Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Фастфуд с правоверным вкусом. "РосБизнесКонсалтинг". 23 июня 2017

Как создать успешную сеть халяльного быстрого питания
Султан Сафин предпочел татарский фастфуд карьере в крупнейшей нефтяной компании Саудовской Аравии. Сейчас точки под брендом "Тюбетей" открыты во многих городах России, а оборот бизнеса в 2016 году достиг 27 млн руб.
Султану Сафину было тяжело учиться - будучи студентом геологического факультета Казанского университета, он все время страдал от того, что не мог найти качественного халяльного фастфуда. Как правоверный мусульманин, он не всегда мог есть в университетской столовой. Доступная по цене халяльная еда была в маленьких кафе, однако блюда были ближневосточными или узбекскими и сильно отличались от традиционных татарских. "Было обидно, что наши эчпочмаки и элеши настолько обесценены - они продавались в основном на вокзалах и в переходах, в то время как за гамбургерами в "Макдоналдс" выстраивались очереди", - вспоминает Султан.
Особенно сильно по домашней еде он скучал во время трехмесячной стажировки в Китае в 2010 году. Тогда у него и родилась идея сети халяльного фастфуда с татарским колоритом. Правда, к ее реализации Сафин приступил не сразу: в 2012-м выиграл грант и уехал в Саудовскую Аравию - учиться в магистратуре Университета науки и технологий короля Абдаллы, а затем получил предложение о работе в крупнейшей нефтяной компании страны Saudi Aramco. "Туда обычно не берут без солидного опыта работы, но мне повезло - после пяти собеседований мою кандидатуру одобрили", - вспоминает Сафин.
Пирожки вместо нефти
Свой первый павильон, формой напоминающий традиционный татарский головной убор - тюбетейку, предприниматель открыл в Казани только в 2015 году. Концепцию проекта Сафин разрабатывал параллельно с учебой в Саудовской Аравии. "Я приезжал каждые полгода домой, встречался с технологами, носился с презентацией, пытаясь найти партнеров и инвесторов", - вспоминает предприниматель. Как-то он рассказал об идее своим друзьям Руслану Гильмутдинову и Айнуру Камалиеву, которые работали инженерами-нефтяниками, а также Азату Назмутдинову, который в ту пору торговал безалкогольными напитками. Решили развивать проект вместе: друзья - в Казани, Сафин - удаленно, продолжая трудиться в Саудовской Аравии.
У партнеров было 6 млн руб. собственных накоплений, порядка 4 млн из которых Сафин заработал в Saudi Aramco. Они планировали открыть сразу пять точек, а продукцию закупать у казанских пищевых цехов и продавать ее в красивой упаковке. Но, продегустировав в городе все эчпочмаки - треугольные пирожки из бездрожжевого теста с картошкой и мясом - и элеши - круглые пирожки с мясом, поняли - ни один из вариантов не дотягивает до эталонного "бабушкиного" вкуса, который они все помнили с детства.
Пришлось корректировать план и налаживать собственное производство. В итоге бизнесмены вложили 5 млн руб. в цех по изготовлению полуфабрикатов - замороженных пирожков с разными начинками, для которого сняли помещение площадью 350 кв. м в промзоне на окраине Казани, закупили оборудование и наняли поваров, которые вручную лепили пироги.
Оставшийся 1 млн руб. ушел на открытие первой точки. В 300 тыс. руб. обошлось изготовление каркаса задуманной формы. Еще примерно во столько же - оборудование, печки для выпекания пирожков и кофемашины. Долго искали подходящее место. В итоге удалось договориться с владельцами парковки напротив центрального вокзала в Казани.
Летом 2015 года Татарстан готовился к проведению чемпионата мира по водным видам спорта, и проект закусочных с национальным колоритом оказался весьма кстати. "Я был в Аль-Кобаре, когда мои партнеры презентовали проект дирекции спортивных мероприятий - еще за неделю до фактического открытия первой точки", - вспоминает Сафин. Правда, чиновники поставили условие: "Тюбетей" сможет представлять свою продукцию в парке FINA, основной развлекательной площадке чемпионата, если успеет установить еще шесть "Тюбетеек" за оставшиеся до его старта полтора месяца.
В этот момент Сафин понял, что надо выбирать - карьера в крупнейшей нефтяной компании мира или развитие собственного проекта в Татарстане. И выбрал последнее.
Всемирный халяль
Сегодня в мире насчитывается до 1,8 млрд мусульман. Глобальный рынок продуктов с маркировкой "халяль", то есть приготовленных в соответствии с требованиями ислама, вырос с $700 млрд в 2009 году до $1,2 трлн к началу 2017 года, утверждают эксперты выставки Moscow Halal Expo. По их данным, в России производство халяльной продукции ежегодно увеличивается на 15%. "В России потребление халяльной еды растет, но не так быстро, как, например, в Европе, - говорит Айрат Касимов, основатель компании Halal Guide, разрабатывающей приложение для поиска халяльных магазинов, кафе и ресторанов. - Халяльную продукцию выбирают не только соблюдающие обряды мусульмане, но и те, кому важно качество. Как правило, для получения маркировки "халяль" запрещается использовать некоторые добавки". В России эту маркировку можно получить у нескольких организаций, сертифицированных Духовным управлением мусульман России.

В Москве и Казани работает несколько сотен халяльных кафе и ресторанов. Однако рынок непростой: за последние два года в российской столице закрылось четыре магазина сети "Бахетле", визитной карточкой которой как раз является татарская домашняя еда. Со сложностями столкнулись и "Татарские пироги": у сети, некогда насчитывающей более десяти павильонов по всей Москве, осталось только две точки. Основатель "Татарских пирогов" Рашид Кусембаев пытается сохранить бизнес с помощью смены стратегии: вместо открытия офлайн-точек он сфокусировался на доставке и кейтеринге.
Съедобные виды спорта
Уволившись из Saudi Aramco, Сафин вернулся в Казань и начал искать инвесторов. На открытие новых точек было нужно еще 10 млн руб. Вложиться в проект согласилась нефтетрейдинговая компания "Ядран-Ойл". На этом проблемы не закончились: в Татарстане нашлась всего одна компания, способная изготовить каркасы павильонов округлой формы в столь короткие сроки, да и ту пришлось долго уговаривать. Не хватало рук и на производстве, и в рознице, ведь требовались продавцы, которые могли бы обслуживать на трех языках - русском, татарском и английском. Производство расширяли на ходу: нанимали новых поваров, посменно проводили обучение. Когда рабочих рук не хватало, партнеры лепили пироги сами.
Расширять сеть поставщиков тоже было непросто. Ведь в продукции "Тюбетей" используется не фарш, а рубленое мясо. Предприниматели рассчитывали на поток максимум 20 тыс. посетителей за две недели, но организаторы чемпионата огорошили - накормить надо до 50 тыс.
Кроме того, погода в июле 2015-го выдалась жаркой: приготовленные на молоке лепешки кыстыбый стали быстро портиться, поэтому рецепты корректировали на ходу.
Но все усилия окупились: за две недели соревнований молодая компания заработала более 5 млн руб.
А главное, благодаря чемпионату мира о компании узнали и в Татарстане, и далеко за его пределами: партнеры стали получать многочисленные заявки на франшизу. Первую франчайзинговую точку открыли в Москве, в бизнес-центре на Дербеневской набережной. "Мы были первыми франчайзи "Тюбетея", и многие вещи приходилось отрабатывать на ходу", - говорит приятель Сафина, Евгений Грохотов. Московскому уху слова "эчпочмак" и "кыстыбый" были непривычны, и такого ажиотажа, как в Казани, кафе не вызвало. Вдобавок московский "Тюбетей" был запущен в предельно простом формате - барная стойка с несколькими стульями. Основной аудитории кафе - офисным служащим - обедать в таких условиях оказалось непривычно. Зато, распробовав национальные блюда, работники бизнес-центра стали заказывать доставку. Сегодня выручка точки - порядка 300 тыс. руб. в месяц, аренда обходится в 70 тыс. руб. Прибыль Грохотов не раскрывает, но говорит, что окупить вложения еще не успел.
Сегодня под брендом "Тюбетей" помимо принадлежащих партнерам семи павильонов и двух кафе в Казани работают по франшизе точки на двух фуд-кортах в Свердловской области, несколько павильонов и кафе в Булгаре и Нижнекамске, а также в Москве и Самаре. На открытие точки "Тюбетей" требуется от 1,5 млн до 5 млн руб. в зависимости от формата - павильон размером 3 х 3 м (1-1,5 млн руб.), кафетерий площадью 20-40 кв. м (2-2,5 млн руб.) или полноценное кафе от 60 кв. м (4,5-5 млн), из которых 250 тыс. руб. - паушальный взнос.
По минимуму из оборудования необходимы печка для выпекания, кофемашина, бойлеры, а также морозильная камера; для расширенных форматов требований больше. Роялти партнер не платит, но обязан закупать полуфабрикаты у головной компании. Замороженную продукцию (срок хранения до 60 дней) доставляют из Казани фурами. Партнеры утверждают, что в среднем франшиза окупается в течение года-полутора.
Один из партнеров Сафина, Азат Назмутдинов, решил самостоятельно развивать точку в Казани на правах франчайзи, но без паушального взноса. "Я начинал под брендом "Тюбетей", но у нас с ребятами было разное видение и разный подход к ведению бизнеса. В итоге я отделился и сейчас развиваю свой бренд "Кыстыбый", тоже планирую наладить франшизу", - говорит Назмутдинов. Говоря о бывшем партнере, Сафин вздыхает: "Не все франчайзи и предприниматели понимают уровень ответственности создания бренда национальной кухни и уровень качества, большинству нужны быстрые деньги".
С прицелом на Париж
Халяльное сырье на 20% дороже обычного, утверждает Сафин, но сеть старается сохранять демократичные цены. Средний чек в "Тюбетее" - 120 руб. Порционная выпечка стоит от 29 руб. (маленький треугольник), большие пироги - от 230 руб./кг, чай - 30 руб., латте - 99 руб. "На еду у нас довольно низкая маржа, мы работаем с дорогим сырьем, поэтому фуд-кост - около 50%. Зарабатываем в основном на напитках", - поясняет Султан. Выручка сети с начала года составила 13 млн руб., чистая прибыль - 1,5 млн.
Самые популярные позиции - эчпочмаки и элеши, а также татарский чай из трав. Самая прибыльная собственная точка сети - павильон неподалеку от Казанского университета. Дневная выручка там - в среднем 20 тыс. руб.
Рентабельность открытых по франшизе точек составляет в среднем 15-20% в зависимости от стоимости аренды. Если расходы на аренду превышают 5-10% от месячной выручки, то рентабельность существенно падает.
Сейчас компания развивает новый формат - рестораны быстрого питания площадью от 200 кв. м. Открытие первого из них планируется в сентябре этого года. Прогнозируемые инвестиции, по расчетам партнеров, - 10 млн руб., окупаемость - 1-1,5 года. Акцент будет сделан на кыстыбый. "Это татарская лепешка, в которую можно завернуть любую начинку - сладкую, мясную, диетическую. Наш ответ заморским гамбургерам и такосам", - смеется Сафин.
Весной 2017 года "Тюбетей" стал поставлять полуфабрикаты (в основном пельмени и манты) в сеть супермаркетов "Шифа". Заключить договор удалось благодаря знакомствам одного из соучредителей Руслана Гильмутдинова. "Продажи идут на достойном уровне, ребята постоянно проводят дегустации и активничают в соцсетях", - говорит Антон Сайфутдинов, коммерческий директор магазинов "Шифа". Позже контракты на поставку халяльных изделий заключили с сетями "Эссен" и "Зельгросс". Пока в структуре выручки компании доходы от сотрудничества с сетями не превышают 5%.
В ближайшее время Сафин планирует выводить сеть татарского фастфуда в Европу. В этом мае "Тюбетей" ставил временную точку в центре Парижа - партнеры тестировали спрос во время городского праздника в одном из парков. "Мы привезли с собой 1000 единиц выпечки в виде полуфабрикатов. Очередь стояла с самого утра, так что не всем хватило. В Париже очень много мусульман, а выбор халяльной еды скромный", - утверждает Сафин. Сейчас он обсуждает условия сотрудничества с потенциальными партнерами из Европы. "Главное для меня - сделать татарскую халяльную кухню не просто доступной, но и модной", - говорит предприниматель.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.