Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Металлурги разучат сальсу? "ИА "Минпром (Украина)"". 13 мая 2013

Кризис на традиционном для украинских металлургов европейском рынке сбыта и ужесточение конкуренции на ближневосточном и азиатском вынуждают их все чаще обращать внимание на Южную и Центральную Америку. С точки зрения логистики это сопоставимо с поставками в Азиатско-Тихоокеанский регион. А местная сталелитейная промышленность еще не полностью закрывает потребности экономики.
Особенности национального сбыта

Латиноамериканский рынок имеет существенные отличия от Европы и Азиатско-Тихоокеанский региона. Если туда из Украины в основном идет металлопродукция с низкой добавленной стоимостью, то в ЮА и ЦА спросом пользуется готовый прокат. Так, украинский чугун в 2011-2012 экспортировался только в Мексику, на которую пришлось соответственно 2,99% и 1,37% от всего объема зарубежных поставок. В абсолютном значении сокращение получилось сопоставимым: с 52,93 тыс. тонн до 27,02 тыс. тонн.
А в январе-феврале текущего года чугун в этот регион вообще не отгружался, по данным Государственной таможенной службы Украины. Это объясняется растущей конкуренцией со стороны бразильских доменщиков, экспортирующих свыше 3 млн тонн чугуна в год. Стальные полуфабрикаты украинского производства также находили сбыт только в Мексике, входящей в G20.
Но и здесь тенденция шла по убывающей: с 301,9 тыс. тонн заготовки и сляба в 2011 до 99,6 тыс. тонн в 2012. И опять же поставок в январе-феврале нынешнего года не было. Иная ситуация с готовым прокатом. Например, горячекатаный рулон украинского производства в прошлом году отгружался в Аргентину, Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Перу, Уругвай, Эквадор, Гайану. Т.е. почти все страны южноамериканского континента были охвачены поставками.
Из центральноамериканского региона, помимо Мексики, экспорт осуществлялся в Гватемалу и Панаму. При этом география несколько сузилась по сравнению с 2011, когда украинский г/к рулон также поступал в Чили, Коста-Рику, Суринам, Белиз и на Кубу. За счет этого уменьшился и объем продаж с 235,5 тыс. до 199,38 тыс. тонн. Впрочем, самые выгодные потребители все же остались: наибольшие объемы по данному виду продукции забирают Бразилия и Колумбия.
На них пришлось соответственно 34% и 30,7% от всего экспорта в регион за 2011 год, а также по 34% в 2012. По итогам января-февраля г/к рулон украинского производства покупали только Бразилия, Колумбия Эквадор и Куба. Годом ранее за тот же период география была обширнее: вместо Кубы были Перу, Мексика и Гватемала. Отсюда и падение экспорта в физических объемах с 66,88 тыс. тонн до 24,6 тыс. тонн.
При этом ценовую политику украинские металлурги радикально поменяли, пытаясь сохранить присутствие на этом потенциально выгодном рынке. Так, в 2011 средняя стоимость г/к рулона, отгружаемого на экспорт, составила 684 долл./тонн, а в Южную и Центральную Америку – 710 долл./тонн. А уже в 2012 соотношение было 593 долл./тонн и 588 долл./тонн соответственно, т.е. приходилось слегка демпинговать.
Как показывает неумолимая статистика, эта стратегия не принесла украинцам желаемого результата. Тем не менее они продолжают придерживаться ее и в текущем году. По итогам января-февраля средняя отпускная цена г/к рулона на экспорт была 529 долл./тонн, в Латинскую Америку – 522 долл./тонн. Аналогичная ситуация была и по чугуну, а также стальной заготовке.
Соотношение средних экспортных цен к продажам в Мексике в 2011 было 461 долл./тонн к 481 долл./тонн по чугуну и 607 долл./тонн к 612 долл./тонн по заготовке. В 2012, наоборот, было 389 долл./тонн к 355 долл./тонн и 541 долл./тонн к 520 долл./тонн. Что же касается сортового и фасонного проката украинского производства, то он не столь популярен в этом регионе.
В 2011-2012 его покупали только бразильские потребители, при этом поставки увеличились с 5,74 тыс. до 8,96 тыс. тонн. Но поскольку это было 0,33% и 0,58% от общего объема экспорта, вряд ли данное достижение особо греет украинских производителей. Предпосылок улучшить его в нынешнем году пока не намечается: за январь-февраль сорт и фасонка отгружались только в Колумбию в символическом объеме 9,4 тонн. На это есть объективные причины.
Латинский ребус
Совсем недавно запросы латиноамериканских потребителей были куда выше, чем предложение от местных производителей. Так, потребление стального проката в регионе за 2010 взлетело на 33% за счет низкой сравнительной базы предыдущего периода, до 60 млн тонн. Это даже превзошло ожидания Latin American Iron&Steel Institute, прогнозировавшего в 2010 рост на 25,3% и выход на потребление 60 млн тонн только по итогам 2011 года.
Выплавка стали за данный период достигла 61,35 млн тонн. Максимальную выгоду из этого сумели извлечь китайцы, в 3,07 раза поднявшие экспорт в Южную и Центральную Америку, до 4,3 млн тонн проката. Для сравнения: украинские металлурги в 2010 отгрузили в регион немногим более 300 тыс. тонн готовой продукции. На то есть объективные причины: все-таки Китай географически находится ближе. А, значит, доставка обходится дешевле.
Но уже в 2011 картина начала меняться. Потребление в Латинской Америке увеличилось всего на 2,2%, до 61,9 млн тонн проката, тогда как стальная выплавка – на 11%, до 68,1 млн тонн. Импорт металлопродукции в регион за 2011 превышал экспорт на 8,8 млн тонн. Главным образом за счет Мексики, продавшей на внешних рынках 3,3 млн тонн проката и закупившей 5,8 млн тонн.
Остальной дефицит сформировали Колумбия и Чили, у которых было 2,1 млн и 1,1 млн тонн. И снова все меняется в 2012, когда стальное производство откатывается назад на 1%, до 67,3 млн тонн, а потребление проката поднимается на 3%, до 64,6 млн тонн. Растет и негативный баланс по металлоторговле – до 11,6 млн тонн. Главным его источником остается Мексика, у нее превышение импорта над экспортом – уже на 4,1 млн тонн. Кроме того, к Колумбии и Чили, у которых 1,8 млн и 1,5 млн тонн, добавляется Перу, где зафиксирован нетто-импорт в 1,4 млн тонн металлопродукции.
Впрочем, результат оказался хуже, чем ожидалось. Так, Latin American Steel Association прогнозировала рост металлопотребления в регионе на 6,3% в 2012 и выплавки стали на 12%, до 69,41 млн тонн. Так что и к оптимистическим прогнозам на текущий год, например, от президента бразильской сталеплавильной корпорации Gerdau Андре Гердау Йоханпетера, ожидающего восстановления отрасли в конце 2013, следует относиться со здоровым скептицизмом.
Аналогичные прогнозы на 2012-2013 выдавал и президент концерна ArcelorMittal Лакшми Миттал, но это скорее попытка выдать желаемое за действительное со стороны ведущих производителей. Между тем точки над "i" расставит наличие либо отсутствие спроса. А вот он как раз и не радует. Поэтому по итогам января-марта нынешнего года выплавка в Латинской Америке опустилась сразу на 11%, до 14,7 млн тонн.
Для сравнения: за аналогичный период 2011 показатель уменьшился всего на 1% к январю-марту 2010, до 16,4 млн тонн. При таком провальном старте надеяться на восстановление к концу года уже явно не приходится. Точно так же, как и на рост металлопотребления на 5,6%, как прогнозировала Alacero. Итоги украинского экспорта за январь-февраль это подтверждают.
Показательно выглядит ситуация в Бразилии, на которую приходится около половины всего латиноамериканского стального производства. Здесь в феврале потребление проката сократилось на 7,5% к аналогичному периоду 2012, до 317,9 тыс. тонн, и на 13,8% к январю 2013. При этом складские запасы за январь-февраль выросли на 3,5%, до 970,4 тыс. тонн, по данным местной ассоциации металлотрейдеров Inda.
Отсюда вывод: чтобы сохранить присутствие в данном регионе, нашим металлургам придется еще больше снижать цены, которые и так падают сами по себе, без поддержки со стороны конечных потребителей в реальном секторе экономики. А это требует новых подходов к себестоимости. Но стоит ли овчинка выделки? Иначе надо усиливать свое присутствие на традиционных рынках.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.