территории в северных и горных районах; особо охраняемые природные территории или их функциональные зоны, созданные или проектируемые для сохранения или восстановления дикой природы.
Леса, близкие к людям: городские леса, лесопарковые и зеленые зоны, особо защитные участки леса вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов, а также леса, которые должны быть отнесены к какой-либо из этих категорий в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, в эту зону должны быть включены леса с иным статусом, находящиеся среди лесов перечисленных категорий (например, леса водоохранных зон, расположенные в пределах лесопарков и зеленых зон).
Хозяйственные леса: остальные освоенные и используемые человеком леса, не вошедшие в предыдущие две зоны, а также деградированные земли, пригодные для восстановления лесов и ведения лесного хозяйства (включая безнадежно заброшенные земли сельскохозяйственного назначения).
Основные принципы правильного управления лесами
1. Леса должны использоваться неистощительным образом, обеспечивающим постоянство пользования как лесом в целом, так и конкретными лесными ресурсами, имеющими ключевое значение для жизнеспособности конкретных лесных предприятий и поселений (в частности, хвойной древесиной в таежной зоне). Неистощительность должна оцениваться с учетом потерь от пожаров, вредителей, болезней, воровства и других тому подобных факторов.
2. Леса должны эффективно охраняться от пожаров для сведения к минимуму выбросов углекислого газа и сажи, а также угроз жизни и здоровью людей и инфраструктуре. Контролируемое выжигание может использоваться только для создания защитных полос на отдельных опасных участках, или для поддержания зависящих от пожаров экосистем и ландшафтов при наличии четких научных обоснований. Контролируемые выжигания могут проводиться только при строгом соблюдении мер пожарной безопасности и наличии избыточных сил и средств пожаротушения. Во всех остальных случаях использование открытого огня должно быть исключено из практики управления лесами. Площадные выжигания для снижения общего запаса горючих материалов в лесах, а также выжигания вблизи поселений, которые могут служить рекламой беспечного обращения с огнем, недопустимы.
3. Управление лесами должно основываться на актуальной, точной и достоверной информации об их состоянии, динамике, угрозах, тенденциях, проводимых хозяйственных мероприятиях и их эффективности. В случае отсутствия такой информации должен применяться принцип предосторожности: допустимые объемы лесопользования и иной хозяйственной деятельности, влияющей на леса, должны снижаться до уровня, который можно будет считать гарантированно неистощительным и безопасным с учетом неопределенности имеющейся информации о лесах. Общественно значимая информация о лесах должна быть открытой и доступной для всех заинтересованных сторон.
4. Уникальные природные ценности, которые невозможно сохранить за счет выделения территорий дикой природы, должны сохраняться в лесах, близких к людям, и в хозяйственных лесах. К таким уникальным ценностям относятся, в частности, критические места обитания редких видов, леса в водоохранных зонах и на других особо важных в средообразующем отношении участках, участки леса, имеющие особое научное, историческое или социальное значение.
5. Управление лесами должно стремиться к поддержанию занятости и сохранению доходов населения, в том числе в долгосрочной перспективе. Риски значительного сокращения занятости и доходов в связи с исчерпанием ценных лесных ресурсов должны быть сведены к минимуму, в первую очередь за счет развития качественного лесного хозяйства, требующего рабочих рук.
Территории дикой природы
Леса должны быть максимально исключены из хозяйственной деятельности (за исключением низкоинтенсивного непромышленного использования - охоты, рыбалки, сбора грибов и ягод, туризма) и от фрагментации, связанной с деятельностью человека. В случае, если хозяйственная деятельность на каких-то участках необходима и неизбежна, она должна быть четко ограничена по времени, и вестись так, чтобы обеспечить наилучшие возможности для последующего восстановления дикой природы.
Леса, близкие к людям
Управление этими лесами должно быть организовано так, чтобы оно в наибольшей возможной степени устраивало зависящих от них людей.
Леса должны быть максимально защищены от обращения в земли иных категорий, застройки и ограничения доступа граждан.
Рубки и иные лесохозяйственные мероприятия должны проводиться таким образом, чтобы они сами и их последствия не воспринимались гражданами как экологические катастрофы местного масштаба. Приоритет должен отдаваться выборочным, постепенным и мелкоконтурным сплошным рубкам, в зависимости от типа леса и местных условий.
Хозяйство в пригородных и припоселковых лесах должно быть нацелено на формирование мелкоконтурной мозаики насаждений, снижающей риск единовременной гибели больших площадей леса, а также к выращиванию наиболее устойчивых и долговечных насаждений и древесных пород.
Хозяйственные леса
Промышленная заготовка древесины должна вестись только в лесах с правильно организованным лесным хозяйством, обеспечивающим воспроизводство хозяйственно ценных лесных насаждений за установленный оборот рубки. Заготовка древесины не должна вести к формированию дефицита хозяйственно ценной древесины и необходимости увеличения нагрузки на территории дикой природы и леса, близкие к людям.
Экстенсивное лесопользование (не обеспечивающее воспроизводства хозяйственно ценных лесов при установленных возрастах рубки и объемах заготовки древесины) допустимо как временная мера там, где от него зависит выживание старых лесных предприятий и поселений, но где полноценное лесное хозяйство в силу местных условий сейчас невозможно.
Хозяйственная деятельность в масштабе единицы управления лесами (лесного участка или лесничества) не должна вести с течением времени к ухудшению выполнения лесом важнейших средообразующих функций, в первую очередь климаторегулирующих и водоохранных.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

База «ТОР-200 крупнейших торговых сетей FMCG России» с итогами 2023 года и первой половины 2024-го В ПОДАРОК к подписке на ежемесячный обзор «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России» на 2024 год.

Спецпред_FMCG.jpg

В обзор «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России» входят следующие разделы:

  • Операционные итоги 200 крупнейших сетей FMCG России
  • Рейтинги по количеству, торговой площади, выручке
  • Государственное регулирование розничной торговли
  • Основные события в розничной торговле FMCG
  • Актуальные кейсы по розничной торговле и потребительскому рынку
  • Основные события и планы развития торговых сетей FMCG России в формате бизнес-справок по каждой компании

База «ТОР-200 крупнейших торговых сетей FMCG России» предоставляется в excel-формате и включает в себя исчерпывающую информацию о каждом участнике рынка: указание компании, бренда, юридического лица, типа сети, специализации, адресов и телефонов. А также данные по менеджменту, операционным и финансовым показателям, развитию online-продаж.

Специалисты INFOLine всегда готовы предоставить максимально полную информацию. 

Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru

Также вы можете отправить свой вопрос нашему боту, он оперативно сообщит сотрудникам INFOLine о поступлении вашего запроса https://t.me/INFOLine_auto_Bot.