Лизинг на взлете. "ИА Banki.ru". 19 июля 2017
25.07.2017 в 13:30 | ИА Banki.ru | Advis.ru
Авиационный лизинг демонстрирует заметный рост, прежде всего благодаря господдержке. Спрос на воздушные суда все еще не удовлетворен, что позволяет рассчитывать на дальнейшее развитие рынка, говорится в материале редакции партнерских проектов РБК+.
Равнение на своих
Авиация — один из ведущих сегментов лизинговой отрасли в России, в первую очередь благодаря высокой стоимости самолетов и долгих сроков их эксплуатации.
Два года назад российские власти приняли меры для развития лизинга коммерческих воздушных судов отечественного производства. Так, субсидирование было распространено на сделки не только в финансовом лизинге, но и в операционном. Также было принято решение о докапитализации лизинговых компаний с расчетом на покупку ими Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100). "Эффективность этих мер несомненна: господдержка аренды и лизинга российских самолетов позволит увеличить объем авиализинга в 2017 году минимум на 10%", — говорит доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова Вадим Свирчевский. Он полагает, что "динамика сделок по Sukhoi Superjet-100 позволяет надеяться и на 25-процентный прирост. Свирчевский обращает внимание на активное участие в этом бизнесе компаний "ВТБ Лизинг", "Ильюшин финанс" и "ВЭБ-лизинг", что дает основание рассчитывать на развитие позитивных тенденций в отрасли.
Принесли свои плоды и действия государства по снижению ключевой ставки кредитования и субсидированию лизинговых ставок государственными компаниями, согласен доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян. В результате того что региональные компании получили самолеты на выгодных условиях, удалось увеличить региональную маршрутную сеть.
Не все эксперты настроены столь оптимистично. "Главная проблема рынка авиализинга — стратегическое падение рынка пассажирских авиаперевозок, которое идет с 2014 года и не компенсируется даже оживлением лета 2017-го, вызванным укреплением рубля. Особенно страдает сегмент регулярных перевозок на второстепенных с точки зрения пассажиропотока направлениях", — отмечает советник по макроэкономике генерального директора "Открытие Брокер" Сергей Хестанов.
Тем не менее официальная статистка внушает надежду. Российский рынок пассажирских авиаперевозок с начала 2017 года активно растет. По данным Росавиации, отечественные авиакомпании в январе—мае 2017 года перевезли 35,81 млн пассажиров, что на 22% превышает результат за аналогичный период 2016 года. Причем в мае 2017-го обслужено на 25,9% больше пассажиров, чем за аналогичный месяц прошлого года — 8,67 млн. Министр транспорта Максим Соколов ранее прогнозировал, что по итогам текущего года рынок может вернуться к объемам 2015-го, когда было перевезено 92 млн человек. Соответственно, должны расти и объемы авиализинга.
Медленно, но верно
По данным рейтингового агентства RAEX, в 2016 году объем авиализинга вырос на 35,5%, его доля на рынке лизинга в целом составила 21,6%, говорит ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. По его данным, в 2015–2016 годах авиализинг показал стабильно высокую долю в стоимости имущества — до 20,5%.
Всего к апрелю 2017 года было выпущено 122 самолета SSJ-100, из которых 65 находятся у российских эксплуатантов. Одно из последних соглашений весной этого года заключила иркутская компания "ИрАэро" на покупку в лизинг четырех SSJ-100. Более того, "Аэрофлот", чей парк уже включает 30 таких самолетов, в ходе МАКС-2017 готов подписать контракт на приобретение еще 20 лайнеров SSJ-100 общей стоимостью около $600 млн. Все эти машины приобретаются в лизинг.
Как говорит Сергей Хестанов, несмотря на то что уровень простоя отечественной авиатехники по техническим причинам выше, чем у импортной, продвижение изделий российской авиапромышленности продолжается.
"Лизинговые компании, в частности подконтрольная Минтрансу Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), идут на установление арендной ставки в рублях для отечественных получателей. Государственное субсидирование также призвано содействовать продвижению техники", — отмечает Гойхман. Так, ГТЛК в 2016 году приобрела для передачи в операционный лизинг 13 самолетов Sukhoi SuperJet-100, а в конце мая текущего года завершилась синдикация кредита для компании в размере 30 млрд руб. с целью приобретения 32 таких лайнеров. В 2016 году ГТЛК и авиакомпания "Ямал" подписали твердый контракт на поставку 13 самолетов SSJ-100, "Сбербанк Лизинг" поставил "Аэрофлоту" 20 единиц SSJ-100, "ВТБ Лизинг" передал пятый самолет авиакомпании "Россия", а компания "ВЭБ-лизинг" выполнила обязательства по поставке четырех воздушных судов авиакомпании "Россия". "По мере развития региональных авиаперевозок и восстановления работы многих аэропортов можно ожидать увеличения спроса на перевозки пассажиров и грузов, а значит, будет востребован и авиационный лизинг", — говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.
Основным драйвером развития авиализинга в России в будущем может стать не только ожидаемый рост объема перевозок, но и обновление авиапарка. "Потребность в обновлении авиапарка в России достаточно высока, хотя проблема уже не стоит так остро, как это было в 2000-х годах. Например, у "Аэрофлота" уже один из самых молодых парков в Европе", — говорит аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. Однако, по его словам, спрос на воздушные суда полностью не удовлетворен, что, в свою очередь, создает благоприятную почву для развития авиализинга. "Медленно, но верно количество произведенных и эксплуатируемых самолетов растет. Кроме того, на подходе еще одна отечественная новинка — MC-21", — добавляет он.
Помощь может прийти и от зарубежных участников рынка. "Западные лизинговые компании готовы предложить услуги по финансированию продаж на внутреннем рынке новых типов российских самолетов", — говорит Вадим Свирчевский. В совокупности с государственной поддержкой участие иностранных лизинговых компаний усилит позитивные тенденции на рынке российского авиализинга.
Равнение на своих
Авиация — один из ведущих сегментов лизинговой отрасли в России, в первую очередь благодаря высокой стоимости самолетов и долгих сроков их эксплуатации.
Два года назад российские власти приняли меры для развития лизинга коммерческих воздушных судов отечественного производства. Так, субсидирование было распространено на сделки не только в финансовом лизинге, но и в операционном. Также было принято решение о докапитализации лизинговых компаний с расчетом на покупку ими Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100). "Эффективность этих мер несомненна: господдержка аренды и лизинга российских самолетов позволит увеличить объем авиализинга в 2017 году минимум на 10%", — говорит доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова Вадим Свирчевский. Он полагает, что "динамика сделок по Sukhoi Superjet-100 позволяет надеяться и на 25-процентный прирост. Свирчевский обращает внимание на активное участие в этом бизнесе компаний "ВТБ Лизинг", "Ильюшин финанс" и "ВЭБ-лизинг", что дает основание рассчитывать на развитие позитивных тенденций в отрасли.
Принесли свои плоды и действия государства по снижению ключевой ставки кредитования и субсидированию лизинговых ставок государственными компаниями, согласен доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян. В результате того что региональные компании получили самолеты на выгодных условиях, удалось увеличить региональную маршрутную сеть.
Не все эксперты настроены столь оптимистично. "Главная проблема рынка авиализинга — стратегическое падение рынка пассажирских авиаперевозок, которое идет с 2014 года и не компенсируется даже оживлением лета 2017-го, вызванным укреплением рубля. Особенно страдает сегмент регулярных перевозок на второстепенных с точки зрения пассажиропотока направлениях", — отмечает советник по макроэкономике генерального директора "Открытие Брокер" Сергей Хестанов.
Тем не менее официальная статистка внушает надежду. Российский рынок пассажирских авиаперевозок с начала 2017 года активно растет. По данным Росавиации, отечественные авиакомпании в январе—мае 2017 года перевезли 35,81 млн пассажиров, что на 22% превышает результат за аналогичный период 2016 года. Причем в мае 2017-го обслужено на 25,9% больше пассажиров, чем за аналогичный месяц прошлого года — 8,67 млн. Министр транспорта Максим Соколов ранее прогнозировал, что по итогам текущего года рынок может вернуться к объемам 2015-го, когда было перевезено 92 млн человек. Соответственно, должны расти и объемы авиализинга.
Медленно, но верно
По данным рейтингового агентства RAEX, в 2016 году объем авиализинга вырос на 35,5%, его доля на рынке лизинга в целом составила 21,6%, говорит ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. По его данным, в 2015–2016 годах авиализинг показал стабильно высокую долю в стоимости имущества — до 20,5%.
Всего к апрелю 2017 года было выпущено 122 самолета SSJ-100, из которых 65 находятся у российских эксплуатантов. Одно из последних соглашений весной этого года заключила иркутская компания "ИрАэро" на покупку в лизинг четырех SSJ-100. Более того, "Аэрофлот", чей парк уже включает 30 таких самолетов, в ходе МАКС-2017 готов подписать контракт на приобретение еще 20 лайнеров SSJ-100 общей стоимостью около $600 млн. Все эти машины приобретаются в лизинг.
Как говорит Сергей Хестанов, несмотря на то что уровень простоя отечественной авиатехники по техническим причинам выше, чем у импортной, продвижение изделий российской авиапромышленности продолжается.
"Лизинговые компании, в частности подконтрольная Минтрансу Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), идут на установление арендной ставки в рублях для отечественных получателей. Государственное субсидирование также призвано содействовать продвижению техники", — отмечает Гойхман. Так, ГТЛК в 2016 году приобрела для передачи в операционный лизинг 13 самолетов Sukhoi SuperJet-100, а в конце мая текущего года завершилась синдикация кредита для компании в размере 30 млрд руб. с целью приобретения 32 таких лайнеров. В 2016 году ГТЛК и авиакомпания "Ямал" подписали твердый контракт на поставку 13 самолетов SSJ-100, "Сбербанк Лизинг" поставил "Аэрофлоту" 20 единиц SSJ-100, "ВТБ Лизинг" передал пятый самолет авиакомпании "Россия", а компания "ВЭБ-лизинг" выполнила обязательства по поставке четырех воздушных судов авиакомпании "Россия". "По мере развития региональных авиаперевозок и восстановления работы многих аэропортов можно ожидать увеличения спроса на перевозки пассажиров и грузов, а значит, будет востребован и авиационный лизинг", — говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.
Основным драйвером развития авиализинга в России в будущем может стать не только ожидаемый рост объема перевозок, но и обновление авиапарка. "Потребность в обновлении авиапарка в России достаточно высока, хотя проблема уже не стоит так остро, как это было в 2000-х годах. Например, у "Аэрофлота" уже один из самых молодых парков в Европе", — говорит аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. Однако, по его словам, спрос на воздушные суда полностью не удовлетворен, что, в свою очередь, создает благоприятную почву для развития авиализинга. "Медленно, но верно количество произведенных и эксплуатируемых самолетов растет. Кроме того, на подходе еще одна отечественная новинка — MC-21", — добавляет он.
Помощь может прийти и от зарубежных участников рынка. "Западные лизинговые компании готовы предложить услуги по финансированию продаж на внутреннем рынке новых типов российских самолетов", — говорит Вадим Свирчевский. В совокупности с государственной поддержкой участие иностранных лизинговых компаний усилит позитивные тенденции на рынке российского авиализинга.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.