Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Восстание ферм-интеграторов против торговых сетей. Покупайте российское! "Крестьянские ведомости". 17 июля 2013

В России незаметно для высоких властей началось образование ферм-интеграторов. Они чаще именуют себя привычным словом "кооперативы", но то, чем они занимаются, не вполне кооперация в чистом виде. Это вывод на большие рынки тех, у кого для этого нет никаких шансов – владельцев ЛПХ и других мелких производителей.
То, что происходит сейчас на одном из столичных бульваров, очень похоже на Париж, где каждую неделю фермеры встречаются с горожанами. "Руссо туристо" (бывшие совграждане) наездились по миру, насмотрелись на европейские рынки, впечатлились и им тоже захотелось свободы, демократии и здравого смысла хоть бы в сфере торговли продуктами питания. И вот в Москве (Новые Черемушки) проходит первая ярмарка Тверских производителей продовольствия. К удовольствию потребителей.
Практически это вызов торговым сетям. Или, если хотите, восстание против них.
Некоммерческое партнерство с длинным, но понятным названием "Объединение сельскохозяйственных и промышленных производителей в сфере потребительского рынка", заручившись письмом тверского минсельхоза, постучалось к властям столицы с предложением организовать торговлю продукцией исключительно Российского производства. Председатель партнерства Михаил Микоц, отвлекаясь от проверки МЧС и санэпидстанции, комментирует событие специально для AgroNews:
- По словам жителей, прежде здесь торговала стоязыкая толпа с товаром неясного происхождения. Теперь, по-волжски "окая", жителям Черемушек продают конкретно тверские продукты, о которых горожане имели представление только по рассказам. Во многом оттого, что торговым сетям невыгодно брать такие товары на реализацию – они требуют больших торговых скидок, а производителям невыгодно снижать цену.
Но как частник может продавать ниже себестоимости? Вот его продукцию и не пускают на прилавок супермаркетов. В результате - падение реализации, снижение производства, снижение налогов и уровня жизни населения в деревне. Так что торговые сети – это не просто магазин. Это политика ослабления отечественных товаропроизводителей. Народ это уже понял и согласен поддержать своих крестьян рублем.
В регионах России действительно производят много такого, чего не найдешь в торговых сетях. Из Твери в Москву привезли масло расторопши, горчицы и льна, сушеные грибы, иван-чай, печенье из сухофруктов и пророщенной пшеницы, вяленые землянику, чернику, смородину, малину и бруснику, сушеные корни калгана и сабельника. Отдельный интерес покупателей - крупы и каши из них: овес, лен, толокно, кедр, гречка, пшеница и рожь. Смеси и комбинации с добавками из тех же сушеных ягод и грибов можно заказать или составить самостоятельно, в зависимости от вкуса, собственной диеты или советов врачей. Само собой разумеется, здесь тверское молоко, творог, масло, колбасы, овощи, и картофель. Кто привез продукты на "Жигулях", а кто на грузовике с прицепом.
- Я привез картошку из своего ЛПХ, Спировский район, поселок Выдропужск. Плюс лук, морковка, свекла. Нанял машину – ГАЗ. Погрузил шесть с половиной тонн. Продавал картошку вначале по 40 рублей, сейчас по 35. Все свое, свежее, прямо с поля, - говорит Игорь Грищук, тверской овощевод. – Москвичам, оказывается, важно, что я сам это выращиваю. Говорят, импорт всем не то, что надоел, – его боятся…
Утомленные усредненным качеством товара в супермаркетах, жители столицы с пристрастием расспрашивают фермеров, огородников и кооператоров не только о продуктах, но и о том, как их выращивают, убирают, хранят, упаковывают. Поневоле неспешный разговор заходит об условиях жизни на селе, о зарплате, о больницах, школах, пенсиях. Горожанам интересно знать, как устроена страна и что у нее внутри на самом деле, а не по телевизору.
Политэкономический ликбез средствами народной дипломатии.
На ярмарке в Черемушках есть павильоны не совсем привычные. К примеру, изделия своих воспитанников продает государственное бюджетное учреждение (ГБУ) Ржевского района "Социальный приют для детей и подростков" - вязание, кружева, тапочки, браслетики, игрушки, пирожки. Цены от 15 рублей. Дети, чьи родители лишены своих прав за пьянство и уголовщину, стараются поправить бюджет государственного учреждения. Поскольку им на рынке торговать не полагается, за прилавком стоят работники местного Дома культуры и собирают деньги в копилку.
Монастырские продукты обещают стать специальным направлением продуктовой линейки ярмарки. В монашеской скуфье и рясе торгует Владимир – послушник Ниловой Пустыни на Селигере – продает иван-чай, коренья, огурцы, копченья, картошку, выпечку, мед. Скоро должны подвезти молочные изделия, в Нило-Столобенском монастыре есть свое стадо. В мирской жизни Владимир был наладчиком металлорежущих станков на авиационном заводе в Москве.
Движение ферм-интеграторов в России стихийно началось года два назад. Вначале Ассоциация рестораторов и отельеров озаботилась качеством продуктов для ресторанов Москвы и начала искать "честных" производителей мяса, рыбы, птицы, которые не увлекаются специальными добавками к кормам и не накачивают тушки водой с солью. Но рынок ресторанов не так велик и не консолидирован. Затем горожане, ради спокойствия за питание детей, начали искать поставщиков "деревенского" продовольствия сначала для себя, потом для друзей, потом для соседей, затем это начало превращаться в бизнес.
AgroNews рассказывал о первых шагах энтузиастов, о том, как их работа провоцирует прирост производства ЛПХ (и мелких фермеров) в Московской и близлежащих областях. Как и в любом новом деле, на которое есть спрос, конечно, не обходится без самозванцев и любителей нагреть руки. Есть примеры, когда яйца для ЛПХ закупаются на птицефабрике, а потом продаются по 100 рублей за десяток как домашние "от курочки-рябы". Но обман бывает, как правило, один раз, жулики быстро отсеиваются и не они определяют общий фон движения.
Ярмарка в Черемушках, где впервые сделана попытка выезда в столицу, на крупнейший рынок продовольствия, целого региона, показывает, что тема актуальна и продолжает развиваться при минимальной административной поддержке. Однако это вовсе не означает, что поддержка не нужна вообще.
В аграрной экономике есть магистрали, по которым движутся миллионы тонн молока, мяса, рыбы, фруктов и овощей. За этими магистралями ухаживают государства, банки, силовые структуры. А есть муравьиные тропы, по которым незаметно движется объем продовольствия вполне сопоставимый, а иногда и больший. За этими тропами практически никто не ухаживает, кроме тех, кому они нужны. Владельцы ЛПХ, мелкие фермеры, огородники, пасечники сами пробиваются на рынки сбыта.
С тех пор, как в сентябре 2006 года в Кондопоге произошел бунт населения против приезжих торговцев на рынках, государство сделало немало для укрепления позиций местных производителей. Но эти действия не всегда имели нужное направление, поскольку решения принимались экстренно и далеко не всегда в совете с крестьянами.
Из самых эффективных можно назвать проведение ярмарок выходного дня в Москве и крупных городах, где можно продать свою продукцию. По свидетельству участников ярмарки в Черемушках, не стало препятствий в проезде машин с продовольствием к местам ярмарок. Проблемы торговли на крупных рынках столицы – это отдельный разговор, но ГИБДД в пути более не тормозит по пустякам за мзду, и бандиты не останавливают перед городом с требованием продать товар за бесценок либо "разворачивать оглобли". Так ли по всей стране – судить не будем, но со стороны Твери к доступности ярмарок Москвы претензий все меньше.
Тем не менее, срок торговли на ярмарках выходного дня – трое суток – явно недостаточен для человека, который привез шесть с половиной тонн продукции. По свидетельству владельца ЛПХ из Выдропужска Игоря Грищука, срок проведения Тверской ярмарки в Черемушках впервые оптимален: 6 - 7 дней. Кстати, и хостелы (по примеру домов колхозника) в городе появились за 500 рублей в сутки – этого также прежде не было. То есть было до 70-х годов прошлого века, но кому-то показалось смешным анахронизмом.
Теперь немного о Париже и взаимоотношениях горожан с фермерами. После каждой мировой войны фермеры спасали парижан от голода, торгуя продуктами прямо на бульварах города. И жители столицы помнят это. Такие истории здесь преподают в школах. По городскому закону фермеры имеют право без налогов и с минимальной оплатой за места торговать по субботам и воскресеньям на всех бульварах с раннего утра и до полудня. Большая часть парижан закупает мясо, рыбу, овощи, фрукты, другие продукты на неделю именно в эти часы. Ветеринарный и фитосанитарный осмотр проводится на ферме, а не на рынке, причем забой скота и птицы ведется только на специализированных бойнях – никакой самодеятельности, если речь идет о продаже мяса. Так что покупатель защищен от неожиданностей, и это всем известно.
Многие имеют друзей среди фермеров и ездят к ним с детьми отдыхать. Был случай, когда новый мэр столицы пытался обложить фермеров налогами, но горожане вышли на улицы с протестами и мэр "включил заднюю передачу". Более к этому вопросу в Париже не возвращались, а организацией мест торговли занялись специализированные фирмы, аккредитованные при муниципалитетах. Что входит в их обязанности: установка-разборка мобильных навесов, обеспечение их водой и электричеством, пожарная и санитарная безопасность, мобильные туалеты, оперативная уборка территории, поскольку после полудня бульвары должны быть очищены для прогулок.
Первая ферма-интегратор появилась в Париже сразу после 1945 года. Ее придумал Доминик Лоро. На фамильной ферме у задних ворот Версаля (ею когда-то владел Наполеон Бонапарт), Доминик сделал сельскохозяйственный зоопарк, куда водят школьников на экскурсии по биологии. Там можно покормить кур, овец и даже подоить коз и коров. Но главный бизнес фермы – вывод на рынок мелких производителей, которые в Париж никогда не попадут со своими мелкими объемами. Доминик разрабатывает бренды, упаковку, этикетки и продает изделия кузнецов, вышивальщиц и продукты с малых ферм в большие супермаркеты, где товар уходит нарасхват.
Самый яркий пример – конфитюры бабушки Мари. Это не выдуманный бренд. Бабушка Мари – вдова фермера. У нее остались фруктовые и ягодные сады. И с такими же, как она, пенсионерками, варят конфитюры, потрясающие своим натуральным вкусом. Без фермы Лоро она бы просто продала хозяйство и жила в доме престарелых. А сейчас дает работу двум десяткам односельчан и не знает проблем со сбытом. И это только один пример из жизни сельской Франции. Но за ним стоит, как вы понимаете, не только инициатива фермера-интегратора, но и поддержка государства, в частности, Минсельхоза Франции, которые бдительно корректируют законодательство, чтобы у жителей села была работа, налогами от результатов которой пополнялись бы муниципальные бюджеты.
Когда мы с моим коллегой Константином Мезенцевым снимали фильм об истории мирового крестьянства "Великий Незнакомец" (съемки шли в России, Голландии, США, Франции, Великобритании и Греции), провели интервью и с Домиником Лоро. Он сказал тогда: "Без мелких ферм не будет духа Франции. И Франция всегда помнит об этом".
Однако вернемся в Москву. Ярмарка, проведенная в московских Черемушках, - первый удачный опыт добровольной (не административной) интеграции мелких производителей одного региона при поддержке властей столицы. Эффект налицо: довольны горожане, довольны крестьяне.
Продано 7 тонн молочной продукции. 37 тонн овощей, 1700 килограммов колбас, на полмиллиона меда, на 650 тысяч рублей круп, на 800 тысяч рублей кондитерских изделий. Миллион сто тысяч заплатили горожане за товары народных промыслов и четыре с половиной миллиона за одежду из льна, простыни, салфетки и другую продукцию легкой промышленности. Тверские продали все, что привезли.
Уже сейчас ясно, что мы имеем опыт, нуждающийся в серьезном осмыслении экономистами, политиками и государственными служащими. Также понятно, что относиться к таким инициативам "снизу", как к обычному бизнесу, не будет разумным исходом. Требуется государственная инициатива в совершенствовании законодательства о доступе мелких и средних товаропроизводителей на внутренние рынки продовольствия. Чтобы они не зависели от желания или нежелания какого-либо администратора.
"Без мелких ферм не будет духа Франции".
А России?
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение