Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Итоги пресс-конференции по вопросу обеспечения лекарственными препаратами граждан в рамках набора социальных услуг, а также дорогостоящими лекарственными средствами в 2008 году.

20 ноября 2007 г. в РИА "Новости" состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам организации обеспечения лекарственными средствами льготных категорий граждан в 2008 году.
В конференции приняли участие заместитель Министра здравоохранения и социального развития РФ Владимир Стародубов, руководитель Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Юрий Беленков, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Николай Юргель, начальник управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев.
Во вступительном слове Владимир Стародубов отметил, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в настоящий момент проводит сверку счетов из регионов и на этой неделе начинает перечисление денежных средств в территориальные фонды ОМС для погашения задолженности за 2006 год. К середине декабря с.г. задолженность за указанный период будет завершена. Оплата выставленных счетов за 2007 год идет в установленном порядке и озабоченности у участников и организаторов лекарственного обеспечения не вызывает. Текущая ситуация с поставками препаратов потребителям остается стабильной при этом количество рецептов на отложенном обслуживании незначительно и находится на уровне более благополучного 2006 года.
С 2008 года дополнительное лекарственное обеспечение граждан будет разделено на две части. Централизованно за счет федерального бюджета будут закупаться лекарственные препараты для россиян, страдающих тяжелыми болезнями. Речь идет о рассеянном склерозе, миелолейкозе (рак крови), гемофилии, болезни Гоше (наследственное нарушение обмена веществ), муковисцидозе, гипофизарном нанизме (отставание в росте). Также за счет федерального бюджета получат лекарства пациенты, проходящие курс лечения после трансплантации органов. При этом потребность в этих лекарствах определялась на основе заявок из регионов, составленных с учетом данных конкретных врачей, ведущих лечение больных с названными нозологиями.
Вторая часть программы ДЛО будет касаться оставшихся категорий граждан, имеющих право на льготы и сохранивших набор социальных услуг. Таких, по словам Владимира Стародубова, 5 миллионов 518 тысяч человек. Обеспечивать их лекарствами с нового года будут регионы за счет субвенций из федерального бюджета в размере 27 миллиардов рублей. Проводить же аукционы, обеспечивать доставку и нести ответственность за наличие препаратов в аптеках будут сами субъекты РФ.
Глава Росздрава Юрий Беленков отметил, что сегодня в России 57 тысяч человек страдают тяжелыми хроническими заболеваниями. На первую половину 2008 года на централизованную закупку лекарств для них выделено почти 15,4 миллиарда рублей. Всего в будущем году по этой статье расходов предусмотрены 33 миллиарда рублей. При этом лекарственная терапия будет осуществляться на основе стандартов, разработанных с учетом международного и отечественного опыта.
Юрий Беленков не исключает, что в ходе проведения аукциона удастся сэкономить, так как победителями станут те поставщики, которые предложат наименьшую цену, а освободившиеся средства будут также направлены на дополнительную закупку лекарств для тяжелобольных, что позволит увеличить объемы закупок.
"За основу берется цена производителя лекарства, объявленная при регистрации в Росздравнадзоре; шаг аукциона - 0,5% от цены лота в меньшую сторону", - сказал Беленков.
Глава Росздрава сообщил, что на участие в аукционе по 59 лотам поданы 73 заявки от 17 участников, среди которых только один российский производитель. Формирование лотов производилось на основе названия лекарственных средств, их количества и доз. Параметры лотов определялись заявками регионов и позволили максимально возможному количеству участников принять участие в конкурентной процедуре без каких-либо предварительных или ограничивающих условий, за исключением наличия соответствующих лицензий.
Особое внимание уделено контролю за соблюдением законности и открытости при организации и проведении итогов аукциона. Специальная конкурсная комиссия 22 ноября с.г. рассмотрит заявки участников аукциона. В состав комиссии включены уполномоченные представители всех Федеральных округов, МВД, ФСБ, Минздравсоцразвития, Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Роспрома, Торгово-промышленной палаты, Росздрава.
Непосредственно аукцион будет проведен 26-27 ноября с.г., на него приглашены представители общественности и СМИ. При выявлении победителей информация о них в тот же день будет размещена на официальном сайте Росздрава.
Поставщики - победители аукциона Росздрава будут обязаны до 25 декабря с.г. поставить на уполномоченные региональные склады первые партии лекарственных средств. В свою очередь, региональные власти несут ответственность за бесперебойное обеспечение этими лекарственными средствами конкретных пациентов.
Минздравсоцразвития и Росздравнадзор при активном взаимодействии с Федеральной антимонопольной службой осуществляют постоянный мониторинг и контроль за организацией аукционных процедур в регионах. По словам главы Росздравнадзора Николая Юргеля, 86 субъектов РФ официально опубликовали объявления об аукционах на поставку лекарственных средств на первую половину 2008 года. Большинство регионов проявляют ответственный и профессиональный подход к организации аукционных процедур и придерживаются установленного порядка формирования лотов в соответствии с Приказом № 665 Минздравсоцразвития на основе фармацевтических групп. Стартовая начальная цена заказчиками будет определена на основе июльских минимальных цен на лекарственные средства, зарегистрированные в Росздравнадзоре и вошедшие в список ЛС по ДЛО.
Федеральная антимонопольная служба ведет постоянный контроль за организацией аукционов в субъектах РФ. Выявленные нарушения оперативно устраняются и принимаются все меры по минимизации возможных ошибок и профилактике злоупотреблений.
Владимир Стародубов выразил уверенность, что Минздравсоцразвития, Росздрав, Росздравнадзор, ФАС, региональные власти и фармацевтические организации, скоординировав свои усилия, обеспечат льготников необходимыми лекарственными средствами, а в случае потенциальных сбоев по отдельным регионам оперативно примут меры по устранению возможных негативных последствий.
Стенограмма пресс-конференции
ВЕДУЩИЙ: Добрый день, уважаемые гости, коллеги! Приветствуем вас на информационной площадке пресс-центра "РИА Новости". Начинаем пресс-конференцию.
Тема сегодняшней встречи жизненно важна для многих наших людей, граждан, а именно вопросам обеспечения лекарственными препаратами граждан в рамках набора социальных услуг, а также дорогостоящими лекарственными средствами в 2008 году.
Позвольте мне представить наших сегодняшних спикеров: заместитель Министра здравоохранения и социального развития РФ Владимир Иванович СТАРОДУБОВ; руководитель Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Юрий Никитич БЕЛЕНКОВ; глава Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Николай Викторович ЮРГЕЛЬ; начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Яковлевич ЕВРАЕВ.
Позвольте мне предоставить первому слово Владимиру Ивановичу. Пожалуйста.
В.И.СТАРОДУБОВ: Добрый день. Хотя тема обозначена как вопросы, связанные с обеспечением лекарственными препаратами в 2008 году, я кратко скажу о той ситуации, которая складывается по 2006 и 2007 году.
В настоящее время федеральным фондом обязательного медицинского страхования проводится сверка счетов, и на этой неделе начнется оплата субъектам Российской Федерации тех рецептов, которые получили свое подтверждение. И мы рассчитываем, что к середине декабря этого года ситуация по 2006 году будет закончена и произведены расчеты с субъектами Российской Федерации.
По 2007 году ситуация на сегодняшний день стабилизировалась. Те меры, которые предприняло Правительство и Министерство здравоохранения, позволяет надеяться, по большинству, по подавляющему большинству субъектов Российской Федерации ситуация с обеспечением лекарствами в последнем квартале будет намного лучше, чем в предыдущие периоды 2007 года. Средства для этого предусмотрены. И в настоящее время обеспечение медикаментами даже по сравнению с 2006 годом, количество рецептов, находящееся у на отсрочном(?) режиме меньше, чем на тот же период 2006 года. И мы надеемся, что мы благополучно закончим обеспечение медикаментами наших граждан в 2007 году.
Ситуация по 2008 году кардинально отличается от предшествующего периода. Большинство из вас, кто занимается этой проблемой, знает, что схема обеспечения лекарственными препаратами в 2008 году разделена как бы на две части. Федеральный бюджет, федеральные органы исполнительной власти взяли на себя полномочия по обеспечению препаратами наиболее дорогими тех граждан, которые нуждаются в специфической терапии по ряду нозологий. Эти нозологии определены нашим законодательством, это семь нозологий, я их перечислять не будут. И, в соответствии с действующими нормативными актами, эти нозологии были определены изменениями в федеральный закон по бюджету 2007 года. Я, может быть, неточно выразился, но суть вы поняли.
В соответствии с этим законом издано распоряжение Правительства Российской Федерации, которое утвердило перечень лекарственных средств, которые будут закупаться Федеральным агентством по здравоохранению и социальной защите. Правительство Российской Федерации издало постановление N862 о централизованной закупке в 2008-2009 году лекарственных средств, предназначенных для лечения этих семи нозологий.
В соответствии с этими нормативными актами Министерство здравоохранения и социального развития издало приказы, которые утвердили форму заявок субъектов Российской Федерации на эти централизованно закупаемые медикаменты и, также, внесло изменение в приказ об утверждении перечня лекарственных средств, которые могут применяться в системе дополнительного лекарственного обеспечения, исключив ряд медикаментов, которые будут закупаться централизованно. В соответствии с этим Министерство здравоохранения также издало стандарты по тем нозологиям, которые определены распоряжением или нормативными актами Российской Федерации.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию провело определенную работу, и Юрий Никитич здесь подробно остановится, я не буду на этом фиксировать ваше внимание. Просто скажу, что тот объем работы, который Федеральное агентство провело, он беспрецедентный, и мы шли от врача – в собирании заявок мы шли от врача. То есть те пациенты, которые наблюдаются у определенных врачей, которые знают этих пациентов, они составляли заявки, как говорится, снизу. И на основании этих заявок, которые шли от лечащих врачей, субъекты Российской Федерации предъявляли заявки в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.
Поэтому мы, в первую очередь, и в старой сфере, а в этой особенно, исходим из тех препаратов, в которых нуждаются больные. И это самый главный наш посыл. Мы не можем дать препараты, которые мы закупили, а больной в них не нуждается. И вот в этом, мы считаем, что здесь самая главная наша задача и проблема, которая позволила бы бесперебойно обеспечить поставку таких препаратов в субъекты Российской Федерации. И Юрий Никитич более подробно остановится на этом.
Вторая часть касается региональной составляющей. Потому что, в соответствии с действующим законодательством, субъекты Российской Федерации получили полномочия, связанные с обеспечением лекарственными препаратами людей, оставшихся с набором социальных услуг, или тех людей, которые имеют право на дополнительное лекарственное обеспечение.
По тем данным, которыми мы располагаем на 1 октября, число таких людей 5 миллионов 518 тысяч, и они, в зависимости от того количества людей, которое осталось в субъектах Российской Федерации, субъекты получат объем необходимых средств, исходя из суммы 417 рублей в месяц на каждого человека, имеющего право на набор социальных услуг. Эти суммы субъектам Российской Федерации доведены, они известны, и под эти суммы субъекты Российской Федерации проводят определенную работу, которую контролирует и мониторирует Росздравнадзор, и Николай Викторович Юргель сегодня расскажет об этой работе, какая ситуация в регионах, что они делают, и какие задачи мы ставим.
Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Алексеевна Голикова провела серию совещаний, включая последний селектор, который провели мы со всеми субъектами Российской Федерации для того, чтобы оценить ситуацию в субъектах Российской Федерации по обеспечению региональной льготы. Не региональные льготы, а те функций, которые мы передали регионам.
Ситуация сначала вызывала очень большую обеспокоенность и тревогу, и мы не скрывали этой обеспокоенности, но ситуация за последние дни претерпела значительные изменения в лучшую сторону. И большинство субъектов Российской Федерации подготовили документацию и запустили те необходимые процедуры, которые необходимы для того, чтобы обеспечить наших граждан с 1 января 2008 года необходимыми лекарственными препаратами.
Спасибо.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Владимир Иванович. Пожалуйста, Юрий Никитич, просим Вас выступить.
Ю.Н.БЕЛЕНКОВ: Доброе утро. Прежде всего, я хотел бы начать свое выступление не как руководитель Федерального агентства, а как врач – я врач, кардиолог, - и поэтому могу сказать, что в 2005 году произошла, фактически, революция в нашем понимании, как лечить тяжелые наследственные заболевания.
Давайте посчитаем: 57 примерно тысяч больных, которые сейчас попали в централизованную закупку, они стоят 15 миллиардов 359 миллионов рублей на полгода. Вот суммы, которые тратятся на каждого из этих больных. То есть речь идет о сотнях тысяч рублей на каждого из этих пациентов.
Не буду скрывать, до 2005 года этого никогда не было. То есть больные лечились симптоматически. Сейчас мы начали честно их лечить так, как полагается по международным стандартам, по стандартам, которые утверждены Минздравом и соцразвития, современными, отечественными и импортными препаратами.
Как сказал Владимир Иванович, в этом году принято решение о централизованной закупке этих препаратов по семи нозологиям, определенным постановлением правительства.
Как это происходит, происходило и будет происходить. Чтобы было вам понятно.
Итак, как Владимир Иванович уже сказал, утверждены стандарты лечения этих пациентов. Пациенты эти известны, потому что уже лечение идет, как вы можете посчитать, три года - 2005, 2006 и 2007 год. Есть определенные регистры. И эти регистры существуют в регионах. От регионов мы получили заявки. Эти заявки часто проверялись специальной комиссией, куда входили представители и Росздрава, и Росдравнадзора, и, естественно, Минздравсоцразвития. Мы проверяли все эти заявки. Это очень кропотливая и тяжелая работа, потому что были заслушаны практически все регионы. И 22 октября на сайте нашего агентства и в бюллетене "Конкурсные торги" были опубликованы лоты, их было 59, по закупкам этих препаратов. Я уже читал некоторые публикации сегодняшнего дня. Еще раз говорю, официально: никаких условий обременительных или дополнительных в лотах не было. Кто не верит – открывайте сайт Росздрава и смотрите. Там есть только название препарата, доза и количество. Все. Никакой логистики, никаких договоров и так далее – ничего там больше нет. Прекратите дезинформировать людей. Посмотрите сайт. Еще раз говорю: по централизованной заявке никаких обременительных условий на этот лот не налагалось.
Были поданы заявки. Сейчас уже могу сказать, что на 59 лотов подано 73 заявки, 17 участников, которые и будут участвовать в аукционе.
Лоты формировались по названиям препаратов по дозам, потому что, еще раз повторяю, это заявка региона, они заявляют и препарат, и дозу.
Учитывая тяжесть заболевания, особенно у лиц, перенесших трансплантацию органов и тканей, когда очень важно поддерживать вот эту вот иммунную нейтральность к пересаженному органу, конечно, никаких экспериментов с препаратами быть не должно. Поэтому Министерство здравоохранения и социального развития обратилось в Федеральную антимонопольную службу, в другие службы с разъяснением. Думаю, об этом более подробно об этом будет сказано дополнительно. То есть мы действовали и действуем строго в рамках законодательства и тех разъяснительных документов, которые мы сейчас имеем.
На сформированные лоты, как я сказал, подано 73 заявки. Что будет дальше? 22 ноября специальная комиссия, конкурсная комиссия рассмотрит эти заявки.
Чтобы было понятно, что это не кулуарное мероприятие Росздрава, я вам скажу, кто входит в состав конкурсной комиссии.
Первое. Представители всех федеральных округов. Это определяется полпредами Президента, кто участвует в этой конкурсной комиссии: представители МВД, представители ФСБ, представители Росздравнадзора, представители Роспотребнадзора, представители Роспрома, естественно, представители Министерства здравоохранения и социального развития, представители Торгово-промышленной палаты и, в последнюю очередь, представители Росздрава, нашего агентства. То есть, это очень широкое представительство в этой комиссии.
Я могу сказать, что эта комиссия рассмотрит заявки. Критерии отклонения – только несоответствие документации лоту. Все. Больше никаких критериев отклонения нету. Мы проводим аукцион. То есть в нем имеет право принимать участие любой участник, любой желающий.
Мы не требуем даже сейчас авансовой предоплаты. Мы не требуем аванса. То есть любой участник может принимать участие в этом аукционе.
Сам аукцион будет проводиться в два дня – 26-17, потому что лоты очень большие, их много. И я могу сейчас официально пригласить СМИ: пожалуйста, приходите в Росздрав 26-27 на начало аукциона. Приходите, и мы с удовольствием вам покажем, как это все делается.
Затем участники – те, которые выиграют, те, которые дадут лучшую цену, - с ними мы подпишем контракты.
Теперь – по ценам. Как формируются цены. За основу берутся цены производителя, объявленные при регистрации препарата в Росздравнадзоре. То есть не цены поставщиков, а цены производителей.
При самом аукционе исходно, если есть несколько участников на один лот, то исходно цена уже идет – минус 0,5%. Шаг аукциона, как вы сами понимаете, не в плюс, а в минус, - в плюс мы аукционов не делаем, - идет тоже 0,5% от цены лота.
Мы планируем, что мы получим экономию от той суммы, которая выделена – 15 миллиардов 359 миллионов рублей. Я не буду предсказывать какой процент, но экономия, бесспорно, будет, потому что есть опыт проведения таких огромных аукционов в рамках национального проекта "Здоровье" при закупках аппаратуры – на сэкономленные деньги будет дозакуплены еще препараты. Дозакуплены. То есть там у нас будет еще определенный даже резерв. Но, естественно, резерв, который не останется у нас, а будет распределен по регионам.
Сразу после проведения аукциона, в тот же день, результаты, победители, данные о них будут вывешены на сайте Росздрава. Информация будет в тот же день. Дальше эти поставщики, производители, которые выиграют аукцион, обязаны до 25 декабря поставить первую партию товара, первую партию препаратов на склады в регионы, которые уполномочены регионом. Ну, это уже свой разговор, я думаю, об этом расскажут дальше, как будет происходить эта процедура.
Вот, вкратце, как будет происходить централизованная закупка лекарственных препаратов, их всего 18, по вот этим вот семи нозологиям, определенным постановлением правительства.
Спасибо.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Юрий Никитич. Николай Викторович, просим Вас выступить. Пожалуйста, Вам слово.
Н.В.ЮРГЕЛЬ: Уважаемые коллеги, по поручению Правительства Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития проводит мониторинг организаций аукционов в субъектах Федерации.
Что можно сказать на сегодня. Надо отметить, что наши коллеги в субъектах Федерации очень ответственно подошли к проведению, к организации проведения аукционов. И, по сути, на сегодня 86 субъектов Федерации осуществили публикации, извещения о проведении аукционов в официальном печатном издании, и информация эта размещена на официальном сайте. То есть, по сути, вот эти первые организационные шаги сделаны.
Конечно, много вопросов возникало, потому что впервые широкомасштабно аукционы проводятся во всех субъектах Российской Федерации. И достаточно сложен для практического применения 94-й федеральный закон. Но, надо отметить, что опыт проведения аукционов и организация регионального лекарственного обеспечения в субъектах есть, и аукционы в госпитальном секторе специалистами органов здравоохранения субъектов Федерации проводились и ранее.
Вопрос формирования лотов в большинстве регионов решается на сегодня правильно, именно лоты формируются по фармацевтическим группам в соответствии с приказом Минздравсоцразвития N665.
Да, в ряде регионов есть определенные нарушения. Мы о них знаем, потому что мониторинг проводится в ежедневном режиме, и, совместно с нашими коллегами из антимонопольной службы, с которыми есть договоренность об обмене взаимной информацией, а, видимо, на этой неделе мы подпишем соглашение о проведении совместных контрольных мероприятий, на эти недостатки мы указываем. И я хочу отметить, что достаточно оперативно они устраняются.
Основная часть субъектов определилась со схемой логистики поставок – она, в принципе, остается прежней, отработанной и для регионов совершенно стандартной. То есть, в основной части субъектов сохранились государственные фармацевтические склады, и, как правило, на региональный склад будет осуществлена поставка, и потом эта поставка будет транслироваться в сеть аптечных пунктов, пунктов отпуска и так далее.
Вопрос ценообразования, он тоже волновал многих специалистов и обсуждался и в СМИ, в настоящее время не вызывает проблем. Так называемая стартовая цена, начальная цена, это цена, зарегистрированная лекарств Росздравнадзором. Вы знаете, что перечень препаратов, определенный Минздравсоцразвитием, не менялся, и поэтому те цены, которые – вы помните, было резкое понижение цен в июле-месяце, - вот эти цены, они и явились стартом для начала проведения аукциона.
По программному обеспечению особых вопросов не возникает. Понятно, все-таки программа реализуется уже с 2005 года, и информационная система - лечебное учреждение, аптека, аптечный склад, - она достаточно отработана.
Мониторинг ситуации будет продолжаться. Мы планируем и, по сути, эта работа уже начата, любая наша проверка надзорная, по любому направлению, будь это лицензирование, контроль лицензионных требований и условий деятельности, будь контроль качества, будь это какая-то плановая системная проверка – в любом случае, проверяющие смотрят и вопрос организации проведения лекарственного обеспечения. Более того, смотрят и каким образом орган Росздравнадзора занимается этой проблематикой, и также как все эти вопросы рассматриваются и администрации субъекта, и на уровне органа здравоохранения Российской Федерации.
Пожалуйста, вопросы.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Николай Викторович. Пожалуйста, Михаил Яковлевич, Вам слово. Прошу Вас.
М.Я.ЕВРАЕВ: Спасибо большое. Добрый день, уважаемые коллеги! Мы, хотел бы как раз в начале сказать, проводим совместную пресс-конференцию вместе с Минздравсоцразвития, вместе с Росздравом, вместе с контролирующей службой в системе Минздравсоцразвития именно потому, что мы придаем большое значение нашей совместной работе по реализации программы ДЛО. Потому что мы понимаем важность этой программы, мы понимаем значимость ее для населения, и именно поэтому были подготовлены совместные разъяснения, тройственные разъяснения между Минздравсоцразвития, Федеральной антимонопольной службой и Министерством экономического развития по, примерно, 20-ти наиболее ключевым, наиболее острым вопросам, которые встают у заказчиков, у регионов в этой сфере. Эти разъяснения были направлены и в регионы, они были направлены и в наше территориальное управление, и, в общем-то, как раз во время этих совещаний, вовремя подготовки этих разъяснений, мы проговорили со всеми регионами, были приглашены Минздравсоцразвития все региональные комитеты по здравоохранению и, в общем-то, на все вопросы этих комитетов мы постарались ответить, все сложные моменты мы проговорили, поэтому мы, конечно же, считаем, что подготовительная работа в министерстве проведена огромная на самом деле, и мы рассчитываем, что, благодаря именно этой подготовительной работе удастся реализовать программу ДЛО качественно. Конечно же, это не означает, что не будет никаких ошибок, в принципе. Тот, кто не работает, тот и не ошибается. А если работать, то всегда какие-то ошибки, конечно же, будут. Но мы для себя всегда четко отделяем ошибки от злоупотреблений. Вот на сегодняшний день можно сказать, что на уровне министерства мы можем констатировать, что сделано все для минимизации ошибок в регионах при реализации программы ДЛО и для того, чтобы при реализации этой программы злоупотребления были минимизированы.
Что еще можно сказать по вопросу реализации программы. К нам вчера поступило обращение от Минздравсоцразвития с просьбой проконтролировать ситуацию с реализацией программы ДЛО, поскольку поступило обращение от одной из общественных организаций, которая занималась мониторингом реализации данной программы, и мы уже дали поручение соответствующим наши территориальным управлениям, это поручение уже направлено в регионы, с тем, чтобы проверить реализацию программы, обратив особое внимание на два момент. Первое, это то, что именно аукционная форма размещения заказа, а не конкурсная, поскольку, во-первых, это установлено законом, аукционная форма, и установлена законом она именно потому, что аукционная приносит наибольший эффект, до 30% от стоимости заказа они приносят эффект, это уже апробировано на многих процедурах размещения заказов, именно поэтому и было установлено в законе, что при закупке лекарств должна быть именно аукционная форма. И второе, на что мы просим обратить внимание наши территориальные управления при проведении контрольных мероприятий в регионах, это на то, каким образом формируются лоты. Потому что в разъяснениях было четко сформулировано, что лоты должны формироваться по фармгруппам, на все сложные вопросы были даны ответы, и если какие-либо регионы начинают делать это с нарушениями – соответственно, мы не можем не вмешаться в этот процесс. Очень важно, чтобы изначально процесс был прозрачным, открытым и была конкуренция при реализации программы.
Поэтому мы рассчитываем, что где-то в течение недели такие контрольные мероприятия пройдут в тех сложных регионах, в которые были направлены такие поручения, и мы примем, в случае выявления каких-то нарушений, соответствующие меры.
Я думаю, что то, что у нас сейчас конец года, не повлияет на общую ситуацию, поскольку у нас с 1 октября вступила в силу поправка к 94-му закону, которая была внесена 218-м ФЗ на весенней сессии Государственной Думы, о том, что в случае, если выявляются какие-либо нарушения, то при выдаче предписания федеральной антимонопольной службы заказчик может обратиться в федеральную антимонопольную службу, и по его ходатайству может быть дано разрешение на проведение процедуры запроса котировок, то есть миниаукциона. То есть, даже в случае, если мы увидим грубейшие нарушения, и нам придется какие-либо из процедур отменять, либо вносить в них существенные коррективы, то, понятно, что эти коррективы должны быть сделаны с учетом того, чтобы люди получили лекарства, чтобы у заказчиков была возможность реализовать данную программу. Именно поэтому мы как раз планируем опереться на вот эту поправку, которая вступила в силу с 1 октября, очень своевременно, могу сказать, это произошло, и сделать сразу же две вещи: и процедуру сделать прозрачной и конкурентной, и, в то же время, чтобы люди вовремя получили лекарства.
Очень важно отметить, что, в общем-то, дозировки и сами лекарства, они сделаны на основании заявок больных. Они сделаны на основании заявок больных и, в общем-то, я думаю, что любой производитель в нашей стране и за рубежом может просто взять, проанализировать те потребности, которые есть в лекарствах, те потребности, которые есть в дозировках, проанализировать прошлые периоды, проанализировать этот период, который сейчас идет, и уже скорректировать, наверное, свою производственную программу.
Мы в этом почему заинтересованы вместе с Минздравсоцразвития, потому что это приводит к увеличению конкуренции. Потому что, чем больше, естественно, производителей, чем больше участников участвуют в торгах, тем больше конкуренция, а, соответственно, тем больше происходит снижение стоимости на лекарства. Ну и, в общем-то, в данном случае появляется, и чем больше участников, тем больший выбор у потребителей, это тоже очень важный момент, надо тоже это иметь в виду.
В общем, таким образом, я могу сказать, что, конечно же, на основе реализации программы в этом году, для нас это очень большое значение еще имеет с точки зрения обратной связи. С точки зрения того, как работает 94-й закон в регионах. Мы смотрим, анализируем. Если мы видим, что есть какие-то проблемные вопросы, то, конечно, мы их учтем и при подготовки изменений в 94-й закон, и, вместе с министерством, вместе с Росздравом уже сформулируем тем поправки, которые позволят и реализовывать программы по лекарственному обеспечению, и, в то же время, чтобы эта реализация программы, она соответствовала всем конкурентным принципам. Поэтому для нас это важно с точки зрения внесения изменений в закон, с точки зрения корректировки законодательства, если это требуется. И, конечно же, нам это важно с точки зрения подготовки рекомендаций на будущее, потому что вот такой вот совместный опыт работы с министерством у нас, по большому счету, впервые, я могу сказать. У нас нет ни с кем из ведомств – ни со службами, ни с агентствами, ни министерствами, - такой тесной работы, как вот с Минздравсоцразвития, с Росздравом и, конечно же, мы приветствуем, что у нас в системе размещения государственного заказа, особенно в такой социально значимой области, идет такая серьезная совместная работа.
Спасибо. Если будут вопросы, готов ответить.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Михаил Яковлевич. Коллеги, приступаем к сессии вопросов и ответов.
РАДИО "МАЯК", Яна Мельникова: У меня, если можно, два вопроса. Первый к Владимиру Ивановичу. Хотелось бы уточнить. Вот Вы сказали, что субъекты обеспечивают тех, у кого уже есть определенный набор услуг. Вы называли цифру в 417 рублей в месяц. Это на одного человека или как?
В.И.СТАРОДУБОВ: Эта цифра на одного человека, 417 рублей в месяц. Я должен пояснить, что эта сумма, она индексируется с 2005 года, это только на лекарственное обеспечение, она умножается на 12 и получается примерно более 5 тысяч на одного гражданина в год, которые дают субъектам возможность закупать те медикаменты, которые существуют в списке и в приказе Министерства здравоохранения и социального развития. Причем, мы должны отметить, что вот эта сумма, 33 миллиарда, которая в годовом бюджете предусмотрены на централизованные закупки дорогостоящих, не перевела (нрзб.) ни одной копейки от тех денег, которые мы передали субъектам Российской Федерации. То есть мы отдали полным рублем, забрав на себя функцию по обеспечению дорогими медикаментами категории граждан, находящихся в субъектах Российской Федерации. Причем, не только федеральных, но и субъектовых.
РАДИО "МАЯК", Яна Мельникова: А 417 рублей – это достаточно?
В.И.СТАРОДУБОВ: Вы затронули очень тяжелый вопрос - сколько стоит обеспечение медикаментами. Я думаю, вы же профессионально занимаетесь вопросом и знаете цифры, которые существуют а Западе и которые существуют у нас по потреблению медикаментов на душу населения. Для этой категории граждан суммы, которые мы направляем на эти цели, они приближаются к странам Восточной Европы. Приближаются только. Мы ввели лечение современными препаратами. И логика здесь, ну, не всегда может присутствовать. Проблема в том, что, чем лучше мы работаем, я имею в виду сфера здравоохранения, чем больше мы сохраняем и выявляем больных, тем больше нам нужно средств. У нас, условно говоря, было "икс" тысяч больных онкологией. Мы в течение года эффективно их лечили и сохранили им жизнь. За это время выявили новых больных, их тоже нужно лечить. Понимаете, да? И нам, чем лучше мы будем работать, сумма средств, в которой будут нуждаться наши больные, к сожалению для финансистов, будет увеличиваться. И мы здесь достаточно трезво смотрим на эти вещи, и ту сумму, которую мы заложили. Я просто приведу еще пару цифр. В 2006 году мы на эти препараты, который был лучше по сравнению с 2007 годом, потратили примерно 17 миллиардов рублей. Мы заложили на этот год 33 миллиарда. И вот по тем позициям, по которым мы сравниваем с 2006 годом, примерно, по разным позициям, от 30 до 100% увеличение по сравнению с предыдущими годами.
Поэтому ситуация будет улучшаться значительно, и больные получат доступ к тем медикаментам, которые, к сожалению, как вот Юрий Никитич говорил, раньше не имели возможности.
И сразу же хотел добавить Михаила Яковлевича. У нас возможность конкуренции между производителями должна существовать. К сожалению, есть ряд препаратов, по которым фирма является единственной в мире, не в России даже. Но, в этом случае, у нас должна существовать конкуренция между дистрибьюторами, которые осуществляют поставку, доставку. Поэтому такие возможности мы в аукционах прописали. И возможность конкурировать за снижение той надбавки, которая приходится на логистику, на доставку этих препаратов до больных.
ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, еще вопросы.
ГАЗЕТА "ИЗВЕСТИЯ", Татьяна Ботенева: У меня два вопроса. Первый, наверное, к Юрию Никитичу и к Николаю Викторовичу. Мы каждый год слышим заверения официальных лиц, что перебоев в обеспечении лекарственными препаратами с нового года не будет. И каждый год эти перебои случаются. Уверены ли вы в том, что месяц, который отведен на заключение контрактов и на доставку препаратов в регионы, достаточно для того, чтобы к 25 декабря эти запасы создать? Потому что мы все понимаем, что заключение контрактов, это определенная процедура, она требует довольно много времени.
Второй вопрос к Владимиру Ивановичу. Не так давно, мы помним все, в Минздраве состоялась встреча руководства с представителями Ассоциации больных, вот теми самыми сложными тяжелыми заболеваниями, которые требуют дорогостоящих лекарств. И тогда были даны обещания, что представители этих ассоциаций будут принимать участие во всей цепочке обеспечения, то есть в обсуждении заявок, в проведении аукциона, ну, и в контроле за тем, как эти препараты будут расходоваться. Сегодня мы не услышали, что в составе конкурсной комиссии есть представители Ассоциации больных. На самом деле, они там есть или их нет? И будут ли они там?
Спасибо.
Ю.Н.БЕЛЕНКОВ: Я начну отвечать. Вероятно, сначала я скажу о централизованной поставке. Итак, как я вам уже сказал, аукцион будет проведен 26-27 ноября. Нам дается законом до 10 дней на подписание контракта. Могу вам сказать, что контракт будет подписан, конечно, в значительно более сжатые сроки, короткие сроки, потому что участников не так-то много.
Следующее. Впервые в этом году, и это по инициативе министра здравоохранения и социального развития Татьяны Алексеевны Голиковой, отдельно от препаратов идут деньги на логистику по централизованной поставке. То есть регион получает отдельные деньги на то, чтобы этот препарат со склада, куда поставит поставщик этот препарат, как я сказал, до 25 декабря, если раньше, то прекрасно, регион получает деньги для того, чтобы сыграть определенную процедуру, и определить поставщика от склада к потребителю. Причем, могу вам сказать, что суммы исчисляются десятками миллионов рублей. То есть очень неплохие деньги, за которые будут бороться, я думаю, активно поставщики в регионах. И, так как есть определенный регистр пациентов, это внушает определенную уверенность в том. что в первые дни января потребители, наши пациенты, получат препараты по централизованной поставке.
Спасибо.
Н.В.ЮРГЕЛЬ: Если говорить о прогнозах. Вы помните, что в начале апреля, и потом еще, в мае, июне, мы говорили о том, что общая обстановка с лекарственным обеспечением стабилизируется. На сегодня Владимир Иванович отметил, что количество отсроченных рецептов в целом по Российской Федерации находится на цифре благополучно 2005 года. Поэтому, мы за свои слова и за свои прогнозы отвечаем.
Второе. Последние три недели во всех ведомствах, включая и Росздравнадзор, Минздравсоцразвития были проведены совещания с представителями производителей лекарственных препаратов, с руководителями ассоциаций производителей иностранных лекарственных препаратов.
Н.В.ЮРГЕЛЬ: И отечественных производителей. Практически на том же самом уровне Минздравсоцразвития проведены совещания министром, Татьяной Алексеевной Голиковой. То есть, практически, все производители, все поставщики нас заверили в отношении поставок. Более того, мы сейчас проводим мониторинг, работаем совместно с таможней, наблюдаем, как реализуются вот эти договоренности. Поэтому есть уверенность в том, что в субъектах Федерации медикаменты будут. Еще раз говорю, что мы не только здесь, в центре, но и на местах будем проводить проверки, причем, по сути, в каждом субъекте Российской Федерации с выездом.
Поэтому – обстановка рабочая. Серьезных сбоев не должно произойти. Потому что и такие, я еще раз повторяюсь, очень ответственно наши коллеги в субъектах Российской Федерации подходят к этому вопросу. Мы в этом убеждаемся каждый день.
Спасибо.
В.И.СТАРОДУБОВ: Мы реализуем те договоренности, которые были достигнуты на встрече министра здравоохранения с руководителями общественных организаций, представляющих группу больных этими заболеваниями, и пригласим их на аукцион, который состоится 26-27 числа. Мы с ними проводим достаточно серьезную работу, не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации, когда представители ассоциаций различных больных принимают участие в составлении заявки и тех возможностей, которые субъекты Российской Федерации ставят перед нами по обеспечению этими медикаментами. Поэтому мы эту работу не прекращаем, работаем, у нас, естественно, есть вопросы, которые мы обсуждаем с ними, и где-то у нас позиции сходятся, где-то не всегда сходятся, это живая работа, которая проводится в достаточно регулярном режиме.
ИТАР-ТАСС: У меня тоже два вопроса. Первый вопрос, уточняющий, Юрию Никитичу. Вы назвали цифру 15 миллиардов. А всего на год запланировано 33 миллиарда. Сейчас речь идет о сумме первой половины года, да?
Ю.Н.БЕЛЕНКОВ: Это на полгода, да.
ИТАР-ТАСС: Спасибо. И вопрос еще к Владимиру Ивановичу. Скажите пожалуйста, как Вы считаете, сколько регионов, может быть, в процентах, будут ли такие вообще, которые, все-таки, могут не справиться с задачей проведения аукционов по ДЛО и воспользуются возможностью заключить договора? Спасибо.
В.И.СТАРОДУБОВ: Ну, Михаил Яковлевич меня поправит, возможности маневра у них не так много, к сожалению. Один механизм Михаил Яковлевич уже сказал: если они объявили аукцион и Федеральная антимонопольная служба его приостановит или отменит, значит у них есть возможность воспользоваться теми поправками, которые вошли, и методом котировок зарубить(?) на большую сумму, чем та, которая сегодня возможна в законе. Это один механизм.
Второй. По средним и небольшим субъектам Российской Федерации часть вопросов можно решить путем закупки до 500 тысяч, то есть запроса котировок. И ряд субъектов будут решать. Где-то в субъектах отработаны электронные торги, и рамках электронных торгов будут проводиться аукционы.
Ситуация достаточно разнообразная по России. И 100-процентной гарантии - мы, к сожалению, не часовая мастерская, - дать не можем. Но мы отслеживаем ситуацию, мы видим проблемные регионы, и постоянно с ними в контакте, подключаем все возможные рычаги влияния. Потому что в законе сказано, что глава субъекта Российской Федерации несет ответственность за ту работу, которую мы делегируем в соответствии с нашим законодательством, и подключаем здесь и административный ресурс. Запрягаем, как говорится, по полной.
Есть проблемные регионы, с которыми мы работаем постоянно, мы их не скрываем, что называется, озвучиваем. Часть из них поправилась, часть в стадии исправления, но мы надеемся, что те механизмы, которые существуют, позволят с 1 января, все-таки, обеспечить необходимыми лекарствами наших граждан.
М.Я.ЕВРАЕВ: Я, может быть, два слова добавлю к тому, что сказал Владимир Иванович. Дело в том, что у нас ведь аукцион, это не новая форма, которая пришла только что. Вот вообще, в принципе, если говорить про торги. У нас муниципалитеты, субъекты Российской Федерации уже давным-давно должны были начать, и проводят аукционы в сфере реализации, допустим, тех же самых земельных участков и так далее, природных ресурсов. Поэтому аукцион – это форма уже известная. Это не что-то вот такое, совсем новое, понимаете? Просто, я думаю, что все регионы, действительно, разные, как правильно отметил Владимир Иванович, и есть регионы более развитые, где работают электронные площадки, и где половина всех товаров, работ и услуг закупается на электронных площадках. Например, Республика Татарстан такой вот яркий пример. 49% всего закупается на аукционах, и все прекрасно. И средняя экономия составляет 20% по сравнению с тем же самым, что закупается на конкурсах. Поэтому есть такие регионы, которые хорошо работают в системе размещения государственного муниципального заказа, а есть регионы более отсталые, конечно же, страна разная. Я хочу сказать, что во многих случаях, когда мы проводим проверки, наши территориальные управления проводят проверки, эти проверки носят не столько еще характер контрольный, чтобы устранить нарушения, выявить их, но они еще носят и характер консалтинга, то есть характер именно консультаций, как правильно организовать, как правильно сделать так, чтобы не было нарушений. Ведь, на самом деле, в первую очередь лучше всего изначально продумать всю систему, как, в общем-то, это было в этот раз как раз с реализацией системы ДЛО, чтобы потом минимизировать все возможные ошибки, нарушения, которые могут быть. И, в общем-то, мы именно вот такую задачу ставили и перед своими территориальными управлениями. У нас буквально две-три недели назад была расширенная коллегия Федеральной антимонопольной службы, на которую мы пригласили всех руководителей территориальных управлений наших и, соответственно, ознакомили их с разъяснениями устройственными между подписанными Федеральной антимонопольной службой и Минздравсоцразвития, и Минэкономразвития, подробно ответили на все их вопросы. То есть, здесь мы работаем тесно. И, я думаю, что, в общем-то, конечно же, будут проблемы, я не сомневаюсь, потому что задача очень сложная. Задача действительно очень сложная. И не может быть такого, что вот так вот все легко и без проблем – ну, такого не бывает. Конечно же, проблемы будут. Но, я думаю, что с этими проблемами мы справимся, и все это абсолютно реалистично сделать так, чтобы и программу реализовать, и чтобы конкуренцию в этой сфере существенно расширить.
ВЕДУЩИЙ: Прошу, Вам слово. Пожалуйста.
"АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ", Швейкина Галина: У меня вопрос к Владимиру Ивановичу. Владимир Иванович, скажите пожалуйста, вот по поводу семи нозологий. Вы говорите, что списки составляют врачи. Это замечательно. Если врач находит нового больного, например, в январе-феврале - и что он ему скажет, будет ли этот человек включен в списки? То есть, когда он получит вот эти вот жизненно необходимые лекарства, которые очень дорого стоят? Или это деньги пойдут вот из этих сэкономленных средств на аукционах, или это будет только следующий год? То есть, что нам сказать вновь выявленным больным? Спасибо.
В.И.СТАРОДУБОВ: Сейчас мы готовим проект приказа министерства о возложении, скорее всего, на Росздрав ведения реестра таких больных. И сразу после того, как мы выявили какую-то патологию, этот больной должен будет включаться в этот реестр. После включения в реестр он имеет права получать медикаменты. Мы же поставляем как бы авансом эти медикаменты с небольшим опережением как бы. И, естественно, мы думаем над этим, и потом будем корректировать заявки. Мы не зря на полгода объявляем, чтобы во втором полугодии учесть тех больных, которые появились в первом полугодии, и уже понять тенденцию, которая будет во втором полугодии, чтобы обеспечить новых выявленных больных этими препаратами.
М.Я.ЕВРАЕВ: И еще, коллеги, про одну поправку, очень серьезную поправку, которая вступила в силу с 1 сентября. В 94-м законе. У регионов есть возможность в случае, если они получают экономию на аукционах, сразу же, не проводя новую процедуру размещения государственного заказа, на ту экономию, которую они получили от начальной стоимости, заключить контракт на большее количество лекарств по той же цене. То есть цена за единицу фиксируется на аукционе. Допустим, 1 миллион была стартовая цена. Закупили то количество, которое хотели за 800 тысяч - есть возможность за оставшиеся сэкономленные средства, 200 тысяч, добрать количество лекарств изначально по той стоимости, которая была зафиксирована на аукционе. Такая возможность появилась у заказчиков с 1 октября. И это очень серьезное подспорье в работе. Особенно в конце года.
"РИА НОВОСТИ", Екатерина Ефимова: У меня вопрос к Юрию Никитичу Беленкову. Среди тех поставщиков и производителей, которые заявились по дорогостоящим препаратам, есть ли российские производители? Какова их доля? И второй вопрос. Есть ли понимание, когда будет объявлен следующий аукцион? Потому что время идет быстро и, может быть, стоит сделать это раньше – в марте уже?
Ю.Н.БЕЛЕНКОВ: Спасибо. Правильный и очень трудный вопрос. Уважаемые коллеги, и национальный проект здоровье, и централизованные закупки лекарственных средств в рамках ДЛО – не являются проектами поддержки или наоборот, угнетения отечественных производителей. Это - программа поставки качественной аппаратуры и качественных препаратов потребителю.
Конкретно отвечаю на вопрос то, что я могу, потому что еще не подведен, как вы сами понимаете, итог аукциона, мы только имеем первые заявки. И у нас только одна заявка из 17 от отечественного производителя.
Могу привести аналогию с национальным проектом "Здоровье". Мы в начале этого года имели очень серьезную работу с Ассоциацией отечественных производителей медицинской техники. Е, если в прошлом году доля отечественных производителей в национальном проекте "Здоровье" в аппаратуре была 17%, то в этом году – 50%. В ценовом выражении это порядка 9 миллиардов рублей получили отечественные производители. Почему? Не потому, что они отечественные, а потому, что они сделали хорошую диагностическую надежную технику.
Поддержка отечественных производителей в фармацевтической промышленности – это задача национальной безопасности. Это и производство антибиотиков, это производство обезболивающих, это производство компонентов крови и препаратов крови, и так далее, целый ряд таких препаратов есть. Это должна быть государственная программа. Она, в какой-то степени, корреспондируется с программой ДЛО, но, еще раз повторяю, ДЛО – это программа обеспечения лекарственными препаратами наших пациентов. Причем, вот по этим семи нозологиям, очень тяжелых пациентов. И я с чего начал. Что экспериментировать с нашими пациентами мы не будем. Потому что, правильно совершенно был задан вопрос, будет ли принимать участие Ассоциация этих пациентов. Вот попробуйте объяснить маме мальчика или девочки, которому пересадили орган, и который получает, извините пожалуйста, препарат импортного производства, и только он его спасает, что мы сейчас его заменим на другой препарат. Она вас не поймет. И она меня не поймет, в первую очередь.
В.И.СТАРОДУБОВ: Я просто бы хотел добавить. Это, действительно, серьезный вопрос. Там, по тем препаратам, на которые существует срок патентования, понятно, здесь какие-то возможности для наших фармпроизводителей, к сожалению, ограничены. По тем препаратам, где срок патента закончился, мы даем как бы посыл нашим фармпроизводителям о том, что страна нуждается в этих препаратах – делайте производство. И мы с удовольствием вас пустим в ту конкурентную среду, которую пытаемся создать. Естественно, наш производитель, по нашим понятиям, должен предлагать цену меньшую, чем импортный. Не всегда так, к сожалению, получается. Поэтому здесь конкурентная среда. Пожалуйста. Вот объем, который предположительно будет уже зафиксирован на ближайшие три года и последующие, он меньше уже никак не будет. Поэтому стимул у производителя – перенести производство сюда – прямой существует. Мы готовы поддерживать во всех этих начинаниях, в том числе оказать помощь и содействие в ускоренной процедуре регистрации, если на это будут предоставлены какие-то документы.
ВЕДУЩИЙ: Владимир Иванович, вдогонку предыдущему вопросу. Есть ли такие компании, фирмы, участие которых в торгах аукционных был бы нежелательным? Ну, может быть, недобросовестные какие-то производители?
В.И.СТАРОДУБОВ: Те фирмы, которые попадут на доску почета ФАСа, уже существуют, и, в том числе, которые подводили нас по определенной патологии, не связанной с реализацией лекарственного обеспечения, по той проблеме, о которой говорим, но, если они будут нарушать те условия, которые выставлены (нрзб.) документации, естественно, мы не применем возможностью воспользоваться для того, чтобы этой фирме создать трудности при дальнейшем участии в аукционах. Мы здесь исходим по полной схеме. Михаил Яковлевич может добавить.
М.Я.ЕВРАЕВ: Да, я добавлю. Коллеги, у нас 94-м законом предусмотрен реестр недобросовестных поставщиков, который ведет федеральная антимонопольная служба. Компании в этот реестр недобросовестных поставщиков из двух источников могут попасть. Первый, соответственно, путь, как могут попасть компании, это уклонение от заключения контракта в случае, если компания стала победителем и отказывается заключить такой контракт. А второй вариант, это когда компания не исполняет свои обязательства, либо исполняет их с существенными нарушениями.
Обращаю ваше внимание, что реестр у нас находится в открытом доступе, то есть любой может зайти в Интернет, посмотреть официальный сайт – там больше 300 компаний на сегодняшний день уже находятся. И те компании, которые занесены в данный реестр, в случае, если заказчик выставляет требования о том, что он не допускает те компании, которые включены в реестр недобросовестных поставщиков, к участию в торгах, соответственно, эти компании не имеют права участвовать в таких торгах в течение двух лет с момента внесения в реестр. Через два года, соответственно, им опять дается шанс попробовать себя поставлять соответствующие товары, работы и услуги государству.
ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, коллега, Ваш вопрос.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМПАНИИ "КОНОН-ФАРМА": Я представляю российскую компанию-производитель "Конон-Фарма". У меня вопрос к Николаю Викторовичу. В регионах на данный момент списки по льготе сделаны на основе списка, существующего по ДЛО на 2007 год. Там есть референтные цены с привязкой к производителю конкретному. Значит ли это, что никакая другая компания, производящий тот же самый МНН, не может предложить его при торгах в аукционы? Это первый вопрос. Второй вопрос. Планируется ли пересмотр этого ассортиментного списка в ближайшем будущем? И, если планируется, то когда? И, я бы еще Михаила Яковлевича попросила еще раз, я понимаю, что 94-й закон Вам приходится очень часто разъяснять, вот четко сказать: те аукционные списки, которые сейчас сформированы уже в регионах, должны формироваться – одно МНН – один лот? Или, все-таки, они должны объединять несколько препаратов по фармгруппам в один лот? Спасибо.
Н.В.ЮРГЕЛЬ: Владимир Иванович, наверное, ответит на этот вопрос, потому что составление перечня медикаментов, это прерогатива Минздравсоцразвития. Перечня по МНН.
В.И.СТАРОДУБОВ: Первое. Мы, действительно, в том числе и по просьбе общественности, и производителей, не меняли список 2006 года и не трогали его, чтобы он был стабильным. За исключением тех позиций, которые мы взяли на централизованную закупку. Все. Он стабильный. Если будем менять на 2009 год, мы это сделаем в 2008 году, в первой половине, для того, чтобы было ясно, как этот список появится на 2009 год.
Список по Минздраву по международным и патентованным наименованиям. Цены регрессировать с производителями. Мы готовим проект-постановление правительства об отмене регистрации цен, потому что процедура аукциона не предусматривает регистрацию цены, ибо тот механизм, который был раньше, возмещения, он использовался, теперь смысла в этом нет, потому что аукцион – это конкуренция за наименьшую цену при хорошей эффективности тех препаратов, которые участвуют или выставлены на аукцион.
Поэтому, по большому счету, идет формирование лотов субъектами Российской Федерации без привязки к конкретным торговым наименованиям, к конкретным фирмам, которые были в списке Росздравнадзора.
При этом мы понимаем, что субъекты Российской Федерации могут воспользоваться этой базой для составления или представления начальной или максимальной цены аукциона как справочно-информационным материалом, потому что заказчик определяет начальную цену контракта. Все. Если подходите МНН, значит, вы участвуете в конкурсе, и здесь никаких ограничений на сегодняшний день, по нашему мнению, нет.
М.Я.ЕВРАЕВ: И второй Ваш вопрос по поводу того, каким образом формировать лоты. Вот в наших тройственных разъяснениях этот вопрос был одним из ключевых, конечно же. Лоты необходимо формировать по фармгруппам. В случае, если… то есть, это объединяется сразу же несколько международных запантентованных наименований в одной фармгруппе. Если по какому-то МНН существует только одно торговое наименование, то это должен быть отдельный лот – об этом четко говорится в наших разъяснениях, - ну и, соответственно, отдельными лотами идут психотропные вещества и наркотические.
ГАЗЕТА "МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК": Я не вполне уверен, что мой вопрос вписывается в рамки разговора, но, все-таки. Я на прошлой неделе работал на Всероссийской конференции по клещевому энцефалиту. Ученые и, в общем-то, общественность бьет большую тревогу насчет обеспеченности аптечной сети вакцинами для прививок против клещевого энцефалита. Если мой вопрос слишком специфичен, может быть, предложите мне встречу и беседу на эту тему.
В.И.СТАРОДУБОВ: …общего плана, связанная с клещевым энцефалитом, с регионами, где он существует, с иммунизацией населения, с донорской кровью, которая необходима для подготовки иммуноглобулина(?). Там очень много специфики.
ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, коллега, прошу.
ЖУРНАЛ "ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА", Роман Панюшин: У меня вопрос к Михаилу Яковлевичу и, наверное, с переадресовкой к Юрию Никитичу. Вот в том заключении экспертном Общественного совета по здравоохранению АПО(?) РФ, которое упоминал Михаил Яковлевич, и которое легло в основу публикации, которую упоминал Юрий Никитич, в частности, там есть ссылки на вполне конкретные, по мнению экспертов, нарушения федерального законодательства при проведении как аукционов на дорогостоящие препараты, так и при проведении региональных аукционов. То есть, вот Вы, в принципе, сказали, что будет частично проконтролирована эта процедура по линии ФАС, возможно, будут скорректированы итоги, если будут какие-то нарушения, но, все-таки, возможно ли от вас в данных условиях в данном месте получить по крайней мере официальные заверения в том, что с 1 января не будет никаких правовых и законных оснований для пересмотра итогов конкурса. Потому что тут, в данном случае, будет уже речь идти не о бумажном пересмотре или каких-то там санкциях, а о том, что реально люди не получат препаратов. Спасибо.
М.Я.ЕВРАЕВ: Коллеги, как я уже сказал, действительно, мы дали поручение нашим центральным управлениям оперативно проверить те процедуры размещения заказа, которые есть в регионах. Почему вот я сказал, что в течение недели все это будет сделано, именно потому, что мы понимаем, что необходимо все контрольные мероприятия осуществлять так, чтобы люди получали лекарства. И, собственно говоря, при выявлении нарушений реакция Федеральной антимонопольной службы как контролирующего органа, эта реакция будет строиться на двух китах, скажем так: первое, это на том, что необходимо соблюдать конкуренцию и необходимо соблюдать закон, и второе, это то, что необходимо, чтобы люди получили лекарства. Такие инструменты в законе заложены, я о них упоминал, вот в таких случаях, это запрос котировок быстрый и так далее в случае, если нельзя уж заново провести процедуру, время не позволяет. Кроме всего прочего, любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в суде результаты торгов, защитить свои права. Это право никто не может отнять, это может любая компания сделать. Поэтому я не могу сказать, будут какие-то иски или не будут какие-то иски, будут какие-то претензии или не будет претензий.
Я могу сказать, со стороны Федеральной антимонопольной службы, мы стараемся наш процесс по контролю сделать как можно более оперативным с тем, чтобы нарушения, если они будут выявлены, эти нарушения устранить сразу же, а не ждать, когда уже это достигнет какой-то критической черты.
Ю.Н.БЕЛЕНКОВ: Я продолжу ответ, уж если речь зашла о вот этом экспресс-мониторинге Общественного совета по здравоохранению и социальной защите при Ассоциации работников правоохранительных органов.
Уважаемые коллеги! В Росздраве есть опыт аукционов и конкурсов, когда были конкурсы, по нацпроектам. Мы очень тесно работали с антимонопольной службой. Поэтому, естественно, то, что касалось этих пунктов, там два пункта, касается централизованной закупки, то есть Росздрава, конечно, мы все это делали в тесном контакте с антимонопольной службой. Соответственно этому, именно для "Сандемуна" и для "Инсулина" мы имеем два письма. Первое – разрешающее это сделать. То есть без аналогов и эквивалентов. Это письмо от Федеральной антимонопольной службы от 16.10.07, разъясняющее. И то письмо, о котором говорил Владимир Иванович и, по-моему, и даже и Михаил Яковлевич тоже об этом говорил, это совместное письмо Минэкономразвития, Минздравсоцразвития и ФАС от 31.10.07. Есть два документа, разрешительных документа, которые все проясняют. Там было еще замечание по дозировке и по упаковке. Я могу сказать, что упаковка вообще не входит в условия, я говорил, что никаких других обременительных пунктов по аукциону нет, кроме дозировки. Дозировка же, извините пожалуйста, она базировалась на заявке регионов.
В.И.СТАРОДУБОВ: Существуют конкретные упаковки, конкретные дозировки этих препаратов, которые больные должны получать. Поэтому мы идем от лечащего врача, который знает, что нужно пациенту. Вот это самое главное. И нам здесь ФАС помогает в том, что бы мы дух и букву закона соблюли, соблюдая конкурентную среду. Мы сами в этом заинтересованы.
М.Я.ЕВРАЕВ: Может быть, два слова про дозировки. Ведь дело заключается в том, коллеги, что ДЛО программа идет, она не только сейчас началась, она была и в предыдущие годы, и все производители могли посмотреть вообще, какие дозировки требуются больным. Ведь дозировки не меняются кардинально ежегодно. И, соответственно, любой производитель мог свое оборудование, свой производственный процесс выстроить под те или иные дозировки. Я это говорю даже как и к этому году, так и в будущем.
В.И.СТАРОДУБОВ: Через следующие полгода пускай приходят, заявляются (нрзб.) мы рады их всех увидеть и услышать.
ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, коллега.
"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ", Денис Рыбаков: Расскажите, пожалуйста, поподробнее, какие еще критерии участия в конкурсе могут быть? Понятно, что документация. Вот можете сказать подробнее об этом? Какая документация? Какие соответствия должны быть? Спасибо.
Ю.Н.БЕЛЕНКОВ: Ну, во-первых, не конкурс, а аукцион. Давайте так, уважаемые коллеги, я вас очень прошу, мы-то отвечаем за свои слова, вы тоже очень тщательно проверяйте то, что вы будете писать. Аукцион. Первое. Второй ответ. Никаких.
Я еще раз говорю, то, что касается централизованных закупок – это название препарата, то есть название лота, доза препарата и количество. Все.
В.И.СТАРОДУБОВ: Ну и, естественно, соответствующую лицензию он должен предоставить.
Ю.Н.БЕЛЕНКОВ: Ну, это естественно.
М.Я.ЕВРАЕВ: Надо еще добавить, что в законе заложены очень серьезные защитные механизмы, чтобы поставщики выполняли свои обязательства, это возможность выставления заказчиками, и заказчики, как правило, это делают всегда, требований по гарантии обеспечения (нрзб.) до 30% от стоимости контракта. То есть, если поставщик начинает выполнять свои обязательства с нарушениями, то он теряет до 30% от стоимости контракта. Это очень серьезные деньги, и это очень серьезная мотивация, на самом деле, выполнять обязательства поставщикам качественно, в срок, в полном объеме.
"ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК", Барышникова Галина: Вопрос к Владимиру Ивановичу, наверное. Владимир Иванович, Вы неоднократно сказали, что, действительно, существуют какие-то сложности и существуют проблемные регионы. Не могли бы Вы уточнить, какие это проблемы, какие-то наиболее присущие проблемы в работе с регионами. В частности, известно, что один из наиболее сложных пунктов в реализации этого проекта, это формирование заявки. Потому что понятно, что от того, как регионы сформируют заявку, настолько эти потребности в лекарствах будут обеспечены. Вот как эта ситуация отслеживается или урегулирована Минздравом, и вообще, как это происходит?
В.И.СТАРОДУБОВ: Начну с первого вопроса – в отношении тех проблем, которые возникают у нас в ряде регионов. Это то, что Михаил Яковлевич говорил, формирование лотов. Мы, буду откровенным, дискутировали долго с ФАСом, потому что по формированию аукциона по отдельным торговым наименованиям, привело бы к тому, что, учитывая фасовки и все остальное, нужно было субъектам Российской Федерации проводить до тысячи лотов. Это практически невозможно, потому что, понимаете, сама процедура и так далее. Поэтому мы по укрупненным группам, по тем лотам, которые мы в своем разъяснении вместе с ФАСом и МЭРТом накидали, основывались на тех группировках, которые чтут(?) приказы по формированию списка препаратов, которые предназначаются для больных, имеющих набор на социальные услуги. То есть, группировки там. Там у нас 29 группировок. И вот мы рекомендуем составлять лоты по этим группам.
Часть субъектов хочет это все укрупнить, это понятно, потому что проще и сама процедура, и меньше конкурентная среда, и больше у тех фирм, которые работают в регионах, выиграть такие лоты. Поэтому вот здесь у нас в основном и идут расхождения.
Это первая часть.
Вторая часть, связана с заявками. Действительно, Вы абсолютно верно подметили ту проблему, которая является ключевой. И мы весь 2006 и 2007 год пытались и заставляли субъекты Российской Федерации действовать на основании заявок, то есть определения объективной потребности в тех или иных препаратах. И субъекты Российской Федерации 2007 год, подавляющее большинство их работало с дистрибьюторами и с территориальным и федеральным фондом ММС(?) на основании заявок. И большинство субъектов научилось грамотно прогнозировать те объемы препаратов, которые нужны для их граждан.
Для каких-то экстренных поставок препаратов существует определенный механизм, в том числе в 94-м ФЗ, это до 100 тысяч на основании договора, и до 500 тысяч на основании запроса по котировкам, если какие-то экстренные потребности вдруг возникают по тем препаратам, которые не предусмотрели они в этих заявках. А так существует достаточно много механизмов для того, чтобы, если планово поработать, и субъекты планово работали в 2006 году и в 2007 году, и для них трудности в 2008 году будут гораздо меньше, чем для тех субъектов, которые по этим заявкам, к сожалению, не работали и не смогли научиться. У нас, в основном, это хронические больные, в основном хронические больные. И хронических больных лечащий врач предполагает, как его лечить в течение ближайшего времени, в том числе и ближайшего года, не говоря уже про месяц и полгода, и так далее. И объемы препарата, которые нужны для хронических больных, он предсказуем.
ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, завершающий вопрос.
ЖУРНАЛ "РАЗВИТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", Мыльникова: У меня два вопроса. Юрий Никитич, скажите пожалуйста, вот по нозологиям. Вы сказали, что совершен революционный прямо перелом вообще вот в жизни этих людей, наконец-то на них обратили внимание, их стали лечить. Скажите, а как раньше обстояло дело? Они просто тихо умирали, если не было денег и не было у государства средств? И второй вопрос Вам, Владимир Иванович, по поводу программы ДЛО в целом. Скажите, каковы убытки вообще были понесены нашим бюджетом в результате, вы знаете, тех огромного количества лекарств, которые не понадобились больным, от которых они отказывались, в результате всех вот этих надбавок сумасшедших на эти цены, в результате чего бюджет оказался должен поставщикам? И что ожидает в перспективе программу ДЛО? Ведь, если посмотреть на наши поликлиники, они сейчас практически превратились в геронтологические центры, где врачи, в основном, занимаются бумажной работой - выписывают рецепт
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение