ГМК-2006: обеспечение ресурсами. "UGMK.INFO (Украина)". 1 февраля 2007
Металлургия и ГОКи » Горнодобывающая отрасль
Металлургия и ГОКи » Черная металлургия
Металлургия и ГОКи » Угольная промышленность
Металлургия и ГОКи » Черная металлургия
Металлургия и ГОКи » Угольная промышленность
05.02.2007 в 11:44 | UGMK.INFO (Украина) | Advis.ru
Сравнительно низкая себестоимость украинской стали традиционно определяется относительно невысокой стоимостью железорудного сырья, кокса, лома, электроэнергии. В 2006 г. металлурги вынуждены увеличить свои затраты на приобретение сырья и энергоносителей. В таких условиях отечественные металлургические холдинги начали искать новые решения, которые дали бы наибольший положительный эффект для всей производственной цепочки.
В первые месяцы года сложные погодные условия и ограничения на поставки природного газа на метпредприятия отрицательно сказались на объемах производства в ГМК. Однако во II полугодии благоприятная экспортная конъюнктура позволила металлургам преодолеть последствия зимнего кризиса и закончить год с позитивными результатами.
Производство основных видов металлопродукции в 2006 г., млн. т:
Природный газ
В I полугодии наиболее острой проблемой в сырьевом обеспечении метпредприятий стала "газовая". Пока природный газ был сравнительно недорогим, металлурги широко использовали его доменном и мартеновском производстве. С 1 января 2006-го цена импортируемого газа для промпредприятий выросла с уровня $85-90/тыс. куб. м, а с учетом доставки и НДС до $145-150. Серьезной проблемой металлургов стало не только удорожание топлива, но и его дефицит в I квартале 2006 г., что привело к снижению объемов выпуска продукции в среднем на 4-5%.
Только в марте возобновилось стабильное обеспечение предприятий газом, хотя в целом для отрасли лимиты были снижены. В экономии топлива отныне заинтересованы сами металлурги, дополнительные расходы которых на его покупку при новой цене составили свыше миллиарда гривен. В минувшем году метпредприятия наконец перешли от слов к делу, приступив к внедрению энергосберегающих технологий.
В течение 2006 г. метпредприятия Украины потребляли в среднем 19 млн. куб. м природного газа в сутки, это несколько меньше, чем в предыдущем году. По итогам минувшего года объем потребления газа в металлургии составил 7,1 млрд. куб. м, тогда как за 2005 г. было израсходовано 9 млрд. куб. м.
В целом, итоги 2006 г. показали, что отрасль способна выдержать почти двукратное подорожание российского газа без существенного падения объемов производства и рентабельности. Однако "запас прочности" может быть исчерпан уже в 2007 г., с учетом нового повышения стоимости импортного газа (конечная цена для промпотребителей составляет $190-195).
Руда
Горнорудные предприятия в 2006 г. увеличили производство всех видов рудного сырья, в том числе на 20% вырос выпуск окатышей. За минувший год экспорт ЖРС вырос на 2% и составил 19,9 млн. т – в т.ч., вывоз концентрата вырос на 13,4%, аглоруды – на 9,1%, а экспорт окатышей снизился на 10,1%.
В прошлом году импорт ЖРС сократился почти на 15% - до 2,01 млн. т, в частности, ввоз концентрата (из РФ) упал на 11,4%, аглоруды – на 6,2%, окатышей – на 55,1%. Единственным предприятием, увеличившим импорт руды, стал ММК им. Ильича – его объем вырос на 27% - до 1,531 млн. т.
Украинские мощности по ЖРС, как известно, избыточны. За минувший год превышение производства над потреблением стало еще более явным. Особенность украинского рынка руды в том, что комбинаты ИСД, ММК им. Ильича и "Запорожсталь" находятся в зависимости от "Метинвеста", "Привата" и "Смарт-групп", которые контролируют основные ресурсы ЖРС в стране. Традиционно непростые отношения металлургов и рудокопов в конце минувшего года переросли в острый конфликт, результатом которого мог стать даже разрыв контрактных отношений.
На одном из последних балансовых совещаний предприятий ГМК отмечалось, что в связи с планами метпредприятий Украины нарастить в 2007 г. объемы выплавки чугуна, дополнительная потребность в ЖРС составит 5-6 млн. т, в том числе агломерата – 1 млн. т. Поставить эти объемы – не проблема, вопрос в цене.
В I полугодии 2006 г. рудное сырье на рынках СНГ было сравнительно дешевым. Из-за обвала стальных цен на мировых рынках метпредприятия снизили объемы производства и потребления руды. Со II квартала 2006 г. на украинском рынке ЖРС цены поднимались дважды – весной и осенью, в итоге за год стоимость концентрата ИнГОКа выросла в полтора раза (с $30 до $60/т), окатыши Полтавского и Северного ГОКов подорожали с $45 до $80/т, что практически дошло до мировых котировок.
Осенью Алчевский МК, ДМКД и ММК заявили, что не будут подписывать контракты на поставки руды по завышенным, по их мнению, ценам. Металлурги обвинили рудокопов в том, что они, используя посреднические схемы, завышают отпускные цены и покрывают свои убытки по экспорту за счет внутренних потребителей. Действительно, в октябре украинские ГОКи отгружали окатыши на экспорт в Европу по цене $75-80/т DAF, в то время как внутренним потребителям тот же продукт предлагался по $80-85/т.
Представители рудных предприятий заявляют, что ориентируются на динамику мировых цен (базой здесь является цена бразильской и австралийской руды для крупных потребителей в Азии и Европе), которые в минувшем году выросли на 19%. Металлурги в принципе против привязки стоимости отечественного сырья к мировому уровню, поскольку, во-первых, украинская руда хуже бразильской и австралийской, во-вторых, стоимость поставки украинского ЖРС внутреннему потребителю минимальна, в-третьих, в богатой рудой Украине она не может стоить столько же, сколько в Китае, Японии или Германии, где подобных запасов нет.
Отметим, что до сих пор российский импорт был тем фактором, который не позволял украинским горнорудным предприятиям бесконтрольно повышать цены. Однако в прошлом году российские Лебединский и Михайловский ГОКи ("Металлоинвест" Алишера Усманова) вступили в картельный сговор с украинскими собственниками сырья, имея целью в нынешнем году добиться нового повышения цен на руду на 20%. Напомним, что бизнесмен Вадим Новинский, который контролирует "Смарт-групп", является близким партнером по бизнесу Усманова.
В таких условиях производители, не имеющие собственных ГОКов, рассматривают варианты решения актуализировавшейся проблемы - возможность организации импорта ЖРС из дальнего зарубежья, особенно если российские и украинские ГОКи и дальше будут согласовывать повышение цен. В конце 2006 г. корпорация ИСД закупила для Алчевского МК пробную партию бразильской аглоруды в объеме 140 тыс. т., а на 2007 г. законтрактовала еще 700 тыс. т. Если сотрудничество будет выгодным (в чем можно не сомневаться по причине высокого качества импортного сырья), АМК полностью откажется от закупки украинской руды и перейдет на долгосрочные контракты по бразильскому ЖРС. Следующими, кто завезет ЖРС из Южной Америки, могут стать ДМКД и ММК им. Ильича.
Коксующийся уголь
По итогам 2006 г. объем добычи коксующегося угля в Украине составил почти 30 млн. т, что на 8% или 2,7 млн. т меньше уровня 2005 г. В целом, продолжающее снижаться внутреннее производство не в состоянии обеспечить растущие потребности украинских КХЗ, поэтому импорт угля в страну будет расти и дальше. Отечественные шахты не в состоянии быстро нарастить добычу, к тому же высокосернистый украинский уголь не может обеспечить качественный кокс, поэтому в шихту приходится добавлять импортный.
С особенно острым дефицитом украинский рынок углей столкнулся в сентябре-октябре, когда вырос спрос на сырье со стороны металлургов и коксохимиков, причем возникший дисбаланс оказалось невозможным ликвидировать за счет наращивания импорта. Проблемы с подвижным составом и введение ограничений РЖД на отгрузку углей в Украину привели к падению импорта из России. Кроме того, в целом на рынке РФ наблюдался дефицит свободных объемов угля, что связано с ростом потребностей со стороны металлургии, введением новых мощностей на российских КХЗ, а также ростом отгрузок в дальнее зарубежье.
Из-за временного дефицита коксующихся углей на российском рынке началось повышение цен: в сентябре цена импорта концентрата коксующихся углей в Украину из РФ выросла до $100/т, в октябре.
Поставки угля на внутренний рынок, млн т:
* - оценка
В 2006 г. дефицит углей для коксования оценивается в 8 млн. т. В минувшем году Украина импортировала 7,5 млн. т сырья, а в 2007 г. импорта понадобится уже 9-10 млн. т. До сих пор, по данным "Металлургпрома", даже в самые сложные времена импорт не превышал 8,3 млн. т. После окончания зимнего периода обеспечение предприятий коксующимся углем, как украинской, так и российской добычи, несколько улучшится, однако сырья все равно будет не хватать.
В этом году в Украине прогнозируется рост объемов производства чугуна, соответственно, спрос на сырье будет выше. И если украинские КХЗ оперативно могут нарастить выпуск кокса, то предприятиям углепрома для существенно роста добычи нужны сотни миллионов инвестиций и несколько лет. Поэтому для решения проблем с углем ряд металлургических и коксохимических предприятий могут выйти на рынки дальнего зарубежья.
В частности, председатель совета директоров корпорации ИСД Сергей Тарута заявил, что из-за недостатка коксующегося угля в Украине рассматривается возможность его импорта из США, а "Метинвест" для будущего ввоза морским путем сырья из Америки и Австралии уже приобрел портовые мощности в Севастополе. В "Укркоксе" считают, что иного выхода, кроме импорта из-за океана, нет: "Хоть в Америке, хоть в Южной Африке, хоть в Австралии, но брать уголь надо".
Выйти на рынки угля не трудно, сложнее организовать его доставку в Украину. Для транспортировки крупных партий сырья морским путем необходима модернизация транспортной инфраструктуры (создание крупных портовых терминалов, подъездных путей и т.п.). Пока в стране даже нет глубоководных портов, которые могли бы принимать суда водоизмещением около 150 тыс. т. Поэтому, и в нынешнем году основные объемы недостающего угля будут ввезены из России, хотя конкуренция за свободные объемы и, соответственно, цены, будет расти. В связи с дефицитом никаких мер по ограничению импорта коксующегося угля в Украину в 2007 г., разумеется, введено не будет.
Для решения проблемы дефицита угля украинские металлурги ищут возможности покупки собственных шахт. До последнего времени единственным собственником угольных активов в России была группа "Донецксталь", владеющая шахтой "Заречная" в Кузбассе. Сейчас дончане близки к покупке еще одной кузбасской шахты – "Сибирская".
"Запорожсталь" после восстановления работы обогатительной фабрики "Шолоховская" в Ростовской области планирует приступить к строительству новой шахты на Быстрянском угольном месторождении, лицензию на право разработки которого приобрели дружественные акционерам комбината структуры. А ММК им. Ильича купил нерентабельную шахту "Менжинская" в Луганской области, и уже с нынешнего года будет запускать на ней новые лавы и наращивать добычу.
Кокс
На украинском рынке кокса ситуация совсем иная. Предложение превышает спрос, при этом в достаточном количестве предлагается как украинская продукция, так и импорт. В 2006 г. китайский кокс по цене $120/т FOB оказался более конкурентоспособен по сравнению с российским по $150/т и тем более украинским по $180/т. По этой причине почти весь год на рынке наблюдался профицит, при этом КХЗ, даже учитывая проблемы с углем, не могли адекватно повысить отпускные цены на кокс. К концу года доменный кокс в Украине стоил 900-950 грн./т (без НДС).
Только в последние месяцы года, когда стал дорожать китайский кокс, украинская продукция стала более конкурентоспособной. Более того, в IV квартале украинского сырья стало не хватать, что объясняется нехваткой угля для коксования. В ноябре дефицит поставок с украинских КХЗ на метпредприятия составил 100 тыс. т, в декабре – 73 тыс. т. Традиционно докупать импортный кокс приходится ММК им. Ильича, "Запорожстали" и "Миттал Стил Кривой Рог".
Дефицит угля для коксования в текущем году может привести к остановке части мощностей КХЗ, которые не имеют гарантированного потребителя. В 2006 г. были введены дополнительные мощности – три коксовых батареи суммарной производительностью 1,57 млн. т. В нынешнем году планируется ввод в эксплуатацию еще двух КБ мощностью 1,1 млн. т.
В минувшем году на неполную загрузку мощностей перешел "Донецкокс", а Ясиновский КХЗ был передан в аренду ММК (45% потребностей ММК). Сложности со сбытом продукции испытывали не только приднепровские коксохимы (особенно "Баглийкокс"), которые обеспечиваются углями по давальческой схеме, но и заводы группы "Метинвест", имеющей ресурсы угля.
Для метпредприятий, не имеющих собственных КХЗ, проще купить готовый кокс, нежели импортировать угли для коксования. Поэтому в текущем году, несмотря на излишек мощностей в украинской коксохимии, импорт кокса будет расти. По оценке ПХО "Металлургпром", для обеспечения производства чугуна в 2007 г. в объеме 35 млн. т потребность Украины в импортном коксе составит 12 млн. т.
В 2006 г. экспорт кокса из Украины был минимален – всего 400 тыс. т, зато импорт вырос на 44%, до 1,2 млн. т, при этом основным поставщиком стала Польша. В течение прошлого года Миттал Стил ввозил из Польши и России 900 тыс. т сырья в месяц, а в конце года сообщил о планах импортировать также китайский кокс. ММК традиционно часть кокса импортирует с Алтая, остальное берет в Украине.
"Запорожсталь" с 2007 г. берет в аренду Горловский КХЗ, мощности которого составляют 400 тыс. т кокса в год. Всего потребности комбината составляют около 2 млн. т, из которых около 90% поставляет "Запорожкокс". Те же проблемы (с углем) и у "Алчевсккокса". После ввода КБ №10-бис общая мощность АКХЗ достигла 3,6 млн. т в год, соответственно, для его стабильной работы необходимо 5 млн. угольного концентрата.
Металлолом
В 2006 г. произошло существенное повышение стоимости металлолома. К концу года украинское сырье на внутреннем рынке стоило почти столько же, сколько и лом на экспорт. Ожидалось, что в связи с подорожанием газа себестоимость выплавки чугуна вырастет, и металлурги станут больше использовать металлолом. Зимой, из-за ограничения лимитов по газу, возник даже дефицит лома, его стоимость, вместо оговоренных 850 грн./т, увеличилась до 965 грн.
На 2006 г. необходимое количество привозного металлолома оценивалось в 8 млн.т. Реальная же потребность и, соответственно, поставки, составили 7 млн. т, что на 9,5% выше уровня 2005 г. В среднем потребности метпредприятий в этом сырье были удовлетворены на 90%.
Потребление стального лома в Украине стабильно увеличивается и будет дальше расти. Уже сегодня ощущается напряженность с его поставками, в ближайшие годы дефицит будет нарастать. Связано это с общим снижением объемов ломосбора в последние годы и увеличением использования сырья в сталеплавильном производстве.
Помимо постепенного увеличения доли выпуска электростали в отрасли планируется строительство и ввод ряда сталеплавильных проектов, которые будут работать на ломе. Эксперты прогнозируют, что в связи с ростом привлекательности внутреннего рынка, где цены сравнялись с экспортными, отгрузка зарубеж украинского лома будет снижаться. Более того, если выплавка стали в ближайшие годы будет расти, вероятно, увеличение импорта лома, объемы которого до последнего времени были минимальны.
Колебания цен на рынке лома, как и прежде, будут определяться уровнем спроса и сезонными факторами, однако стоить $150/т, как это было в минувшие годы, он уже не будет. В 2006 г. цена металлолома постоянно повышалась самими металлургами, которые предлагали поставщикам более высокую цену, конкурируя за свободные объемы. В итоге закупочные котировки метпредприятий выросли с начала года почти на 50%, а именно со $170/т без доставки в январе до $250/т в ноябре.
Падение объемов ломосбора в Украине также связано с непрозрачностью и зарегулированностью рынка и низким уровнем инвестиций в ломоперерабатывающую промышленность. В 2006 г. важнейшими законодательными новациями в этой сфере стали снижение экспортной пошлины на лом и освобождение от обложения НДС операций с металлоломом (поставка и импорт)
Закон о поэтапном (в течение 7 лет с ?30 до ?10/т) снижении экспортных пошлин принят в рамках «пакета законопроектов по ВТО». Металлургическое лобби в парламенте, которое несколько лет блокировало снижение тарифов, согласилось поддержать новый закон в обмен на либерализацию металлоторговли с Евросоюзом. Кроме того, в настоящее время украинский рынок лома все меньше ориентируется на экспорт.
За минувший год экспорт лома составил всего 744 тыс. т, что на 41% меньше уровня 2005 г., да и вообще самый низкий показатель за несколько лет. В целом, за последние пять лет объемы вывоза лома снизились в восемь раз. Следует добавить, что в минувшем году еще правительством Еханурова было принято решение об исключении лома из режима свободной торговли с Молдовой. Таким образом, снижение пошлин не приведет к существенному росту экспорта сырья. Сегодня спрос и цены на лом на внутреннем рынке выросли настолько, что экспортные операции для поставщиков лома потеряли смысл.
Обеспечение ломом метпредприятий:
Закон об освобождении от НДС операций с ломом формально вступил в действие с 1 января 2007 г. Правда, реально он начнет работать тогда, когда правительство примет постановление, уточняющее перечень лома и отходов черных металлов, по отношению к которым НДС взиматься не будет. В полной мере оценить влияние отмены «ломного НДС» на рынок удастся только после этого. Пока, с началом 2007 г. большинство метпредприятий снизили закупочные цены на размер НДС – с 1240-1250 до 1040-1050 грн./т.
Освобождение от налога вводится, как временная мера – до 1 января 2008 г., однако впоследствии она может быть продлена. Принятие этого законопроекта должно исключить злоупотребления при возмещении экспортного НДС предприятиями, использующими криминальные схемы возврата налога, а также позволит сократить теневую часть рынка металлолома, повысить экологическую и радиационную безопасность, увеличить объемы ломосбора.
По оценкам «УаВтормет», потребность внутреннего рынка в металлоломе на 2007 г. с учетом предусмотренного объема производства стали составит около 8 млн. т. Это предполагает ежемесячные поставки метпредприятиям в 670 тыс. т. Сами операторы рынка называют такие цифры нереальными, указывая, что максимальный объем поставок в месяц был достигнут в минувшем году, и все равно это было не более 630-640 тыс. т. Сами металлурги опасаются, что под запланированные на 2007 г. объемы производства стали не хватит порядка 1 млн. т металлолома.
Ж/д тарифы
В течение 2006 г. грузовые ж/д тарифы не корректировались. Однако в конце года «Укрзализныця» сообщила, что повышение стоимости услуг произойдет с 1 января 2007 г. В частности, предлагается увеличить ставки внутренних перевозок руды и концентрата на 43%, экспортных – на 19%, одновременно тарифы на импорт этой продукции могут снизиться на 20%.
Минтранссвязи заявил, что, выравнивая импортные и экспортные тарифы, приводит законодательство в сфере тарифной политики в соответствие с требованиями ВТО. Федерация металлургов Украины отреагировала на планы Минтрансвязи повысить ж/д тарифы и аккордные ставки на перевалку внешнеторговых грузов в портах соответствующим заявлением, в котором прогнозирует, что повышение тарифов спровоцирует новый виток инфляции и станет причиной системного кризиса экономики.
Для металлургов повышение тарифов на 29% и аккордных ставок за перевалку грузов в портах на 30% обернется дополнительными незапланированными расходами в размере 2,5 млрд. грн. Соответственно, расчетная рентабельность метпроизводства в 2007 г. снизится к критической границе 4%, сократятся производство и объемы сбыта продукции, что приведет к потере внутреннего и внешнего рынков. Это, в свою очередь, отразится на валютном балансе страны, значительно уменьшатся отчисление в бюджеты всех уровней. Только госбюджет Украины недополучит около 900 млн. грн., – заявляют металлурги. Они требуют отменить приказы о повышении тарифов и аккордных ставок, а также создать эффективный орган по вопросам регуляции тарифов на транспорте, который будет устанавливать новые тарифы в зависимости от уровня инфляции, себестоимости услуг, уровня цен на энергоносителе и других факторов, с учетом консультаций с основными потребителями услуг.
По данным ассоциации «Укррудпром», из-за повышения тарифов на ж/д перевозки потери горнорудных предприятий в следующем году превысят 200 млн. грн. Кроме того, принятые решения стимулируют рост импорта в Украину ЖРС и, наоборот, ухудшение позиций украинских рудокопов на экспортных рынках.
И металлурги, и рудокопы жалуются на дефицит грузовых вагонов в отрасли, который в 2006 г. не только не уменьшился, но продолжает нарастать. В конце лета и осенью серьезные проблемы возникли с поставками вагонов для транспортировки угля из России. Из-за дефицита подвижного состава «Укрзализныци» отгрузки коксующегося угля из РФ фактически оказались заблокированными, вследствие чего пострадали украинские метпредприятия и КХЗ. Также в последние месяцы года усугубилась проблема недопоставок грузовых вагонов предприятиям «Укррудпрома», в результате чего на экспорт было недопоставлено до 500 тыс. т железорудного сырья.
Минтранссвязи заявляет, что дополнительные доходы «Укрзализныци» от повышения грузовых ж/д тарифов будут направлены на закупку подвижного состава. Ведомство собирается строить вагоны на своих предприятиях, а также закупать их напрямую и по лизинговым схемам.
В одобренной правительством Концепции госпрограммы реформирования ж/д транспорта наличествует долгосрочная программа по обновлению подвижного состава. В частности, в 2007 г. запланировано приобрести 150-170 вагонов, в то время как в 2006 г. было закуплено всего 61 вагон. На сегодняшний день парк вагонов «Укрзализныци» составляет 7,6 тыс. шт., износ составляет 60-70%.
Однако предприятия ГМК, которые являются основными потребителями услуг украинских железных дорог в промышленности, сомневаются в том, что при существующем непрозрачном бюджете и механизме управления «Укрзализныцею» положение может измениться. После предыдущего повышения тарифов было в апреле 2005 г., когда корректировалась стоимость перевозки, в частности, угля и черного лома, улучшения положения с закупкой вагонов не произошло.
В первые месяцы года сложные погодные условия и ограничения на поставки природного газа на метпредприятия отрицательно сказались на объемах производства в ГМК. Однако во II полугодии благоприятная экспортная конъюнктура позволила металлургам преодолеть последствия зимнего кризиса и закончить год с позитивными результатами.
Производство основных видов металлопродукции в 2006 г., млн. т:
2006 г. | к 2005 г., % | |
Чугун | 32,94 | 7% |
Сталь | 40,9 | 6% |
Гот. прокат | 34,5 | 7% |
Трубы | 2,62 | 14% |
Метизы | 0,43 | -4% |
Природный газ
В I полугодии наиболее острой проблемой в сырьевом обеспечении метпредприятий стала "газовая". Пока природный газ был сравнительно недорогим, металлурги широко использовали его доменном и мартеновском производстве. С 1 января 2006-го цена импортируемого газа для промпредприятий выросла с уровня $85-90/тыс. куб. м, а с учетом доставки и НДС до $145-150. Серьезной проблемой металлургов стало не только удорожание топлива, но и его дефицит в I квартале 2006 г., что привело к снижению объемов выпуска продукции в среднем на 4-5%.
Только в марте возобновилось стабильное обеспечение предприятий газом, хотя в целом для отрасли лимиты были снижены. В экономии топлива отныне заинтересованы сами металлурги, дополнительные расходы которых на его покупку при новой цене составили свыше миллиарда гривен. В минувшем году метпредприятия наконец перешли от слов к делу, приступив к внедрению энергосберегающих технологий.
В течение 2006 г. метпредприятия Украины потребляли в среднем 19 млн. куб. м природного газа в сутки, это несколько меньше, чем в предыдущем году. По итогам минувшего года объем потребления газа в металлургии составил 7,1 млрд. куб. м, тогда как за 2005 г. было израсходовано 9 млрд. куб. м.
В целом, итоги 2006 г. показали, что отрасль способна выдержать почти двукратное подорожание российского газа без существенного падения объемов производства и рентабельности. Однако "запас прочности" может быть исчерпан уже в 2007 г., с учетом нового повышения стоимости импортного газа (конечная цена для промпотребителей составляет $190-195).
Руда
Горнорудные предприятия в 2006 г. увеличили производство всех видов рудного сырья, в том числе на 20% вырос выпуск окатышей. За минувший год экспорт ЖРС вырос на 2% и составил 19,9 млн. т – в т.ч., вывоз концентрата вырос на 13,4%, аглоруды – на 9,1%, а экспорт окатышей снизился на 10,1%.
В прошлом году импорт ЖРС сократился почти на 15% - до 2,01 млн. т, в частности, ввоз концентрата (из РФ) упал на 11,4%, аглоруды – на 6,2%, окатышей – на 55,1%. Единственным предприятием, увеличившим импорт руды, стал ММК им. Ильича – его объем вырос на 27% - до 1,531 млн. т.
Украинские мощности по ЖРС, как известно, избыточны. За минувший год превышение производства над потреблением стало еще более явным. Особенность украинского рынка руды в том, что комбинаты ИСД, ММК им. Ильича и "Запорожсталь" находятся в зависимости от "Метинвеста", "Привата" и "Смарт-групп", которые контролируют основные ресурсы ЖРС в стране. Традиционно непростые отношения металлургов и рудокопов в конце минувшего года переросли в острый конфликт, результатом которого мог стать даже разрыв контрактных отношений.
На одном из последних балансовых совещаний предприятий ГМК отмечалось, что в связи с планами метпредприятий Украины нарастить в 2007 г. объемы выплавки чугуна, дополнительная потребность в ЖРС составит 5-6 млн. т, в том числе агломерата – 1 млн. т. Поставить эти объемы – не проблема, вопрос в цене.
В I полугодии 2006 г. рудное сырье на рынках СНГ было сравнительно дешевым. Из-за обвала стальных цен на мировых рынках метпредприятия снизили объемы производства и потребления руды. Со II квартала 2006 г. на украинском рынке ЖРС цены поднимались дважды – весной и осенью, в итоге за год стоимость концентрата ИнГОКа выросла в полтора раза (с $30 до $60/т), окатыши Полтавского и Северного ГОКов подорожали с $45 до $80/т, что практически дошло до мировых котировок.
Осенью Алчевский МК, ДМКД и ММК заявили, что не будут подписывать контракты на поставки руды по завышенным, по их мнению, ценам. Металлурги обвинили рудокопов в том, что они, используя посреднические схемы, завышают отпускные цены и покрывают свои убытки по экспорту за счет внутренних потребителей. Действительно, в октябре украинские ГОКи отгружали окатыши на экспорт в Европу по цене $75-80/т DAF, в то время как внутренним потребителям тот же продукт предлагался по $80-85/т.
Представители рудных предприятий заявляют, что ориентируются на динамику мировых цен (базой здесь является цена бразильской и австралийской руды для крупных потребителей в Азии и Европе), которые в минувшем году выросли на 19%. Металлурги в принципе против привязки стоимости отечественного сырья к мировому уровню, поскольку, во-первых, украинская руда хуже бразильской и австралийской, во-вторых, стоимость поставки украинского ЖРС внутреннему потребителю минимальна, в-третьих, в богатой рудой Украине она не может стоить столько же, сколько в Китае, Японии или Германии, где подобных запасов нет.
Отметим, что до сих пор российский импорт был тем фактором, который не позволял украинским горнорудным предприятиям бесконтрольно повышать цены. Однако в прошлом году российские Лебединский и Михайловский ГОКи ("Металлоинвест" Алишера Усманова) вступили в картельный сговор с украинскими собственниками сырья, имея целью в нынешнем году добиться нового повышения цен на руду на 20%. Напомним, что бизнесмен Вадим Новинский, который контролирует "Смарт-групп", является близким партнером по бизнесу Усманова.
В таких условиях производители, не имеющие собственных ГОКов, рассматривают варианты решения актуализировавшейся проблемы - возможность организации импорта ЖРС из дальнего зарубежья, особенно если российские и украинские ГОКи и дальше будут согласовывать повышение цен. В конце 2006 г. корпорация ИСД закупила для Алчевского МК пробную партию бразильской аглоруды в объеме 140 тыс. т., а на 2007 г. законтрактовала еще 700 тыс. т. Если сотрудничество будет выгодным (в чем можно не сомневаться по причине высокого качества импортного сырья), АМК полностью откажется от закупки украинской руды и перейдет на долгосрочные контракты по бразильскому ЖРС. Следующими, кто завезет ЖРС из Южной Америки, могут стать ДМКД и ММК им. Ильича.
Коксующийся уголь
По итогам 2006 г. объем добычи коксующегося угля в Украине составил почти 30 млн. т, что на 8% или 2,7 млн. т меньше уровня 2005 г. В целом, продолжающее снижаться внутреннее производство не в состоянии обеспечить растущие потребности украинских КХЗ, поэтому импорт угля в страну будет расти и дальше. Отечественные шахты не в состоянии быстро нарастить добычу, к тому же высокосернистый украинский уголь не может обеспечить качественный кокс, поэтому в шихту приходится добавлять импортный.
С особенно острым дефицитом украинский рынок углей столкнулся в сентябре-октябре, когда вырос спрос на сырье со стороны металлургов и коксохимиков, причем возникший дисбаланс оказалось невозможным ликвидировать за счет наращивания импорта. Проблемы с подвижным составом и введение ограничений РЖД на отгрузку углей в Украину привели к падению импорта из России. Кроме того, в целом на рынке РФ наблюдался дефицит свободных объемов угля, что связано с ростом потребностей со стороны металлургии, введением новых мощностей на российских КХЗ, а также ростом отгрузок в дальнее зарубежье.
Из-за временного дефицита коксующихся углей на российском рынке началось повышение цен: в сентябре цена импорта концентрата коксующихся углей в Украину из РФ выросла до $100/т, в октябре.
Поставки угля на внутренний рынок, млн т:
2005 | 2006* | |
Авдеевский КХЗ | 5,3 | 5,4 |
Миттал Стил Кривой Рог | 3,8 | 3,7 |
Алчевский КХЗ | 3,8 | 4,3 |
Азовсталь | 3,2 | 3,5 |
Запорожкокс | 2,7 | 2,4 |
Ясиновский КХЗ | 1,8 | 0,3 |
Донецккокс | 1,4 | 1,7 |
Баглейкокс | 1,2 | 1,2 |
Макеевкокс | 1,1 | 1,2 |
Днепрококс | 0,9 | 1,0 |
Днепродзержинский КХЗ | 1,0 | 1,0 |
ММК им. Ильича | 0,0 | 1,7 |
Енакиевский КХП | 0,7 | 0,7 |
Харьковский КХЗ | 0,1 | 0,2 |
Итого | 27,0 | 28,3 |
* - оценка
В 2006 г. дефицит углей для коксования оценивается в 8 млн. т. В минувшем году Украина импортировала 7,5 млн. т сырья, а в 2007 г. импорта понадобится уже 9-10 млн. т. До сих пор, по данным "Металлургпрома", даже в самые сложные времена импорт не превышал 8,3 млн. т. После окончания зимнего периода обеспечение предприятий коксующимся углем, как украинской, так и российской добычи, несколько улучшится, однако сырья все равно будет не хватать.
В этом году в Украине прогнозируется рост объемов производства чугуна, соответственно, спрос на сырье будет выше. И если украинские КХЗ оперативно могут нарастить выпуск кокса, то предприятиям углепрома для существенно роста добычи нужны сотни миллионов инвестиций и несколько лет. Поэтому для решения проблем с углем ряд металлургических и коксохимических предприятий могут выйти на рынки дальнего зарубежья.
В частности, председатель совета директоров корпорации ИСД Сергей Тарута заявил, что из-за недостатка коксующегося угля в Украине рассматривается возможность его импорта из США, а "Метинвест" для будущего ввоза морским путем сырья из Америки и Австралии уже приобрел портовые мощности в Севастополе. В "Укркоксе" считают, что иного выхода, кроме импорта из-за океана, нет: "Хоть в Америке, хоть в Южной Африке, хоть в Австралии, но брать уголь надо".
Выйти на рынки угля не трудно, сложнее организовать его доставку в Украину. Для транспортировки крупных партий сырья морским путем необходима модернизация транспортной инфраструктуры (создание крупных портовых терминалов, подъездных путей и т.п.). Пока в стране даже нет глубоководных портов, которые могли бы принимать суда водоизмещением около 150 тыс. т. Поэтому, и в нынешнем году основные объемы недостающего угля будут ввезены из России, хотя конкуренция за свободные объемы и, соответственно, цены, будет расти. В связи с дефицитом никаких мер по ограничению импорта коксующегося угля в Украину в 2007 г., разумеется, введено не будет.
Для решения проблемы дефицита угля украинские металлурги ищут возможности покупки собственных шахт. До последнего времени единственным собственником угольных активов в России была группа "Донецксталь", владеющая шахтой "Заречная" в Кузбассе. Сейчас дончане близки к покупке еще одной кузбасской шахты – "Сибирская".
"Запорожсталь" после восстановления работы обогатительной фабрики "Шолоховская" в Ростовской области планирует приступить к строительству новой шахты на Быстрянском угольном месторождении, лицензию на право разработки которого приобрели дружественные акционерам комбината структуры. А ММК им. Ильича купил нерентабельную шахту "Менжинская" в Луганской области, и уже с нынешнего года будет запускать на ней новые лавы и наращивать добычу.
Кокс
На украинском рынке кокса ситуация совсем иная. Предложение превышает спрос, при этом в достаточном количестве предлагается как украинская продукция, так и импорт. В 2006 г. китайский кокс по цене $120/т FOB оказался более конкурентоспособен по сравнению с российским по $150/т и тем более украинским по $180/т. По этой причине почти весь год на рынке наблюдался профицит, при этом КХЗ, даже учитывая проблемы с углем, не могли адекватно повысить отпускные цены на кокс. К концу года доменный кокс в Украине стоил 900-950 грн./т (без НДС).
Только в последние месяцы года, когда стал дорожать китайский кокс, украинская продукция стала более конкурентоспособной. Более того, в IV квартале украинского сырья стало не хватать, что объясняется нехваткой угля для коксования. В ноябре дефицит поставок с украинских КХЗ на метпредприятия составил 100 тыс. т, в декабре – 73 тыс. т. Традиционно докупать импортный кокс приходится ММК им. Ильича, "Запорожстали" и "Миттал Стил Кривой Рог".
Дефицит угля для коксования в текущем году может привести к остановке части мощностей КХЗ, которые не имеют гарантированного потребителя. В 2006 г. были введены дополнительные мощности – три коксовых батареи суммарной производительностью 1,57 млн. т. В нынешнем году планируется ввод в эксплуатацию еще двух КБ мощностью 1,1 млн. т.
В минувшем году на неполную загрузку мощностей перешел "Донецкокс", а Ясиновский КХЗ был передан в аренду ММК (45% потребностей ММК). Сложности со сбытом продукции испытывали не только приднепровские коксохимы (особенно "Баглийкокс"), которые обеспечиваются углями по давальческой схеме, но и заводы группы "Метинвест", имеющей ресурсы угля.
Для метпредприятий, не имеющих собственных КХЗ, проще купить готовый кокс, нежели импортировать угли для коксования. Поэтому в текущем году, несмотря на излишек мощностей в украинской коксохимии, импорт кокса будет расти. По оценке ПХО "Металлургпром", для обеспечения производства чугуна в 2007 г. в объеме 35 млн. т потребность Украины в импортном коксе составит 12 млн. т.
В 2006 г. экспорт кокса из Украины был минимален – всего 400 тыс. т, зато импорт вырос на 44%, до 1,2 млн. т, при этом основным поставщиком стала Польша. В течение прошлого года Миттал Стил ввозил из Польши и России 900 тыс. т сырья в месяц, а в конце года сообщил о планах импортировать также китайский кокс. ММК традиционно часть кокса импортирует с Алтая, остальное берет в Украине.
"Запорожсталь" с 2007 г. берет в аренду Горловский КХЗ, мощности которого составляют 400 тыс. т кокса в год. Всего потребности комбината составляют около 2 млн. т, из которых около 90% поставляет "Запорожкокс". Те же проблемы (с углем) и у "Алчевсккокса". После ввода КБ №10-бис общая мощность АКХЗ достигла 3,6 млн. т в год, соответственно, для его стабильной работы необходимо 5 млн. угольного концентрата.
Металлолом
В 2006 г. произошло существенное повышение стоимости металлолома. К концу года украинское сырье на внутреннем рынке стоило почти столько же, сколько и лом на экспорт. Ожидалось, что в связи с подорожанием газа себестоимость выплавки чугуна вырастет, и металлурги станут больше использовать металлолом. Зимой, из-за ограничения лимитов по газу, возник даже дефицит лома, его стоимость, вместо оговоренных 850 грн./т, увеличилась до 965 грн.
На 2006 г. необходимое количество привозного металлолома оценивалось в 8 млн.т. Реальная же потребность и, соответственно, поставки, составили 7 млн. т, что на 9,5% выше уровня 2005 г. В среднем потребности метпредприятий в этом сырье были удовлетворены на 90%.
Потребление стального лома в Украине стабильно увеличивается и будет дальше расти. Уже сегодня ощущается напряженность с его поставками, в ближайшие годы дефицит будет нарастать. Связано это с общим снижением объемов ломосбора в последние годы и увеличением использования сырья в сталеплавильном производстве.
Помимо постепенного увеличения доли выпуска электростали в отрасли планируется строительство и ввод ряда сталеплавильных проектов, которые будут работать на ломе. Эксперты прогнозируют, что в связи с ростом привлекательности внутреннего рынка, где цены сравнялись с экспортными, отгрузка зарубеж украинского лома будет снижаться. Более того, если выплавка стали в ближайшие годы будет расти, вероятно, увеличение импорта лома, объемы которого до последнего времени были минимальны.
Колебания цен на рынке лома, как и прежде, будут определяться уровнем спроса и сезонными факторами, однако стоить $150/т, как это было в минувшие годы, он уже не будет. В 2006 г. цена металлолома постоянно повышалась самими металлургами, которые предлагали поставщикам более высокую цену, конкурируя за свободные объемы. В итоге закупочные котировки метпредприятий выросли с начала года почти на 50%, а именно со $170/т без доставки в январе до $250/т в ноябре.
Падение объемов ломосбора в Украине также связано с непрозрачностью и зарегулированностью рынка и низким уровнем инвестиций в ломоперерабатывающую промышленность. В 2006 г. важнейшими законодательными новациями в этой сфере стали снижение экспортной пошлины на лом и освобождение от обложения НДС операций с металлоломом (поставка и импорт)
Закон о поэтапном (в течение 7 лет с ?30 до ?10/т) снижении экспортных пошлин принят в рамках «пакета законопроектов по ВТО». Металлургическое лобби в парламенте, которое несколько лет блокировало снижение тарифов, согласилось поддержать новый закон в обмен на либерализацию металлоторговли с Евросоюзом. Кроме того, в настоящее время украинский рынок лома все меньше ориентируется на экспорт.
За минувший год экспорт лома составил всего 744 тыс. т, что на 41% меньше уровня 2005 г., да и вообще самый низкий показатель за несколько лет. В целом, за последние пять лет объемы вывоза лома снизились в восемь раз. Следует добавить, что в минувшем году еще правительством Еханурова было принято решение об исключении лома из режима свободной торговли с Молдовой. Таким образом, снижение пошлин не приведет к существенному росту экспорта сырья. Сегодня спрос и цены на лом на внутреннем рынке выросли настолько, что экспортные операции для поставщиков лома потеряли смысл.
Обеспечение ломом метпредприятий:
Предприятие | 2006, тыс. т | 2006/2005, % |
ИСТИЛ | 1039 | 18 |
Запорожсталь | 771 | -8 |
Миттал Стил Кривой Рог | 760 | 22 |
ММК им. Ильича | 685 | 1 |
Алчевский МК | 600 | 45 |
Азовсталь | 568 | -13 |
ДМК им. Дзержинского | 519 | 3 |
Енакиевский МЗ | 516 | -1 |
Макеевский МК | 467 | 51 |
Донецкий МЗ | 428 | 12 |
Днепроспецсталь | 328 | -1 |
Нижнеднепровский ТЗ | 251 | 7 |
Всего | 6931 | 9 |
Закон об освобождении от НДС операций с ломом формально вступил в действие с 1 января 2007 г. Правда, реально он начнет работать тогда, когда правительство примет постановление, уточняющее перечень лома и отходов черных металлов, по отношению к которым НДС взиматься не будет. В полной мере оценить влияние отмены «ломного НДС» на рынок удастся только после этого. Пока, с началом 2007 г. большинство метпредприятий снизили закупочные цены на размер НДС – с 1240-1250 до 1040-1050 грн./т.
Освобождение от налога вводится, как временная мера – до 1 января 2008 г., однако впоследствии она может быть продлена. Принятие этого законопроекта должно исключить злоупотребления при возмещении экспортного НДС предприятиями, использующими криминальные схемы возврата налога, а также позволит сократить теневую часть рынка металлолома, повысить экологическую и радиационную безопасность, увеличить объемы ломосбора.
По оценкам «УаВтормет», потребность внутреннего рынка в металлоломе на 2007 г. с учетом предусмотренного объема производства стали составит около 8 млн. т. Это предполагает ежемесячные поставки метпредприятиям в 670 тыс. т. Сами операторы рынка называют такие цифры нереальными, указывая, что максимальный объем поставок в месяц был достигнут в минувшем году, и все равно это было не более 630-640 тыс. т. Сами металлурги опасаются, что под запланированные на 2007 г. объемы производства стали не хватит порядка 1 млн. т металлолома.
Ж/д тарифы
В течение 2006 г. грузовые ж/д тарифы не корректировались. Однако в конце года «Укрзализныця» сообщила, что повышение стоимости услуг произойдет с 1 января 2007 г. В частности, предлагается увеличить ставки внутренних перевозок руды и концентрата на 43%, экспортных – на 19%, одновременно тарифы на импорт этой продукции могут снизиться на 20%.
Минтранссвязи заявил, что, выравнивая импортные и экспортные тарифы, приводит законодательство в сфере тарифной политики в соответствие с требованиями ВТО. Федерация металлургов Украины отреагировала на планы Минтрансвязи повысить ж/д тарифы и аккордные ставки на перевалку внешнеторговых грузов в портах соответствующим заявлением, в котором прогнозирует, что повышение тарифов спровоцирует новый виток инфляции и станет причиной системного кризиса экономики.
Для металлургов повышение тарифов на 29% и аккордных ставок за перевалку грузов в портах на 30% обернется дополнительными незапланированными расходами в размере 2,5 млрд. грн. Соответственно, расчетная рентабельность метпроизводства в 2007 г. снизится к критической границе 4%, сократятся производство и объемы сбыта продукции, что приведет к потере внутреннего и внешнего рынков. Это, в свою очередь, отразится на валютном балансе страны, значительно уменьшатся отчисление в бюджеты всех уровней. Только госбюджет Украины недополучит около 900 млн. грн., – заявляют металлурги. Они требуют отменить приказы о повышении тарифов и аккордных ставок, а также создать эффективный орган по вопросам регуляции тарифов на транспорте, который будет устанавливать новые тарифы в зависимости от уровня инфляции, себестоимости услуг, уровня цен на энергоносителе и других факторов, с учетом консультаций с основными потребителями услуг.
По данным ассоциации «Укррудпром», из-за повышения тарифов на ж/д перевозки потери горнорудных предприятий в следующем году превысят 200 млн. грн. Кроме того, принятые решения стимулируют рост импорта в Украину ЖРС и, наоборот, ухудшение позиций украинских рудокопов на экспортных рынках.
И металлурги, и рудокопы жалуются на дефицит грузовых вагонов в отрасли, который в 2006 г. не только не уменьшился, но продолжает нарастать. В конце лета и осенью серьезные проблемы возникли с поставками вагонов для транспортировки угля из России. Из-за дефицита подвижного состава «Укрзализныци» отгрузки коксующегося угля из РФ фактически оказались заблокированными, вследствие чего пострадали украинские метпредприятия и КХЗ. Также в последние месяцы года усугубилась проблема недопоставок грузовых вагонов предприятиям «Укррудпрома», в результате чего на экспорт было недопоставлено до 500 тыс. т железорудного сырья.
Минтранссвязи заявляет, что дополнительные доходы «Укрзализныци» от повышения грузовых ж/д тарифов будут направлены на закупку подвижного состава. Ведомство собирается строить вагоны на своих предприятиях, а также закупать их напрямую и по лизинговым схемам.
В одобренной правительством Концепции госпрограммы реформирования ж/д транспорта наличествует долгосрочная программа по обновлению подвижного состава. В частности, в 2007 г. запланировано приобрести 150-170 вагонов, в то время как в 2006 г. было закуплено всего 61 вагон. На сегодняшний день парк вагонов «Укрзализныци» составляет 7,6 тыс. шт., износ составляет 60-70%.
Однако предприятия ГМК, которые являются основными потребителями услуг украинских железных дорог в промышленности, сомневаются в том, что при существующем непрозрачном бюджете и механизме управления «Укрзализныцею» положение может измениться. После предыдущего повышения тарифов было в апреле 2005 г., когда корректировалась стоимость перевозки, в частности, угля и черного лома, улучшения положения с закупкой вагонов не произошло.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение