Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Фирташ: Или пан, или пропал. "UGMK.INFO (Украина)". 28 октября 2013

В последнее время основным строителем вертикально интегрированных холдингов можно назвать Дмитрия Фирташа. Однако и ему пока не удается закончить начатое.
Еще два месяца назад не возникало никаких сомнений в том, что тщательно выстраиваемая химическая империя Дмитрия Фирташа пользуется безоговорочной поддержкой власти. В смутное кризисное время олигарх молниеносно стал владельцем нескольких крупных химических предприятий. К 2012 году под управлением Ostchem оказались шесть предприятий азотной химии, принадлежащих Group DF Дмитрия Фирташа: украинские концерн "Стирол", Северодонецкое объединение "Азот", черкасский "Азот", "РовноАзот", а также "Нитроферт" (Эстония) и "Таджик Азот".
Химическая монополия замерла в ожидании
В Украине Group DF контролирует почти 70% производства аммиака, около 60% — карбамида и 100% — аммиачной селитры. При этом украинских аграриев азотными удобрениями обеспечивает сеть складов "УкрАгроНПК", которая также принадлежит Group DF. А для экспорта продукции в структуре группы два года назад появился собственный порт в Николаеве — предприятие "Ника-Тера". Но для полной монополии группе не хватает контроля над двумя государственными организациями — ПАО "Сумыхимпром", который выпускает 35% комплексных и суперфосфатных удобрений в стране, и Одесским припортовым заводом.
В 2012 году "Сумыхимпром" был вовлечен в процедуру контролируемого банкротства. Управляющим санацией завода-банкрота назначили председателя правления ПАО Игоря Лазаковича, который ранее работал в компании Ostchem. В украинском законодательстве этот статус дает почти безграничные возможности для управления предприятием. После заявления о приватизации этого предприятия, казалось, до официального включения его в Group DF остался один шаг. Однако в начале сентября приватизационный конкурс был перенесен без объяснения причин. А долгами госпредприятия заинтересовалась Государственная налоговая администрация Украины. Например, недавно в Сумском окружном административном суде рассматривалось дело, по которому налоговики предъявили "Сумыхимпрому" иск на 8,7 млн. грн. по нарушениям, связанным с уплатой налога на доходы физлиц. Суд в Сумах, а также апелляцию в Харькове и обжалование в Высшем апелляционном суде структуры Фирташа проиграли. Так что в случае приватизации велика вероятность, что Ostchem придется погасить миллиардный долг, накопленный предприятием в предыдущие годы.
Еще непонятнее ситуация с Одесским припортовым заводом, приватизация которого назначена на декабрь. Именно этот завод должен стать жемчужиной в коллекции Дмитрия Фирташа. Однако в последнее время эксперты уже не столь однозначны во мнении, что конкурс выиграет Group DF. Но самое главное — это дешевый газ, в расчете на который и скупались все гиганты украинской химии. В последнее время у Дмитрия Васильевича с этим проблемы. В сентябре некоторые химические предприятия Ostchem были временно остановлены. Наряду с засильем китайской продукции среди причин остановки называется отсутствие доступа к недорогому сырью. Если такое предположение верно, для химического гиганта это может иметь самые плачевные последствия.
Титан уплывает от Фирташа
Осенью неожиданно возникли проблемы и у другого профильного направления Group DF, которое занимается производством металлического титана. Это направление представлено добывающими и обогатительными комбинатами — Иршанским, Вольногорским и Междуреченским ГОКами, компанией «Валки-Ильменит», а также ЧАО «Крымский Титан». С 2010 года менеджмент группы Фирташа контролирует еще одно предприятие из титановой обоймы — Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК). Но как раз получение формального контроля над 49% акций ЗТМК до сих пор является препятствием к созданию полноценного титанового холдинга.
Летом 2011 года парламент исключил этот комбинат из списка стратегических активов, не подлежащих приватизации.
Государство закрепило за собой пакет в размере 51% акций, а остальные 49% выставило на тендер, который в декабре 2012 года выиграла компания Tolexis Trading Дмитрия Фирташа.
По условиям конкурса право создания совместного с государством предприятия могло перейти только к компании, которая сможет обеспечить поставки титанового сырья украинского производства. К тому времени Дмитрий Фирташ уже владел «Крымским Титаном», к которому прилагалась аренда Иршанского и Вольногорского ГОКов, где и добывается ильменит.
Казалось, передача ЗТМК структурам олигарха станет чисто технической процедурой. Сторонам оставалось создать совместное предприятие — ООО «ЗТМК». Государство должно было внести в уставный капитал целостный имущественный комплекс госпредприятия, а инвестор — деньги. Однако за десять долгих месяцев создания СП не произошло. Вместо этого в начале сентября ФГИУ объявил договор о создании совместного предприятия утратившим силу. И теперь правительство должно решить: перезаключить договор с Tolexis Trading или же объявить новый конкурс по привлечению инвестора (с другими условиями допуска). В Group DF не согласны с такой постановкой вопроса: там считают, что действие договора может быть остановлено досрочно по согласию всех его участников либо по решению суда. Однако пока власти упорно игнорируют этот месседж.
В то же время представители группы неоднократно подчеркивали, что после приватизации ЗТМК в Group DF планируют консолидировать все свои титановые активы в один профильный холдинг. Без этого на мировом рынке металлического титана трудно играть. Наибольшую прибыль в этой отрасли приносит готовая продукция высокого передела, но в лигу производителей готового проката, где цена продукции достигает $100 тыс. за тонну, пробиться сложно — все места заняты, а сертификации у потребителей придется добиваться годами. Зато ЗТМК может поставлять полуфабрикат итальянскому прокатному заводу Tifast S.r.l., в котором Фирташ приобрел свыше 38% акций. Причем для связи украинских титановых активов с европейским заводом на ЗТМК был налажен промышленный выпуск слитков — в этом году комбинат готовится выпустить 1 тыс. т таковых. Если же завод уплывет к другому собственнику, вся спланированная экспансия на мировой рынок окажется под угрозой.
«Укрречфлот», плывущий в никуда
После распада СССР на базе магистрального флота и головного предприятия МГО «Укрречфлот» Фонд госимущества создал ГАСК, 51% акций которой первоначально принадлежали фонду. Первые десять лет работы акционированного «Укрречфлота», до 2002 года, считаются наиболее успешными. За этот период объем грузоперевозок компании удвоился, на ее долю приходилось 40% грузовых перевозок речным и морским флотом страны. Такая успешность госкомпании привлекла внимание бизнеса, и в 2007 году Константин Григоришин через аффилированные структуры смог сконцентрировать 70% «Укрречфлота». А следом пришел кризис, объемы перевозок резко упали (на 50%) и продолжают падать. В прошлом году чистый убыток компании вырос в 14 раз по сравнению с 2011 годом, достигнув 69 млн. грн. Впрочем, отмечают эксперты, даже в относительно успешном 2007-м «Укрречфлот» уже безнадежно утратил былые позиции, несмотря на тот факт, что компания объединяет Днепропетровский, Запорожский, Николаевский, Херсонский и Черниговский речные порты, а также Запорожский и Херсонский судостроительно-судоремонтные заводы. А флот компании — около 200 судов.
В самой компании это объясняют так же, как и на многих других предприятиях, успешных в советское время. «В те времена по реке перевозились партии песка из Запорожья в Сочи. Экономику никто не просчитывал... И в результате выходило порядка 100 млн. т в год. В прошлом году все перевозчики транспортировали по Днепру около 6 млн. т», — говорил весной журналистам замгендиректора «Укрречфлота» Андрей Писаренко. Эксперты также считают, что основная масса проблем «Укрречфлота» связана с тем, что он попал в собственность людей, которые не понимают его значения и как на нем правильно заработать. «Компанию купили значительно дешевле, чем она стоила на самом деле, и было понятно, что вернуть затраченные средства можно, даже если пустить ее флот на металлолом», — уверен один из участников рынка. Сейчас «Укрречфлот» теряет позиции даже там, где более мелкие компании продолжают работать. К примеру, он пытался запустить контейнерные перевозки, но безуспешно. В то же время «Таврия Лайн», которая отказалась от сотрудничества с «Укрречфлотом» и принадлежащим ему Днепропетровским портом, занимается контейнерными перевозками, несмотря на меньшие суда. Еще более успешно осваивает судоходство по Днепру и Южному Бугу компания «Нибулон» Алексея Вадатурского. А «Укрречфлот», вероятнее всего, в обозримом будущем ждет банкротство.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.