Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Плавучая сталь. "ИА "Минпром (Украина)"". 7 сентября 2011


Украинские судостроительные заводы существенно сократили производство новых судов. Поэтому большая часть произведенного в Украине судового листа уходит на экспорт.

Во времена СССР на судоверфях в Херсоне, Николаеве, Керчи и других городах Украинской ССР производилось до 70% флота Советского Союза. За годы независимости крупнейшие пароходства – Одесское и Азовское – были ликвидированы, и отечественным корабелам пришлось не только сократить объемы производства, но и переориентироваться на экспорт своей продукции. Тем не менее они продолжают закупать судосталь в Украине.
Лист для судостроения производят 4 метпредприятия: ММК им.Ильича (ММКИ) и Азовсталь (оба – Метинвест Холдинг), Алчевский МК (АМК) и "Донецксталь – МЗ" (ДМЗ). Продукция трех первых предприятий имеет приблизительно равные конкурентные характеристики, которые в первую очередь касаются ширины листа. На Азовстали действует стан 3600, на ММКИ и АМК – станы 3000. А вот на ДМЗ ширина производимого листа не превышает 2000 мм. Отраслевые эксперты также отмечают, что после интеграции ММК им.Ильича в состав Метинвест Холдинга именно на этом предприятии производится практически вся судосталь, а основной продукцией Азовстали будет штрипс, используемый в трубном производстве.
Отметим, что производство судолиста подлежит сертификации одним из сертификационных обществ, среди которых выделяют Lloyds Register, Germanischer Lloyd, французское Bureau Veritas, Det Norske Veritas, American Navigation Bureau и российский Морской регистр судоходства. "Заказы, выполняемые на заводе в настоящий момент, реализуются под наблюдением норвежского общества – Det Norske Veritas, требования которого являются одними из самых жестких. Суда, производимые под DNV, в основном обслуживают нефтегазовую сферу, где высокий уровень требований к безопасности и эффективности. В последние два года "Залив" работает только в этой нише", – говорит председатель наблюдательного совета керченского ОАО "Судостроительный завод "Залив" Николай Кузьменко. В июне текущего года "Залив" подписал контракт с норвежским судостроительным холдингом Bergen Group BMV на постройку двух судов,
Кто строит
По данным МинПрома, сегодня в Украине лишь два предприятия строят новые суда. Это уже упомянутый "Залив" и ПАО "Черноморский судостроительный завод" (Николаев). Остальные занимаются ремонтами или временно снизили экономическую активность. К ним относятся заводы "Океан" и им.61 коммунара (оба – Николаев), Херсонский СЗ (Херсон), завод "Море" (Феодосия), завод "Украина" (Одесса), Севастопольский судоремонтный завод, Запорожский судостроительно-ремонтный завод, завод "Ленинская кузница" (Киев) и другие.
По оценкам АО "УГМК", в 2010 году емкость украинского рынка судолиста составила 16,7 тыс. тонн, а за 7 месяцев 2011 она достигла 19,2 тыс. тонн. В прошлом году основными поставщиками судолиста на украинский рынок были ММК им.Ильича (37%), Алчевский МК (29%) и Азовсталь (25%). Около 1% занимала импортная продукция. В текущем году доля ММК им.Ильича увеличилась до 55%, Алчевского МК – до 40%. "Отгрузки с МК "Азовсталь" практически отсутствовали, что связано с интеграцией ММК им.Ильича в Метинвест Холдинг и размещением всех заказов на данном предприятии", – объясняет ситуацию заместитель генерального директора по коммерции УГМК Виталий Ключник. По данным МинПрома, в портфеле заказов Азовстали в 2011 году судолист составлял лишь около 10% от всего произведенного толстого листа, причем практически все продукция экспортировалась.
Н.Кузьменко отметил, что в последние 2-3 года потребление плоского проката на "Заливе" было относительно стабильным. "За 5 лет присутствия группы "Финансы и кредит" пиковый объем потребления судолиста на заводе был в 2008 году. Тогда мы приобрели около 17 тыс. тонн. В нынешнем году мы потребим порядка 8 тыс. тонн плоского проката", – рассказывает глава предприятия и добавляет, что в настоящее время в одновременной постройке находятся 7 пароходов, а в 2008 году их было 17.
В пресс-службе Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) отказались озвучить объемы потребления стального проката, сославшись на коммерческую тайну. В частности, это связано с выигранным тендером Министерства обороны Украины на постройку военных кораблей класса "Корвет". Известно, что в посткризисный период ЧСЗ удалось улучшить свои показатели. "Объемы потребления стального проката по сравнению с докризисным периодом значительно выросли. Это связано с тем, что на предприятии ведется активная работа по привлечению новых заказов на строительство и ремонт судов", – сообщили в пресс-службе ЧСЗ. Например, в конце августа предприятие завершило строительство большого морозильного траулера-рыбозавода для заказчика из России.
Спад производства и потребления
Тем не менее металлурги отмечают сокращение объемов производства судолиста по сравнению с 2007-2009 годами, когда судовладельцы активно заказывали новые корабли. Начальник отдела продаж ПрАО "Донецксталь – МЗ" Дмитрий Велибеков рассказал, что за последние 5 лет максимальный объем производства судолиста был в 2009 году – почти 65 тыс. тонн. В 2010 этот показатель снизился до 26,6 тыс. тонн, а за 7 месяцев текущего года на ДМЗ произведено всего 1,5 тыс. тонн судолиста. "До кризиса значительно шире была география поставок и выше общий объем отгрузки. Кроме того, кризис сильно ударил по поставкам в Украине – снижение объемов в 2010 году по сравнению с 2007 составило 48%.
Основной причиной сокращения поставок судовой стали является уменьшение спроса со стороны судостроительных компаний. Постройка кораблей – процесс небыстрый и затратный и в то же время очень чувствительный к спадам на рынке. В периоды кризиса, а значит, и снижения мировой торговли (в т.ч. и морской), кораблей строят меньше, и увеличивают нагрузку на имеющиеся суда", – объясняет Д.Велибеков. При этом он отмечает, что серьезное давление на рынок судовой стали оказывают российские производители. К тому же потребители, как правило, делают комплексные заказы. Им, кроме листового проката, необходимы и некоторые виды сортового проката (полособульб и пр.), которые они стараются закупать у одного производителя.
По словам Н.Кузьменко, сортовой прокат, необходимый для производства каркаса парохода, "Залив" предпочитает закупать у иностранных производителей в Турции, Италии, Румынии.
В УГМК также отмечают снижение объемов отгрузки в сравнении с докризисными показателями. "По итогам 2010 года компания УГМК (официальный представитель Алчевского МК) реализовала 2,9 тыс. тонн судолиста, а за 7 месяцев 2011 – 3,2 тыс. тонн судолиста. Потребление судостали по сравнению с докризисным уровнем сократилось в несколько раз, но с постепенным восстановлением рынка растут и продажи компании", – говорит В.Ключник.
Стоит отметить, что при высокой стоимости судолиста объемы его производства относительно невысоки. По данным аналитического проекта Delphica, стоимость 1 тонны судостали в среднем на 60-80 долл. выше других видов толстого листа. В УГМК говорят, что в зависимости от марки судолиста наценка по сравнению с листом рядовой марки стали (3ПС, 3СП) составляет 15-75 долл./тонн. "Судостроители не являются принципиальными покупателями для меткомбинатов, поэтому мы вынуждены становиться в очередь. Для экономии и большей эффективности мы прорабатываем рабочую документацию проекта так, чтобы использовать лист одной ширины. Это позволяет заказывать всю партию у одного производителя. И, в отличие от прошлых лет, срок производства стали иногда бывает фантастически короткий – 2-3 недели!" – подчеркивает Н.Кузьменко.
Большая часть судов, производимых украинскими корабелами, уходит к иностранным заказчикам. Тем не менее судостроительные заводы предпочитают отечественный судолист. "Цена украинских компаний ниже, а качество на высоком уровне", – объясняют в пресс-службе ЧСЗ. А на "Заливе" среди конкурентных преимуществ украинских меткомбинатов отмечают и удобную логистику.
Основной минус – отсутствие складских запасов судостали. "В случае срочной поставки, низкого объема заказа или прочей невозможности разместить заказ на заводе, предприятие вынуждено покупать продукцию на вторичном рынке или импортировать", – объясняет В.Ключник. По словам судостроителей, в экстренных ситуациях они предпочитают иметь дело с иностранными меткомпаниями, готовыми в любой день погрузить нужное количество проката и доставить его в Украину.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.