Сибирские ученые предлагают новые решения для дорожной отрасли.
Строительство » Московский регион
Строительство » Северо-Западный ФО
Строительство » Промышленное строительство РФ
Строительство » Жилищное строительство РФ
Строительство » Северо-Западный ФО
Строительство » Промышленное строительство РФ
Строительство » Жилищное строительство РФ
02.05.2017 в 12:04 | РИА Сибирь | Advis.ru
На втором международном форуме "Городские технологии" в Новосибирске обсуждались новые методы борьбы с двумя бедами российских дорог - нестойкостью и дороговизной.
Секцию "Транспортные системы и дорожное строительство" модерировал директор Института химии твердого тела и механохимии СО РАН академик Николай Ляхов. Он отметил, что преобладание в России асфальта как внешнего покрытия не соответствует мировому тренду: прочное и долговечное полотно делать из цементобетона, в США с таким покрытием 80% всех дорог, в Германии - 40%, а в нашей стране - только 3%, причем это трассы, проложенные 20-30 лет назад.
Профессор Новосибирского государственного технического университета Владимир Ларичкин привел другие цифры. В Китае строительство одного километра четырехполосного шоссе обходится в 3 млн долларов, в США стоит 4 млн, а в России - все 12. "Дешевые дороги невыгодны тем, кто берет на них подряды", - констатировал Николай Ляхов.
Между тем, современная наука предлагает разработки, способные как удешевить дороги, так и сделать их намного более стойкими.
Кандидат технических наук Николай Русаков из тюменского Института криосферы Земли СО РАН рассказал о разработанном там теплоизоляционном материале "диатомик", избавляющем от деформации шоссейные и железные дороги, построенные на вечной мерзлоте. Он представляет собой, по существу, вспененное стекло и производится из распространенных в Сибири диатомитов и родственных пород, которые можно добывать карьерным способом. Применение нового термоизолятора, по словам Русакова, удешевляет строительство примерно на 20%. В 2016 году инновационное предприятие при Институте криосферы Земли СО РАН запустило опытное производство "диатомика" мощностью 25 кубометров в сутки. Этот материал не только запатентован, но и включен в государственные технико-экономические нормативы, что открывает возможности его крупнотоннажного производства и широкого применения.
"Лучше использовать отходы, чем вскрывать новые карьеры", - считает Владимир Ларичкин, предложивший альтернативу: такое же вспененное стекло, но из отходов. С добавлением специальной эмульсии (менее 1% от общего объема) этот материал становится пригодным для так называемого "холодного ресайклинга" грунтовых дорог.
Профессор Ларичкин показал фильм про опытный участок в Тверской области: обычный пыльный просёлок на экране преобразился в чистую твердую трассу. Именно отходы, по мнению ученых, являются наиболее перспективной основой для создания новых дорожных материалов.
Заместитель директора Института химии твердого тела и механохимии СО РАН доктор химических наук Александр Немудрый рассказал о возможностях использования зол уноса ТЭЦ. Они оседают на электрофильтрах при сжигании угля и обладают, по словам ученого, "отрицательной стоимостью", поскольку требуют затрат на складирование и платежей за экологический вред. По химическому составу и консистенции зола с фильтра самого высокого, 4-го уровня приближается к чистому цементу. У этого сырья есть и свои минусы: необходимость контроля однородности частиц и содержания окиси кальция, которую можно назвать "бомбой замедленного действия". Эти особенности сказались на результатах эксперимента, проведенного в новосибирском Академгородке.
"Покрытие частично разрушилось", - констатировал Николай Ляхов и назвал основную причину: несоответствие условий натурных и лабораторных испытаний, ранее давших впечатляющие результаты. "Мы сделали выводы, - сказал учёный. - Зола должна применяться только с фильтров 4-го уровня (либо в смеси, но предварительно измельченная), перемешивание допустимо исключительно механическое (а не ручное), укладка катком, а на вибротрамбовкой, и при ночных температурах не ниже +5 градусов".
Секцию "Транспортные системы и дорожное строительство" модерировал директор Института химии твердого тела и механохимии СО РАН академик Николай Ляхов. Он отметил, что преобладание в России асфальта как внешнего покрытия не соответствует мировому тренду: прочное и долговечное полотно делать из цементобетона, в США с таким покрытием 80% всех дорог, в Германии - 40%, а в нашей стране - только 3%, причем это трассы, проложенные 20-30 лет назад.
Профессор Новосибирского государственного технического университета Владимир Ларичкин привел другие цифры. В Китае строительство одного километра четырехполосного шоссе обходится в 3 млн долларов, в США стоит 4 млн, а в России - все 12. "Дешевые дороги невыгодны тем, кто берет на них подряды", - констатировал Николай Ляхов.
Между тем, современная наука предлагает разработки, способные как удешевить дороги, так и сделать их намного более стойкими.
Кандидат технических наук Николай Русаков из тюменского Института криосферы Земли СО РАН рассказал о разработанном там теплоизоляционном материале "диатомик", избавляющем от деформации шоссейные и железные дороги, построенные на вечной мерзлоте. Он представляет собой, по существу, вспененное стекло и производится из распространенных в Сибири диатомитов и родственных пород, которые можно добывать карьерным способом. Применение нового термоизолятора, по словам Русакова, удешевляет строительство примерно на 20%. В 2016 году инновационное предприятие при Институте криосферы Земли СО РАН запустило опытное производство "диатомика" мощностью 25 кубометров в сутки. Этот материал не только запатентован, но и включен в государственные технико-экономические нормативы, что открывает возможности его крупнотоннажного производства и широкого применения.
"Лучше использовать отходы, чем вскрывать новые карьеры", - считает Владимир Ларичкин, предложивший альтернативу: такое же вспененное стекло, но из отходов. С добавлением специальной эмульсии (менее 1% от общего объема) этот материал становится пригодным для так называемого "холодного ресайклинга" грунтовых дорог.
Профессор Ларичкин показал фильм про опытный участок в Тверской области: обычный пыльный просёлок на экране преобразился в чистую твердую трассу. Именно отходы, по мнению ученых, являются наиболее перспективной основой для создания новых дорожных материалов.
Заместитель директора Института химии твердого тела и механохимии СО РАН доктор химических наук Александр Немудрый рассказал о возможностях использования зол уноса ТЭЦ. Они оседают на электрофильтрах при сжигании угля и обладают, по словам ученого, "отрицательной стоимостью", поскольку требуют затрат на складирование и платежей за экологический вред. По химическому составу и консистенции зола с фильтра самого высокого, 4-го уровня приближается к чистому цементу. У этого сырья есть и свои минусы: необходимость контроля однородности частиц и содержания окиси кальция, которую можно назвать "бомбой замедленного действия". Эти особенности сказались на результатах эксперимента, проведенного в новосибирском Академгородке.
"Покрытие частично разрушилось", - констатировал Николай Ляхов и назвал основную причину: несоответствие условий натурных и лабораторных испытаний, ранее давших впечатляющие результаты. "Мы сделали выводы, - сказал учёный. - Зола должна применяться только с фильтров 4-го уровня (либо в смеси, но предварительно измельченная), перемешивание допустимо исключительно механическое (а не ручное), укладка катком, а на вибротрамбовкой, и при ночных температурах не ниже +5 градусов".
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.