Электронные продовольственные карты в России. Реальность? "Крестьянские ведомости". 10 декабря 2013
Рынок продуктов питания » Рынок мяса
Рынок продуктов питания » Рынок молока
Рынок продуктов питания » Рынок птицы
Рынок продуктов питания » Рынок молока
Рынок продуктов питания » Рынок птицы
10.12.2013 в 10:43 | Крестьянские ведомости | Advis.ru
Главный вывод, который я сделал для себя после месячного батрачества в качестве комбайнера на ферме в штате Иллинойс четверть века тому назад, обескуражил многих тогдашних читателей моих американских заметок. Изучение агропродовольственной цепочки США привело к удивительному и непонятному для административной экономической системы выводу: главное – это не только произвести много качественной продовольственной продукции. Основная проблема – как вывести ее на рынок, обеспечив одновременно и рентабельность производства для фермера, и возможность ценовой доступности для потребителя.
Многие тогдашние критики отвечали: нам бы только произвести побольше продовольствия. А, уж куда его девать – в два счета разберемся! И при этом как-то забывали суровые критиканы, что Советский Союз в те годы был в числе мировых лидеров, скажем, по производству молока. А ведь читатели постарше прекрасно помнят, что верхом массового молочного "изыска" в ту пору был кефир по утрам на полках магазинов в больших городах…
После капиталистической революции в нашей стране за основу аграрного развития был взят лозунг: рынок все отрегулирует сам. Государство, мол, не должно пытаться продовольственную ситуацию регулировать. И только сегодня начинает проясняться государственное осознание того непреложного факта, что оставить без контроля, отдать на откуп только рыночных сил снабжение едой населения России – это хуже, чем преступление. Это – ошибка.
Тогда же, во время первой поездки в Америку, покупая продукты в супермаркете, я обратил внимание, что многие клиенты на кассе не платят за еду деньгами, а предъявляют кассиру какие-то разноцветные бумажки и пластиковые карточки. И мой хозяин фермер Гленн Фелл объяснил, что это социальные продуктовые талоны и карты, которыми имеют право расплачиваться за продукты питания малоимущие граждане США.
Дальше – больше. Такого рода льготы охватывают сегодня более 42 млн американцев, месячный размер продовольственного пособия превышает $140 на человека. В бюджете американского Минсельхоза на эту статью расходов предусмотрено почти $30 млрд.
И при этом основное условие: средства, как, собственно, и все виды социальной продовольственной помощи в стране, могут быть истрачены только на продуктовые товары отечественного производства. Таким образом, фермеры получают гарантированные рынки своей продукции, а государство исполняет функцию поддержки малоимущих и незащищенных (правда, гордые американцы с большой неохотой признают, что получают такие государственные льготы).
С началом рыночных реформ в российской агропродовольственной сфере идеи введения каких-то видов социальной помощи беднейшим россиянам не однажды дебатировались в правительственных и общественных кругах. В дискуссиях поминали и о том, что словосочетание "продовольственная карточка" будет вызывать негативные воспоминания в народной памяти (как будто, например слово "полиция" в народном восприятии звучит положительно); и, главное, открытый переход к системе социальной продовольственной помощи, по сути, означал официальное признание существование в России большой группы населения, не имеющей возможности прокормиться даже по заниженным санитарным нормам.
Однако, судя по всему, все же здравый подход к проблеме постепенно начинает пробивать себе дорогу в нашей стране. Вице-премьер Аркадий Дворкович и министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров не единожды открыто признавали, что идею налаживания системы социальных продуктов питания в стране надо налаживать. Более того, информация из различных регионов показывает, что, скажем, поиски подходов к решению данной проблемы ведутся в Ульяновской, Омской областях, а также в российской столице – Москве.
В департаменте регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности российского Минсельхоза на прошлой неделе состоялось совещание по вопросу развития инфраструктуры агропродовольственного рынка, направленной на обеспечение системы внутренней продовольственной помощи. Как сообщает пресс-служба федерального аграрного ведомства, в соответствии с проектом Концепции мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках "зеленой корзины" ВТО Минсельхоз России проводит "пилотные" проекты по апробации данных мер в субъектах Российской Федерации.
Одно из перспективных направлений развития агропродовольственной инфраструктуры системы внутренней продовольственной помощи связано с применением современных информационных технологий и возможностей телекоммуникационной сети интернет. Оно обеспечивает выстраивание прямых прозрачных связей между получателями внутренней продовольственной помощи (в рамках социального питания в бюджетных учреждениях и адресной продовольственной поддержки нуждающихся граждан) и сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также увеличение объемов поставок отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в систему внутренней продовольственной помощи за счет упорядочения и автоматизации государственного и муниципального заказа.
Проект по автоматизации деятельности участников размещения государственного и муниципального заказа в рамках закупок "малого объема" до 400 тыс. рублей (на основании пунктов 14, 14.1 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ) реализован Правительством Москвы. С февраля по июль 2013 года все подведомственные организации Департамента образования города Москвы осуществляли подобные закупки через "Портал поставщиков". В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 23 июля 2013 года № 480-ПП с 1 ноября 2013 года закупки через этот портал проводят не только образовательные, но и все прочие учреждения, находящиеся в городском подчинении.
Разработчиками "Портала поставщиков" подготовлено предложение о создании на его базе информационной системы "Магазин продовольственной помощи", представляющей собой интернет-магазин для приобретения бюджетными учреждениями социальной сферы и гражданами – получателями адресной продовольственной поддержки сельхозпродукции напрямую у отечественных товаропроизводителей, в том числе с использованием Универсальной электронной карты.
Вопрос о применении подобных решений в ходе реализации пилотных проектов по апробации механизмов внутренней продовольственной помощи будет обсуждаться на заседании Секции регулирования агропродовольственного рынка и развития инфраструктуры Научно-технического совета Минсельхоза России, которое должно состояться на текущей неделе.
Остается только надеяться, что опыт "пилотов" окажется позитивным. И, наконец, здоровая социально-экономическая идея начнет свое вхождение в российскую повседневную жизнь. При этом, понятно, объединениям отечественных производителей продовольствия нельзя стоять в стороне от важного процесса, а активно лоббировать выгоду российского крестьянина.
Многие тогдашние критики отвечали: нам бы только произвести побольше продовольствия. А, уж куда его девать – в два счета разберемся! И при этом как-то забывали суровые критиканы, что Советский Союз в те годы был в числе мировых лидеров, скажем, по производству молока. А ведь читатели постарше прекрасно помнят, что верхом массового молочного "изыска" в ту пору был кефир по утрам на полках магазинов в больших городах…
После капиталистической революции в нашей стране за основу аграрного развития был взят лозунг: рынок все отрегулирует сам. Государство, мол, не должно пытаться продовольственную ситуацию регулировать. И только сегодня начинает проясняться государственное осознание того непреложного факта, что оставить без контроля, отдать на откуп только рыночных сил снабжение едой населения России – это хуже, чем преступление. Это – ошибка.
Тогда же, во время первой поездки в Америку, покупая продукты в супермаркете, я обратил внимание, что многие клиенты на кассе не платят за еду деньгами, а предъявляют кассиру какие-то разноцветные бумажки и пластиковые карточки. И мой хозяин фермер Гленн Фелл объяснил, что это социальные продуктовые талоны и карты, которыми имеют право расплачиваться за продукты питания малоимущие граждане США.
Дальше – больше. Такого рода льготы охватывают сегодня более 42 млн американцев, месячный размер продовольственного пособия превышает $140 на человека. В бюджете американского Минсельхоза на эту статью расходов предусмотрено почти $30 млрд.
И при этом основное условие: средства, как, собственно, и все виды социальной продовольственной помощи в стране, могут быть истрачены только на продуктовые товары отечественного производства. Таким образом, фермеры получают гарантированные рынки своей продукции, а государство исполняет функцию поддержки малоимущих и незащищенных (правда, гордые американцы с большой неохотой признают, что получают такие государственные льготы).
С началом рыночных реформ в российской агропродовольственной сфере идеи введения каких-то видов социальной помощи беднейшим россиянам не однажды дебатировались в правительственных и общественных кругах. В дискуссиях поминали и о том, что словосочетание "продовольственная карточка" будет вызывать негативные воспоминания в народной памяти (как будто, например слово "полиция" в народном восприятии звучит положительно); и, главное, открытый переход к системе социальной продовольственной помощи, по сути, означал официальное признание существование в России большой группы населения, не имеющей возможности прокормиться даже по заниженным санитарным нормам.
Однако, судя по всему, все же здравый подход к проблеме постепенно начинает пробивать себе дорогу в нашей стране. Вице-премьер Аркадий Дворкович и министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров не единожды открыто признавали, что идею налаживания системы социальных продуктов питания в стране надо налаживать. Более того, информация из различных регионов показывает, что, скажем, поиски подходов к решению данной проблемы ведутся в Ульяновской, Омской областях, а также в российской столице – Москве.
В департаменте регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности российского Минсельхоза на прошлой неделе состоялось совещание по вопросу развития инфраструктуры агропродовольственного рынка, направленной на обеспечение системы внутренней продовольственной помощи. Как сообщает пресс-служба федерального аграрного ведомства, в соответствии с проектом Концепции мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках "зеленой корзины" ВТО Минсельхоз России проводит "пилотные" проекты по апробации данных мер в субъектах Российской Федерации.
Одно из перспективных направлений развития агропродовольственной инфраструктуры системы внутренней продовольственной помощи связано с применением современных информационных технологий и возможностей телекоммуникационной сети интернет. Оно обеспечивает выстраивание прямых прозрачных связей между получателями внутренней продовольственной помощи (в рамках социального питания в бюджетных учреждениях и адресной продовольственной поддержки нуждающихся граждан) и сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также увеличение объемов поставок отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в систему внутренней продовольственной помощи за счет упорядочения и автоматизации государственного и муниципального заказа.
Проект по автоматизации деятельности участников размещения государственного и муниципального заказа в рамках закупок "малого объема" до 400 тыс. рублей (на основании пунктов 14, 14.1 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ) реализован Правительством Москвы. С февраля по июль 2013 года все подведомственные организации Департамента образования города Москвы осуществляли подобные закупки через "Портал поставщиков". В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 23 июля 2013 года № 480-ПП с 1 ноября 2013 года закупки через этот портал проводят не только образовательные, но и все прочие учреждения, находящиеся в городском подчинении.
Разработчиками "Портала поставщиков" подготовлено предложение о создании на его базе информационной системы "Магазин продовольственной помощи", представляющей собой интернет-магазин для приобретения бюджетными учреждениями социальной сферы и гражданами – получателями адресной продовольственной поддержки сельхозпродукции напрямую у отечественных товаропроизводителей, в том числе с использованием Универсальной электронной карты.
Вопрос о применении подобных решений в ходе реализации пилотных проектов по апробации механизмов внутренней продовольственной помощи будет обсуждаться на заседании Секции регулирования агропродовольственного рынка и развития инфраструктуры Научно-технического совета Минсельхоза России, которое должно состояться на текущей неделе.
Остается только надеяться, что опыт "пилотов" окажется позитивным. И, наконец, здоровая социально-экономическая идея начнет свое вхождение в российскую повседневную жизнь. При этом, понятно, объединениям отечественных производителей продовольствия нельзя стоять в стороне от важного процесса, а активно лоббировать выгоду российского крестьянина.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.