Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Тезисы выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной на выездном совещании по вопросам управления и развития особых экономических зон в России, г. Дубна (Московскаяобл.), 9 декабря 2009 г.

Уважаемые коллеги!
В начале совещания я хотела бы сказать несколько слов о текущей ситуации с реорганизацией системы управления особыми экономическими зонами.
За последнее время в Министерстве экономического развития Российской Федерации состоялся ряд встреч с резидентами, потенциальными инвесторами и руководством субъектов Российской Федерации, на которых обсуждались вопросы развития особых зон в Российской Федерации. Кроме того, поступило множество письменных обращений с предложениями по совершенствованию работы ОЭЗ.
Как показал данный опыт встреч с резидентами, представителями ассоциаций резидентов, руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации этот вопрос является наиболее актуальным.
До последнего времени система управления ОЭЗ представляла собой сложную трехуровневую структуру, которая включала в себя Минэкономразвития России (нормативно-правовое регулирование), РосОЭЗ и его территориальные органы (управление ОЭЗ), Наблюдательные советы ОЭЗ (контрольные и координирующие функции), а также ОАО "Особые экономические зоны" и его дочерние акционерные общества и филиалы (строительство объектов инфраструктуры). Действующая система была жестко централизованной, не достаточно гибко и оперативно реагировала на потребности резидентов. Также следовало решить обеспечение активного участия региональных властей в управлении ОЭЗ.
По результатам анализа деятельности ОЭЗ, с учетом мирового опыта функционирования особых зон было принято решение о переходе к двухуровневой системе с перераспределением полномочий между Министерством, ОАО "ОЭЗ" и регионами.
Два месяца назад Указом Президента Российской Федерации упразднено Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.
Процесс реформирования системы управления находится в завершающей стадии. В Минэкономразвития России создан Департамент особых экономических зон и проектного финансирования, отвечающий за вопросы развития особых экономических зон.
Подготовлены соглашения о передаче части полномочий на региональный уровень.
Все соглашения планируется подписать до конца текущего года. Кроме того, в соответствии с решениями, принятыми по результатам совещания в Минэкономразвития с руководством субъектов Российской Федерации 21 октября 2009 года, в регионах должны быть назначены представители, ответственные за взаимодействие с резидентами для оперативного разрешения текущих вопросов.
Параллельно осуществляется работа по приведению в соответствие законодательной базы. Подготовлены поправки в Федеральный закон "Об особых экономических зонах", учитывающие изменения системы органов управления ОЭЗ. Приняты правовые акты, регулирующие деятельность ОАО "Особые экономические зоны". Сформирован новый состав Совета директоров общества и избран председатель - заместитель Министра экономического развития О.Г. Савельев.
Перед Советом директоров поставлена задача - преобразовать ОАО "ОЭЗ" в полноценную профессиональную управляющую компанию. В этих целях будет совершенствоваться организационная структура акционерного общества, реорганизованы региональные филиалы и дочерние общества.
Одной из ключевых задач деятельности ОАО "ОЭЗ" должна являться работа с инвесторами, сроки создания инфраструктурных объектов, их мощности и параметры должны быть увязаны с потребностями резидентов особых зон.
После принятия поправок в Закон 116-ФЗ будет утвержден пакет документов, регулирующих выполнение ряда функций, которые передаются от агентства и его территориальных управлений обществу. Это, прежде всего, касается вопросов привлечения резидентов в ОЭЗ, взаимодействия с ними и оперативного решения проблем.
Таким образом, до конца текущего года завершится формирование новой системы управления особыми экономическими зонами.
При этом все обязательства государства перед резидентами по созданию необходимой инфраструктуры будут выполнены в полном объеме. На эти цели в 2010 и последующие 2011-2012 годы к имеющимся в ОАО "ОЭЗ" средствам дополнительно предусмотрены бюджетные ассигновании в объеме 15 млрд. рублей. В настоящее время ведется активная работа по формированию перечней объектов инфраструктуры для финансирования в следующем году.
Актуальной остается проблема повышения инвестиционной привлекательности зон.
В основном эту задачу планируется решить с принятием поправок в законодательство об особых экономических зонах, подготовленных Министерством. В технико-внедренческих зонах будет разрешено производство наукоемкой продукции, снижен минимальный порог инвестиций для промышленно-производственных зон, что позволит привлечь дополнительные инвесторов. В портовых зонах расширен список видов разрешенной деятельности (включено производство морских, речных и воздушных судов), объём инвестиций резидентов при строительстве объектов инфраструктуры в порту снижен до 10 млн. евро. Четко регламентированы права и обязанности резидентов.
Кроме того, законопроектом предусмотрена важная поправка в части предоставления земельных участков на прилегающих территориях особых зон управляющим компаниям без проведения торгов. Это позволит обеспечить создание объектов внешней инфраструктуры ОЭЗ и решить проблему строительства жилья для резидентов.
Законопроект в минувшую пятницу одобрен Комитетом по экономической политике Госдумы, рассмотрение во 2-м чтении назначено на 11 декабря 2009 г.
Вместе с тем, в настоящее время Министерством рассматриваются предложения по дополнительным мерам поддержки резидентов ОЭЗ в сфере налогового и таможенного законодательства, которые позволят повысить инвестиционную привлекательность особых зон, рассматриваются различные варианты оптимизации налоговых и таможенных льгот.
Еще одним из существенных преимуществ ведения бизнеса в особых экономических зонах является наличие благоприятной административной среды. В российских ОЭЗ начал действовать режим "одного окна", сокращаются административные барьеры, законодательно ограничено число проверок юридических лиц, зарегистрированных в качестве резидентов ОЭЗ.
Однако простота и сроки режимов осуществления отдельных процедур в особых зонах еще далеки от совершенства. Прежде всего, это касается сферы таможенного регулирования. Данный вопрос требует отдельной проработки.
Отдельный и важный вопрос, не связанный напрямую с проблематикой особых зон и касающийся реализации инновационных проектов в Российской Федерации в целом - обеспечение патентной защиты.
В этом направлении принимаются меры по развитию института патентных поверенных, повышению информированности о возможностях использования патентной системы, упрощению доступа к существующим механизмам и инструментам защиты прав интеллектуальной собственности, особенно для предприятий малого и среднего бизнеса.
В заключение хочу сказать, что только совместная работа Министерства, резидентов ОЭЗ и руководства регионов может являться залогом успеха и гарантией достижения поставленных перед особыми экономическими зонами задач.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение