Без излишков. "Укррудпром (Украина)". 12 января 2010
13.01.2010 в 09:35 | Укррудпром (Украина) | Advis.ru
Рост цен на мировом рынке стали, начавшийся в декабре прошлого года и продолжившийся в январе, вызывает оптимизм у металлургов и отраслевых экспертов.
Так, специалисты британской консалтинговой компании MEPS прогнозируют на текущий год расширение мирового объема производства стали на 11,1% по сравнению с 2009 годом, до 1,35 млрд. тонн. Это превышает рекордный показатель 2007 года. Достаточно оптимистично смотрят на перспективы мирового рынка и в корейской корпорации Posco, предсказывающей на этот год увеличение глобального потребления стали на 10% по сравнению с прошедшим годом.
Правда, эти усредненные данные подразумевают глубокие различия между отдельными регионами. В западных странах объем выплавки стали в 2010 году, очевидно, еще будет значительно меньше, чем в 2007 году, не вернутся на докризисный уровень и производители из СНГ. Основной прирост, по оценкам MEPS, будет приходиться на Китай, где благодаря государственным программам стимулирования экономики местные металлургические компании смогут выплавить и продать более 620 млн. тонн металла, Индию, где потребление стали также продолжает расти, а в этом году ожидается ввод в строй ряда новых объектов, Иран, Саудовскую Аравию и еще несколько стран.
Судя по всему, в их число войдет и Корея. Местная компания Hyundai Steel в декабре завершила строительство первой доменной печи мощностью 4 млн. тонн в год на своем новом интегрированном комбинате Dangjin. Вторая доменная печь такой же производительности должна вступить в силу в 2011 году. Тогда плановая мощность предприятия достигнет 6,5 млн. тонн высококачественного горячего проката и 1,5 млн. тонн толстолистовой стали в год. Hyundai Steel стала, таким образом, второй интегрированной металлургической компанией в Корее после Posco.
Ввод в строй завода Dangjin существенно меняет баланс на региональном рынке. Ранее Корея была крупным импортером горячего проката и толстолистовой стали, закупая их преимущественно в Японии и Китае. Теперь потребности в закупках этой продукции за рубежом уменьшатся. Японские металлурги уже высказали определенную обеспокоенность по этому поводу. Кроме того, за счет нового комбината возрастет и корейский импорт железорудного сырья. Впрочем, Hyundai Steel уже возвела рядом со своим заводом морской порт, способный принимать суда дедвейтом до 200 тыс. тонн, а также заключила долгосрочные контракты с железорудными компаниями Vale и Rio Tinto.
Несколько улучшились дела в последнее время в европейской металлургической отрасли. Итальянская компания Ilva приняла решение о рестарте 18 января одной из доменных печей и одного прокатного стана на своем комбинате. Оба объекта были выведены из строя еще в конце 2008 года. Правда, пока что они будут функционировать не более чем на 50%-ной мощности.
А итальянский банк UniCredit предоставил кредит в размере около 85,6 млн. евро на модернизацию завода Liepajas Metalurgs в Латвии. Изначально проект, предусматривавший замену мартеновских печей, построенных в середине 60-х годов, электропечами и установку нового прокатного стана на 450 тыс. тонн в год, был рассчитан на более 160 млн. евро, но кризис заставил латвийских металлургов убавить аппетиты. Тем не менее представители Liepajas Metalurgs заявляют, что масштаб проекта не будет уменьшен, а все предусмотренные работы будут выполнены. Предполагается, что модернизация позволит предприятию, которое сейчас выпускает арматуру, проволоку и отливки, заметно расширить свой ассортимент.
Ох, нелегкая эта работа…
Производители стальной продукции по всему миру продолжают поднимать цены несмотря на относительно низкий спрос. По словам металлургов, продолжающееся подорожание металлолома, а также ожидаемый в апреле рост цен на железную руду и коксующийся уголь не оставляют им иного выбора. Однако подъем происходит достаточно сложно, поставщикам приходится преодолевать сопротивление потребителей.
Наиболее решительно настроены азиатские металлургические компании. В Китае лидирующие позиции в последние несколько недель занимают холоднокатаные рулоны. Спрос на них на внутреннем рынке весьма высок, а складские запасы понемногу уменьшаются. Вследствие этого трейдеры продают продукцию толщиной 1 мм уже более чем по 800 долларов за тонну с металлобазы (на 30-40 долларов за тонну дороже, чем оцинковку толщиной более 0,5 мм). Экспортные цены на китайский холодный прокат составляют около 680-700 долларов за тонну FOB, а поставщики данной продукции из других стран региона продают ее примерно по 700 долларов за тонну FOB.
Поднимается в Азии и горячий прокат. Стоимость китайской продукции достигает 570-590 долларов за тонну CFR с поставкой в феврале-марте. Примерно на этот же уровень вышли и другие региональные поставщики. В то же время цены на плоский прокат в странах Ближнего Востока практически не меняются больше месяца, остановившись на рубеже 550-570 долларов за тонну CFR. В связи с этим некоторые российские компании предлагают горячекатаные рулоны в Индию и страны Юго-Восточной Азии из расчета 590-600 долларов за тонну CFR на март-апрель.
Европейский рынок пока спокоен, но с 11 января и там ожидается увеличение потребительской активности. В связи с этим местные компании рассчитывают поднять цены на горячекатаные рулоны на 30-50 евро за т по сравнению с декабрем по примеру своих американских коллег. Правда, еще не известно, что на этот счет скажут европейские покупатели, большинство из которых создали некоторые запасы продукции еще в прошлом году.
На рынке длинномерного проката отправной точкой являются цены на металлолом, снова подскочившие в январе. Американские трейдеры предлагают материал HMS №1&2 в Восточную Азию по 350 долларов за тонну CFR и более, а при поставках в Турцию котировки достигают 340 долларов за тонну CFR. В связи с этим стоимость заготовок на турецком рынке достигла 460 долларов за тонну EXW и более (без НДС), а местные производители готового проката подняли экспортные цены на арматуру до 500-510 долларов за тонну FOB по сравнению с 485-490 долларов за тонну в конце декабря.
В некоторых странах региона арматура тоже пошла в рост, хотя и в более скромных масштабах, однако на рынке ОАЭ не видно никаких изменений к лучшему. А египетские производители арматуры вообще рассматривают вопрос о возбуждении антидемпингового иска против турецких конкурентов. В 2009 году Египет стал настоящим спасением для турецких металлургов: объем поставок вырос более чем в 7,5 раз по сравнению с предыдущим годом и превысил 2,9 млн. тонн, что дало возможность компенсировать спад в других странах региона. При этом и в 2010 году роль Египта для турецкой металлургической отрасли будет исключительно велика.
Большинство поставщиков из СНГ еще не вернулись с каникул, но нынешняя ситуация дает им возможность возобновить продажи при более высоких ценах. Прежде всего, это относится к заготовкам, стоимость которых может возрасти до 430-440 долларов за тонну FOB.
Куда ни кинь…
Цены на международном спотовом рынке железной руды достигли максимального значения со времен начала кризиса в конце 2008 года. Стоимость индийского 63,5%-ного концентрата в портах Северного Китая достигла 133-135 долларов за тонну CIF, а некоторые трейдеры выставляют цены вплоть до 138 долларов за тонну CFR. По словам наблюдателей, такой подъем не совсем оправдан. Хотя котировки на стальную продукцию в Китае в последние несколько недель идут вверх, однако среди китайских трейдеров взяли верх панические настроения. Многие скупают руду по запас, опасаясь ее дальнейшего подорожания.
В декабре Китай импортировал 62,2 млн. тонн железорудного сырья, что уступает только рекордному показателю сентября прошлого года. Всего в 2009 году совокупный объем закупок достиг 627,8 млн. тонн, что на 41,6% (или 184,2 млн. тонн) превышает уровень предыдущего года. Собственно, именно эти беспрецедентные по объему китайские закупки удержали мировой рынок железной руды от падения в прошлом году и превратили намечавшийся избыток предложения в дефицит. В последнее время австралийская и бразильская руда почти не поступает на спотовый рынок из-за отсутствия излишков: все добываемое сырье используется для выполнения долгосрочных контрактов. По мнению ряда аналитиков, нехватка руды на рынке сохранится как минимум до 2012-2013 годов.
Безусловно, стартовавшие переговоры между китайскими покупателями железорудного сырья и поставщиками из Австралии и Бразилии начались в весьма не благоприятной обстановке для потребителей. Представители китайской металлургической корпорации Baosteel, которая в этом году защищает интересы отрасли, отмечают, что продавцы требуют подъема цен не менее чем на 30% по сравнению с 2009/2010 финансовым годом, что совершенно не устраивает китайцев. Однако, по мнению аналитиков, рано или поздно металлургам придется пойти на уступки: по большинству прогнозов, руда в 2010 году подорожает более чем на 20%.
Особое мнение высказывает бывший руководитель китайского филиала компании BHP Billiton Клинтон Дайнс, который считает, что и в этот раз китайцам не удастся достичь договоренности с поставщиками руды и заключить с ними годовые контракты. Но тогда цены на сырье окажутся просто разорительными (в прямом смысле слова) для многих китайских производителей стали.
Так, специалисты британской консалтинговой компании MEPS прогнозируют на текущий год расширение мирового объема производства стали на 11,1% по сравнению с 2009 годом, до 1,35 млрд. тонн. Это превышает рекордный показатель 2007 года. Достаточно оптимистично смотрят на перспективы мирового рынка и в корейской корпорации Posco, предсказывающей на этот год увеличение глобального потребления стали на 10% по сравнению с прошедшим годом.
Правда, эти усредненные данные подразумевают глубокие различия между отдельными регионами. В западных странах объем выплавки стали в 2010 году, очевидно, еще будет значительно меньше, чем в 2007 году, не вернутся на докризисный уровень и производители из СНГ. Основной прирост, по оценкам MEPS, будет приходиться на Китай, где благодаря государственным программам стимулирования экономики местные металлургические компании смогут выплавить и продать более 620 млн. тонн металла, Индию, где потребление стали также продолжает расти, а в этом году ожидается ввод в строй ряда новых объектов, Иран, Саудовскую Аравию и еще несколько стран.
Судя по всему, в их число войдет и Корея. Местная компания Hyundai Steel в декабре завершила строительство первой доменной печи мощностью 4 млн. тонн в год на своем новом интегрированном комбинате Dangjin. Вторая доменная печь такой же производительности должна вступить в силу в 2011 году. Тогда плановая мощность предприятия достигнет 6,5 млн. тонн высококачественного горячего проката и 1,5 млн. тонн толстолистовой стали в год. Hyundai Steel стала, таким образом, второй интегрированной металлургической компанией в Корее после Posco.
Ввод в строй завода Dangjin существенно меняет баланс на региональном рынке. Ранее Корея была крупным импортером горячего проката и толстолистовой стали, закупая их преимущественно в Японии и Китае. Теперь потребности в закупках этой продукции за рубежом уменьшатся. Японские металлурги уже высказали определенную обеспокоенность по этому поводу. Кроме того, за счет нового комбината возрастет и корейский импорт железорудного сырья. Впрочем, Hyundai Steel уже возвела рядом со своим заводом морской порт, способный принимать суда дедвейтом до 200 тыс. тонн, а также заключила долгосрочные контракты с железорудными компаниями Vale и Rio Tinto.
Несколько улучшились дела в последнее время в европейской металлургической отрасли. Итальянская компания Ilva приняла решение о рестарте 18 января одной из доменных печей и одного прокатного стана на своем комбинате. Оба объекта были выведены из строя еще в конце 2008 года. Правда, пока что они будут функционировать не более чем на 50%-ной мощности.
А итальянский банк UniCredit предоставил кредит в размере около 85,6 млн. евро на модернизацию завода Liepajas Metalurgs в Латвии. Изначально проект, предусматривавший замену мартеновских печей, построенных в середине 60-х годов, электропечами и установку нового прокатного стана на 450 тыс. тонн в год, был рассчитан на более 160 млн. евро, но кризис заставил латвийских металлургов убавить аппетиты. Тем не менее представители Liepajas Metalurgs заявляют, что масштаб проекта не будет уменьшен, а все предусмотренные работы будут выполнены. Предполагается, что модернизация позволит предприятию, которое сейчас выпускает арматуру, проволоку и отливки, заметно расширить свой ассортимент.
Ох, нелегкая эта работа…
Производители стальной продукции по всему миру продолжают поднимать цены несмотря на относительно низкий спрос. По словам металлургов, продолжающееся подорожание металлолома, а также ожидаемый в апреле рост цен на железную руду и коксующийся уголь не оставляют им иного выбора. Однако подъем происходит достаточно сложно, поставщикам приходится преодолевать сопротивление потребителей.
Наиболее решительно настроены азиатские металлургические компании. В Китае лидирующие позиции в последние несколько недель занимают холоднокатаные рулоны. Спрос на них на внутреннем рынке весьма высок, а складские запасы понемногу уменьшаются. Вследствие этого трейдеры продают продукцию толщиной 1 мм уже более чем по 800 долларов за тонну с металлобазы (на 30-40 долларов за тонну дороже, чем оцинковку толщиной более 0,5 мм). Экспортные цены на китайский холодный прокат составляют около 680-700 долларов за тонну FOB, а поставщики данной продукции из других стран региона продают ее примерно по 700 долларов за тонну FOB.
Поднимается в Азии и горячий прокат. Стоимость китайской продукции достигает 570-590 долларов за тонну CFR с поставкой в феврале-марте. Примерно на этот же уровень вышли и другие региональные поставщики. В то же время цены на плоский прокат в странах Ближнего Востока практически не меняются больше месяца, остановившись на рубеже 550-570 долларов за тонну CFR. В связи с этим некоторые российские компании предлагают горячекатаные рулоны в Индию и страны Юго-Восточной Азии из расчета 590-600 долларов за тонну CFR на март-апрель.
Европейский рынок пока спокоен, но с 11 января и там ожидается увеличение потребительской активности. В связи с этим местные компании рассчитывают поднять цены на горячекатаные рулоны на 30-50 евро за т по сравнению с декабрем по примеру своих американских коллег. Правда, еще не известно, что на этот счет скажут европейские покупатели, большинство из которых создали некоторые запасы продукции еще в прошлом году.
На рынке длинномерного проката отправной точкой являются цены на металлолом, снова подскочившие в январе. Американские трейдеры предлагают материал HMS №1&2 в Восточную Азию по 350 долларов за тонну CFR и более, а при поставках в Турцию котировки достигают 340 долларов за тонну CFR. В связи с этим стоимость заготовок на турецком рынке достигла 460 долларов за тонну EXW и более (без НДС), а местные производители готового проката подняли экспортные цены на арматуру до 500-510 долларов за тонну FOB по сравнению с 485-490 долларов за тонну в конце декабря.
В некоторых странах региона арматура тоже пошла в рост, хотя и в более скромных масштабах, однако на рынке ОАЭ не видно никаких изменений к лучшему. А египетские производители арматуры вообще рассматривают вопрос о возбуждении антидемпингового иска против турецких конкурентов. В 2009 году Египет стал настоящим спасением для турецких металлургов: объем поставок вырос более чем в 7,5 раз по сравнению с предыдущим годом и превысил 2,9 млн. тонн, что дало возможность компенсировать спад в других странах региона. При этом и в 2010 году роль Египта для турецкой металлургической отрасли будет исключительно велика.
Большинство поставщиков из СНГ еще не вернулись с каникул, но нынешняя ситуация дает им возможность возобновить продажи при более высоких ценах. Прежде всего, это относится к заготовкам, стоимость которых может возрасти до 430-440 долларов за тонну FOB.
Куда ни кинь…
Цены на международном спотовом рынке железной руды достигли максимального значения со времен начала кризиса в конце 2008 года. Стоимость индийского 63,5%-ного концентрата в портах Северного Китая достигла 133-135 долларов за тонну CIF, а некоторые трейдеры выставляют цены вплоть до 138 долларов за тонну CFR. По словам наблюдателей, такой подъем не совсем оправдан. Хотя котировки на стальную продукцию в Китае в последние несколько недель идут вверх, однако среди китайских трейдеров взяли верх панические настроения. Многие скупают руду по запас, опасаясь ее дальнейшего подорожания.
В декабре Китай импортировал 62,2 млн. тонн железорудного сырья, что уступает только рекордному показателю сентября прошлого года. Всего в 2009 году совокупный объем закупок достиг 627,8 млн. тонн, что на 41,6% (или 184,2 млн. тонн) превышает уровень предыдущего года. Собственно, именно эти беспрецедентные по объему китайские закупки удержали мировой рынок железной руды от падения в прошлом году и превратили намечавшийся избыток предложения в дефицит. В последнее время австралийская и бразильская руда почти не поступает на спотовый рынок из-за отсутствия излишков: все добываемое сырье используется для выполнения долгосрочных контрактов. По мнению ряда аналитиков, нехватка руды на рынке сохранится как минимум до 2012-2013 годов.
Безусловно, стартовавшие переговоры между китайскими покупателями железорудного сырья и поставщиками из Австралии и Бразилии начались в весьма не благоприятной обстановке для потребителей. Представители китайской металлургической корпорации Baosteel, которая в этом году защищает интересы отрасли, отмечают, что продавцы требуют подъема цен не менее чем на 30% по сравнению с 2009/2010 финансовым годом, что совершенно не устраивает китайцев. Однако, по мнению аналитиков, рано или поздно металлургам придется пойти на уступки: по большинству прогнозов, руда в 2010 году подорожает более чем на 20%.
Особое мнение высказывает бывший руководитель китайского филиала компании BHP Billiton Клинтон Дайнс, который считает, что и в этот раз китайцам не удастся достичь договоренности с поставщиками руды и заключить с ними годовые контракты. Но тогда цены на сырье окажутся просто разорительными (в прямом смысле слова) для многих китайских производителей стали.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение