Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

"План Собянина" — победа пробок? "Полит.ру". 10 ноября 2010

Опубликован план по борьбе с пробками в Москве и области. Мероприятий в нем много: одних лишь пунктов в документе целых 114. При всех его достоинствах — системности, многовекторности, стремлении учесть все факторы, у него имеется целый ряд как мелких, так и существенных недостатков. Например, непонятно в каком порядке и за счет какого финансирования будут бороться с пробками. Отчасти план может затронуть интересы самих москвичей, но более других - представителей малого, среднего и большого бизнеса разом. Что заставляет сильно сомневаться в его реализации в первозданном виде.
План развития транспортной сети Москвы и Московского региона в целом, опубликованный сегодня на сайте московского правительства, оставляет двоякое впечатление. План состоит из семи разделов, которые в свою очередь имеют от сорока до двух подпунктов. Ранее мэр Сергей Собянин заверил, что обсуждение с москвичами не ограничится простой "говорильней", мнения горожан учтут и в течение 3-4 недель план доработают и для начала приказал московским чиновникам приезжать на работу к 8.
Впрочем, уже идет обширная работа - сегодня Собянин поручил Комитету государственного строительного надзора Москвы возглавить комиссию по проверке объектов строительства, расположенных вблизи станций Московского метрополитена, крупных транспортно-пересадочных узлов, вдоль МКАД и основных магистралей города. "Проверка, начатая 10 ноября, проводится совместно со специалистами Объединения административно-технических инспекций Москвы, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости столицы, префектур административных округов города и должна завершиться в течение 10 дней", - сказали в пресс-службе Мосгосстройнадзора в среду. Это - первоочередные меры по реализации "плана Собянина". Мы уже удивлялись настойчивости мэра в этой связи - ведь решение вряд ли окажется сильно популярным (См. материалы Мир сетям, война - ларькам, Он взял Москву и упразднил ларьки, Пролонгирование "крепкого хозяйственника").
114 Собянинских ударов
Сначала о позитиве. Здраво: "Обустройство левоповоротных съездов накопительными "карманами" длиной до 200 м без уменьшения количества полос проезжей части в попутном направлении". Сейчас левые повороты обустраиваются обычно никак. Что, естественно, приводит к моментальному появлению пробок, вполне рукотворных.
"Строительство перехватывающих паркингов в районе конечных станций метрополитена и узловых станций наземного общественного транспорта, в том числе за пределами городской черты, а также отстойных площадок и грузовых терминалов на подходах к МКАД и Малому Московскому кольцу, на которых возможна перегрузка грузов с большегрузного на малотоннажный транспорт с дальнейшим следованием товаров к потребителям на этих автомобилях", - идея давно обсуждается московским правительством, но так и не реализована в должной мере.
"Проведение анализа строящихся объектов, проверка законности их возведения и влияния на дорожную обстановку", - об этом давным давно твердят буквально все специалисты по транспорту, даже и зависимые от правительства Москвы (см. например, лекцию Михаила Блинкина "Транспорт в городе удобном для жизни", там имеется достаточный набор ссылок "для дальнейшего чтения"). То же касается строительства хордовых магистралей и еще многих пунктов "плана Собянина".
"Запрещение органам власти субъектов Российской Федерации на предоставление земель и выдачу разрешений на строительство в придорожной полосе крупных торговых центров, складских объектов, накопителей, терминалов, рынков, торговых и др. центров в пределах большого бетонного кольца Московской области", - МКАД сегодня нельзя расширить, как и многие другие магистрали, без нарушения прав собственников, имеющих строения в непосредственной близости (а кому из собственников нужен не придорожный торговый центр?). Или же без переноса строений, выкупа земли и прочих затратных мероприятий. Дальнейшая застройка прилегающих территорий, предполагается, будет остановлена.
Предполагается, "реконструкция федеральных дорог (расширение проезжей части головных участков основных магистралей на территории Московской области до 4-х полос движения в каждом направлении), на участках от МКАД до Малого Московского кольца, с полной реконструкцией последнего (Минское, Волоколамское, Щелковское, Ярославское, Новорязанское, Ленинградское шоссе и ш. Энтузиастов)". Кто по ним ездил, уверен, будет рукоплескать плану стоя.
Движение Сопротивления
Однако имеется и целый ряд вопросов к "плану Собянина" и его реализации. Прежде других — частных. Ряд положений — декларативны и реализуемы только в каком-то лучшем из миров. "Строгое исполнение графика движения общественного транспорта с информированием о нем в местах посадки и высадки пассажиров", - это как? Вернее — как в текущих условиях? Или же сроки (о них ниже) по этому пункту будут установлены где-то в области конца света? Пока предполагается 26 (!) выделенных полос для частного транспорта во всем городе Москве. На взгляд профана кажется, что это чрезвычайно мало.
Далее: уже в первом пункте плана обещается "организация, реконструкция или закрытие въезда-выезда с территории М.О.". Если кто вдруг не понял — это как раз о подъездах к торговым центрам и прочим съездам к складам, которые не понравились Сергею Собянину едва ли не при первом объезде. Кто будет платить за это? Вероятно, предполагается, что собственник строений, которым организованы съезды. Однако даже если найдутся иные источники финансирования, получается, что открывается огромное окно для чиновников в полном соответствии с представленным текстом "организовать, реконструировать или запретить". Широчайшее окно возможностей, не в последнюю очередь для мздоимцев. Возможно, они и будут рады такому повороту, но вот какова будет реакция акционеров сетей мегамоллов и прочих держателей строительных рынков - предугадать несложно.
Относительно лояльный по отношению к владельцам частного автотранспорта, план менее дружелюбен к грузовым перевозкам. О чем не преминули заявить перевозчики. Глава межрегионального профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко в письме, адресованном Собянину и опубликованном в "Новой газете", пригрозил, что попытка решить проблему московских пробок запретом на въезд большегрузных фур в город (предполагается запрет с 7 утра до 10 вечера) обернется еще худшими последствиями - в супермаркетах не будет продуктов, а на подъездах к Москве образуются многокилометровые пробки и горы мусора. Правда, в плане имеется пункт об организации перехватывающих парковок на МКАДе и специальных стоянок для фур "на въезде в Московский регион".
Нарушаются и интересы "мироедов-девелоперов". "Выделение дополнительных площадей, ориентированных на третье транспортное кольцо, для оперативного перемещения транспорта с возможным временным использованием обремененных участков территорий, длительное время не используемых под строительство", говорится. Правда, здесь стоит отметить, что такое будет возможно далеко не по всей протяженности Третьего кольца, а о каких именно участках идет речь — пока неясно. Самостоятельно грузовые перевозчики и даже девелоперы вряд ли смогут провалить реализацию плана. Но есть и иные интересанты. Например, РЖД, которым предлагается "вывод грузовых дворов за пределы Москвы", а также таможенники (им предлагается то же в отношении таможенных терминалов).
Множественность задетых интересов означает регулярные атаки на план реализации, с сильным увеличением вероятности провала. Они, как видно по письму Войко, уже начались. Внутри документа есть и еще интересные разнообразному бизнесу положения: вплоть до сноса палаток около общественного транспорта. В защиту палаток уже выступила "ОПОРА России" - организация, считающаяся коллективным лоббистом малого и среднего бизнеса. Удастся ли преодолеть сопротивление?
Фигуры умолчания
Сомнительно, особенно если посмотреть чего в опубликованном документе пока нет в принципе. Первое и самое, пожалуй, главное — суммы и источников финансирования. Если стоимость мероприятия вроде бы обещают определить, то откуда возьмутся деньги на реализацию неясно в принципе. Существует базовый план развития транспортной сети Московского региона, который Минтранс разрабатывал еще до кризиса, там мероприятия в общей сложности потянули на 4,9 триллиона рублей (это 200 млрд долларов по тогдашнему курсу). Реализация его должна была начаться в нынешнем году, завершиться в 2015. Из них чуть более триллиона — из московского бюджета. Планы были глобальные. С учетом "плана Собянина" программу предлагается подкорректировать.
Проблема насущная: пока денег нет. На будущий год дефицит бюджета Москвы запланирован (был до прихода Собянина, пообещавшего все пересмотреть) на уровне 100 млрд рублей. В текущем году выйдет 190 млрд. Лужковское правительство, принимая бюджет на 2011 год, рассчитывало, что госдолг Москвы составит к концу будущего года 371 млрд рублей. Допустим, что в 2012 году Москва чудом выберется на бездефицитный бюджет. Все равно план развития дорог, как он мыслился в 2008 году даст городу утроенный долг. Как закрывать эти дыры? Резать бюджетные программы Собянину запретил президент. Никак, стало быть, или из федерального бюджета, который на бездефицитный уровень тоже пока не выходит. Наверно, плотное взаимодействие с федеральным центром, которое наблюдатели обещали Собянину, как раз и заключается в преимущественном праве залазить в госбюджет.
Заложены ли в планы тогда были выкупы земель — Бог весть. Есть основания полагать, что правительство Москвы столкнется с нелегким выбором — отнимать землю (то есть аннулировать договора на аренду) или распрощаться с прекраснодушными планами строительства хордовых магистралей, многоуровневых развязок и решения в общем виде транспортного вопроса. То же касается собственников квартир в домах мешающих движению (им надо будет предоставить альтернативу, для этого откуда-то выкупить жилье с рынка) и собственников офисных зданий и складских помещений.
Это не учитывает и нынешнего состояния финансов Подмосковья. Власти области сбалансировали почти областной бюджет, в 2011 году обещают профицит в размере порядка 10 млрд рублей, который направят на погашение областных долго. Их размер составляет порядка 140 млрд. На реализацию программы развития транспорта предполагалось из подмосковного бюджета "всего" 145 млрд (горячий хозяйственник Лужков, видя такую несправедливость, предлагал всем — федералам, области и Москве разделить траты поровну). Вообще, непонятно, как область все эти инициативы воспримет. Могут возникнуть вполне конкретные межбюджетные трения, подогреваемые еще и лобби.
Источники финансирования неясны и самим авторам плана, в чем они спокойно признаются (пункт 5.10): "Подготовка предложений о внесении в состав федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)" первоочередных мероприятий по развитию транспортной системы Москвы и Московской области, в том числе по решению проблем дорожного движения и определению необходимых дополнительных объёмов и источников финансирования данных мероприятий". В условиях недофинансирования многого в условиях кризиса этот пункт потребует огромных усилий от московского чиновничества.
Второе: пока не определены сроки, и стало быть "иерархия" мероприятий. Сначала строить перехватывающие парковки или сначала запретить въезд? Сначала сносить палатки и кошмарить торговые центры вплоть до закрытия или сначала делать карманы? Неправильно выстроенный план реализации (например, от более дешевых и быстрых мероприятий к более долгосрочным и дорогим, или реализация мероприятий, исходя из текущих возможностей бюджета) может смазать эффект от реализации плана и даже создать социально-экономическую напряженность.
Перечислять претензии можно долго, лучше всем еще раз внимательно вчитаться в планируемую "транспортную революцию". Мы же закончить попробуем чуть более позитивным соображением. Последние два пункта "плана Собянина" - "Разработка комплексной долгосрочной стратегии развития транспортной системы Московского транспортного узла до 2025 года" и "Создание единого органа управления развитием транспортной системы Московского транспортного узла" (еще там есть "Создание Координационного совета по приведению в соответствие полосности вылетных магистралей на границе Москвы и Московской области" и "Разработка комплексных транспортных схем крупных городов и межсубъектовых агломераций в составе документов территориального планирования" и т.д.) - это заявка на системность. Да и весь план — такая заявка. Все эти предложения озвучивались теми или иными специалистами.
Проблема пока заключается в том, что представленный документ несомненно является рамочным, программным. Здесь появляется и надежда, и скепсис. Ведь конкретные его положения будут подлежать усекновению или бесконечному расширению из логики бюджетного процесса, лоббистских возможностей тех или иных групп хозяйствующих субъектов. У "плана Собянина" есть шанс. У победы пробок пока шансов, как представляется, больше. Хотя бы потому, что пробки — уже реальность. На них еще и продавцы бензина и автомобилей зарабатывают.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.