Серия отраслевых исследований
Предлагаем БЕСПЛАТНО! Получить Краткую версию исследования одной из интересующих Вас отраслей.
Краткие версии обзоров экономики и ключевых отраслей БЕСПЛАТНО
Онлайн-консультанты: Skype INFOLine
Внимание!!! Специальное предложение на покупку Исследования "Рынок DIY России. Итоги 2016 года. Тенденции 2017 года. Прогноз до 2019 года". Узнайте подробности.

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 17.10 57.0861 -0.5335
EUR 17.10 67.2988 -0.8421
Все котировки валют
 Топ новости

Два года свободы: инвесторы о результатах работы режима Свободного порта.

12 октября исполняется два года с момента вступления в силу Федерального закона №212 "О Свободном порте Владивосток" (СПВ). За это время на Дальнем Востоке стартовало несколько сотен проектов в различных отраслях экономики и сферы услуг. Об итогах двух лет nadv.ru рассказали сами резиденты СПВ.
Идея создать в порту Владивосток льготные для предпринимательства условия в общем-то не нова, стоит вспомнить, что в царской России свободным он был больше 40 лет. Это позволило городу к началу 20 века стать заметной портовой зоной на тихоокеанском побережье. Тогда особый статус фактически превратил военный пост в международный торговый центр.
Порто-франко возвращается в новом качестве с новым содержанием и новым наполнением, отмечал глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка, когда федеральный закон официально вступил в силу.
"Очень здорово, когда мы с одной стороны опираемся на то, что работало в нашей собственной истории, а с другой - делаем это осмысленно творчески, исходя из тех реалий современного мира, в которых мы работаем, ориентируясь на лучшие международные практики с доказанной эффективностью", - заявил глава ведомства.
Федеральный закон N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" вступил в силу 12 октября 2015 года.Действие закона направлено на формирование мощного транспортно-индустриального узла, который будет ориентирован на потребности всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
В марте 2016 года появились первые участники, внесённые в реестр резидентов СВП. И к настоящему времени Корпорация развития Дальнего Востока (управляющая компания ТОР и СПВ – nadv.ru) подписала свыше 320 соглашений с компаниями о вступлении в свободный порт (общее же число заявок превысило 500). Стоимость заявляемых резидентами проектов на сегодня уже превышает 348 млрд рублей. Пока большинство из них в стадии реализации, но если намеченные планы осуществятся, в регионе будет создано не менее 31 тысячи рабочих мест.
Резиденты
По словам Александра Галушки, в положение об СПВ был заложен серьёзный потенциал развития. В самом деле, сегодня режим порто-франко охватывает различные сферы экономики. Его резидентами являются предприятия, работающие в области транспорта, строительства, рыболовства, обработки сырья, судостроения и т.д. Это также организации, оказывающие финансовые, гостиничные, туристические, медицинские и другие услуги.
Участниками свободного порта становятся как представители малого и среднего бизнеса, так и крупные компании. При этом статус резидентов получают не только вновь зарегистрированные, но и действующие предприятия со стартующими проектами. Некоторым такая мера не дала свернуть намеченные планы. Так, "Находкинский морской рыбный порт" (входит Дальневосточную транспортную группу; ДВТГ) еще в 2012 году приступил к модернизации перегрузочных мощностей, но в экономический кризис столкнулся с проблемой финансирования. Как рассказал генеральный директор АО "ДВТГ" Алексей Головко, стивидорной компании в итоге помог статус резидента СПВ.
"Наличие преференций позволяет даже без внешнего инвестора продолжать работу над проектом, - заявил Алексей Головко. - К настоящему времени на реконструкцию порта направлено 621 млн рублей, из них 418 млн - на строительные работы и более 200 млн – в приобретение техники".
С момента принятия закона заметно расширилась география порто-франко. Первоначально в состав СПВ вошли 15 муниципальных образований Приморского края, к которым добавился ещё один. Несколько позже к Приморью примкнули Хабаровский край (территорией свободного порта определён Ванинский район), Сахалинская область (Корсаковский и Углегорский районы), Чукотка (Певек) и Камчатка (Петропавловск-Камчатский).
"Мы оказались во второй волне распространения свободного порта на Дальнем Востоке и быстро в него включились, - говорит первый заместитель губернатора Хабаровского края по вопросам инвестиций и приоритетных проектов Юрий Чайка. - Считаю, что был выбран самый правильный район для апробирования режима свободного порта на территории края – Ванинский. Данное решение качнуло в нужную сторону выбор тех инвесторов, которые где-то колебались".
В Хабаровском крае пока небольшое количество резидентов – девять. Правда, их проекты инвестиционно ёмкие, оцениваются свыше 82 млрд рублей.
"Инвесторы не только смотрят на бизнес, но и строят жильё для своих работников, улучшают качество жизни на территории того района, куда они пришли, несут социально ответственную позицию. Режим свободного порта, с одной стороны, даёт снижение нагрузки на бизнес, с другой, через бизнес – решение социальных задач", - добавил Юрий Чайка.
Власти регионов выступают за дальнейшее распространение особого режима. Например, в Сахалинской области предлагается придать статус свободного порта всем основным гаваням острова. В итоге в экономике Сахалина существенно возрастет доля сектора, не связанного с добычей нефти и газа, которая формирует сегодня значительную статью бюджетных доходов. В результате диверсификации к 2019 году доля валового регионального продукта, не связанная с нефтегазовым комплексом, может увеличиться на 11,6% по сравнению с 2015 годом, и превысить 48%, сообщили в областном правительстве.
Льготы
Режим свободного порта предусматривает более 20 видов преференций. Основными преимуществами режима СПВ являются льготы в сфере налогообложения. В частности, предусмотрено освобождение от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога. Налог на прибыль в первые пять лет будет снижен на 5%, в последующие пять - на 10%, а страховые взносы на данный период составят 7,6%.
Как отмечают в Минвостокразвития РФ, налоговая нагрузка для резидента СПВ в течение десяти лет суммарно будет составлять чуть более 10% против 45%, как у обычного юрлица. По словам Юрия Чайки, режим свободного порта позволит участнику свободного порта в десятилетний период экономить до 70% на налогах, тем самым инвестиционный проект будет окупаться на 20% быстрее.
Об эффективности послаблений свидетельствуют сами резиденты. При этом, констатируют в компаниях, высвобождаемые ресурсы они готовы направлять на развитие кадров, современных технологий.
К примеру, производитель электротехнического оборудования ООО «ДВ-Инжиниринг» совместно с французской группой Legrand реализует проект по выпуску источников бесперебойного питания.
"Все преференции, связанные, в первую очередь, с фондом оплаты труда, для нас явились приятным бонусом, который мы используем, дополнительно обучая специалистов, поскольку у нас 90% рабочих мест – квалифицированные. Также ведём переговоры с Legrand о дополнительных разработках, и французские партнёры идут на это – всё за счёт того, что можем инвестировать получившиеся деньги обратно в человеческий капитал, - рассказал гендиректор ООО «ДВ-Инжиниринг» Евгений Вирцер.
В ООО «Композитное кораблестроение» (занимается производством флота для морских туристических прогулок) также вкладывают сэкономленные средства в повышение профессиональных компетенций. За год благодаря преференциям компании удалось сэкономить порядка 10 млн рублей на фонде заработной платы. Но это, уточнили в компании, не единственный плюс приобретения статуса резидента СПВ.
"Мы получили больше пиара, получили благодаря этому первые инвестиции в проект, расширили число заказчиков и сейчас удалось дойти до нынешней стадии проекта: начинаем серийную постройку, переходим к настоящей гражданской верфи и ищем потенциальных партнёров по бизнесу", – говорит председатель правления ООО «Композитное кораблестроение» Дмитрий Волошенко.
За счёт имеющихся льгот резидент может привлекать под проект более дешёвые деньги, добавляет гендиректор ООО «Центр детского здоровья» Александр Шуматов.
- Мы конкретно получили кредит под 10,5% - это довольно-таки хорошо для малого бизнеса, - сказал собеседник.
Кроме послаблений по налоговым и страховым отчислениям инвесторов привлекает возможность упрощенного порядка в получении земельных участков - без организации аукциона. Компания «ДЮК Авеста» построила транспортно-логистический комплекс «Юнион», включающий железнодорожный контейнерный терминал и складское хозяйство площадью 30 тысяч кв. м. Идея проекта родилась ещё до закона об СПВ.
- К моменту начала строительства у нас были арендованы земельные участки, но появилась необходимость дополнительного. С появлением преференции у резидентов СПВ мы подали заявку, сформированную нужным образом, и получили участок без каких-то сложностей, - заявил коммерческий директор ООО «ДЮК Авеста» Сергей Ходов.
Для резидентов немаловажно общее снижение административной нагрузки, различного рода проверок.
"Медицина достаточно зарегулированная отрасль и ограничения на проверки важны для нас, - пояснил Александр Шуматов. - Когда проверяют, много трудового ресурса, человеко-часов тратится на заполнение материалов, документов, на подготовку к проверке".
Сложности
Впрочем, не все новшества реализуются гладко. Наиболее частой проблемой резиденты называют трудности с ускоренным возвратом налога на добавочную стоимость. Хотя эта преференция разрабатывалась для экспортёров, сегодня большая часть заявок касается быстрого возмещения НДС при капвложениях. Это особенно актуально на начальном этапе инвестпроекта, в период активного строительства, когда бизнесу необходимы живые деньги. По данным на сентябрь 2017 года, резиденты подали обращения на предоставление данной льготы в размере 10 млрд рублей.
В рамках режима свободного порта ускоренный возврат НДС обещан в течение десяти дней, правда, говорит глава ООО «Артаяр» (строит во Владивостоке торгово-развлекательный центр) Дмитрий Макаренко, не отработан регламент по выдаче соответствующего поручительства налоговой службе от Корпорации развития Дальнего Востока. В итоге компании приходится возмещать налог на добавочную стоимость на общих основаниях - примерно в течение четырёх месяцев с даты представления налоговой декларации, по которой НДС заявлен к возврату.
"Это влечёт дополнительные траты на содержание кредитной линии и тем самым ведёт к удорожанию проекта", - сетует предприниматель.
Решение вопроса он видит в возможности трёхстороннего электронного документооборота между резидентом, ФНС и КРДВ, что позволит сократить сроки по возмещению НДС.
Инвесторы просят пересмотра и других подходов к ускоренному возврату налога. Сейчас на такую льготу может претендовать компания, состоящая в качестве резидента свободного порта не менее года. По мнению Дмитрия Макаренко, это слишком жёсткое условие, целесообразно снизить данный порог.
Порядок выдачи поручительств КРДВ сейчас согласовывает с Минфином.
Непростая ситуация и с налогообложением предприятий, действовавших до закона об СПВ и затем ставших резидентами. К примеру, АО «Восточный Порт», получившее этот статус, завершает строительство дополнительного перегрузочного терминала. За счёт него стивидор фактически удвоит перевалку угля – по прогнозам, грузооборот компании в 2019 году достигнет 39 млн тонн. Этот проект – один из крупнейших, реализуемых сейчас в Приморье, он оценивается в 31 млрд рублей, и в него уже инвестировано 24 млрд рублей. При этом вложения – порядка 5 млрд рублей – предусмотрены в сопутствующую инфраструктуру, точнее в реконструкцию припортовой станции Находка-Восточная.
В стивидорной компании рассчитывают на преференции по налогу на прибыль. Между тем, отмечает первый заместитель гендиректора ООО «Управляющая портовая компания» (управляющая «Восточным Портом» организация) Ирина Ольховская, льгота предоставляется только тем резидентам, у которых доля выручки от нового бизнеса составляет 90%. Для стивидора это нереальное условие, учитывая его исторически сложившуюся роль на рынке транспортных услуг.
Об этом же говорят и в Восточной горнорудной компании (ВГРК; разрабатывает угольное месторождение в Углегорском районе Сахалина), которая собирается стать резидентом свободного порта.
- 90% новой выручки - это очень много. То есть предприятие, которое сейчас в год добывает 2-3 млн тонн угля, должно увеличить объём практически в десять раз, что мало реально. С другой стороны, какие новые предприятия могут быть в угольной промышленности? Если брать полный гринфилд, от разведки до добычи пройдёт десять лет, резидентства не хватит, чтобы это всё пройти, - считает председатель совета директоров ВГРК Олег Мисевра.
Выход из ситуации бизнесмены видят в организации для компаний, которые реинвестируют полученные денежные средства в дальнейшие проекты, принципа раздельного учёта – то есть сколько выручки, налогов дают старые мощности и сколько новые. Чтобы этот процесс узаконить, нужны корректировки налогового законодательства со стороны Министерства финансов. В то же время, отмечают представители бизнеса, ведомство не охотно пойдёт на это вследствие вероятных потерь выпадающих доходов в бюджете.
В Минфине в свою очередь предлагают таким резидентам воспользоваться механизмами специнвестконтракта, который действует в России с 2015 года. Он подразумевает, что в обмен на обязательство проинвестировать в тот или иной проект на компанию распространяются специальные меры стимулирования, в том числе возможность сокращения ставки налога на прибыль до 0% плюс возможное снижение региональных и муниципальных налогов (в частности, на имущество, на землю) в зависимости от местного законодательства.
Таможня
Другой блок льгот для участников СПВ связан с таможенным регулированием. Согласно ФЗ-212, резиденты свободного порта получают право на беспошлинный ввоз, хранение, потребление иностранной продукции или оборудования, необходимого для развития бизнеса, круглосуточно работающий пункт перехода и возможность предварительного декларирования товаров, перевозимых через границу. Причём эти нововведения предлагаются на фоне общего улучшения качества работы таможни в последнее время.
Во-первых, таможенные посты в морских пунктах пропуска, относящихся к СПВ, к настоящему моменту перешли на круглосуточный режим работы (порядка 40% судов теперь оформляется в ночное время), во-вторых, внедряются прогрессивные технологии, в частности электронное декларирование грузов.
"Есть некоторые моменты, когда в разных терминалах, таможенных постах могут по-разному оценить риски, где-то взвешивание сделают стопроцентным, где-то – пяти. Но от этого постепенно избавляются, - говорит член совета директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» Денис Сарана. - И коррупционные риски сходят на нет. Сейчас действует центр электронного декларирования: грубо говоря, решение о досмотрах, процедурах принимает оператор, который может находится в Москве, на основе анализа Big data".
По его словам, уже сейчас заинтересованный бизнес проводит консультации с представителями таможенного управления о том, как будет обеспечиваться контроль в свободной таможенной зоне (СТЗ), когда начнется массовое производство, появится потребность в широком импорте-экспорте сырья и товаров.
"Должен сказать, дело движется: учитываются мнения бизнеса, меняются проекты приказов и т.д.", - рассказывает Денис Сарана.
Однако режим свободной таможенной зоны пока используют всего три резидента СПВ. Как признают в Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ), главная причина – высокие требования к обустройству территорий, где нужно помещать товары под процедуру СТЗ. Они регламентированы не столько 212-ФЗ, сколько наднациональным законодательством под классические экспортно ориентированные производства. Тем не менее в сентябре 2017 года заработал приказ Минфина №111н «О внесении изменений в требования к обустройству территории свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура СТЗ», где уже имеется ряд послаблений. Условия для бизнеса будут еще смягчены после 1 января 2018 года, когда вступит в силу новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.
"К примеру, резидентов интересует вопрос относительно ввоза импортных стройматериалов, которые они применяют в строительстве. Можно ли узаконить это здание, не выплачивая таможенные платежи? В новом законодательстве появится понятие потребленные товары, когда можно будет, не теряя статуса резидента, не уплачивая таможенных платежей, это здание легализовать", - пояснили в ДВТУ.
Визы
Ещё одна примета СПВ - упрощённый визовый режим на Дальнем Востоке, который начал действовать с августа текущего года для граждан 18 стран (перечень государств определён правительством РФ). Сегодня иностранцы могут подать через специализированный сайт заявку на получение электронной визы, которая выдаётся без взимания сборов. За два месяца её получили более трех тысяч иностранных граждан. Более половины из них уже воспользовались электронной визой. Особую активность проявляют жители Японии и Китая.
Хотя по упрощённой схеме пока можно приехать только в Приморье (покидать регион въехавшим пока запрещено), с 2017 года предполагается открыть для въезда пункты на Сахалине и Камчатке.
По словам Юрия Чайки, власти Хабаровского края предлагают придать статус свободного порта Хабаровску, что поможет в перспективе привлечь иностранных туристов на круизные маршруты по Амуру в направлении Большой Уссурийский остров - Шантары.
Стоит сказать, внутренний и въездной туризм на Дальнем Востоке сегодня находится на подъёме. В прошлом году турпоток составил 3,6 млн человек, что на 35% превышает результат 2015 года. Популярностью у туристов, в частности, пользуются природные достопримечательности из списка ЮНЕСКО: вулканы Камчатки, Ленские столбы, центральный Сихотэ-Алинь, остров Врангеля. Только заповедники Камчатского края в 2016 году посетило почти 200 тысяч человек.
На первый взгляд упрощённый визовый режим играет на руку исключительно представителям туротрасли, но как отмечает статс-секретарь – замглавы Минвостокразвития РФ Павел Волков, новый механизм создан для того, чтобы на Дальнем Востоке реализовывалось больше разнообразных проектов в сфере бизнеса. «Известна формула, которая работает во всем мире: сегодня - турист, завтра - инвестор», – подчеркнул Павел Волков.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Обзор "INFOLine Rail Russia TOP: Итоги 1 полугодия 2017г." Вы получаете в ПОДАРОК – при подписке на 12 месяцев на услугу Тематические новости: "Железнодорожный транспорт РФ".

Тематические новости: "Железнодорожный транспорт РФ"– это собранная со всего рынка и систематизированная оригинальная информация о событиях рынка грузовых железнодорожных перевозок РФ и зарубежья. На основе данных из проверенных авторитетных и профильных источников формируется новостной бюллетень – постоянно обновляющаяся информационная карта для вашего бизнеса.

Характеристики информационного бюллетеня:

  • Информационный бюллетень услуги "Тематические новости: Железнодорожный транспорт РФ" включает данные об основных событиях отрасли, происходящих на территории РФ и зарубежья.
  • Значимые новости содержат справки о компаниях, где предоставлена необходимая контактная информация организаций.
  • Материалы информационного бюллетеня структурированы по тематическим разделам.
  • Периодичность предоставления информационного бюллетеня - 1 раз в неделю.
  • Суммарное количество оригинальных публикаций, включенных в один информационный бюллетень, в среднем составляет 160 материалов.

Обзор "INFOLine Rail Russia TOP: Итоги 1 полугодия 2017г." включает в себя:

  • рейтинг крупнейших операторов железнодорожного подвижного состава; 
  • макроэкономические показатели транспортной отрасли России; 
  • основные события операторов рынка железнодорожных перевозок в России;
  • рейтинг и события компаний, занимающихся операционным лизингом подвижного состава.

Воспользоваться СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ Вы можете ЗДЕСЬ или задать вопросы по e-mail:transport@infoline.spb.ru или по телефону +7 (812) 3226848 доб.302, +7 (495) 7727640