Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Поднебесная драма. "Русмет". 2 июля 2009

Китаю, похоже, так и не удастся добиться желанного 40%-ного снижения контрактных цен на железную руду
На переговорах по ценам на железную руду Китай терпит одно поражение за другим. Азиатские потребители сырья согласились на меньшее, чем ожидалось, снижение, а спотовые цены превысили оговоренные в уже заключенных контрактах. Сроки предыдущих контрактов истекли, и теперь китайцам придется вернуться к спотовым закупкам. Тем не менее, они готовы потерять деньги, но – не лицо.
Отнюдь не блестящая изоляция
Крупнейший потребитель ЖРС, Китай, закупает около половины руды, поступающей на мировой рынок: в прошлом году импорт в эту страну составил 440 млн. т. Казалось бы, это должно обеспечивать мощные рычаги давления на поставщиков в ценовых переговорах. Однако до недавнего времени китайцам нечего было противопоставить диктату "Большой тройки" горнорудных компаний, контролирующих 80% трансокеанских поставок. Стремительное расширение китайской сталелитейной промышленности из года в год приводило к опустошению сырьевых рынков, и за последние шесть лет в условиях острого дефицита корпорации Vale, Rio Tinto и BHP Billiton сумели взвинтить цены в 6 раз!
Ситуацию изменил глобальный экономический кризис. Спрос и цены на сталь обвалились, производители резко сократили объемы выплавки, и, разумеется, уменьшили потребление сырья. Дефицит руды сменился значительным избытком поставок, спотовые цены рухнули, а заказчики (в основном, китайские) начали отказываться выкупать объемы ЖРС, оговоренные в долгосрочных контрактах, по сильно завышенным прошлогодним ценам.
В этих условиях очередные ежегодные переговоры по базовому изменению цен проходили в замедленном режиме. Бразильская группа Vale предоставила возможность заключить первый контракт своим австралийским конкурентам, чтобы избежать прошлогоднего конфуза, когда Rio Tinto и BHP Billiton сумели выторговать для себя более выгодные условия. Австралийцы же терпеливо выжидали прояснения рыночных тенденций, рассчитывая, что антикризисные $586 млрд., которые китайское правительство решило инвестировать в экономику, обеспечат повышение спроса и цен на сталь.
Тем временем, китайцы, чтобы компенсировать низкую степень консолидации мировой сталелитейной промышленности, договорились с японскими и корейскими конкурентами объединить усилия в переговорах с "Большой тройкой", чтобы добиться максимального понижения контрактных цен. В результате, все крупнейшие компании Азии утверждали, что ЖРС с 1 апреля 2009 года должно подешеветь на 40-50%. Вялая торговля продолжалась несколько месяцев. Однако когда миновало 1 апреля, японцы и корейцы, терпеливо ожидавшие исхода китайско-австралийского противостояния, серьезно забеспокоились.
Дело в том, что из всех участников рынка одна только BHP Billiton стремится изменить традиционную систему ценообразования с годовыми контрактами и ввести поквартальную или помесячную индексацию цен. Все остальные продавцы и покупатели руды предпочитают сохранить эту систему. Споры идут только в отношении конкретной цены, которая устанавливается на ежегодных переговорах. И когда стало очевидным, что китайцы не пойдут на компромисс, весь рыночный механизм оказался под угрозой.
В этой ситуации "картель покупателей" развалился. Сначала Nippon Steel, Posco и другие восточноазиатские компании подписали соглашения с Rio Tinto, в которых цена на мелочь была уменьшена на 33%, а на кусковую руду – на 44%. Затем они на аналогичных условиях заключили контракты с BHP. Позднее Vale договорилась с Arcelor Mittal и азиатскими потребителями (кроме Китая) о снижении цены на мелочь на 28,2%, а на кусковую руду и окатыши – на 44,5-48,3%. В итоге Китай, жестко настаивающий на своих требованиях о возвращении цен на уровень 2007 года, остался в изоляции.
А Китай – против!
Аналитики сочли достигнутый результат большой удачей поставщиков сырья. Фактически они добились премии к спотовым ценам, которые на тот момент были на 40% ниже, чем в прошлогодних контрактах. С другой стороны, для сталелитейных компаний снижение цен на руду на 33% тоже было вполне приемлемо. По оценкам отраслевых экспертов, при этом, затраты на сырье (включая уголь) сократились, в общей сложности, на 50%, что в некоторой степени компенсирует падение цен на сталь. Свой вклад в увеличение маржи сталелитейных компаний внесет и уменьшение стоимости фрахта. Тем временем, слабые, но вполне отчетливые признаки восстановления начинают просматриваться и на рынке стали, так что у ее производителей появится определенная свобода маневра в отношении цен на свою продукцию
Однако вряд ли система ежегодного определения фиксированных цен FOB на железную руду так и не претерпит в ближайшее время никаких изменений. По мнению ряда экспертов, традиционная форма ценообразования будет смещаться к комбинации базовых годовых договоров и индексации. Прогнозируется и другой вариант: на фоне пониженного спроса продавцы и покупатели могут перейти от ежегодных переговоров к ежеквартальным. Некоторые аналитики вообще полагают, что возрастающая волатильность рынков "превратила существующую систему ценообразования на рынке руды в динозавра". Они напоминают, что во втором полугодии 2008 года покупатели платили за ЖРС рекордно дорого несмотря на экономический кризис и падение спотовых цен на 60%.
Настойчивость китайской металлургической ассоциации China Iron and Steel Association (CISA), требующей снижения цен на 40-50% не взирая на уже достигнутые соглашения с другими покупателями, указывает, что на сей раз "эффект домино" вряд ли возможен. "Отказ от этой позиции связан для китайцев с потерей лица, – говорит аналитик банковской группы ANZ Марк Перван. – Это означает, что более вероятен другой исход: либо они сумеют добиться ежегодных контрактов, в которых будут указаны соответствующие их требованиям цены CIF в китайском порту, либо вернутся на спотовый рынок".
Понятно, что сделки, в которых оговаривается цена CIF (а не FOB, как традиционно принято на мировом рынке руды) переносят фрахтовые риски на поставщиков и исключают премии за разницу в стоимости транспортировки, из-за спора о которых сильно затянулись прошлогодние переговоры. Безусловно, австралийские производители руды будут жестко противиться этим требованиям. С другой стороны, ориентация на спотовый рынок, весьма привлекательная до недавнего времени, чревата серьезными рисками. За июнь спотовые цены выросли на 25% (до около $80 за т CIF Китай для австралийской руды) и уже превышают цены в контрактах Rio Tinto на $12-15 за т.
Предыдущие договора истекли 30 июня. Поскольку новые контракты пока не заключены, теперь значительная часть австралийских поставок будет переадресована на спотовый рынок, где Rio Tinto в текущем году и так уже продает половину своей руды. Правда, Чень Сяньвэнь, директор маркетингового департамента CISA, сообщил агентству Xinhua, что переговоры с поставщиками продолжаются. Однако он отметил, что ассоциация по-прежнему считает, что цены должны быть снижены, как минимум, на 40-45%. Это не те условия, на которые готовы согласиться экспортеры железной руды.
Регулирование рынка вместо контрактов
Понятно, что такой исход переговоров (вернее, его отсутствие) не стал неожиданностью, и китайцы заранее к этому подготовились. В последние месяцы они активно наращивали импорт руды, так что уровень ее запасов на китайских портовых складах стабильно составляет 75-80 млн. т. Это повышение объемов импорта было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, с начала кризиса спотовые цены были ниже контрактных. Во-вторых, при таких ценах на руду около 70% внутренних добывающих мощностей оказались нерентабельными и были остановлены. В-третьих, местные трейдеры увеличивали закупки еще и из спекулятивных соображений. Фактически сейчас у китайских заводов есть возможность резко сократить объемы импорта, что, собственно, и будет сделано. И поскольку именно их рост обусловил повышение спотовых цен, то уменьшение должно обеспечить обратный эффект.
Когда переговоры зашли в тупик, CISA занялась регулированием рынка железной руды. Прежде всего, ассоциация потребовала прекратить спекуляцию этим сырьем. CISA и курирующие ее деятельность государственные органы затеяли расследование, чтобы выявить особо активных спекулянтов, у которых могут быть изъяты лицензии на импорт. В результате обнаружилось, что все пять крупнейших импортеров – не заводы, а дилеры, складирующие руду в ожидании роста цен. Генеральный секретарь CISA Шэнь Шанхуа возмущенно заявил, что в последние несколько лет в группу 12 крупнейших импортеров входили всего 2-3 дилера. При этом, по таможенной статистике, объем руды, не выгруженной в китайских портах, в мае составил более 55,5 млн. т (годовой прирост 24,6%), а за первые четыре месяца – 185 млн. т (прирост – 20,5%).
Кроме того, CISA начала организовывать коллективные закупки импортной руды. В принципе, эта идея возникла еще в начале 2007 года. Тогда предполагалось, что переговоры от имени заводов Центрального Китая будет вести Wisco, восток будет представлять Baosteel, а север – Shougang. Однако в то время попытка провалилась, поскольку у всех предприятий ведется собственная бухгалтерия, и, кроме того, между ними существует острая конкуренция. Теперь же к этой идее вернулись: 8 июня Ассоциация чугуна и стали провинции Шаньси уже предложила десяти крупным заводам (объем выплавки стали – более 1 млн. т в год) приобретать руду совместно. Ожидается, что большие объемы сделок дадут возможность делать закупки по более выгодной цене.
Наконец, серьезные надежды китайцы возлагают на расширение собственной добычи. В конце июня Bureau of Geology and Mineral Resources провинции Ляонин сделало сенсационное объявление: геологи обнаружили крупнейшее в Азии месторождение железной руды. По предварительным данным, его запасы превышают 3 млрд. т, а содержание железа варьируется в диапазоне 25-62%. Более того, представители администрации провинции утверждают, что запасы могут оказаться гораздо большими. По мнению геологов, они могут составить около 7,6 млрд. т. Местные власти оценивают стоимость проекта примерно в $366 млн., ожидается, что основными инвесторами станут администрация провинции, неназванная компания из г. Шэньжень и Benxi Iron & Steel. Правда, аналитик ChinaCCM Ма Цзонпу сообщил China Daily, что продукция с этого месторождения появится на рынке не ранее 2015 года, так как руду придется добывать более чем на километровой глубине.
Тем не менее, все эксперты сходятся в том, что возврат Китая к спотовым закупкам не выгоден для обеих сторон. Поставщики руды утратят крупнейший рынок. Например, в первом квартале продажи Vale в Китай составили $2,4 млрд., т.е., четверть всех доходов бразильской группы. Для австралийцев же потери окажутся еще большими. Китайское правительство имеет неплохие рычаги влияния на свои сталелитейные заводы и может определять объемы их закупок. Уже появилась идея запретить импорт руды по цене, выше установленной властями. В этой ситуации горнорудные компании утратят возможность долгосрочного планирования своей деятельности. Тем не менее, они не желают допускать создания прецедента, поэтому вряд ли уступят требованиям китайцев, которые не ищут компромисса, а предъявляют ультиматум. Правда, такой крупный покупатель действительно может рассчитывать на особое отношение. Как бы то ни было, похоже, что традиционная система ценообразования, верно служившая производителям и потребителям руды более сорока лет, уже осталась в прошлом.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.