Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Совещание в Воронежской области о развитии молочного животноводства. Часть II.

А.Гордеев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Хочу Вас поблагодарить за то, что на совещании рассматривается ключевой вопрос, связанный с развитием сельских территорий.Состояние молочного животноводства, а проще говоря, то, что происходит с численностью коров, является главным индикатором оценки социально-экономического положения в целом любого сельского района.
С целью экономии времени не буду подробно разворачивать тему о том, насколько для российского общества и государства важно добиться устойчивого комплексного развития сельских территорий. Ещё раз повторю главную мысль: молочное животноводство играет в этом ключевую роль, и об этом говорили Вы и Николай Васильевич Фёдоров.
До 2008 года производство молока и поголовье дойного стада в нашей области сокращалось. Начиная с 2009 года, используя подходы федеральной государственной программы "Развитие сельского хозяйства" и соответствующую региональную программу, мы сделали упор на развитие животноводства и прежде всего на молочное и мясное скотоводство. Не хочу делать самоотчёт (мы также раздали слайды, участники совещания могут посмотреть цифры, динамику, место Воронежской области в общих показателях в Российской Федерации), важно отметить, что благодаря развитию животноводства за последние четыре года в сельских районах области более устойчивой стала экономика, появились дополнительные рабочие места и для таких регионов, как наша область, гораздо эффективнее используется биоклиматический потенциал.
Дмитрий Анатольевич, если можно, я сразу перейду к проблемам и предложениям и всего лишь сформулирую четыре предложения в понимании того, что коллеги меня дополнят.
Первое, что бы я хотел сказать, – это кредитная политика в молочном животноводстве, если можно так выразиться. С учётом того, что государство это поддерживает, это действительно политика. И срочный вопрос, он здесь уже прозвучал, и Николай Васильевич дал ответ, но я всё-таки ещё раз скажу с учётом того, что мы это обсуждаем с начала года, – это выполнение государством обязательств по выплатам субсидий в части компенсации процентных ставок по инвестиционным кредитам, которые выданы на строительство объектов молочного животноводства. Это, кстати говоря, касается и мясных проектов. Этот вопрос рассматривался, как я уже сказал, с весны, давались неоднократно поручения. Решения, к сожалению, так и нет. Я уж не хочу нагнетать обстановку, Дмитрий Анатольевич (мы с Вами и в поездке об этом говорили), в Курске было вроде бы такое жёсткое последнее решение: в сентябре всё выверить и деньги, как говорится, отдать. Сегодня я уже беспокоюсь. Даже банки ставят этот вопрос, потому что это те предприятия и те инвестпроекты, которые могут просто попасть под банкротство, потому что неспособны оплачивать ту часть денег, которую, собственно, государство продекларировало как свои обязательства. Надеюсь (вот Николай Васильевич (Н.Фёдоров) сказал), что вопрос решится.
Ну и стратегическое предложение в плане увеличения интереса инвесторов к этим проектам прозвучало, все расчёты показывают, я не хочу здесь тоже повторяться… Чтобы обеспечить окупаемость молочных проектов (Штефан Дюрр (генеральный директор ООО "ЭкоНиваАПК Холдинг") это хорошо показал на примере и США, и Германии), сроки кредитов должны быть не менее 15 лет. Кстати говоря, по мясному скотоводству такое решение было принято, надо его принимать и по молочному, это совершенно аналогичные проекты.
Второй вопрос, он достаточно короткий, Дмитрий Анатольевич (вроде все говорят: тема важная, давайте решать, но непонятно, где, собственно говоря, эти барьеры) – это уплата НДС при завозе импортного племенного скота. Давайте признаемся: у нас его не хватает, этого скота. Может быть, нам осталось три, четыре, максимум пять лет, и мы создадим своё племенное ядро, в ряде регионов оно уже наметилось: Ленинградская область, большие сдвижки в Татарстане. Но всё равно скот пока надо завозить. И действовало, вы помните, решение Правительства: до 1 января 2012 года льгота, отсутствие уплаты НДС при завозе такого скота. Потом не пролонгировали решение Правительства. Вроде бы все согласны, непонятно… Найти бы даже этого начальника, не знаю где – в Минфине или ещё где-то. Кто против-то? Ведь это копеечные суммы для государства, которые в результате всё равно возвращаются в течение трёх-четырёх месяцев, но инвестор вынужден на это опять же кредитоваться, платить процентные ставки и как бы вдвойне, собственно говоря, оплачивать эту стоимость и государству, потому что он кредитует в данном случае как бы государство, и банку. Тоже просьба принять это окончательное решение.
Третий вопрос – это импорт. Очень интересный вопрос. Дмитрий Анатольевич, Вы Китай назвали, я бы по Китаю уточнил цифру. Во-первых, Китай за последние 20 лет в 10 раз увеличил производство молока.
Д.Медведев: Да, только до этого они его не употребляли вообще.
А.Гордеев: Ну да, у них культура питания... При этом через поколение (вот сейчас прошло 25 лет) китайцы выросли на 8 см в среднем.
Д.Медведев: Это заметно даже, когда приезжаешь.
А.Гордеев: Это из-за употребления молочных продуктов.
Д.Медведев: Я не спорю, это действительно так.
А.Гордеев: То есть надо понимать, что у нас есть тут и резервы, нормы звучали. Норму понизили: было 380, сейчас 340. Я хотел бы привести ещё один пример – наши торговые отношения с Белоруссией. Взял данные советского периода… Статистика такая интересная и сложная вещь, специфичная, но она и тогда была специфичной, и сейчас специфичная, и всю жизнь будет специфичной, потому что если мы берём сегодня производство молока в Российской Федерации, то половину мы пишем ЛПХ – я ставлю большой знак вопроса. А самое главное – это точно то молоко, которое не поступает на товарный рынок. Так вот, мы в советские годы России… За 1990-й год взял статистику, данные Академии сельхознаук использовал: Россия производила (я округляю, без хвостиков) 55 млн т молока, Белоруссия производила 7 млн т молока. При этом я специально взял данные о том, сколько Белоруссия поставляла в так называемые союзные фонды – Москву, Ленинград и другие промцентры: из 7 млн т Белоруссия поставляла 2 млн т.
Что происходит в настоящее время? Мы производим 32 млн т минус 23. Из них, я уже назвал 16… Белоруссия производит (опять округляю) 7 млн т, как и производила, но поставляет сейчас 4 млн т нам. И мы это как бы продекларировали. Я честно скажу, что сегодня это доминирование Белоруссии как игрока на молочном рынке России вызывает опасения, в том числе и монопольного плана: 25% рынка готовой продукции сегодня занимает Белоруссия. Думаю, что это не просто политика ради торговли, это политика ради своих сельских территорий…
Биоклиматический потенциал (пусть президент сельхозакадемии подтвердит или опровергнет) у Белоруссии – это практически потенциал нашей нечернозёмной зоны. Ничего там особенного нет, всё это преимущество сегодня просто искусственно создано за счёт более жесткого регулирования государственной политикой.
Я хотел бы сегодня обратиться прежде всего к союзам, которые здесь у нас присутствуют, – и производителей молока, и переработчиков: почему вы молчите, почему эту тему не ставите? Торговая политика должна как минимум быть справедливой. Я бы предложил Министерству сельского хозяйства, понимая, что тут политические темы и иногда нам тяжело (ведь Россия всегда была старшим братом) решать…
Д.Медведев: Алексей Васильевич, вы у нас человек опытный, много лет руководили Министерством сельского хозяйства. Вы же понимаете, что у нас ещё есть Таможенный союз с нашими партнёрами и союзные государства. Какие у вас есть предложения, как нам порядок здесь навести?
А.Гордеев: Дмитрий Анатольевич, предложения очень простые. Есть ВТО и есть США и Канада. Подписаны долгосрочные межгосударственные договоры по квотам на взаимную торговлю мясной и молочной продукцией – и всё.
Точно так же и мы. Кстати, мы подписали сегодня квоту с Белоруссией – 4,1 млн т. По сахару мы тогда с Вами их привели в чувство. Белоруссия продавала у нас 450 тыс. т сахара – ровно столько, сколько и сама потребляет, завозя сырец.
То есть это вопрос нормальных переговоров и расчётной логики. Надо их просто вернуть в это лоно 2 млн т, ибо Белоруссия всю жизнь в российских показателях составляла 6%. Можно всю статистику взять, не только по молоку. Поэтому опираться надо на союзы, они пусть поднимают тему эту и эту искусственность каким-то образом сглаживают.
Четвёртый вопрос, долгосрочный, здесь тоже Николай Васильевич (Н.Фёдоров) поднял его, – это волатильность рынков молока. Сегодня я, может, крамольную мысль скажу: а что важнее – давать субсидию или вообще-то обеспечивать стабильные и справедливые цены? Конечно, стабильные цены. Потому что мы каждый раз пытаемся за счёт субсидий догнать и нагнать затраты, издержки, себестоимость, но надо просто обеспечить так, чтобы у нас цены не колебались. Ведь, смотрите (я округляю), цены колеблются от 10 рублей до 20 рублей (в 2 раза) на сырое молоко. Это зависит от сезонности, по годам, от разных факторов, но всё это можно отрегулировать. И, Вы правильно сказали, при этом цена на прилавке на молочную продукцию в общем-то не меняется, то есть она не меняется, как сырое молоко. Если молоко дешевле в 2 раза, ну давайте тогда и на прилавке пусть в 2 раза дешевле. Этого нет, там стабильно, минимум в тренде инфляции молочная продукция возрастает.
Опыт формирования цены на сырое молоко есть во многих странах – Канада, Голландия, Новая Зеландия. Предлагаю поручить в первую очередь Федеральной антимонопольной службе (они всегда рассказывают, что такое рынок), и пусть они предложат, какую модель внедрить у нас в стране, чтобы были стабильными цены на сырое молоко.
И в отношении торговых сетей я здесь бы отдельно отметил тему. Их доминирование над производителями и поставщиками продукции нарастает, это надо признать. К сожалению, все устали об этом говорить, а производители уже боятся об этом говорить. Я в узком кругу эту тему не раз обсуждал – все высказываются про бонусы, всякие платежи, но когда доходит до публичности, говорят: нас закроют, мы не можем говорить. Хотя опять же странно: есть союзы, назначайте туда независимых директоров…
Д.Медведев: А не будут говорить, так и будут платить тогда. Что тут говорить? Или нужно с этим бороться и тогда прямо говорить, что поборы, а если это втихую, в курилках каких-то, тогда пусть платят. Бороться надо.
А.Гордеев: Правильно. Дмитрий Анатольевич, у меня тоже предложение. Сегодня надо признать, что в этой части закон о торговле не работает. Когда мы его предлагали принять и обсуждали достаточно активно на площадке Государственной Думы, имели такую цель – установить сбалансированные отношения между всеми субъектами цепочки (от производства до розничной продажи).
К сожалению, этого не произошло, и надо сегодня поручить Минпромторгу провести дискуссию по опыту применения норм и положений закона о торговле. Как раз прошло около пяти лет. Опять же здесь важна роль отраслевых союзов производителей продукции, чтобы с ними велись консультации, чтобы они предложили, как практику применения этого закона сделать реальной. Предлагаю, чтобы до 1 января Минпромторг представил необходимые поправки с опорой на это консолидированное мнение.
Я не ставил задачу сформулировать все предложения и говорить обо всех проблемах в своём докладе, надеюсь, выступающие меня дополнят. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Тем не менее вы всё равно много чего обозначили. Сразу могу отреагировать, чтобы дальше проще было излагать другим коллегам свои идеи. Но в отношении выполнения, как вы сказали, обязательств по кредитным ставкам в рамках инвестиционных проектов я уже всё сказал и в Курске. Надеюсь, что в самой короткой перспективе министр доложит всё. Давайте сделаем это в десятидневный срок, просто чтобы ситуацию дальше не загонять. Единственное, что я хотел отметить, мы с вами тоже об этом говорили: это не обязательства в полной мере, просто все должны понимать. Если было бы обязательство, то была бы другая ситуация, тогда бы уже давным-давно деньги были заплачены. Это всё-таки некая учётная категория, и проблема как раз всего массива этих инвестиционных соглашений заключается в том, что, к сожалению, по разным причинам их учёт проходил в рамках решений рабочих групп, комиссий и так далее, но они не были поставлены как обязательства. В будущем, я надеюсь, Министерство сельского хозяйства этого не допустит, потому что уж если договорились о чём-то, то надо платить. Или не надо договариваться, чтобы потом наши уважаемые инвесторы ко мне не подходили и не задавали вопросы. Но я подчёркиваю, это не обязательства, но мы постараемся обязательно помочь.
Теперь в отношении уплаты НДС при завозе импортного скота. Я тоже не думаю, что это великие деньги. Более того, мы стремимся к тому, чтобы в какой-то перспективе, относительно обозримой перспективе, может быть, выйти на ситуацию, когда мы вообще почти не будем его завозить. Значит, давайте подумаем о том, чтобы отказаться от уплаты НДС. Там и так сейчас 10%, по-моему, да?
А.Гордеев: Да, 10%.
Д.Медведев: Да. Ну у нас сейчас разные идеи обсуждаются, в том числе выравнивание ставки НДС. Значит, стало быть, в какой-то момент эта ставка может подняться и до другой цифры. Но уж если даже какие-то решения будут приняты, очевидно, что завоз импортного племенного скота сюда вообще не должен вноситься.
В отношении баланса с Белоруссией тема сложная. На самом деле (мы обменялись соображениями с Николаем Васильевичем) там у нас, к сожалению, нет квот сегодня применительно к нашим отношениям с Белоруссией, потому что их вообще не может быть уже в рамках Таможенного союза. У нас есть некие прогнозные балансы, которые, к сожалению, не имеют общеобязательного значения. В то же время вы справедливо отмечаете, что мы должны конкурировать здесь честно. И это вопрос вообще, так сказать, к тем связям, которые существуют у нас по самым разным направлениям. Понятно, что нужно развивать своё собственное производство и это главное, ради этого мы, собственно, сегодня и собрались. Тем не менее давайте оценим всё, что происходит по этой траектории. Если будут какие-то предложения, я готов это и нашим белорусским коллегам сообщить.
И, наконец, последнее – в отношении стабильных цен и опыта формирования так называемых ориентировочных или индикативных цен. Пожалуйста, давайте посмотрим на эту ситуацию. Единственное, что мы, конечно, не можем пойти ни на какое прямое регулирование, это просто невозможно в силу понятных причин. Но если Федеральная антимонопольная служба готова будет такой анализ провести, давайте посмотрим, что можно сделать. Пусть посмотрят, любой опыт пусть посмотрят, как таким образом добиваются стабильного положения на рынке. Так, вы несколько раз апеллировали к нашему Национальному союзу производителей молока. Наверное, Андрей Львович, вам слово. Пожалуйста.
А.Даниленко (председатель правления Национального союза производителей молока): Спасибо, Дмитрий Анатольевич. <…> Я в первую очередь хотел бы сказать Вам, что сейчас выполняю поручение союза. Мы более 70% рынка, и то, что я говорю, не моё личное мнение, а поручение всех членов нашего союза. Во-первых, хотелось бы сказать, Дмитрий Анатольевич, объективно: если бы не было нацпроектов, если бы не было всей этой программы, ситуация у нас по молоку была бы значительно хуже. И то, что Николай Васильевич сказал… Я считаю, один из самых главных моментов в его выступлении – то, что, к сожалению, так сложилось, что больше половины объёмов производства молока в России сегодня производится на старых фермах, которые построены в такое время, что реконструировать их особо экономического смысла нет. Поэтому мы находимся в объективной ситуации, где будет неизбежное сокращение объёмов этого производства, и если мы не будем создавать новых ферм, как те, что вы сегодня видели, то у нас будет сокращение объёмов производства молока, потому что их должен кто-то замещать. Мне очень понравилось то, что Штефан Дюрр (генеральный директор ООО "Эконива-АПК холдинг") сегодня сказал: "Когда спутник выводишь на орбиту, у ракетоносителя должно быть достаточно топлива". И Вы сегодня правильно сказали: это очень длительные инвестиции и очень длительные вложения. Поэтому если на полпути что-то меняется или что-то происходит, то это вызывает сразу проблемы. Я Вам просто из личного опыта скажу, когда я только начинал молочным животноводством заниматься: один день у тебя не хватает денег и ты неправильно покормил – два месяца несёшь убытки от того, что корова просто не даст тебе того объёма молока. Извините, возможно, я повторюсь, но я должен обозначить те темы, которые меня просили обозначить. Когда идут задержки по субсидиям, когда ты на взлёте и у тебя ограниченный ресурс, – это очень больно и очень чувствительно. Мы не то чтобы жалуемся, стонем, просто такая у нас технология, что любая экономия на чём-нибудь – и ты начинаешь терять в объёмах производства.
Следующее – дотации на литр. Вы обозначили. Мы Вам очень благодарны за то, что эта программа есть, и считаем, что это важно. Объясню важную концепцию: не все берут кредиты, не все субсидируют кредитную ставку, и для тех, кто не брал кредиты и кто на свои строил или ещё что-то, это реально серьёзная форма поддержки. Николай Васильевич (Н.Фёдоров) на последней коллегии правильно сказал, что не догма всё, что сегодня существует, и наша просьба, и экспертного сообщества, чтобы, как прописано в госпрограмме, дотация на литр за качество не ниже первого сорта и это охватывало весь объём. Когда мы сегодня устраиваем ограничения по сортности, по белку, по жиру, по выходу телят, мы ограничиваем число тех, кто может получить субсидии. Если бы у нас был избыточный объём молока, то, конечно, это было бы правильно, но когда у нас его нехватка и только 30% могут получить эти деньги, а остальные не получают (а во многих субъектах вообще разные цифры получаются), мы считаем, что это неправильно. И мы считаем, что надо вернуться к базе, к основе, как в госпрограмме записано.
Следующее. Мы так радовались, когда в госпрограмме были приняты 15-летние кредиты, и радовались, когда производителям мяса говядины дали тоже 15-летние кредиты. И мы, конечно, не понимаем, почему до сих пор не принято решение по 15-летним кредитам по молоку. Просто по экономике вам скажу. Мы просчитали разницу между восьмилетними и 15-летними кредитами. На сегодняшний день от 5 до 7 рублей на литр разница получается, и это очень весомо, когда средняя цена по стране – 16–17 рублей. При этом мы просчитали (я хочу, чтобы у всех было понимание, многие говорят: социально значимо, важно, рабочие места): 1 млн т молока, который мы потенциально можем потерять в этом году… Если пересчитать рабочие места, если пересчитать людей, которые платят налоги, если мы пересчитаем налог на имущество, то есть всю налогооблагаемую базу, то эта сумма дотации, которая необходима на 15-летние кредиты, с лихвой окупается. То есть мы готовы Минфину, Минэку на всех уровнях доказать, что это не социальная помощь, а это вложение в экономику страны, которое даёт экономическую отдачу в виде доходов для государства. Я уж не говорю об обеспеченности, самообеспеченности и так далее.
Следующее. Из-за падения объёмов производства молока у нас неизбежно происходит фальсификация молочной продукции. Это в первую очередь растительные жиры. У нас огромный рост импорта пальмового масла, и, к сожалению, у нас рост того же производства цельномолочки идёт за счёт импорта сухого молока и пальмового масла. Техрегламент у нас сегодня есть, но он не выполняется. И если мы сейчас будем его в очередной раз менять, будет то же самое, что с законом о торговле. Я считаю, что сегодня ключевой вопрос, чтобы он исполнялся. Мы очень тесно работаем с Роспотребнадзором, мы очень тесно и с ФАС работаем. Такая длительная процедура! Мы подаём жалобы, Дмитрий Анатольевич, регулярно, ежемесячно, мы делаем анализы, мы в открытую и на сети жалуемся, но процедура рассмотрения настолько длительная, настолько сложная, что год проходит, прежде чем реальные последствия... А когда последствия наступают – штраф 50 тыс. рублей, 100 тыс. рублей, то есть это никого не стимулирует к тому, чтобы не нарушать законодательство. Поэтому мы считаем, что ключевой вопрос – исполнение действующего законодательства и система быстрого реагирования и быстрых последствий за нарушение этих правил. Мы, конечно, можем сейчас скорректировать и белок, и жир, и всё остальное, но нам бы разобраться с текущим.
Д.Медведев: Вы мне прямо скажите, потому что, Андрей Львович, мы опираемся на вашу позицию, вы представляете Национальный союз производителей молока. Я слышал мнение министра, даже себе вырвал тут пару листочков. Надо корректировать эти показатели или нет?
А.Даниленко: Мы считаем, что нет, и готовы объективно доказать, почему.
Д.Медведев: Я услышал вас. Хорошо, понятно. Пожалуйста.
А.Даниленко: Следующее. Правильно Алексей Васильевич (А.Гордеев) поднял вопрос о Белоруссии. Я хочу Вам просто для примера сказать, Дмитрий Анатольевич. У нас сегодня есть данные по Белоруссии: если мы берём с вами объём Белстата и ФТС Российской Федерации, то получается, что у нас больше половины объёма молочной продукции из Белоруссии поступает по серым схемам. Из-за того, что у них нет НДС, а у нас есть НДС, из-за того, что у нас разное налоговое законодательство, у нас половина объёмов молока проходит по серым схемам и государство российское не получает налогов, которые должно получать.
Д.Медведев: Ну, знаете, разное законодательство. В Европейском союзе тоже разное законодательство, но там же нет барьеров в этом смысле. Налоги в Германии и во Франции отличаются друг от друга, тем не менее ввоз идёт свободный.
А.Даниленко: Тем не менее такие факты мы на сегодняшний день видим. И ещё, конечно же, если есть балансы – правильно, ведь в Европе тоже существует система квотирования. Это цивилизованная система взаимодействия, это выдерживание определённых балансов, это и есть методика этого исполнения.
Если кратко по пунктам, Дмитрий Анатольевич. Конечно же, нужно сделать всё, чтобы не было никаких задержек по субсидиям, 15-летние кредиты со 100-процентной ставкой рефинансирования. Обязательно нужно сделать дотации на литр товарного молока максимально понятными, простыми и доступными для всех производителей. Обязательно нужно ужесточить ситуацию с фальсификатом и нарушением технического регламента, ужесточить и последствия нарушения закона о торговле в том числе, и, конечно же, балансы с Белоруссией. И вообще рассмотреть ситуацию по импорту, потому что я Вам могу объективно сказать: мы делаем контрольные закупки, и далеко не всегда импортная продукция действительно качественная и соответствует всем требованиям. Они хулиганят ничуть не меньше, чем…
Д.Медведев: Чем мы.
А.Даниленко: Совершенно верно.
Д.Медведев: Откровенно. То, что хулиганят не меньше, у меня никаких сомнений нет, потому что хулиганят все.
А.Даниленко: Дмитрий Анатольевич, последнее. Я также вхожу в Экспертный совет Открытого правительства. Считаю, что это очень положительный опыт и очень положительный инструмент. Мы готовы были бы и в рамках этой площадки отработать, подчёркиваю, аргументацию, что мы не просим социальной помощи, мы просим инвестиций в экономику страны и в доходную часть экономики страны и готовы это на цифрах как бизнес, как экспертное сообщество доказать.
Д.Медведев: Спасибо. <…>
Аркадий Николаевич Пономарёв, пожалуйста.
А.Пономарёв (председатель совета Российского союза предприятий молочной отрасли): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Сегодня много прозвучало вопросов, связанных с финансово-экономической поддержкой отрасли. Хотелось бы заострить внимание Ваше на государственной защите отрасли. Частично Алексей Васильевич (А.Гордеев) сказал проблемы по Белоруссии. Единственное, по Белоруссии хотелось бы добавить: при квотировании рассмотреть вопрос как ассортиментный, так и количественный.
Второй момент, который, я считаю, здoрово влияет на ситуацию в отрасли, – это всё-таки монополизация двумя сильными перерабатывающими компаниями иностранного происхождения молочной отрасли, которые фактически создают ситуацию и создают ценовые качели на рынках молока, ставя в очень неравную ситуацию отечественных производителей в плане доходности. Поэтому на эту тему, я считаю, надо обратить внимание антимонопольной службе и, возможно, внедрить какие-нибудь поправки, связанные с решением данного вопроса.
Д.Медведев: Как внедрять-то это, если у нас квот сейчас нет? Как вы считаете правильным поступить?
А.Пономарёв: Я Вам могу сказать так… Что значит "нет квот"? Их надо просто внедрить. Опыт внедрения квот есть в Швейцарии. Швейцария не допускает сыр из других государств Европы к себе на территорию. В Канаде и Америке есть перекрёстное квотирование – Америка поставляет в Канаду, Канада поставляет в Америку. Эта практика существует везде. Почему-то мы разрешили при наличии абсолютно неограниченной финансовой поддержки, неадекватной поддержки сельхозпроизводителей Белоруссии, демпинговых цен на нашем российском рынке, вытеснение наших производителей, и говорим: мы не можем сделать квотирование. Но тогда мы можем сказать: мы не можем содержать собственную экономику и будем запускать чужих людей. На мой взгляд, это важнейший вопрос, и на сегодня от решения этого вопроса зависит очень многое.
Следующий момент. Я хотел бы обратить Ваше внимание на сети: продажа полок, непомерные бонусы, которые доходят уже до 20%, маркетинговые услуги, вообще невозможность попадания на полку мелких производителей. По большому счёту сетям всё равно, кого продавать – иностранные продукты, собственные продукты. Они ни в чём не заинтересованы, они заинтересованы в получении сверхнормативной прибыли. Закон о торговле фактически не работает.
Д.Медведев: Что вы предлагаете?
А.Пономарёв: Я предлагаю вернуться к закону о торговле. У нас существует Конституция, где написано, что каждый партнёр должен иметь равные условия…
Д.Медведев: Ради бога, я сам люблю ссылаться на Конституцию. Давайте уж, так сказать, без пафоса. Что вы предлагаете сделать в рамках закона о торговле, чтобы это работало?
Коллеги, у меня просьба конкретные предложения формулировать. Мы же здесь собрались не для того, чтобы речи с трибуны толкать.
А.Пономарёв: В рамках закона о торговле я предлагаю полностью убрать бонусы какие-либо за вход в магазин, за стоимость полки, за ассортиментный уровень…
Д.Медведев: Аркадий Николаевич, за вами какое количество предприятий молочной отрасли? Вот вы возглавляете Союз… Сколько за вами предприятий, которые представляют отрасль?
А.Пономарёв: Предприятий 70.
Д.Медведев: Предприятий 70. Они все страдают?
А.Пономарёв: Естественно.
Д.Медведев: Сколько из них обратилось в правоохранительные органы по этому поводу? Сколько?
Я ещё раз хотел бы обратиться ко всем здесь присутствующим. Слушайте, ну бесполезно! Я сам имею довольно богатую юридическую практику. Беспрерывно закручивать всякие нормы закона… Правильно, кстати, говорилось: дело не в том, как закон написан, а в том, как он выполняется. Мы можем установить и какие-то более жёсткие меры ответственности, в очередной раз призвать к тому, чтобы они себя вели правильно, ввести какие-то другие инструменты. Но они не будут работать, если сами предприятия отрасли не пойдут в прокуратуру и не скажут: с нас дерут деньги. Вот только в этом случае, когда посадят кого-нибудь из этих сетей, вот тогда будет эффект. Понимаете? А так мы можем этот закон ужесточать просто до беспредела, а работать он не будет.
Я просто хотел бы обратить внимание – ваше и вообще всех, кто занимается соответствующим видом бизнеса: это наше общее дело, это не только дело законодателей, Правительства, Президента. В этом должны быть заинтересованы сами производители, пусть приходят в прокуратуру жалуются. Но это так, это отступление лирическое. Пожалуйста, продолжайте.
А.Пономарёв: Дмитрий Анатольевич, позвольте немножко с Вами не согласиться в том, что закон не определяет ответственности за нарушение, поэтому он не работает.
Д.Медведев: Да я не про закон о торговле говорю, коллеги. Слушайте, я говорю про Уголовный кодекс, там-то эти статьи не отменены все. При возбуждении уголовного дела ссылка-то идёт не на закон о торговле, а на конкретные статьи, связанные с поборами, коммерческим подкупом и целым рядом других составов преступлений, которые никто не отменял. Надо это использовать. Услышьте меня.
Есть дальше предложения? Пожалуйста.
А.Пономарёв: В заключение хочется сказать следующее: только комплексное решение проблем, увеличение поголовья коров, защита отечественных производителей от внешних и внутренних факторов поможет решить как проблему продовольственной безопасности, так и проблему физиологического потребления населением молочной продукции. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. С этим трудно не согласиться. Под каждым словом готов подписаться.
<…>
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение