Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Петр Шелищ: "Мы шокированы частотой и масштабами недовложения фольги".

Петр Шелищ: Мы шокированы частотой и масштабами недовложения фольги.
Исследование геометрических параметров фольги 26 наименований показало, что лишь 10 из них соответствуют ГОСТу. Заявленные размеры фольги в рулоне соблюдаются лишь в 39% образцов, проверенных Союзом потребителей Российской Федерации и Алюминиевой Ассоциации. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что ежегодно покупатели недополучают более 25 тыс. км или 180 тонн фольги на сумму более 138 млн рублей. Итоги исследования комментирует президент Союза потребителей Российской Федерации Петр Шелищ.
– Как возникла идея проверить геометрические параметры кулинарной фольги в рулонах?
– Мы всегда проверяем соответствие потребительских характеристик товаров информации, заявленной их изготовителями, проводя сравнительные исследования качества товаров, и нередко – в ходе экспертизы по обращению потребителя. Правами на это нас наделил закон "О защите прав потребителей", и мы ими пользуемся.
Так вот, исследуя качество, мы нередко выявляем, говоря языком общепита, "недовложение" продукта в упаковке. Как правило, это граммы на килограмм или миллилитры на литр, или две-три спички на коробок. Но когда в 2020 году мы впервые исследовали упаковочную алюминиевую фольгу в рулонах, были шокированы частотой и масштабами такого недовложения.
О результатах мы вместе с Алюминиевой Ассоциацией известили тогда нарушителей и надзорный орган, насколько могли широко сообщили через СМИ потребителям. Роспотребнадзор провел единичные проверки производителей, но нарушений не выявил. Возможно при проверке инспекторам предъявляются некие "эталонные" образцы, соответствующие по всем параметрам. Потребители же не могут проверить в магазине, соответствует ли рулон тому, что на нем написано. Поэтому мы решили проверить, что изменилось за прошедшее время.
– Каковы результаты повторной проверки?
– Главный вывод – безнаказанность нарушений, очень выгодных нарушителю, стимулирует его расширять их масштабы. Повторное исследование показало, что стало еще хуже. Если первый раз всем заявленным параметрам соответствовали 54% исследованных марок фольги, то сейчас таких оказалось только 39%.
При этом уже несколько образцов оказались более чем вдвое короче заявленной длины – в первом исследовании нам попался только один такой образец. Нередко не соответствовала заявленной не только длина, но и ширина и толщина фольги. А ведь от толщины зависят ее прочностные свойства, определяющие способность служить надежной упаковкой при хранении продуктов и приготовлении пищи.
– Согласно нормативу (ГОСТ 32582-2013), предельно допустимое отклонение по длине фольги в рулонах не может превышать 5%. Например, при заявленной длине 10 м фактическое значение может составлять 50 см в большую или меньшую сторону. Выявлены ли случаи, когда длина фольги в рулоне превышала заявленную?
– Да, было несколько образцов немного длиннее заявленного в маркировке размера. К сожалению, все они оказались значительно уже и несколько тоньше заявленных параметров. Так что попали в число наименований фольги ненадлежащего качества.
– По подсчетам экспертов, ежегодно покупатели недополучают более 25 тыс. км или 180 тонн фольги на сумму более 138 млн рублей. Может ли ужесточение наказания за нарушение ГОСТа оздоровить ситуацию на рынке фольги и защитить интересы потребителей? Что необходимо предпринять, чтобы не дать развиться негативным тенденциям на рынке фольги?
– Эти оценки потерь потребителей впечатляют так, что хочется уже говорить не про геометрические параметры и несоответствие ГОСТу, а про обман и мошенничество. Тем более, что в российских законах используются именно эти понятия. По Гражданскому кодексу РФ, количество переданного продавцом товара должно соответствовать условиям договора купли-продажи. А если не соответствует, то это квалифицируется в статье 14.7 КоАП как обман потребителей. Согласно второй части этой статьи, "Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), … влечет наложение административного штрафа на … юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей".
Так что если на упаковке написано, что в рулоне 10 метров фольги, а в действительности ее на метр меньше, то это тот самый случай.
Но если есть основания полагать, что это не случайная ошибка изготовителя, а сознательное действие группы его работников, совершаемое по предварительному сговору, это уже можно квалифицировать как уголовно наказуемое деяние, предусмотренное статьей 159 УК РФ, а именно "Мошенничество, то есть хищение чужого имущества … путем обмана или злоупотребления доверием, … совершенное группой лиц по предварительному сговору, … наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, … либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового".
Так что требуется не ужесточение норм об ответственности тех, кто обманывает потребителей, в том числе совершая мошенничество, а обеспечение неотвратимости их выявления и наказания. Как только надзорный орган, прокуратура, следственные органы начнут реально бороться с такими правонарушениями, они очень быстро прекратятся. Другой вопрос, что все эти органы перегружены, так что надо убедить их в приоритетности такой задачи. Этим мы сейчас и занимаемся вместе с Алюминиевой Ассоциацией, которая стремится защитить честных производителей, тоже страдающих от недобросовестной конкуренции со стороны жуликов.
– Как простые потребители могут защитить свои права? Где найти необходимую информацию?
– Как я уже сказал, самостоятельно потребитель не может проверить в магазине размеры фольги в рулонах на полке. И принеся рулон домой, он не станет его разматывать для проверки, а когда он закончится, не сможет доказать, что фольги ему недодали. Так что не допустить такого обязан магазин, торговая компания, которые вправе и должны проводить выборочную проверку при приемке партий такой продукции, тем более если мы дадим им основания сомневаться в добросовестности поставщика. А для этого надо добиться проведения проверки органами Роспотребнадзора, что позволит включить товары нарушителей в реестр продукции, не соответствующей обязательным требованиям, Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей, который размещен на сайте Роспотребнадзора. Остается надеяться, что торговые сети не станут заключать договоры поставки с изготовителями фольги, чья продукция присутствует в этом реестре. А пока можно будет найти такую информацию на сайтах СПРФ, Центра независимой потребительской экспертизы (ЦНПЭ) и Алюминиевой Ассоциации.

Для справки: Название компании: Ассоциация Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия (Алюминиевая Ассоциация России) Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение