Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Смольный торгует пространством - творческим дешевле. "Фонтанка.ru". 20 февраля 2018

Желание Смольного отдать за бесценок городскую недвижимость не нашло отклика среди художников: законопроект писан настолько широкими мазками, что прельстит разве что спекулянтов.
Проект о поддержке креативных пространств, идею которого комитет по инвестициям вынашивал на протяжении пяти лет, выходит на финишную прямую. 19 февраля комиссия ЗакСа по промышленной политике, экономике и предпринимательству представила заключение рабочей группы и направила документ на второе чтение. В нем так и не появилась конкретика — что Смольный понимает под творческим бизнесом и чем отличается нетворческий, а ведь именно за отсутствие четких критериев законопроект и критиковали в первом чтении. Зато стало известно, кто готов воспользоваться предложением арендовать помещения по льготным ставкам – создатель «Флигеля» и «Голицын-лофта» BS Art Development Group.
С идеи развития креативного кластера началась смольнинская карьера Ирины Бабюк. Возглавив ведомство в 2012 году, она заявила о создании пилотного проекта в освобождающейся тюрьме «Кресты», заводе «Красный гвоздильщик» либо Адмиралтействе. По задумке чиновника, они должны были наполниться архитектурными и дизайнерскими бюро, веб-мастерскими и таким образом стимулировать экономическое и туристическое развитие города.
Развитие творческих пространств в последние годы шло довольно интенсивно, хотя и независимо от усилий Смольного. По разным данным, в Петербурге работает 40 – 60 пространств с коворкингами, ресторанами, музеями, магазинами, хостелами, которые объединены общей вывеской «креативного кластера». Ежегодный объем этого рынка аренды оценивается в 400 – 500 млн рублей.
Теперь в этот рынок намерен включиться Смольный. Согласно задумке комитета по инвестициям, город выставит свои площадки на торги и снизит начальную цену в сто раз. Условие одно: арендаторами и субарендаторами должны быть представители творческой индустрии, а сам объект использоваться не менее чем на 70%. Предполагается убить двух зайцев: стабильный доход от пустующих ныне зданий и поддержка потенциально перспективного бизнеса.
Определения, что такое креативный бизнес, нет не только у чиновников и депутатов, но и у самого предпринимательского сообщества. Потому в документе прописали виды экономической деятельности. В первой редакции к «творцам» были причислены около 30 кодов ОКВЭД. Причем некоторые из них были максимально общими: например, любая деятельность в сфере образования, искусства, предприятия по организации досуга и развлечений, любые общественные объединения. Другие, наоборот, максимально конкретны: 10 видов швейных ателье, мастерские, которые делают обувь по индивидуальному заказу, реставраторы кружева, изготовители бижутерии, создатели литографий и гравюр на дереве, изделий народных художественных промыслов, декораторы мебели, а также гончары и мастерские, специализирующиеся на нарезке зеркал и художественной обработке стекла.
Также в список попали коммерческие художественные галереи, кино-, видео- и звукозаписывающие студии, разработчики программного обеспечения и компьютерных систем, компании, обучающие пользователей работе с ними, архитектурные бюро, научно-исследовательские проекты, консультанты по бухучету. Ко второму чтению в этот список было решено добавить организаторов экскурсий и туроператороров, сообщил депутат Алексей Макаров. А вот о том, чтобы четче прописать понятие креативной индустрии и предусмотреть возможность длительной аренды, на чем настаивали члены рабочей группы, депутаты договориться не смогли. «Решение принималось консенсусно», – пояснил он.
Но интрига в том, какие же помещения предложит Смольный. Согласно законопроекту, это будут самостоятельные постройки, а не части других зданий, площадь каждого не более 20 тысяч кв. м. В комитете по инвестициям сообщили, что список объектов, которые город готов предоставить творческому кластеру, еще окончательно не сформирован. Но некоторые здания уже назывались: пустующий много лет особняк Игеля на Каменноостровском проспекте, 58-60; два корпуса в Апраксином дворе – 54 и 55; дом Брюллова на Кадетской линии, 21; заброшенное здание на Курской улице, 11; постройка на проспекте Елизарова, 45, и заколоченная казарма на улице Восстания в Кронштадте. Также сообщалось, что в список могут войти территории промзоны бывшего завода «Красный треугольник» на Обводном канале.
Представители бизнеса идею Смольного поддержали, но призвали чиновников и депутатов не спешить с креативом. Глава ГК «БестЪ» Андрей Лушников, превративший заброшенные задания фермы Бенуа на Тихорецком проспекте в ресторан и детский образовательный центр, видит в проекте две существенные недоработки. Поскольку в нем не указаны требования к инвестору, а лишь виды деятельности субарендаторов, есть опасность, что «возьмут в аренду спекулянты, которые пересдадут по десятикратной ставке, а потом это превратится в барахолку», отметил предприниматель.
Второй риск в том, что не прописаны характеристики самих объектов и срок аренды. «Мы готовы побороться [за здания], но все будет зависеть от объектов. Если [в Смольном] хотят найти дураков, которые отремонтируют здание за свои деньги, а потом их оттуда выгонят, то это не про нас», – заявил Лушников, подчеркнув, что его проект «Бенуа 1890» не получил никакой поддержки от города, хотя предприниматель представлял его в комитете по инвестициям. Но ГК «БестЪ» готова прийти на помощь Смольному и помочь отобрать наиболее привлекательные для бизнеса объекты.
Не готова рисковать своими деньгами и Fredoom Team (объединяет магазины одежды петербургских дизайнеров, коворкинги, кафе и организует обучающие программы и городские фестивали). По словам основателя проекта Дмитрия Тимуршина, его команда могла бы поучаствовать как управляющая компания, но деньги должен вкладывать профессиональный девелопер. Сумму вложений он оценивает в 50 – 100 млн рублей. Но сомневается, что объекты из предварительного перечня Смольного смогут кого-то заинтересовать. «Список, мягко говоря, не вдохновляет — это либо здания в аварийном состоянии, либо объекты под охраной КГИОП, требующие больших затрат на реставрацию и сложных согласований. Даже если их сдадут за 1 рубль, не факт, что инвестиции удастся окупить», – отмечает Дмитрий Тимуршин.
Но претенденты на креативное предложение Смольного все же есть. По информации «Фонтанки», в числе пионеров BS Art Development Group предпринимателя Александра Басалыгина, которая уже развивает такие креативные пространства, как «Флигель» на улице Восстания, «Цархитектор» на Большой Конюшенной, Korpus-2 в Биржевом переулке, «Голицын Лофт» на набережной Фонтанки. В комитете по инвестициям подтвердили, что ведут переговоры с этой компанией «в сфере организации культурных пространств», но в детали вдаваться не стали. В самой BS Art Development Group подтвердили факт встречи и тоже оказались сообщать подробности. Конкретные объекты не обсуждались и никаких официальных договоренностей нет, подчеркнул куратор пространств BS Art Development Group Артём Коровкин.
Сейчас компания арендует помещения у коммерческих структур. Например, «Голицын Лофт» – у ХК «Форум» ныне арестованного Дмитрия Михальченко, «Цархитектор» – у израильского предпринимателя Марка Эйдлена, бывшего владельцы сети спа-салонов «Афродита». По словам участников рынка, именно интерес этой компании к инициативе Смольного помог сдвинуть законопроект с мертвой точки. И дело может быть не только в богатом опыте, но и связях. Ранее принадлежащая Александру Басалыгину «Ривенделл групп» является партнером по бизнесу ИП Коновалова, неформального лидера уличной торговли Северной столицы. В частности, как сообщал «Деловой Петербург», их интересы сходились в ресторане «Поднебесная».
По мнению участников рынка, стремление BS Art Development Group сотрудничать с городом вызвано не только льготными условиями аренды, но и желанием остепениться. Большинство креативных пространств Северной столицы – временные истории, где сравнительно невысокая ставка аренды обусловлена тем, что арендатора могут попросить съехать в любой момент. Клиенты «Цархитектора» в 2016 году были вынуждены освободить помещения из-за конфликта между собственниками здания. Fredoom Team сначала серьезно вложился в ремонт залов Пассажа и потом переехал в Гостиный двор. Похожая история произошла с «Цифербургом».
Арт-кластеры не испытывают проблем с заполняемостью. «Например, в «Голицын Лофт» сейчас нет свободных помещений, ротация минимальная», – комментирует Елена Вишнякова, руководитель направления торговой недвижимости Rusland SP. При этом качественных творческих пространств не хватает, утверждают представители индустрии. «Сейчас много креативных компаний, которые выросли и хотят постоянства. Они готовы платить 1000 – 1500 рублей за кв. м в месяц, то есть цену за средний офис, но быть среди себе подобных», – комментирует Дмитрий Тимуршин. По его словам, профессиональных проектов в Северной столице всего два: «Новая Голландия» и «Ткачи».
Но будет ли проект Смольного способствовать появлению их аналогов, уверенности нет. Часто ярлык «креативности» вешают для того, чтобы заполнить неликвидный объект, соглашается владелица агентства недвижимости Екатерина Лапина. По ее словам, к такой уловке нередко прибегают владельцы пустующих бизнес-центров: они делают ремонт в стиле «лофт» и заявляют, что хотят сдавать помещения фотостудиям и дизайнерам одежды. «Но если там нет нормальных парковок, то это не нужно даже креативному классу», – добавляет она. Не исключено, что Смольный хочет идти тем же путем. В нынешней редакции проект поддержит не креативные индустрии, а девелоперов, говорит Екатерина Лапина: «Они снимут здание по ставке в сто раз ниже рыночной, а сдадут по вполне рыночной».
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.