Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Южный завод тяжелого станкостроения: "Необходима работающая государственная программа поддержки станкоинструментальной промышленности".

Южный завод тяжелого станкостроения: Необходима работающая государственная программа поддержки станкоинструментальной промышленности.
Прежде чем начать разговор о станкостроении, необходимо ответить на вопрос – в чем особенность этой отрасли по отношению к другим областям машиностроения.
И ответ этот достаточно прост – своей уязвимостью разного рода кризисам. Предприятия станкостроения не производят КОНЕЧНЫЙ продукт, используемый непосредственно государством или частными лицами, а лишь средство производства этих КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ. При возникновении кризисных явлений в экономике, конечно, происходит спад потребления этих самых КОНЕЧНЫХ продуктов, но спад потребления станочного оборудования во много раз больше. Без новых станков заводы могут просуществовать с имеющимся оборудованием год, два и даже десять лет, но как будет жить все это время станкостроительное предприятие? Люди, работающие на них не роботы – их не законсервируешь на год и не положишь на полку. Начинается утечка кадров, а соответственно и деградация производства и конструкторских школ.
Конкретно по вопросам:
1. Современное станкостроительное и инструментальное оборудование - основа высокотехнологичных и наукоемких производств, обеспечивающая технологическую платформу развития и функционирования промышленных отраслей экономики, так должно быть, но по факту совсем другое. Ситуация в станкоинструментальной промышленности России плачевная. Большое количество станкостроительных и инструментальных заводов стали банкротами, в результате их имущество продано с молотка, а помещения и цеха сдаются в аренду. Многие заводы попросту перестали существовать, вместо них развлекательные центры и жилые дома.
Как показывает практика последних лет, в отсутствии государственной стратегии в области станкостроения существующая система и распределение компетенций в органах власти не дают положительного результата ни на одном из сохранившихся заводов отрасли в стране. Ввиду длинноциклового характера деятельности станкостроительных заводов, а также необходимости в первоочередном порядке восстановления научно-технического и кадрового потенциала отрасли, в структуре необходимых затрат главной задачей должно стать восстановление "ноу-хау" и подготовка квалифицированного персонала. Принятое Правительством решение о разработке государственной стратегии в области станкостроения до 2030 года, безусловно, необходимо. Однако к моменту начала ее воплощения будет безвозвратно потеряны результаты ранее выполненных работ, а главное – специалисты, способные ставить прикладные задачи и решать их на мировом уровне.
2. Разберем детально саму программу:
2.1 "По итогам реализации первого этапа Стратегии, включающего осуществление мероприятий, обозначенных в рамках дорожной карты реализации Стратегии в 2017-2021 гг., ожидаются следующие результаты:
– подготовка нормативно-правовой базы мер государственной поддержки (в части НИОКР, запуска новой программы льготного финансирования ФРП, запуска комплексной формы СПИК и т.д.);
– совершенствование системы управления и координации в отрасли (совершенствование механизма поставок оборудования на предприятия ОПК, ужесточение требований к локализации и контроля за их выполнением и т.д.). Реализация данных мер (в том числе ужесточение административных барьеров входа для "фиктивных" поставщиков) позволит нарастить объемы производства до 30,7 млрд. руб. к 2021 году за счет эффективного использования действующих производственных ресурсов".
А теперь из того же документа чуть выше:
"Объем финансирования в рамках специальных мер поддержки в странах-лидерах в разы больше, чем общее финансирование отрасли в России (в среднем за 2014-2015 гг. составило 1,5 млрд. руб./год). Например, поддержка от введения льгот по НДС в Китае за 2015 год оценивается в 50 млрд. руб. Вклад государственных структур Японии в НИОКР в станкостроении составляет от 25 млрд. руб./год (при общих расходах расходов на науку и технологии до 25 млрд. долл.) К 2021 году планируется повышение суммарных расходов до 1% ВВП (около 50 млрд. долл.)."
Комментарий: пока в нашей стране подготавливают и совершенствуют в других странах ВКЛАДЫВАЮТ и немало и при том, что эти отрасли у них и так ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ и живу себе так не плохо.
2.2 В документе много фраз типа: "государство должно обеспечить", со стороны государства должны быть созданы условия, …также должны быть разработаны…, …целесообразно создать, требуется доработка, планируется совершенствование. Все это очень абстрактно.
2.3 "Например, в настоящее время кредитование промышленных предприятий в Китае осуществляется под ставку 4%, в Германии – 3%, в Японии – 0,1%, в то время как в России процентная ставка достигает 17%.’’ Пока государство на ИНТЕНСИВНОМ этапе реализации стратегии будет осуществлять ‘’подготовку’’ и совершенствование при процентной ставке в 17% говорить об успехах станкостроения будут в Китае, Германии и Японии.
2.4 "С учетом обозначенных приоритетов определены три стратегические
цели: 1. Увеличение доли российской продукции на внутреннем рынке до 50% к 2030 г. 2. Обеспечение роста российского производства со средними темпами не менее 15% в год. 3. Организация конкурентоспособного производства ключевых комплектующих и инструмента." Данный пункт оставляем без комментариев.
2.5 ‘’Для ОПК решение вышеуказанных задач приобретает высокую значимость в условиях ожидаемого снижения загрузки мощностей по причине сокращения программы перевооружения армии (снижения объемов заказов в рамках ГОЗ) и неопределенных объемов заказов в рамках ВТС.’’
Это к вопросу о привлечении предприятий и КБ ОПК к станкостроению. С одной стороны здравая мысль, но ОПК – это ОПК, а станкостроение – это станкостроение. Это разные отрасли и для проектирования станков нужны несколько иные знания, чем при производстве вооружений. Есть много своих нюансов. Что же касается производственной базы, то она всегда подбирается под конкретные изделия и подбирается КОМПЛЕКСНО. Отдельное оборудование может, конечно, быть применено для производства станков, но встает вопрос о рентабельности такого применения. Да, оборудование на предприятиях ВПК намного более современное и точное и его надо привлекать, но весь вопрос в каком объеме и как это сделать оптимальным образом имея достаточно большое количество предприятий ВПК.
2.6 В общем и целом много правильных идей, неплохое исследование, но не всегда конкретное и иногда противоречивое. Суть очень размазана по тексту.
3. Поддержка станкостроителей со стороны государства в части запрета предприятиям с гос. участием покупать иностранные станки при наличии отечественных аналогов не эффективна. Запретные постановления попросту не работают, предприятия с легкостью обходят запреты, выставляя в технических заданиях на необходимое им оборудование параметры импортных аналогов российских станков. К слову сказать, мы действительно проигрываем по некоторым параметрам зарубежным аналогам (высокоскоростная обработка легких материалов), но по базовым параметрам ни в чем им не уступаем. Вся система государственных закупок заточена под импортный рынок, ТЗ под их продукцию, короткий срок изготовления станков, а главное минимальные или полностью отсутствующие первоначальные платежи со стороны предприятий с гос. участием. Также предприятия не спешат закупать отечественное оборудование в виду больших рисков неполучения его, что надо признать объективно, из-за огромных проблем отрасли, которая является дотационной и должна поддерживаться государством, как в зарубежных странах, в противном случае, как сейчас и происходит без поддержки государства отрасль "умирает".
4. Конструкторские центры и вообще инжиниринг как раз и являются ключевой составляющей станкостроения. Схема без переноса на территорию России или создания на территории России конструкторских центров, позволяющих развивать инженерный потенциал по проектированию станков, а не только их сборки является неэффективной для российского станкостроения. Такую стратегию (без полного переноса инженерных мощностей и технологий) едва ли можно назвать политикой импортозамещения, т.к. отрасль всё равно остаётся зависимой от ключевой составляющей процесса производства станков – инжиниринга, управление и организация которым находится заграницей.
Т.е. передовые технологии вряд ли будут переданы в Россию (учитывая санкционную политику и т.п.), скорее мы будем вынуждены довольствоваться уже отработанными, устаревшими заграничные проектами, которые в добавок не будут переданы нам в полной мере, чтобы при необходимости западные хозяева имели возможность заблокировать нам работу всей отрасли станкостроения. Едва ли такое положение дел можно назвать собственно "Российским станкостроением" вписывающимся в объявленную концепцию импортозамещения.
5. Безусловно, присутствие на территории России сборочных производств иностранных компаний делает их, по сути, монополистами отрасли, ведь они пользуются всеми преференциями законодательства России, как предприятия производящие оборудования со знаком "сделано в России". При этом они завозят готовые узлы из-за границы, соответственно пошлины плататься меньше, так как это не готовая продукция, а на территории России просто идет сборка готовых узлов в станок. Основные преимущества данных сборочных пунктов - это сроки и цена, в случае с ценой мы еще пытаемся конкурировать, а вот со сроками не в состоянии.
6. Под инжиниринговыми компаниями понимаются инженерные институты, которые подготавливают проекты, в том числе и для тех перевооружения предприятий с гос. капиталом. Зачастую действительно зарубежные компании платят институтам за внедрение в проект именно их него оборудования, но бывает и так, что институт для нового производства закладывает оборудование, которое еще выпускалось в СССР, не удосужившись проверить на современные аналоги и более того вообще существуют ли еще те заводы, которые выпускали данное оборудование в СССР. Да в нашей практике были случаи как подготовки проекта под зарубежную технику, так и в случае с закладыванием оборудования, которое уже не выпускается в России, и в итоге на новое предприятие было поставлено оборудование с вторичного рынка. Для сбыта продукции должны применяться механизмы поддержки, как на региональном, так и федеральном уровне, выделятся кредиты из фонда поддержки промышленности, а также регионального фонда под минимальный процент на длительный срок, для пополнения оборотных средств на выполнение заказов, а также банковский гарантии при заключении договоров. Для конкуренции с зарубежными фирмами, дислоцированными на территории России, должен быть в наличии парк незавершенного производства, т.е. станки в хорошей готовности, чтобы можно было быстро доделать станки под конкретного заказчика за минимальный срок.
Необходима работающая государственная программа поддержки станкоинструментальной промышленности, включающая в себя трехуровневую систему поддержки предприятий на муниципальном, региональном и федеральном уровне

Для справки: Название компании: Южный завод тяжелого станкостроение, ООО Адрес: ********** E-Mail: ********** Web: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.