Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Приватная хитрость. "ИА "Минпром (Украина)"". 16 декабря 2011

Получив от Министерства экономического развития и торговли отказ на проведение специального расследования по импорту в Украину ферросплавов, группа "Приват" решила сменить тактику. Теперь упор сделан на суды, акции протеста, давление по профсоюзной линии и агрессивную PR-поддержку этих процессов.
Попытка Привата добиться введения заградительных пошлин на импорт в Украину ферросплавов потерпела фиаско. Межведомственная комиссия по международной торговле, рассмотрев заявление ОАО "Никопольский завод ферросплавов", ОАО "Запорожский завод ферросплавов" и ОАО "Стахановский завод ферросплавов", в конце ноября приняла решение о том, что проведение специального расследования в отношении импорта в Украину ферросплавов нецелесообразно. При этом звучавшие в СМИ заявления о росте импорта ферросплавов в Украину и нанесении существенного ущерба национальному товаропроизводителю министерство назвало необоснованными.
Впрочем, просто так сдаваться приватовцы не намерены: на днях подконтрольная группе Украинская ассоциация производителей ферросплавов (УкрФА) обратилась в Окружной административный суд Киева с требованием обязать Минэкономразвития провести расследование в отношении импорта ферросплавов. Кроме суда, ассоциация еще пригрозила написать на министерство жалобу, а также подать соответствующее обращение в Европейскую комиссию.
Стоит отметить, что эта попытка "продавить" заградительные пошлины со стороны днепропетровской группы уже не первая. Предыдущий подход к снаряду был сделан в прошлом году. Успехом он также не увенчался – почти ровно год назад антидемпинговое расследование в отношении импорта ферросплавов было прекращено. При этом власти вполне обоснованно аргументировали свою позицию тем, что объем поставок ферромарганца и силикомарганца из других стран не угрожает нанесением значительного ущерба отечественным производителям.
Не устают жаловаться ферросплавщики и на тарифы на электроэнергию, которые, по их мнению, слишком высоки. Данная проблема касается Запорожского завода ферросплавов. Как известно, В 2010 году ЗЗФ не смог выполнить норматив об отнесении предприятий к 1 классу потребления электроэнергии (ежемесячно необходимо потреблять не менее 150 млн кВт•ч) и был переведен на II класс потребления. Кроме того, в декабре прошлого года компания "Запорожьеоблэнерго" отказалось продлить предприятию аренду подстанции Ф-2, что также давало возможность предприятию получать более дешевую электроэнергию.
Стоит отметить, что ЗЗФ мог бы избежать проблем с повышением тарифов, если бы вовремя подумал о строительстве собственной подстанции. Ведь в прошлом году предприятие получило чистую прибыль в размере 106,65 млн грн. Однако акционеры ЗЗФ решили направить на выплату дивидендов 94,243 млн грн., вместо того, чтобы выделить около 80 млн грн. на строительство подстанции и навсегда решить вопрос с тарифом.
Впрочем, Приват никогда не баловал свои промышленные активы значительными инвестиционными программами. Максимум, на что они могли рассчитывать, – это поддержание имеющегося оборудования в рабочем состоянии. Стратегия господина Коломойского предельно проста и эффективна: купить подешевле, "снять сливки", продать подороже.
В борьбе за тариф производителями был организован ряд акций протеста с участием работников предприятий, в частности под стенами Кабинета министров, Запорожской облгосадминистрации, а также Минэнергоугля, которое пообещало ЗЗФ решить вопрос с продажей подстанции. Впрочем, самым оригинальным шагом стало недавнее обращение организации "Межрегиональное рабочее движение" к генеральному секретарю Международной конфедерации профсоюзов, щедро пересыпанное жалобами на якобы формальный подход к тарифообразованию в Украине.
Как уверяют ферросплавщики, высокие тарифы на электроэнергию, а также рост импорта вынудили их приостановить производство и сократить часть работников. Действительно, в текущем году наблюдается как снижение объемов производства, так и рост импорта ферросплавов. По данным ГП "Держзовнишинформ", которые озвучила ведущий специалист отдела анализа рынков труб цветных металлов и ферросплавов департамента отраслевого развития Екатерина Ефименко во время круглого стола в информационном агентстве "РИА-Новости в Украине", за 10 месяцев 2011 объем производства ферросплавов на отечественных предприятиях сократился на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1,140 млн тонн. В то же время импорт составил 218 тыс. тонн, увеличившись на 150%.
Но что стоит за этими цифрами? Почему металлурги в последнее время отдают предпочтение импортным ферросплавам? "Самый главный фактор – это цена, – уверен аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Александр Макаров. – Сейчас тот же ферромарганец можно ввезти по 1,5-1,6 тыс. долл./тонн. При этом нужно законтрактовать объем, обеспечить транспортировку, проплатить аванс, ждать ферросплавы месяц-полтора. То есть для металлургического завода даже с организационной точки зрения– это проблематично. И все равно они закупают, потому что цена даже с учетом транспортных расходов и таможенных пошлин выходит ниже, чем купить у украинских заводов".
Более высокие цены у отечественных производителей ферросплавов эксперт объясняет их желанием заработать сверхприбыль на внутреннем рынке. К тому же отношение ферросплавщиков к потребителям является достаточно жестким: "Помимо высоких цен по сравнению с импортом, украинские заводы достаточно жестки в переговорных процессах. Они требуют заключать долгосрочные контракты, выбирать гарантированные объемы", – сказал А.Макаров, напомнив о конфликте, который имел место в разгар кризиса между ЗЗФ и ArcelorMittal Кривой Рог относительно выполнения условий контракта на поставку ферросплавов.
Эксперт обращает внимание, что, по данным таможенной статистики, украинские ферросплавы экспортируются по 900-1000 долл./тонн, что гораздо ниже мировых цен. "В то же время марганцевую руду группа "Приват" зачастую импортировала по цене в 1,5-2 раза выше мировой. Таким образом, мы имеем более высокую стоимость импорта, более низкую стоимость экспорта и на выходе заводы рисуют в украинской отчетности убытки", – сказал он.
А.Макаров также считает, что приостановка производства на ферросплавных предприятиях – объективный фактор, обусловленный снижением объемов выплавки стали во всем мире. Он обратил внимание, что даже Китай, который был локомотивом по производству стали в последние годы, в ноябре сократил объемы на 10%. Соответственно, снижение выплавки стали привело и к падению спроса на ферросплавы. "Кроме того, в условиях неопределенности и падения цен металлургические заводы стараются в первую очередь использовать складские запасы ферросплавов", – отметил аналитик Dragon Capital, добавив, что со временем складские запасы у металлургов закончатся и покупатели ферросплавов выйдут на рынок.
Ферросплавная отрасль является более гибкой и мобильной, чем металлургическое производство, подчеркивает эксперт центра CASE-Украина Евгений Дубогрыз. "В нынешней ситуации, когда падают цены на металл, руду и на прочие ресурсы, ферросплавы не исключение. И, возможно, в этот период есть стимул у собственника один выстрелом убить двух зайцев – "продавить" свои интересы в Украине и компенсировать возможные убытки от снижения цен", – сказал он.
По мнению А.Макарова, удешевление электроэнергии для ЗЗФ – не главная цель группы "Приват": "Для них главное желание – забаррикадировать внутренний рынок – ограничить импорт путем либо введения квот, либо пошлин. Оградив украинский рынок, можно увеличить свой сбыт на 200 тыс. тонн, это порядка 15% от производства".
По оценкам А.Дубогрыза, в случае введения импортных пошлин ферросплавы могут обходиться металлургам дороже на 15-20%. "Ситуация в металлургии последние года два невеселая, – говорит эксперт. – Рентабельность по чистой прибыли у неинтегрированных метзаводов либо отрицательная, либо в пределе 5%, и повышение цен на ферросплавы может съесть эту маржу".
Стремление группы "Приват" к монополии в сферах ее деятельности известно давно. Ярким примером служит ситуация на рынке авиаперевозок, после того как под контролем И.Коломойского оказались четыре авиакомпании. Однако если на этом рынке бизнесмен контролирует приблизительно 60%, то в ферросплавной сфере его монополия абсолютна. Теоретически, в введении заградительных импортных пошлин некий смысл мог бы быть лишь в том случае, если бы на отечественном рынке конкурировали несколько производителей. В нынешних условиях это приведет лишь к жесткому ценовому диктату со стороны Привата и росту убытков отечественных металлургов.
Не стоит забывать, что Законом Украины "О таможенном тарифе Украины" уже установлены пошлины на импорт базовых ферросплавов (ферромарганец, ферросиликомарганец и ферросилиций) в размере 2-5%. "Активность Привата в направлении лоббирования ввозных заградительных пошлин может привести к тому, что металлурги в свою очередь начнут инициировать пересмотр целесообразности и существующих пошлин. Да и Антимонопольному комитету следовало бы внимательнее присмотреться к фактическому доминированию одной группы на рынке ферросплавов", – сказал МинПрому бывший заместитель министра промышленной политики, курировавший ГМК, Сергей Беленький.
Таким образом, на пути к достижению своей цели днепропетровская группа демонстрирует изрядную хитрость, пытаясь представить объективный спад на рынке как кризис в отдельно взятой ферросплавной отрасли.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.