Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

По итогам 2004 года Ленинградская область вышла на третье место в России по объему отечественных и иностранных вложений на душу населения.

По итогам 2004 года Ленинградская область вышла на третье место в России по объему отечественных и иностранных вложений на душу населения (39,4 тысячи рублей), опередив Москву (25,7 тыс. рублей) и Санкт-Петербург (24,3 тыс. рублей) при среднем по стране показателе в 22,7 тыс. рублей. При этом рост объема инвестиций составил в регионе по итогам 2004 года 152 процента при средних по России 125 процентах. Все эти показатели - результат целенаправленной работы, которую вот уже 8 лет ведут власти Ленобласти. Может ли быть этот опыт полезен и другим регионам? Областные власти полагают, что может, но только с точки зрения методологии подходов, а не механизма.
Механизмы привлечения инвестиций серьезно могут различаться в зависимости от особенностей региона. Работа чиновников Ленинградской области начинается с изучения этих особенностей. Слепо копировать чей-то опыт и переносить на другую почву, наверное, неэффективно и бессмысленно. Прежде всего - изучение конкурентных преимуществ региона, хотя далеко не всегда они лежат на поверхности, более того - то, что лежит на поверхности, на поверку не оказывается преимуществом. Когда мы говорим о конкурентоспособности, надо понимать, какие регионы здесь сравниваются. Скажем, по каким-то позициям, по каким-то рынкам Ленобласть является конкурентом не для соседних регионов России, а для стран Балтийского моря. Словом, за этим стоит серьезная научная проработка. Конкурентоспособность - понятие тонкое. Но в любом случае надо выявлять эти преимущества - каким инвесторам может быть интересен твой регион и почему. Необходимо выявлять и преимущества конкурентов, чтобы нейтрализовать их за счет мер государственной поддержки. То есть, главное здесь - выявление собственных и чужих преимуществ, выявление инвестиционных рынков, на которых будет вестись работа по привлечению инвестиций, и выстраивание на этой основе инвестиционной стратегии и политики, Причем, для разных рынков меры господдержки могут быть разными. Скажем, один - на рынке прямых инвестиций, другой - на рынке портфельных. И третий подход - на рынке товарных кредитов. На каждом из этих рынков свои законы, соответственно и методы поддержки, которые могли бы обеспечить привлечение инвестиций, здесь разнятся. Насколько корректно и грамотно были выявлены преимущества и определен инвестиционный рынок, на котором предполагается работать, настолько эффективными будут и меры поддержки. В этом заключается методология властей Ленинградской области. Механизмы же хорошо известны: налоговые льготы, государственные гарантии, создание равных условий и открытости в отношениях между субъектами рынка и властными структурами, обеспечение антимонопольного законодательства. Но комбинация этих механизмов, их параметры должны быть свои в каждом регионе.
Пока же политика ориентирована на привлечение прямых инвестиций. Областные власти не планируют расширять список налоговых льгот Единственное изменение: если раньше предоставлялась льгота в 4 процента на период окупаемости по налогу на прибыль, получаемую в результате реализации инвестиционного проекта, то теперь - по всей прибыли, которую получает предприятие. Таким образом, инвестору помогают сократить период окупаемости.
За последние 5 лет ежегодные темпы роста объемов инвестиций в области впечатляют: от 700 млн. долларов в 2000-м до 2,4 млрд. в 2004 году. Каково же сейчас соотношение иностранных и отечественных инвестиций, а также прямых и портфельных? Когда в 1997 году был принят областной закон о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности, стратегия властей заключалась в привлечении 2-3 крупных инвесторов, которые в дальнейшем послужили бы этаким флагом, маяком для других компаний. Та первоначальная ориентация была связана с тем, что в тот момент найти в России отечественные инвестиции было сложно. И к 1999 году доля иностранных инвестиций составляла 60 процентов. А уже в 2001 году ситуация выровнялась, соотношение стало примерно 50 на 50. И с тех пор доля российских инвестиций постоянно увеличивается. Причем объем иностранных вложений не снижается, а увеличивается, но он растет более медленными темпами. И сегодня примерно 65 процентов приходится на российские вложения, остальное - зарубежные. Принципиально важно, чтобы не уменьшалось количество иностранных инвестиций, поскольку их наличие и объем свидетельствуют о степени доверия зарубежных партнеров к Ленобласти. Важно, чтобы не происходило их снижение. Но еще важнее для региона - рост российских инвестиций. Потому что инвестиционные возможности российских компаний существенно больше, чем возможности иностранцев, которые желают прийти на наш рынок. Тактика на перспективу вкратце такова: сохранение объема иностранных инвестиций и опережающий рост российских. Соотношение же прямых и портфельных инвестиций во многом повторяет структуру валового регионального продукта. Примерно 70 процентов - производство товаров, 20 - услуги, 10 - чистые налоги. Для расширения производства товаров привлекаются прямые инвестиции. Так что их доля в общей структуре инвестиций значительно преобладает. За последние годы в среднем она составляла примерно 85 процентов.
Ныне проходящая реформа местного самоуправления привела к тому, что количество муниципальных образований в области резко увеличилось. Как уже указывалось, сейчас их 222 МО, а раньше было всего 29. Как сделать, чтобы инвестор пришел и в "депрессивные" районы? Вот это вопрос весьма актуальный. При обсуждении в региональном правительстве этой проблемы было высказано предложение с 2007 или 2008 года перейти от существующей системы поддержки инвестиций к территориальной помощи. Тот объем льгот, который область сегодня предоставляет инвесторам, будет сохраняться только для тех, кто будет вкладывать средства в развитие определенных территорий.
Скажем, сейчас уже нет необходимости стимулировать приход инвесторов во Всеволожский район, там процесс идет хорошо, введены в строй производства таких крупных компаний, как Ford Motors и Nokian, осуществляется ряд других проектов. Но есть и другие районы, где пока пусто. Причем, нельзя сказать, что эти территории настолько депрессивны, что без принятия особых мер никто не будет туда вкладывать деньги. Просто зачастую инвестор попадает в определенные рамки стереотипов и не всегда владеет информацией о том, что происходит в регионе. Например, трудно понять, почему инвесторами совершенно не востребован Кировский район, который прилегает к Петербургу, имеет хорошие трудовые ресурсы, логистику и т.д. Значит, надо им показывать, рассказывать и стараться привлечь инвестиции, исходя при этом также и из интересов развития территорий. Многое тут будет зависеть оттого, насколько адекватно станут вести себя руководители МО. Речь не только о предоставлении налоговых льгот (в первую очередь по земельному налогу), сколько о понимании интересов и потребностей инвестора. Если там будет желание получить "побыстрее и побольше", попытаться подороже продать земельный участок или получить больше денег при подключении к коммуникациям, то никакие меры господдержки не спасут такой район от затухания и умирания инвестиционной деятельности.
Чиновники комитета экономического развития считают хорошим результатом, если бы на ближайшие 5 лет сохранился тот объем инвестиций, который в области достигнут в последние годы - на уровне 2-2,5 млрд долларов в год. Что же касается увеличения темпов, то если оно будет происходить за счет дорогих высокотехнологичных производств, то это разумно и целесообразно, если же речь идет о стандартных проектах - машиностроение, деревопереработка и т.д., то этому должно предшествовать развитие самого региона - в плане инженерной инфраструктуры, изменений в системе подготовки и переподготовки кадров. Нынешних темпов развития нашей экономики вполне хватит на прирост объемов инвестиций - 2,5 млрд долларов в год.
Если не бум, то резкий рост инвестиций можно ожидать в секторе туризма и его обслуживания. Это новая сфера для Ленобласти и здесь много направлений инвестирования: строительство гостиниц, инфраструктуры для новых видов туризма (яхт-клубы и т.д.). Что же касается промышленности, то здесь будет возрастать роль Ленобласти как транзитного региона, а также ставится вопрос смещения потоков инвестиций из отраслей переработки сырья в сторону машиностроения, приборостроения чему в немалой степени поспособствует создание на территории региона особой экономической зоны в Кингисеппском районе.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

База «ТОР-200 крупнейших торговых сетей FMCG России» с итогами 2023 года и первой половины 2024-го В ПОДАРОК к подписке на ежемесячный обзор «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России» на 2024 год.

Спецпред_FMCG.jpg

В обзор «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России» входят следующие разделы:

  • Операционные итоги 200 крупнейших сетей FMCG России
  • Рейтинги по количеству, торговой площади, выручке
  • Государственное регулирование розничной торговли
  • Основные события в розничной торговле FMCG
  • Актуальные кейсы по розничной торговле и потребительскому рынку
  • Основные события и планы развития торговых сетей FMCG России в формате бизнес-справок по каждой компании

База «ТОР-200 крупнейших торговых сетей FMCG России» предоставляется в excel-формате и включает в себя исчерпывающую информацию о каждом участнике рынка: указание компании, бренда, юридического лица, типа сети, специализации, адресов и телефонов. А также данные по менеджменту, операционным и финансовым показателям, развитию online-продаж.

Специалисты INFOLine всегда готовы предоставить максимально полную информацию. 

Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru

Также вы можете отправить свой вопрос нашему боту, он оперативно сообщит сотрудникам INFOLine о поступлении вашего запроса https://t.me/INFOLine_auto_Bot.