Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Почему правительство медлит с поддержкой? "Крестьянские ведомости". 22 января 2009

С начала кризиса российские власти неоднократно давали понять, что АПК остается приоритетным направлением и без поддержки не останется. Однако реальной помощи пока нет. Между тем волна банкротств и дефолтов уже настигла предприятия мясной отрасли, в ряде регионов сокращается производство. По просьбе "Крестьянских ведомостей" ситуацию комментирует руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин.
- Действительно, поддержка правительства пока не дошла до предприятий мясной отрасли. Программа антикризисных мер, среди которых прямые денежные выплаты хозяйствам, облегчение доступа к кредитам и снижение процентных ставок по ним, еще активно обсуждается в правительстве. Важным шагом стало утверждение списка системообразующих предприятий АПК. Теперь его надо еще раз проанализировать, замечает эксперт.
Банки сегодня не имеют достаточно ресурсов для полноценной целевой поддержки АПК, они вынуждены действовать, исходя из имеющихся у них возможностей, - поясняет С. Юшин. Да и постоянные жалобы на якобы плохое состояние предприятий АПК, часто не соответствующие действительности, настораживают их – зачем давать кредиты, если вернуть их будет невозможно? Некоторые банки продолжают выдавать кредиты производителям и переработчикам мяса, но в масштабах страны их по сравнению с прошлыми годами пока немного, замечает эксперт. У многих мясоперерабатывающих предприятий оборотный капитал заметно сократился. Его дефицит не позволяет заводам закупать сырье в необходимом количестве и вовремя расплачиваться с его поставщиками. Растущий курс доллара толкает цены на сырье вверх. А спрос уже начал падать.
Это привело к снижению производства в ряде регионов. Несколько известных МПК по разным причинам находятся на грани банкротства. Против ряда крупных агропромышленных холдингов и мясоперерабатывающих предприятий поданы иски от кредиторов – поставщиков отечественного и импортного сырья и ингредиентов, банков. Если розница платит, пусть и с отсрочкой 30-60 дней, то некоторые мясоперерабатывающие предприятия не в состоянии рассчитываться с поставщиками, замечает С. Юшин. Долги многомиллионные, задержки по оплате достигают нескольких месяцев, а иногда предлагается рассрочка платежей до полугода и более. Кроме того, в декабре несколько предприятий АПК провалили выплаты по облигационным займам, оказавшись в состоянии технического дефолта.
Почему же правительство медлит с поддержкой? Прежде чем принимать антикризисные меры, нужен по-настоящему глубокий анализ, считает С. Юшин. Отдельные меры не могут улучшить ситуацию. Необходимо в комплексе определить, где находятся точки, которые дадут максимальный эффект от вливания госсредств? Эти средства не должны пропасть в неэффективных предприятиях с административным ресурсом, где неудовлетворительное состояние связано с грубыми ошибками менеджмента или преднамеренными действиями. Такие предприятия все равно разорятся, падение их неизбежно, уверен эксперт. Кризис лишь ускоряет этот процесс. И это положительно для страны и тех предприятий, которые показывали устойчивое и сбалансированное развитие, снижение себестоимости и повышение эффективности.
Финансовые потоки, направляемые государством в аграрную экономику, должны охватывать всю цепочку поставок продовольствия, продолжает С. Юшин. Если дать денег только свинокомплексам, большой пользы не будет, полагает он. Потому что выращенных свиней будет некуда девать. Ведь если у оптовика нет денег, он не может закупать товарных свиней у сельхозпроизводителя и поставлять их на мясокомбинат. А если нет денег и у мясокомбината, то выращенная свинья оказывается просто ненужной, поясняет эксперт. Невозможность продать животных на убой в конкретный период ведет к дополнительным расходам (корма, содержание, ветеринария, отходы и пр.) и ухудшению качества животных. А это новые потери.
Вот почему помощь правительства должна направляться не только в первичное производство. Она должна распределяться по всей торговой цепочке, включая оптовиков, переработчиков, дистрибьюторов и розницу, подчеркивает С. Юшин. А, учитывая, что 26-32% мяса в нашей стране имеет зарубежное происхождение, то для обеспечения стабильности отрасли обеспечить кредитными средствами нужно и внешнюю торговлю.
Поддерживать сельское хозяйство не просто, продолжает руководитель исполкома НМА. Ведь оно представлено сотнями тысяч предприятий и индивидуальных предпринимателей разной направленности. Понять, какой объем средств необходим для того, чтобы преодолеть кризисные явления хотя бы в приоритетных отраслях, поистине сложно, утверждает он. - Это не металлургия, представленная десятком крупных игроков, с каждым из которых можно поговорить лично. В сельском хозяйстве у каждой компании – своя история и свое финансовое положение. Множество небольших компаний, которые развивались лишь на собственные средства, сейчас не имеют долгов и чувствуют себя нормально. Другие же пусть даже крупные игроки испытывают существенные трудности, напоминает С. Юшин.
Как подчеркнул первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виктор Зубков на совещании по антикризисным мерам в АПК в ноябре, мы должны поддержать в первую очередь устойчивые предприятия, которые имеют экономически обоснованную себестоимость своей продукции и перспективны с точки зрения восстановления отрасли после кризиса.
В документе, принятом на этом совещании, (копия есть в редакции "Крестьянских ведомостей), в частности говорится о выделении краткосрочных и инвестиционных кредитных ресурсов, предоставляемых в декабре 2008 года и в течение 2009 года на финансирование сезонных работ, и реализуемых инвестиционных проектов в АПК. А также о сохранении процентных ставок по обслуживаемым кредитам на прежнем уровне, о смягчении процедур оценки заемщиков и увеличении срока предоставления краткосрочных кредитов до 12-24 месяцев. В документе обозначены и суммы, которые планируется предоставить банкам из ресурсов Банка России и Внешэкономбанка – 200 млрд рублей на цели кредитования инвестиционных проектов и 200 млрд рублей на кредитование сезонных работ и текущей деятельности. Кроме того, рассматриваются меры по стимулированию розничных сетей.
Но пока, по словам С. Юшина, ситуация с кредитованием предприятий АПК не улучшается. Банки стараются дофинансировать хотя бы те проекты, которые находятся в завершающей стадии и на которые уже были предусмотрены деньги. Но не всегда это удается. Некоторые крупнейшие проекты на стадии завершения уже столкнулись с невозможностью получения последних траншей кредитов, замечает эксперт. Но хуже всего то, что сокращается краткосрочное кредитование на пополнение оборотных средств. Без этого инструмента и эффективного факторинга предприятия просто не смогут работать. Например, недавно построенное агрохолдингом "Мираторг" уникальное предприятие по убою и первичной переработке скота "СК Короча" не может начать полноценную работу именно из-за дефицита оборотных средств. Первоначально предполагалось, что предприятие будет сотрудничать с дистрибьюторами, занимающимися поставкой продукции на мясокомбинаты и в торговые сети. Однако сегодня дистрибьюторы не могут получить кредиты на пополнение оборотных средств, а значит, и покупать большие объемы продукции.
По оценкам С. Юшина, банки сократили объемы краткосрочного кредитования в среднем на 50%. А Центробанк, предоставляющий средства на беззалоговых аукционах, кредитует банки на очень короткие сроки – от двух недель до трех месяцев. Недавно появились и более длинные деньги. Но вести сельскохозяйственное производство при таких условиях все равно невозможно, сетует эксперт.
Как замечает С. Юшин, в правительстве о ситуации в мясной отрасли знают хорошо. Однако спектр проблем в стране настолько велик, что власти, по-видимому, еще не определились, на что направить усилия в первую очередь, добавляет он. Одно несомненно, заявляет эксперт – агрокомплекс находится в первой пятерке приоритетов.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

База «ТОР-200 крупнейших торговых сетей FMCG России» с итогами 2023 года и первой половины 2024-го В ПОДАРОК к подписке на ежемесячный обзор «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России» на 2024 год.

Спецпред_FMCG.jpg

В обзор «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России» входят следующие разделы:

  • Операционные итоги 200 крупнейших сетей FMCG России
  • Рейтинги по количеству, торговой площади, выручке
  • Государственное регулирование розничной торговли
  • Основные события в розничной торговле FMCG
  • Актуальные кейсы по розничной торговле и потребительскому рынку
  • Основные события и планы развития торговых сетей FMCG России в формате бизнес-справок по каждой компании

База «ТОР-200 крупнейших торговых сетей FMCG России» предоставляется в excel-формате и включает в себя исчерпывающую информацию о каждом участнике рынка: указание компании, бренда, юридического лица, типа сети, специализации, адресов и телефонов. А также данные по менеджменту, операционным и финансовым показателям, развитию online-продаж.

Специалисты INFOLine всегда готовы предоставить максимально полную информацию. 

Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru

Также вы можете отправить свой вопрос нашему боту, он оперативно сообщит сотрудникам INFOLine о поступлении вашего запроса https://t.me/INFOLine_auto_Bot.