Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

10 декабря 2009 г. состоялся Круглый стол в центральном офисе НП "Первая Национальная Организация Строителей".

Тема: Актуальные проблемы в области саморегулирования. Опыт НП "Первая Национальная Организация Строителей" и НП "Национальная организация проектировщиков".
Участники круглого стола:
ЛАПИДУС Азарий Абрамович (Председатель совета НП "Первая Национальная Организация Строителей", Председатель Совета НП "Национальная организация проектировщиков", Заслуженный строитель РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники, профессор доктор, технических наук).
КОРОЛЕВ Валерий Викторович (Член совета НП "Первая Национальная Организация Строителей", Вице-президент НП "Первая Национальная Организация Строителей", член совета "Национальная организация проектировщиков", кандидат юридических наук).
ФЕЛЬДМАН Олег Александрович (Член совета НП "Первая Национальная Организация Строителей", Вице-президент НП "Национальная организация проектировщиков", член совета НП "Национальная организация проектировщиков", кандидат психологических наук).
ДОНСКИХ Александр Александрович (Директор НП "Первая Национальная Организация Строителей", Директор НП "Национальная организация проектировщиков").
На круглом столе, посвященном проблемам в области саморегулирования были затронуты следующие вопросы:
- Что ждет строительные организации, не вступившие в СРО?
- Будут ли внесены изменения в Градостроительные кодекс РФ, касающиеся СРО?
- Каков перечень работ, оказывающий влияние на безопасность объектов капитального строительства. Будут ли в него внесены изменения?
- Вопросы получения допусков, страхования работ и повышения квалификации в СРО.
- Важность и перспективы национального объединения СРО.
- Принципы создания СРО в России. Межрегиональность в создании СРО.
Тезисы спикеров:
Лапидус Азарий Абрамович.
Саморегулирование остается одной из главных тем для дискуссий. Как никогда ясно, что лицензии, к которым так привыкли участники строительной отрасли, будут заменены на свидетельства о допуске к работам, влияющих на безопасность строительства, проектирования, работ в области инженерных изысканий, что неразрывно связано с безопасностью жизнедеятельности каждого человека. Известно, что с середины этого года начали активно создавать некоммерческие партнерства саморегулируемых организаций. НП "Первая национальная организация строителей" и НП "Национальная организация проектировщиков" являются одними из лидеров в движении саморегулирования, теми организациями, которые одними из первых получили статусы СРО (9 номер Ростехнадзора у НП "Первая национальная организация строителей" и 50 номер у НП "Национальная организация проектировщиков").
Государство наметило достаточно серьезное реформирование, направленное на введение в страну инновационных процессов. Текущая ситуация с нормированием и стандартизацией не давала возможности достаточно гибко и эффективно вводить новые материалы, новое оборудование, новые технологии на наш рынок. В настоящее время государство взяло на себя функции создания технических регламентов, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека, безопасность всех тех, ради кого осуществляется все строительство. В связи с этим было принято решение ввести институт саморегулирования, в полномочии которого выдавать соответствующие допуски. Сегодня, законодателем достаточно четко определены минимальные требования для получения подобных допусков. Основными требованиями являются - наличие соответствующего образования, курсов повышения квалификации, также, может быть выдвинуто требование по наличию производственной базы организации. Все ныне существующие саморегулируемые организации пошли по пути создания компенсационного фонда исходя из размера вступительного взноса в размере 300 тысяч рублей для строителей и 150 тысяч рублей для проектировщиков, при наличии соответствующих документов по страхованию.
На сегодняшний день, по статистическим данным, в Ростехнадзор зарегистрировал 89 строительных СРО и 64 проектных СРО. По данным на 1 декабря было зарегистрировано 6 саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий. Как мы видим, основные опасения оппонентов саморегулирования, связанные с тезисом, что за бортом окажется целый пласт профессионального сообщества, можно обозначить несостоятельными, потому что абсолютно понятно, что саморегулирование как факт состоялось, оно законодательно закреплено и участники строительного сообщества откликнулись на эту инициативу.
На вопрос, что ждет строительные организации не вступившие в СРО, можно смело ответить, они не получат допуски к работам. Поэтому, всем, кто не успел это сделать, мы настоятельно рекомендуем достаточно оперативно и быстро заняться вступлением в СРО. Просим обратить внимание, что по нашей оценке, минимальное количество времени, которое занимает регистрация с момента принятия решения организацией о вступлении в СРО и до непосредственно самого вступления в СРО составляет не меньше месяца у ответственных и серьезных саморегулируемых организаций.
Очень важно подчеркнуть роль национальных объединений саморегулируемых организаций. Законодательством предусмотрено до июля 2010 года создание национальных объединений, которые были бы официальными представителями движения саморегулирумых организаций. Наши некоммерческие партнерства являются участниками национальных объединений в области строительства и проектирования.
Королев Валерий Викторович.
Актуальный вопрос сегодня: Будут ли внесены изменения в Градостроительные кодекс Российской Федерации, касающиеся СРО?
Этот вопрос является в компетенции недавно созданных национальных объединений саморегулируемых организаций. Закона о саморегулировании, принятый в декабре 2007г., на данный момент находится в стадии обновления с учетом тех новшеств, которые были накоплены за два года существования этого закона. Поскольку этот закон относится не только к саморегулируемым организациям, основанным на членстве лиц и осуществляющим строительство, проектирование и изыскание, а также и к арбитражным управляющим, оценщикам, аудиторам и иным лицам, которые хотят создать СРО в той или иной отрасли народного хозяйства Российской Федерации, то соответствующие предложения по изменениям, необходимым в этом законе, находятся на ближайшем рассмотрении в Государственной Думе. На основании этих поправок изменения будут внесены и в Градостроительный кодекс. Кроме того, Градостроительный кодекс позволяет и самим саморегулируемым организациям выступать с инициативой предложений и поправок к законодательной базе саморегулирования. На ближайшем заседании Совета нашего партнерства мы обсудим необходимые поправки и обобщения, с учетом нашего опыта этого года по мере создания СРО и направим их профильным законодательным комитетам.
Фельдман Олег Александрович.
По вопросу о принципах создания СРО в России и межрегиональности в создании СРО, следует подчеркнуть следующее. Сегодня мы видим три принципа формирования саморегулируемых организаций, которые движут процессом формирования структуры саморегулирования. Первый - отраслевой принцип (объединяющий отраслевые министерства, например, железнодорожники, атомная промышленность и т.д.), которые создают свои организации. Второй принцип, объединяющий известные строительные и проектные организации. И третий, объединяющий по региональному принципу. Наши СРО, и еще десяток подобных, придерживаются именно регионального принципа, у которых единый центр в Москве, и имеются представительства в регионах. В процентном соотношении, на сегодняшний момент мы имеем порядка 60% участников от региональных предприятий, 40% столичных организаций. Мы считаем, что это самый эффективный способ деятельности саморегулируемой организации. В нашем случае мы делаем ситуацию такой, что наше СРО не исполнительный и руководящий орган над нашими предприятиями, а площадка для партнерства, для взаимодействия, для обучения, для общения друг с другом.
Лапидус А.А.: К вышесказанному, добавлю некоторые статистические данные. На сегодняшний день в НП "Первая Национальная Организация Проектировщиков" 381 участник и 58 участников будут рассмотрены на ближайшем Совете партнерства. Количество организаций в НП превышает 430 и, я думаю, что до конца года эта цифра увеличится до 500 членов. И такие прогнозы мы давали еще в июле месяце. Всего в нашей организации представлены 39 регионов России, в процентном соотношении Москва меньше 50%. Есть такие регионы как Ярославская область, Ульяновская, Тюменская, где больше двадцати организаций представлены, и это достаточно серьезный показатель. Организаций малого и среднего бизнеса в нашей саморегулируемой организации представлено порядка 97%, поэтому те скептики, которые говорят, что малый и средний бизнес окажется за чертой участников будущего строительного сообщества, не смогут опровергнуть реальные цифры. Несколько слов о статистике НП "Национальная организация проектировщиков", на сегодняшний день в НП порядка 130 организаций и 20 организаций будут вступать в ближайшее время. Работа идет в пятнадцати регионах.
Донских А.А.: Актуальные проблемы развития саморегулирования, я вижу со стороны директора, который занимается организацией приема новых членов и выдачей допусков. Учитывая, что саморегулированию в строительной отрасли меньше года, то странным было бы ожидать, что в развитии саморегулирования не будет никаких проблем. Они есть и это закономерно. И к этому надо подходить как к определенному этапу развития саморегулирования. Для нас важнейшими документами, по которым живет и работает партнерство, являются Градостроительный кодекс и приказ Минрегиона, которые как раз и обуславливают перечень тех работ, по которым мы выдаем допуски. Перечень - это закон, который мы обязаны исполнять, и мы его исполняем. В нем 35 разделов, 800 видов работ, и у многих строителей есть масса вопросов, в том числе и почему именно эта работа попала в перечень работ, влияющих на безопасность капитального строительства, а эта не попала? Но не дело СРО оценивать. Многие спрашивают, будут ли вноситься какие-то изменения в перечень? С одной стороны, его хотят сократить, потому что очевидно не все работы имеют одинаковое значение для безопасности. С другой стороны, в перечне забыты явно важные работы, такие как генеральный подряд, заказчик, застройщик, генеральный проектировщик в проектировании. Как мы видим, различного рода проблемы существуют, ну я думаю, что это "болезнь роста".
Что касается работы СРО по приему документации и выдаче допусков, тоже есть ряд проблем, которые хотелось бы упомянуть. Одной из важных является, обусловленный Градостроительным кодексом, состав требований к приему организации в члены и выдачи ей допуска. С нашей точки зрения эти требования настолько жесткие, что не позволяют принять взвешенное решение о том, насколько безопасна в дальнейшем будет работа этой организации. Мы спрашиваем квалификационные требования, мы можем предъявить вопрос по имущественным и аттестационным требованиям. Но мы бы хотели знать и оборот компании за прошлый год, и какая у нее история, какие взаимоотношения с налоговыми органами. Это важнейшие характеристики компании, которые закон, к сожалению, на сегодняшний день не позволяет нам требовать. Казалось бы, легко и просто внести имущественные требования, потребовать, чтобы у фирмы для выполнения работ были машины, механизмы. Но тогда надо сразу говорить о том, что генеральный подряд закончился как вид. То есть если у генерального подрядчика есть и квалифицированный персонал, который мы требуем сегодня, и все имущество, необходимое для выполнения заявленных работ, зачем тогда ему нужный субподрядчики вообще не понятно. Но и таких организаций в России, конечно же, очень много.
Отдельно стоит вопрос о формировании стандартов саморегулирования, то есть правил выполнения работ, контроля над качеством выполнения работ, правил приемки этих работ. В сегодняшних условиях, когда с 15 декабря кончается семь лет отведенных законом для введения технических регламентов, а об этих регламентах пока никто ничего не знает, но в тоже время с 15 декабря должны быть отменена обязательность СНИПов, ГОСТов, сводов правил. В этих условиях очень трудно СРО, на которых возложена обязанность вырабатывать какие-то свои стандарты саморегулирования. На сегодняшний день мы с коллегами, с экспертами обсуждали и пришли к выводу, что ничего, кроме как ввести обязательность для наших членов выполнение действующих на сегодня СНИПов и ГОСТов придумать нельзя.
Кроме того, особо актуален вопрос об установленном законе и жестком тридцатидневном сроке обработки документов от вступающих. Те 17000 компаний, которые вступили в саморегулируемые организации в строительстве, составляют примерно 1/3 от действующих строительных организаций. И очевидно, что сейчас остальные, поняв, что никакого продления лицензирования не будет, начнут срочно до 1 января вступать в саморегулируемые организации. Осталось 14 дней. Поэтому мы не можем позволить себе снизить уровень качества контроля и с учетом того, как нарастают заявления от вступающих.
Много вопросов у вступающих вызывает страхование. Мы приняли формирование компенсационного фонда из трехсот тысяч денежных средств и при обязательном страховании. Но на сегодняшний день нет никаких данных относительно того, насколько опасны те или иные виды работ, какие риски, какие возможные выплаты. Причем этой информации нет ни у нас, ни у страховщиков. И практически каждое СРО здесь исходит из каких-то общих представлений. При этом, конечно, каждое СРО помнит, что страховка это определенное прикрытие того компенсационного фонда, который с таким трудом и так долго комплектовался.
Лапидус А.А.
Что касается технических регламентов, они проходят чтения в Государственной Думе, пока мы их не видели в виде документов, но я как член экспертного совета комитета по земельному строительству Государственной Думы участвовал в обсуждении этих вопросов. Все не так плохо. Технические регламенты будут утверждены, на базовом уровне они вполне устроят строителей.
Вопросы, заданные участниками Круглого стола:
Как будет осуществляться контроль качества, выполняемых работ членов СРО? Будут ли силы у самого СРО и соответствующие специалисты для проверки вступивших организаций?
Лапидус А.А.: В законе однозначно написано, Ростехнадзор обязан не реже раз в два года проверить СРО. В этом же законе написано, что мы внутри этой СРО обязаны не реже раз год провести проверку организаций на соответствие тем минимальным требованиям, на основании которых мы выдавали допуски к работам. Только в нашей саморегулируемой организации более двадцати инспекторов, имеющих высшее техническое образование и соответствующую квалификацию, и они уже сейчас консультируют наших членов на предмет соответствия этим минимальным требованиям. Затем мы проведем плановые проверки, уже с 15 января 2010 г. Мы должны проверить всех 450 членов нашей саморегулируемой организации. Если будут найдены определенные несоответствия, мы обязаны моментально передать документы в наш дисциплинарный комитет.
В этой связи возникает вопрос: В условиях разрастания отрасли, Вам необходимо будет еще больше людей и ресурсов?
Лапидус А.А.: Мы наймем необходимые ресурсы. В привлечении кадров в НП мы сотрудничаем с МГСУ, на местах мы используем специалистов инженерно-строительных специальностей из Вузов.
Будете ли Вы изгонять из своих рядов не добросовестных членов?
Лапидус А.А.: Мы и сейчас изгоняем. Например, из Некоммерческого Партнерства "Национальная организация проектировщиков" мы исключили двоих членов. Эти организации, подали документы, мы их проверяли, и они не прошли в наше СРО. У них обнаружено несоответствие либо по дипломам, либо по курсам повышения квалификации, мы не хотим иметь дело с подобными организациями. И чем больше таких позиций будет в нашем сообществе, тем точнее будет результат.
Вы их не примите или исключите, тогда они пойдут в другую саморегулируемую организацию?
Королев В.В.: Наверное, пойдут, конечно. Но, мы сразу сообщим о недобросовестных организациях в Ростехнадзор. Далее в компетенции Ростехнадзора решать, как быть с этими организациями. Чем больше будет таких консервативных участников саморегулирования, как наше Некоммерческое Партнерство, тем вероятнее, что результат от саморегулирования будет позитивный.
На любом рынке есть такая теория, 80 процентов организаций придерживаются консервативных позиций и 20 недобросовестных принципов, понятно, что последние хотят заработать деньги. В компетенции Ростехнадзора такие организации не пропустить на рынок или как можно быстрее лишить их статуса. Как только саморегулируемая организация лишается статуса, значит, лишаются статуса все ее члены и все их допуска признаются недействительными. Вот тогда возникает вопрос, а что дальше делать? Если такие СРО вступили в национальное объединение, тогда компенсационный фонд переходит в национальное объединение и ответственность переходит по всем стройкам и работам, которые они делали, к национальному объединению.
Лапидус А.А.: Есть еще очень спорный момент. По закону все саморегулируемые организации обязаны вступить в национальное объединение. У инженеров изыскателей сложилась неоднозначная история. У них есть пять организаций, которые вступили в объединение, а шестая отказалась. А почему? Потому, что у нее насчитывается пятьсот членов, а все члены всего национального объединения составляют только триста. Эта организация сама хочет выступить во главе национального объединения. Таких ситуаций, наверное, будет достаточно много.
Фельдман О.А.: Сегодня интернет заполнен объявлениями: "Десять тысяч рублей, вступление в СРО!". Если десять тысяч организация должна заплатить, чтобы вступить в СРО, а вступительный взнос в национальное объединение с каждой саморегулируемой организации составляет пять тысяч рублей с каждого члена, и это закреплено законодательно. Вполне логично, что такие СРО в никакое национальное объединение вступать не будут.
Многие небольшие организации, вступающие в СРО, не посильны, тем более в кризис вносить обозначенные вступительные членские взносы. Возможно ли, законодательно подкорректировать эту проблему?
Лапидус А.А.: Сегодня законодательно закреплено, что размеры компенсационного фонда могут быть и один миллион, и с учетом страховки, триста тысяч. Если завтра законодательно будет принято решение, что компенсационный фонд должен быть в размере ста тысяч, значит, мы должны будем вернуть всем, уже заплатившим по двести тысяч, а новые члены будут вносить по сто тысяч. Когда законодательство определяло размер триста тысяч, не упускался из вида тот факт, что речь идет об ущербе третьим лицам, который может возникнуть, а мы говорим о компаниях, которые должны получить допуск на ведение работ, обратите внимание, как в законе написано, оказывающих влияние на безопасность капитального строительства.
Членские и вступительные взносы можно, в принципе, минимизировать, но у нас есть определенные обязательства перед национальным объединением, есть необходимость проверить организацию минимум раз в год. Для этого нужно иметь дисциплинарную группу, юридическую группу и группу профессионалов из двух-трех человек, чтобы могла проверить эту организацию, контрольный комитет. Если мы стремимся к выходу на более высокий уровень отношений в строительной отрасли, тогда необходимо платить эти взносы. На мой взгляд, организациям, занимающимся малоэтажным и коттеджным строительством, допуск не требуется, хотя они тоже отвечают за безопасность выполненных работ. Наверное, для них можно сделать отдельный тип СРО со снижением компенсационного фонда.
Вопрос: А резюмируйте, пожалуйста, какой процент не вступивших организаций?
Лапидус А.А.: Из моих слов получается 15-20 процентов.
Вопрос: Разве это не много?
Лапидус А.А: Это именно те люди, которые, имея средства, надеются на отмену саморегулирования и возврат к лицензированию. 27 ноября 2009г. Президент подписал дополнение в закон, я не представляю, как это можно отменить.
Фельдман О.А.: Первый рабочий день без допуска автоматически незаконное предпринимательство. 11 января предприятие выходит на работу без допуска, это говорит об ответственности руководителя этого предприятия.
Какие перспективы именно у Ваших СРО в 2010 г.?
Донских А.А.: Наши перспективы - это выработка гигантского количества документов, которые приведут к очень серьезной ответственности тех людей, которые эти документы разработали и приняли. И очень бы хотелось в этом плане иметь законодательную определенность, относительно того, какие документы и в каких рамках мы должны выработать.
Королев В.В.: С 15 января мы начнем свою деятельность по проверке деятельности наших членов на год. Гигантский объем работы, поскольку после комитета по контролю, после проверки, реально надо отдать дань нашей российской действительности, будут много организаций, которые не попадут в национальный комитет, и мы будем вынуждены принимать решения, которые не будут удовлетворять этих членов. То есть мы будем принимать те меры дисциплинарного взыскания, которые прописаны в законе о саморегулируемых организациях. Мы готовы к этому объему работы и будем ее выполнять, поскольку законодатель возложил на нас эти обязательства.
Фельдман О.А.: Я думаю, будет все хорошо у наших партнеров строителей, и строители будут обеспечены работой. Автоматически работа будет и у нас.
Лапидус А.А.: Наша организация будет достаточно активно работать в национальных объединениях и это очень важный шаг.

Для справки: Название компании: Первая национальная организация строителей, НП Регион: ********** Адрес: ********** Вид деятельности: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение