Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

V Всероссийская строительная Ассамблея: проблемы, перспективы и стратегия восстановления стройкомплекса России.

8 октября в Москве состоялась V Ежегодная Всероссийская строительная Ассамблея.
Обсудить актуальные проблемы строительной отрасли, поделиться опытом, выработать стратегию восстановления строительного сектора в экономике страны, приехали руководители около 500 компаний, представители администраций субъектов и муниципальных образований РФ, эксперты.
Организаторами мероприятия выступили Ассоциация строителей России, совместно с Российским Союзом строителей, Министерство регионального развития РФ, Правительство города Москвы, Компания "АЭРгрупп".
В работе Ассамблеи приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак, первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Владимир Ресин, руководитель Ростехнадзора России Николай Кутьин, Заместитель Министра регионального развития Правительства РФ Юрий Рейльян, председатель Комиссии Совета Федерации ФС РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Олег Толкачев, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум и др.
Президент Российского союза строителей Владимир Яковлев и президент Ассоциации строителей России Николай Кошман выступили модераторами пленарного заседания Ассамблеи.
Обращаясь к участникам форума Президент РСС обратил особое внимание на то, что Ассамблея строителей России является важным мероприятием для строительной отрасли, которое собирает под одной крышей большое количество высококвалифицированных участников строительного рынка. Владимир Яковлев подчеркнул, что сегодня как никогда важен обмен опытом и профессиональный диалог. "Следует извлечь уроки из кризиса. Зафиксировать допущенные ошибки, проблемы, еще раз проанализировать их и активно над ними работать. Правильные выводы – успех в нашей дальнейшей работе" - сказал Президент РСС.
С развернутым докладом выступил заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Козак. Он затронул самые актуальные вопросы российского строительного рынка. В частности подчеркнул, что основное направление поддержки отрасли в кризисный период – это стимулирование спроса, прежде всего, стимулирование жилищного строительства, а также создание условий для инвестиций в объекты капитального строительства. Д. Козак также отметил, что необходимо совершенствовать правовое регулирование строительной деятельности, так как существующие нормы и СНИПы безнадежно устарели.
Большая часть доклада заместителя председателя Правительства РФ была посвящена вопросам саморегулирования строительной деятельности. "Решение об отказе от государственного регулирования строительной отрасли принято окончательно и бесповоротно, - подчеркнул Дмитрий Козак. - С 1 января 2010 года в России вводится саморегулирование строительной деятельности". По его мнению, это позволит создать условия для добросовестной конкуренции на строительном рынке.
Первый заместитель мэра г. Москвы Владимир Ресин, рассказал, что, столичным властям удалось пройти кризис практически без потерь. Кроме этого, город на будущий год сохранит объемы строительства и с 2011 года выйдет на строительство 5 миллионов квадратных метров жилья.
Тема СРО стала одной из самых острых для обсуждения на Ассамблее. В заседании круглого стола "Саморегулирование и техническое регулирование: не ждали?" принял участие вице-президент РСС Анвар Шамузафаров. В своей речи он затронул множество спорных вопросов, касающихся саморегулирования. "Введение в действие 148-ФЗ коренным образом меняет систему отношений между бизнес-сообществом, работающим в градостроительной сфере, и государством. В условиях недостаточного контроля градостроительной деятельности со стороны государства и профессионального сообщества при введении саморегулирования могут усилиться тенденции по дальнейшему развитию коррупции и лоббизма. Это приведет к монополизации строительного рынка, выдавливания предприятий малого и среднего бизнеса с легального рынка строительных услуг. Преодолеть это будет достаточно тяжело" - заявил Анвар Шамузафаров.
По мнению эксперта, создание Национального объединения саморегулируемых организаций поможет исправить ситуацию, поскольку оно не будет связано с интересами региональных элит. Кроме того, важной является задача по добровольной передаче саморегулируемыми организациями функций выработки стандартов Национальным объединениям проектировщиков, изыскателей и строителей. Для этого в структуре и смете Национальных объединений должны быть предусмотрены и высококлассные специалисты и значительные средства для финансирования разработки Строительных норм, Сводов правил и Строительных стандартов. Российский Союз строителей видит свою роль в общей координации деятельности Ассоциации строителей России, Союза архитекторов России, Союза проектировщиков России и других организаций по формированию эффективной деятельности этих саморегулируемых организаций.
На заседании Круглого стола "Архитектура, реконструкция и реставрация" шел разговор о проблемах формирования стабильного объема государственного заказа, саморегулировании в реставрационной отрасли, о создании реестра объектов культурного наследия, подготовке кадров для реставрационной отрасли. Вели Круглый стол вице-президент ОМОР "Российский Союз строителей" Анвар Шамузафаров и руководитель Службы Градостроительного кадастра г. Москвы Сергей Мельниченко.
В завершении программы Ассамблеи состоялась торжественная церемония награждения лучших представителей строительной отрасли, а также прошел праздничный концерт.
Краткий обзор стенограммы Ассамблеи:
Яковлев. Доброе утро, уважаемые коллеги. Безусловно, наша Ассамблея проходит не в очень простых условиях, мы знаем и о падении производства промышленности и строительных материалов, ни для кого не является секретом, что и объем строительных работ выполняется на уровне 80 %, произошел спад спроса и много других проблем возникло в этот период. Тем не менее, в это время как раз нам и следует осмотреться, следует оценить все то, что мы делали до кризиса, что мы можем исправить сегодня. Думаю, что на сегодняшних заседаниях мы более подробно об этом поговорим, а сейчас я хочу всех вас еще раз от имени "Российского союза строителей" поприветствовать и пожелать успехов. Спасибо.
Кошман. Слово предоставляется заместителю председателя правительства Российской Федерации Дмитрию Николаевичу Козаку.
Козак. Доброе утро, уважаемые коллеги. Я, прежде всего, от имени Правительства Российской Федерации хотел поприветствовать вас на V Ассамблеи строителей, поблагодарить организаторов и спонсоров этого форума. Это чрезвычайно важно сегодня поддержать эту традицию накануне, когда эта добрая традиция, когда строители собираются, обсуждают проблемы функционирования отрасли, узаконена эта традиция. С 1 января будущего года национальное объединение строителей, проектировщиков, изыскателей должны будут регулярно собираться на такого рода форумы, обсуждать актуальные проблемы функционирования рынков в соответствующей отрасли, налаживать диалог с властью, и мы намерены в ближайшее время определить уполномоченный орган исполнительной власти, который будет обязан стоять на этой трибуне ежегодно и вести диалог по каждому из направлений деятельности в строительной отрасли.
Сегодня, действительно, строительная отрасль, как и многие другие отрасли реального производства, переживает не простой период, он связан, прежде всего, с последствиями кризиса в мировой экономике, и эти вопросы тоже должны и сегодня, и в будущем быть предметом на такого рода собраниях. Если говорить о ситуации в строительной индустрии, то, прежде всего, следует отметить, что пока сохраняется существенный спад в этой области, объем выполненных работа проектно-изыскательских и строительно-монтажных работа за 8 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 18,5 %, мы провели мониторинг по таким показателям, как выдача разрешений на строительство за первое полугодие текущего года даже в таких относительно благополучных регионах, где искусственно поддерживается государственный спрос, я имею в виду Краснодарский край, но только по Москве, Московской области и Краснодарскому краю количество выданных разрешений на строительство за первое полугодие текущего года снизилось на 20 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это означает, что и сегодня, и в будущем кризисные явления в строительной отрасли сохранятся, и нам необходим диалог, нам необходим общий поиск, общее решение для выхода из этой непростой ситуации.
В начале я бы хотел тезисно остановиться на нескольких моментах государственной политики, направленной на поддержку реального производства, к которому несомненно относится такая важнейшая отрасль, как строительство. Основным направлением экономической поддержки, экономической политики государства для поддержки реальных отраслей производства является стимулирование спроса. Применительно к строительной отрасли это, прежде всего, стимулирование спроса на жилье, стимулирование жилищного строительства, которое оказывает определяющую роль, является самым большим фин.сектором, который востребует ваши услуги. На эти цели в текущем году будут потрачены только из федерального бюджета более 300 миллиардов рублей. Это и программы приобретения жилья для различных категорий граждан, для ветеранов Великой Отечественной войны, жилья для военнослужащих – беспрецедентные средства выделяются на эти цели, которые ранее не выделялись, это реализация программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, которая финансируется за счет фонда ЖКХ. Вы понимаете, что и в предыдущие годы, и сейчас, несмотря на трудности, таких программ никогда в современной России, да и в Советском союзе – таких масштабных программ с таким объемом финансирования – никогда не было. В 2010 году только на обеспечение жильем отдельных категорий граждан планируется потратить более 157 миллиардов рублей из федерального бюджета, это огромные средства, которые, несомненно, одновременно с решением проблем государства окажут существенную поддержку строительной отрасли.
Несмотря на все те трудности, которые испытывает федеральный бюджет, в целом, объем государственных инвестиций в объекты капитального строительства в 2009 году составляет 993 миллиарда рублей, в 2010 году будет чуть меньшим – 951 миллиард рублей. Есть где работать, у нас развернуты крупнейшие инвестиционные проекты, и мы не сокращаем их финансирование, поскольку это наши не только внутренние, но и международные обязательства, я имею в виду такие масштабные стройки, как подготовка к саммиту АТЕС на Дальнем Востоке, я в хронологическом порядке называю, это подготовка к универсиаде в городе Казани, это, наконец, подготовка к олимпийским играм, которая требует огромных инвестиций, прежде всего, не с точки зрения строительства соответствующих объектов, которые непосредственно будут обеспечивать проведение соответствующих мероприятий, а во всех этих трех инвестиционных проектах речь идет, прежде всего, о строительстве общественной инфраструктуры, которой у нас огромный дефицит во всех… и применительно к этим мероприятиям, и применительно к жилищному строительству, и строительству вообще – подготовленных земельных участков для целей строительства недостаточно.
Приоритетной задачей является также восстановление рынка ипотечного кредитования. Вы знаете, что также по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ипотечных кредитов, выданных банками, упало в 5 раз. И для нас это является важнейшей задачей восстановления ипотеки. Для стимулирования платежеспособного спроса на построенное жилье Агентство по ипотечному жилищному кредитованию активно развивает систему рефинансирования ипотечных кредитов у банков на всей территории Российской Федерации. За 9 месяцев 2009 года Агентством профинансировано 17,5 тысяч ипотечных кредитов на общую сумму более 18, 5 миллиардов рублей. С целью повышения доступности ипотеки для населения Агентство с 30 сентября установило беспрецедентно низкую процентную ставку по своим стандартам – от 10,05 % до 12 % годовых. АЖК также запустило программы по предоставлению банкам заемных средств для кредитования застройщиков и физических лиц, общий объем программы – до 40 миллиардов рублей, которые будут предоставлены Агентству в виде долгосрочных займов.
Начал активную фазу своей работы фонд содействию развитию жилищного строительства, который должен содействовать решению одной из ключевых задач отрасли – это предоставление девелоперам и строителям качественно инфраструктурных и подготовленных земельных участков за вменяемые деньги. Сегодня реестр фонда. Реестр земельных участков, все, наверное, знают, кто интересуется этой темой, да, фонд создавался для целей инвентаризации федеральных земель, создание земельного фонда; позволит его инфраструктурное обустройство и предоставление девелоперам для строительства жилье, прежде всего, эконом-класса. Так вот, это реестр содержит сегодня 1146 земельных участков, общей площадью 1,5 миллиона гектаров и 600 объектов недвижимости. Фонд уже провел, несмотря на естественные трудности, которые были в связи с этим, на низкий спрос во время кризиса, фонд уже за год сумел составить такой реестр и провел уже два аукциона по 4 земельным участкам площадью 147,5 Га. Планируется до конца года вывести на рынок еще 16 участков, общей площадью до 200 Га. А вырученные средства направить на обеспечение новых участков объектами инженерной и коммунальной инфраструктуры. Это в целом те меры, которые предпринимаются для экономической поддержки строительной отрасли, я еще раз повторю, что они такие же, как для всех отраслей реального производства, вы знаете, какие меры предпринимаются в области автомобилестроения и многих других отраслях. Теперь, собственно, те меры, которые необходимы, более близки строителям, которые направлены на поддержку строительной отрасли непосредственно, это, прежде всего, создание условий для инвестиций в объекты капитального строительства. Снятие безумных административных барьеров, которые до настоящего времени, к сожалению, несмотря на множество разговоров на эту тему, в настоящее время не сняты. Сегодня я упоминал 3 инвестиционных проекта крупных, государство оказалось само в шкуре инвестора, и для того, чтобы реализовать собственные проекты по собственному заказу с использованием огромного административного ресурса (это естественно, заказчик государство имеет такой ресурс) мы вынуждены принимать отдельные законы для того, чтобы сделать исключение из общих правил функционирования на этом рынке. И несмотря на эти исключения, на упрощения всех этих процедур проблем, я вам скажу, все равно предостаточно, и каждый шаг в этой области, для того, чтобы сделать этот шаг, необходимо предпринимать гигантские усилия. Поэтому сегодня создана в рамках министерства регионального развития специальная комиссия, которая проводит инвентаризацию всех административных барьеров, которые стоят на пути, прежде всего, инвестиций в объекты капитального строительства, это и совершенствование земельного законодательства, и градостроительного законодательства, и законодательства, связанного с регистрацией объектов недвижимости, и многое другое. Результаты этой работы должны снять барьеры для инвестиций в объекты капитального строительства, а следовательно, увеличить спрос на услуги проектных и строительных организаций, поддержать таким образом строительную отрасль. И, наконец, третье направление, которое уже непосредственно связано с вашей деятельностью, это совершенствование правового регулирования проектной изыскательской и строительной деятельности, которая у нас безнадежно устарела, – у нас допотопные строительные нормы и правила, которые не пускают новые, современные технологии, а наши российские строители этими технологиями уже все обладают, не пускают на рынок новые строительные технологии, которые сегодня имеются и у нас, и во всем мире.
Сегодня поставлена задача – буквально до середины следующего года Министерство регионального развития пересмотрит в корне эти правила с тем, чтобы вы могли использовать весь свой профессиональный потенциал для того, чтобы конкурировать не только внутри России, но и на мировом рынке строительных услуг. И последнее, о чем я хотел сказать, собственно, о саморегулировании, о котором говорил в самом начале. На эту тему тоже у нас до сих пор по рынку строительных услуг гуляет много всяких слухов и страхов, и домыслов, и т.д. Решение об отказе от государственного регулирования доступа на рынок строительных услуг принято окончательно и бесповоротно. И с 1 января государство уходит с этого регулирования, отказывается от этого неэффективного, на самом деле, инструмента, и строители самостоятельно должны отрегулировать эти вопросы и с 1 января текущего года все, кто занимается этой деятельностью, должны сделать для себя выбор: либо вступить в саморегулируемую организацию, либо искать другой вид деятельности. И мы заинтересованы в том, чтобы были сформированы эффективно действующие саморегулируемые организации во всех отраслях, чтобы были сформированы национальные объединения строителей с тем, чтобы можно было вести такой диалог на регулярной основе, и такие съезды представляли всех строителей Российской Федерации. Мы намерены, может быть, несколько усовершенствовать действующее регулирование еще до Нового года, которое принципиально не влияет на саму процедуру создания саморегулируемых организаций. Несколько усовершенствовать с тем, чтобы упростить допуск, с одной стороны, на рынок малых и средних предприятий – это чрезвычайно важно и в связи с этим необходимо, видимо, будет отказаться от части регулирования в этой отрасли, от выдачи разрешений саморегулируемым организациям, – а с другой стороны, ужесточить с тем, чтобы у саморегулируемых организаций было больше инструментов, больше возможностей создавать условия для добросовестной конкуренции. Создавать условия для добросовестной конкуренции в этой отрасли. Вы знаете, что на сегодняшний день у нас выдано около 250 тысяч лицензий на осуществление строительной деятельности, понятно, что значительное количество таких лицензий носит чисто фиктивный характер, в том числе государственные конкурсы… чем озабочено, собственно государство? Конкурсы, которые сегодня проводятся, часто они носят тоже фиктивный характер, потому что выступают в качестве участников фирмы – однодневки, которые потом перепродают подряды, а сами не обладают ни опытом, ни знаниями, ни возможностями по организации строительства. Поэтому и сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы самостоятельный допуск на рынок, разрешение на осуществление деятельности ген.подрядчика выдавалось саморегулируемой организацией, чтобы вы сами решали, кто может выполнять такие функции, а кто не может. И тогда мы можем легко отказаться от выдачи допуска малым и средним предприятиям на те виды работ, которые никак не влияют на безопасность зданий и сооружений, в то же время, за качество выполнения этих работ будет нести ответственность тот же ген.подрядчик, который получит специальный допуск на осуществление этой деятельности. Очень много зависит от того, насколько нам удастся уже с самого начала, с тем, чтобы не дискредитировать этот институт, эффективно наладить работу саморегулируемых организаций. На сегодняшний день у нас в стране зарегистрировано уже более 70 саморегулируемых организаций, куда вошли 6,5 тысяч строительных компаний. И этот процесс, надеюсь, что в последний момент – у нас, как всегда, в России делают все – в эти оставшиеся 3 месяца будет более динамичным, и Ростехнадзор, и Министерство регионального развития нацелены на то, чтобы оказывать всяческое содействие вам с тем, чтобы вы могли объединиться в такие организации. И будем всячески поддерживать эту деятельность. Хочу взять на себя обязательства – ежегодные съезды строителей уже в рамках закона с соблюдение тех демократических норм представительства, которые заложены в законе, будет проходить непосредственно с участием уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти, которые должны осуществлять этот диалог, и с участием Правительства Российской Федерации
Спасибо вам за внимание, я желаю вам успешной работы и конструктивных решений. Мы к ним обязательно будем прислушиваться.
Кутьин. Добрый день. Вообще, очень трудно выступать после Дмитрия Николаевича, поскольку у него доклад обширный и закрывает многие вопросы. Несколько уточняющих моментов. На сегодняшний день у нас зарегистрировано в реестре саморегулируемых организаций уже 81 саморегулируемая организация, это 44 строительных, по проектной документации 33 и инженерно-изыскательных 4. Кроме того, в службе находится на сегодняшний день 32 пакета документов на рассмотрение на новые саморегулируемые организации, в службе мы организовали сейчас работу практически круглосуточно, количество заявлений увеличивается буквально с каждой неделей, потому что если мы посмотрим статистику, у нас январь-февраль было, практически, 4 заявления, к апрелю было с десяток, к маю 20 и по нарастающей, буквально недавно мы проводили в Правительстве совещание, было 54 зарегистрированных организации, сейчас уже 81. то есть темпы явно набираются, и мы готовы к приему и рассмотрению документов постоянно. Сегодня я дал команду, чтобы документы принимались в течение всего дня и ежедневно. В рамках процедур на рассмотрение документов уходит не более 1 недели, 7 дней. Что касается остальных вопросов, к сожалению, как орган государственного строительного надзора мы наблюдаем резкий спад, поскольку еще в прошлом году мы осуществляли надзор на 12,5 тысячах объектах, к сожалению, в этом году у нас активно ведется работа только на 3,5 тысячах объектов, то есть значительные изменения количества. Но это касается объектов опасных производств, уникальных – с пролетами больше 20 метров. Вы знаете, соответственно, законодательство.
Кроме того, возникают сложности с используемыми материалами, и это становится все более частым. Поэтому хотелось бы, пользуясь возможностями присутствия на Ассамблеи, обратить внимание всех присутствующих, что мы начинаем более жестко смотреть еще в связи с тем, что это стало чаще проявляться, на качество используемых материалов. Следующий вопрос, который регулярно возникает, это наличие всей проектной документации на местах ведения работ. Третий вопрос для всех общий – очень мало квалифицированных сварщиков. Хотелось бы в качестве рекомендаций к строительному комплексу обратить внимание на подготовку специалистов в области сварки, поскольку явно их в стране не хватает, и часто используются на работах, в которых установлена категория сварки одна, специалисты более низкой категории. Что касается других вопросов, также, к сожалению, у нас произошел небольшой рост смертных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом при работах строительных. Тоже хотелось бы обратить внимание на ответственность строительных организаций за подготовку персонала и организацию ведения работ на местах. Кроме того, хотелось бы обратиться ко всем организациям – информировать надзор о случаях поставки заводами-производителями некачественной техники. К сожалению, сейчас мы разбираемся последние 2 недели с поставкой некачественных тросов заводами-изготовителями, которые под ГОСТ подводят изделия, которые не могут поставляться в соответствии с теми требованиями, которые установлены для подъемных механизмов, тоже если будут появляться такие моменты, прошу информировать нас для организации работ уже с производителями техники. Также у нас была, как вы помните, в прошлом году такая же проблема с башенными кранами Рижеского завода, когда подряд у нас было несколько аварий, связанных со стрелами этих кранов. И своевременное реагирование позволило изменить качество выпускаемой продукции и завод поставить в правильное русло.
В остальном Дмитрий Николаевич здесь достаточно все описал, уже трудно что-то добавить к нему, поэтому разрешите еще раз поприветствовать вашу Ассамблею, пожелать удачи строительному комплексу. Проектов много, мы это видим, и проекты достаточно большие, глобальные. Поэтому еще раз в добрый путь, и хороших вам успехов в развитии этого бизнеса.
Кошман. Я хотел бы от имени нас поблагодарить Николая Георгиевича, вообще-то за очень принципиальную и качественную работу его ведомства. Почему? Потому что начальный прием и регистрация – там было до 10 заходов отдельных некоммерческих объединений. Сейчас создана структура, которая очень хорошо работает. И со стороны наших организаций, которые регистрируются, мы практически не имеем никаких претензий.
Слово предоставляется государственному секретарю союзного государства Россия – Беларусь Павлу Павловичу Бородину.
Бородин. Дорогие друзья, я не буду затягивать официальное приветствие, оно 40 минут, я просто передам Дмитрию Николаевичу и Николаю Павловичу. Я, знаете, такое нестандартное сделаю выступление, вы только не обижайтесь, потому что перед вами сейчас стоит почтенный гражданин Лондон-сити. Я 11 мая этого года получил звание в Лондоне. Это 4 гражданин за всю историю России (2 получили в 1812 году, один в 1899 году и я получил за реставрацию кремля). Надо чем-то похвалиться. Товарооборот Беларуси и России был в 2000 году 6,8 миллиарда рублей, сейчас 35 миллиардов долларов. 28 тысяч предприятий работает, 5 миллионов рабочих мест создали за это время благодаря воле президента, благодаря вам, строителям. Я вам хочу такие нестандартные примеры привести. Американцы, их 300 миллионов населения, они вводят 300 миллионов метров квадратных жилья в дереве. А мы с вами вводим 60 в бетоне. Почему не в дереве, непонятно. Мы с вами, население наше – 2 % Земного шара, 7 миллиардов население, а территории у нас с вами 17 % территории земного шара. Вот я выступал в Лондоне, там было 17 миллиардеров с Арабских эмиратов, Германии, Франции, Англии. Я им говорю: "Что вы из себя представляете? Вы 43 % нефти и газа получаете из России, 60 % титана Боинг и Аэрбасс получают из России, 50 % металла вы получаете из России. Нам надо делать союзное государство Европа-Беларуссия-Россия". Они согласились, потому мне такое звание и вручили, 100 %. Чтобы я не занимался саморекламой, здесь Владимир Иосифович Ресин, с которым мы тут делали. Соседнее здание вы видели, Белый дом расстрелянный? 175 тысяч метров квадратных, 75 тысяч метров сгорело. 206 фирм, 18 тысяч человекосуток, 2 месяца 27 дней – все готово. Кремль – 100 тысяч метров квадратных, центр управления страной, система газ-выбора, хладоцентр, теплоцентр, ресторанный комплекс, телефонная станция, 48 телекоммуникаций. Цена год и два месяца, БКД – два года один месяц. Все натуральное! 30 пород деревьев, все в золоте, все. У нас только один есть способ что-то решать вам, строителям. Когда меня принимали в хабаровскую высшую партийную школу, то ректор читает мой листок по учету кадров: "Бородин Павел Павлович – ученый агроном, экономист? Работает в объединении "Культгеология"? Замом по капитальному строительству? Берем без собеседований". Так вот вам, строителям, такое задание я даю от Союзного государства: строить дороги от Бреста до Владивостока или от Лондона до Владивостока. 5 рядов туда, пять рядов обратно. Вокруг терминала, вокруг хаба, вокруг машиностроительного завода, вокруг усадьбы, вокруг – я жил в Якутии 20 лет, меня сюда 2 раза приглашали, я не поехал. Потому что здесь был оклад 230 замначальником ОКСА МИНГЕОЛСССР и 320, А там я получал 2200-2400 рублей в Якутии. 20 лет провел! Давайте строить дороги, давайте строить терминалы, строить хабы, поднимать машиностроение. Благодаря вам. Но нам надо так, как, помните, царь построил дорогу Петербург-Москва? Взял линейку и карандашом провел. Только один раз палец запнулся, дорога кривая. Так и здесь нам надо давать задание строить дороги. Как Рузвельт в начале прошлого столетия вызвал губернаторов, вставил им пистон и сказал: "Ну-ка стройте дороги, стройте жилье. Вот у вас есть население в штате 1,5 миллиона – 1,5 миллиона жилья, столько-то км и т.д." Как Рузвельт восстановил экономику? Ведь Америка спивалась! С помощью дорожного строительства. Как Гитлер пришел к власти? Уж извините за такое выражение, но в Германии 240 тысяч км автобанов, 180 тысяч км Гитлер построил в то время. А у нас? У них дорога самая дорогая стоит 6,8 миллиона долларов, а у нас 400 миллионов долларов, один километр. Вот я сейчас в Санкт-Петербурге был, меня это очень потрясло. Весь кремль стоит 800 миллионов, а у нас дорога только 400 миллионов стоит. Надо правильно работать.
Я хочу сказать вам по-человечески, мы просто с вами живем в уникальной стране. Вчера было заседание Российской Академии наук, там показывали карту 2020 года. До Урала Америка, Сахалин и Камчатка – Япония, Иркутск и т.д. – Китай. Так вот, чтобы мы там с вами были, жили, чтобы нам не было поганым москалям ехать сюда и здесь работать, нам надо строить дороги, надо строить терминалы. Еще один вам смешной пример приведу. В Японии 4,7 миллиона гектар сельхозугодий, население Японии 127 миллионов человек. Они на 75 % себя продуктами питания сами обеспечивают. У нас с вами 240 миллионов гектар только освоенных сельхозугодий, 142 миллиона человек. Мы себя на 45 % продуктами питания обеспечиваем сами. Потому и 30 рублей доллар стоит, потому и все остальное… я считаю, что надо вас, строителей собирать ежегодно и ставить, как нам с Ресиным давали задачу: "Ну-ка к 1 января, ну-ка к 1 февраля, ну-ка к 12 июня", – и вы все будете делать. Я хочу пожелать вам счастья, здоровья и исполнения всех моих поручений.
Ресин. Уважаемый Дмитрий Николаевич, уважаемый президиум, уважаемые коллеги. В самой теме пленарного заседания заложена интрига, однако, отнюдь не бесполезная. Нас всех побуждают дополнительно проанализировать развитие строительной индустрии за этот период, вычленить основные характеристики, динамики отрасли, определить роль ведущих игроков и участников строительного рынка и строительного процесса, еще раз критически взглянуть на основные направления и перспективы градостроительства. Минуло 10 лет с начала века. Много это или мало? Давайте вместе вспомним путь, пройденный строительным комплексом Москвы да и всей России в целом за эти годы. В 2000-2001 годах строительный рынок только начал приходить в себя после катастрофических последствий дефолта 1998 года, появились первые признаки роста, в строительной индустрии, по крайней мере. Столица вновь выступила в роли локомотива, который вытащил всю городскую экономику из кризиса и стагнации, в который она была ввергнута несостоятельной финансово-экономической политикой тогдашнего правительства. С 2002 года началась фаза устойчивого развития строительного комплекса, которая продолжалась до середины 2008 года, пока не сказалось разрушительное действие мирового финансового кризиса. За минувшие 10 лет в столице было построено более 44 миллионов тысяч квадратных метров жилья, 187 зданий общеобразовательных школ, 36 блоков начальных классов, 424 дошкольных учреждения, 68 объектов здравоохранения, 114 спортивных объектов. Эти цифры я привожу с учетом выполнения плановых показателей по текущему году. Даже в условиях кризиса в Москве продолжали выполняться все социально ориентированные строительные программы. В 2008 и 2009 годах из примерно 200 тысяч квадратных метров, ежегодно возводимого жилья, более миллиона передавалось под переселение москвичей из ветхого и сносимого жиль, очередникам и молодым семьям. В прошлом году мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым принято решение о строительстве малоэтажного жилья для многолетних семей. За 8 месяцев текущего года уже построены и введены в эксплуатацию 147 коттеджей, площадью почти 30 тысяч квадратных метров. В нашем городе строятся поликлиники и больницы, физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивные сооружения, гаражи и крупные торговые центры. Новые дороги и магистрали. Возрождаются памятники архитектуры, возводятся новые театры и музеи, новые корпуса ВУЗов и студенческих общежитий, благоустраиваются зоны отдыха, парки и скверы. Все это делает жизнь Москвичей более комфортной.
Славная страница в истории московского градостроительства – возрождение таких объектов архитектурного, исторического и культурного наследия столицы, как Казанский собор и Иверская часовня на Красной площади, Храм Христа спасителя, Марфомарьинская обитель и старый гостиный двор. Построен филиал государственного академического Большого театра, реконструирована Третьяковская галерея, малый театр и Музей Пушкина на Пречистенке. Театр новой оперы в саду Эрмитаж и Исторический музей. Открыта галерея народных художников СССР Ильи Глазунова, Александра Шилова и Сергея Андриенко. Украшением города стал Мемориальный комплекс на Поклонной горе в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне, обновлена и большая спортивная арена в Лужниках, и новый стадион "Локомотив", преобразившаяся Манежная площадь и значительная часть исторического центра Москвы. В последние годы построены такие уникальные объекты, как Дом музыки на Красных холмах, реконструирован Манеж, воссоздан садово-парковый комплекс Царицыно. Большие работы проведены в музее-заповеднике Коломенское, где воссоздан уникальный ансамбль деревянного дворца царя Алексея Михайловича. Завершено строительство фундаментальной библиотеки и корпуса медицинского факультета МГУ им. Ломоносова на Воробьевых горах. Минувшее десятилетие стало свидетелем огромных изменений в градостроительной деятельности. Прежде всего, следует отметить принятие Государственной Думой, Федеральным собранием России целого ряда основополагающих законов, градостроительного и земельных кодексов, внесение изменений в десятки других законодательных актов, регламентирующих вопросы градостроительного развития. Это и закон о долевом участии в строительстве, и закон о техническом регулировании, которые создали принципиально новое правовое поле для участников строительного процесса. Само собой разумеется, что Москва как крупнейший субъект Федерации не могла остаться в стороне от данного процесса. Московской Городской Думы принят закон о градостроительном кодексе города Москвы, который адаптирует деятельность московских градостроителей к действующему на территории России законодательству. В настоящее время завершается работа по обобщению итогов и анализу состоявшихся публичных слушаний по проектам генерального плана города Москвы на период до 2025 года и привил землепользования и застройки города Москвы. По результатам проекта будут внесены необходимые изменения, которые будут затем приняты Мосгордумой уже нового созыва и обретут силу закона.
Вы не хуже меня знаете, какие качественные изменения произошли на строительном рынке в этот период. В столице начали строиться дома по проектам ведущих мировых архитекторов, да, впрочем, и наши лучшие мировые зодчие ни в чем им не уступают. Наши широко применяться новые конструктивные и отделочные материалы. Наряду с качественно новыми индустриальными сериями домов возводятся жилые, офисные и многофункциональные комплексы по индивидуальным проектам. В бывших спальных районах и промышленных зонах создаются бизнес-инкубаторы. А новые здания Москва-сити – это ведь целые вертикальные города! К слову, переживаемый нами финансово-экономический кризис несет в себе и ряд позитивных тенденций. Уже сейчас можно сказать, что время резких потрясений, в первую очередь, психологических, уже позади. Позади и время безудержной эйфории в ожидании бесконечного роста рынка недвижимости. Наступила новая эпоха, на наших глазах формируется совершенно другая модель рынка жилья, структуры потребления и бытия в целом. Меняются технологии строительства, финансовые схемы, градостроительные подходы. Неизбежен резкий рост влияния государства на рынок жилья. Начинается время поиска новых эффективных решений в сфере архитектуры и строительства с акцентом на малобюджетные инновационные способы развития территорий. Мы вплотную приблизились к началу комплексного освоения подземного пространства столицы. Единственное, что нас пока сдерживает, это отсутствие нового Федерального закона "О недрапользовании". Наши попытки привлечь в условиях кризиса дополнительные инвестиции в строительство, вдохнули новую жизнь в программу "Народный гараж". При этом никто не снимал с нас нашей главной производственной и, если хотите, политической задачи – реализации национальных проектов в области развития образования, здравоохранения и обеспечения граждан доступным и комфортным жильем. Эти программы, как и раньше, были и остаются приоритетом деятельности московского правительства в области строительства и всего строительного сообщества России.
В заключение своего выступления хочу остановиться на такой важной теме, как формирование системы саморегулирования в строительстве. Этим вопросам будет посвящено проведение специального круглого стола во второй половине дня. Как председатель координационного совета при Правительстве Москвы по вопросам формирования системы саморегулируемых организаций в строительном комплексе горда могу отметить, что на этом поприще уже сделано, я бы сказал, немало. Но предстоит сделать гораздо больше, чтобы механизмы саморегулирования смогли стать эффективной заменой ранее действующей системы лицензирования. Хочу выразить надежду, и я уверен, пожелать всем присутствующем, что в этот переходный период существенную поддержку нам оказал контрольно-надзорные органы, Ростехнадзор, органы архитектурно-строительного надзора, государственной экспертизы, административно-технические инспекции, которые все вместе должны обеспечить надежную безопасность строящихся зданий и сооружений. В этой связи при создании новых саморегулируемых объединений я предлагаю придерживаться установленных законов, минимально необходимой численности участников и величины компенсационного взноса. Думаю, что первый съезд саморегулируемых организаций России целесообразно провести не ранее второй-третьей декады декабря, что даст время зарегистрироваться новым саморегулируемым организациям, которые приняв участие в работе съезда, придадут большую легитимность создаваемому национальному объединению и снимут вопрос о возможности создания иных национальных объединений, саморегулируемых организаций. Желаю всем присутствующим успешной работы на Ассамблеи и удачи в профессиональной деятельности. Спасибо за внимание
Шаккум. Уважаемый Дмитрий Николаевич, уважаемые участники Ассамблеи, строительный комплекс – это один из наиболее значимых сегментов в экономике. Он обеспечивает работой не только строителей, но и работников транспорта, промышленности и строительных материалов, металлургов и еще десятки смежных отраслей. Строительная отрасль является одним из приоритетов государственной политики. В условиях кризиса государством была оказана значительная финансовая помощь и поддержка. В приоритетном порядке выделены средства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, десятки миллиардов рублей выделены дополнительно на закупку жилья для отдельных категорий граждан, увеличен уставный капитал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, разрешено направлять средства материнского капитала на ипотечное кредитование. Государственная Дума уделяет значительное внимание строительному комплексу. Так, в Пятом созыве Государственной Думы был создан специальный комитет по строительству, и ему же были переданы все вопросы, связанные с земельными отношениями. В середине прошлого года было принято концептуальное решение о замене неэффективной, на наш взгляд, системы лицензирования механизмом саморегулирования строительной отрасли. Система саморегулирования должна стать действенным механизмом повышения ответственности участников строительного рынка, повышение качества строительных работ. И сегодня можно с уверенностью говорить о первых успешных итогах формирования принципиально новой системы. Уже создано более 80 саморегулируемых организаций, более 10 тысяч компаний получили допуска к работам, которые влияют на безопасность объектов строительства, многие организации имеют документы высокой степени готовности, и мы уверены, что более 100 саморегулируемых организаций будут зарегистрированы к концу этого года. Успешно создано национальное объединение саморегулируемых организаций в области проектирования, готовится создание национального объединения в области строительства. Несмотря на определенное противодействие созданию системы саморегулирования, законодательно создаются все необходимые условия. Так, для пресечения случаев необоснованного ухода от требований градостроительного кодекса вчера Государственной Думой был принят в первом чтении законопроект, который отменит все действующие и продленные лицензии с 1 января 2010 года.
Другим важным фактором является совершенствование норм, регулирующих вопросы создания и деятельности саморегулируемых организаций. В частности, нашим комитетом подготовлен законопроект и внесен законопроект, который снизит для малого бизнеса примерно в два раза вступительные взносы в саморегулируемые организации. Одной из значимых задач в области градостроительной деятельности является гармонизация земельного и градостроительного законодательства. Общими усилиями мы должны ликвидировать административные барьеры, которые существуют сегодня в строительстве, мы должны устранять несогласованность и противоречивость административных процедур, внедрять новые формы электронного документооборота. И значительным шагом в этом направлении является создание Росреестра, который объединит структуры Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии. В рамках этой структуры будут сосредоточены все административные процедуры, связанные с совершением сделок с землей и иными объектами недвижимости. И мы возлагаем очень большие надежды на то, что эта структура сумеет существенно сократить сроки подготовки документации, сроки планировки территории и в целом сроки создания объектов недвижимости.
Другой проблемой, которая сегодня существует или надвигается на нас, это наличие срока: с 1 января 2010 года, по истечении которого запрещается предоставление земли, выдача разрешений на строительство, перевод, резервирование и изъятие земельных участков при отсутствии документов территориального планирования и правил землепользования и застройки. Однако, по состоянию на 1 апреля сего года лишь 17 % муниципальных образований, думаю, сегодня их не более 20 %, утвердили документы территориального планирования. Нами подготовлен и внесен законопроект, и я уверен, что он будет принят, который продлевает вступление в силу этой нормы еще на два года. Но через два года, я надеюсь, что мы уже продлевать ничего не будем, муниципалитеты все примут.
В настоящее время Государственной Думой приняты в первом чтении технические регламенты о безопасности зданий и сооружений, и о безопасности строительных материалов и изделий. Эти регламенты являются одними из самых сложных нетривиальных технических регламентов. При их доработке мы совместными усилиями не должны допустить, чтобы принятие этих технических регламентов привело к снижению требований безопасности в строительстве. В настоящее время, я хочу напомнить, действуют 144 СНИПа, из них более 70 являются обязательными. Технически перенести все требования этих СНИПов в тех.регламенты мы, конечно, не можем. И сегодня принято решение, что при доработке ко второму чтению мы сделаем, примем отсылочные нормы, которые утвердят обязательность применения этих строительных норм и правил. Кроме того, мы предусмотрим порядок официального подтверждения в тех.регламентах зарубежных технологий и стандартов, что позволит создать условия для внедрения новых зарубежных технологий в области строительства. В кризис очень серьезным подспорьем для строителей явилась реализация программ Фонда содействия реформированию ЖКХ. Кстати, председателем наблюдательного совета этого фонда является Дмитрий Николаевич Козак. За 1,5 года последних именно в кризисный период более 100 миллиардов выделено как на капитальный ремонт, так и на строительство квартир для переселения граждан из аварийного жилья. Это послужило серьезным подспорьем в кризисный период. Несмотря на кризисные явления в экономике программы фонда планируется расширять. И сегодня мы вносим постоянно новые законопроекты и принимаем их. В частности, сегодня находится у нас на рассмотрении законопроект, который за счет средств фонда позволит строить малоэтажное жилье и переселять туда граждан из аварийного жилья. Важным решением было также создание путем законодательной инициативы, путем принятия закона фонда содействия развитию жилищному строительству. Работа этого фонда позволит вовлечь в хозяйственный оборот тысячи и десятки тысяч гектар неиспользуемых федеральных земель. Фонд начал свою работу, фонд провел уже первые аукционы, и деятельность его, скажем так, просто с каждым днем становится все более эффективной и все более масштабной. Я думаю, что уже в следующем году строители уже серьезно ощутят предложение различных участков бывших федеральных земель в своих регионах.
Кроме того, фонд рассматривается сегодня еще и как организация, которая возьмет на себя функции агента правительства по приобретению жилья для отдельных категорий граждан, то есть будет консолидировано в нем проведение всех конкурсов. Это вопрос, конечно, еще не решенный, но он всерьез рассматривается.
В заключение я бы хотел отметить, что кризис, это не только время для поддержки, спасения, сохранения строительного комплекса, но это и время активных реформ в отрасли, которые должны быть направлены на применение новых энергосберегающих, ресурсосберегающих технологий, на сокращение издержек, в первую очередь, временных, которые приведут, в конечном счете, к снижению стоимости и повышению качества и доступности жилья.
Яковлев. Спасибо, Мартин Люцианович. Я думаю, что он подвел очень жирную черту над тем, быть или не быть. Много в регионах ходило: "Отменят – не отменят", – все полностью. И Дмитрий Николаевич, и Мартин Люцианович сказали, что все, решения нет, решение принято и надо тем, кто сомневается, сегодня начинать серьезную работу по вступлению в саморегулируемые организации. Слово предоставляется председателю комиссии Совета Федерации по жилищной политике и ЖКХ Олегу Михайловичу Толкачеву. Я хотел сказать, что Дмитрий Николаевич нас сразу предупредил, что он находится в жестком регламенте и поэтому вынужден нас покинуть. Разрешите еще раз поблагодарить его за то, что он так серьезно нас поддержал. Спасибо вам.
Козак. Спасибо большое. Еще раз успехов вам.
Толкачев. Дорогие друзья, в адрес Ассамблеи поступило приветствие от Председателя Совета Федерации Российской Федерации Сергея Михайловича Миронова. Я его зачитаю.
Уважаемые друзья, приветствую открытие V Всероссийской Строительной Ассамблеи. Профессия строителя в нашей стране всегда была одной из самых значимых и уважаемых с прочного фундамента, заложенного строителями начинается комфортная, достойная жизнь человека, существование промышленных предприятий, многочисленных объектов социальной инфраструктуры.
Проведение Ассамблеи, ставшей традиционной, является наглядным свидетельством внимания государства и общества к актуальным проблемам Российского строительного комплекса. В этом году в мероприятии снова примут участие все ведущие отраслевые Ассоциации, союзы для обсуждения важнейших вопросов перехода отрасли к саморегулированию, внедрению механизмов саморегулирования для профессиональных участников рынка, работа в сложных экономических условиях. Убежден, что данное мероприятие станет трибуной для конструктивного диалога специалистов, позволит определить задачи на перспективу, окажет большое влияние на консолидацию всех строительных организаций.
Всегда необходимо помнить – произведения рук строителей остаются жить в веках, подтверждая тезис о том, что основная миссия человека на Земле – созидание. Желаю всем новых свершений, достижений, успехов, бодрости духа, благополучия и всего самого доброго. Сергей Михайлович Миронов. Я вас поздравляю.
Я буквально несколько слов хочу сказать о том, что, как здесь уже говорил Мартин Люцианович, парламент России уделяет колоссальное внимание вопросам организации, вопросам строительной отрасли, вопросам совершенствования законодательства в этой области. В верхней палате создана комиссия, которая аккумулирует эти вопросы строительства, вопросы законодательства в области жилья. Но что мы видим сегодня в нашей стране? Задачи в этой области были сформулированы в свое время в 2006-2007 году Президентом Владимиром Владимировичем Путиным, когда он поставил задачу в год строить – выйти на уровень 80 миллионов метров жилья в Российской Федерации, а годом позже эта задача была сформулирована так: 1 метр на человека в год, то есть 140-145 миллионов метров строительства в России. Что мы имеем сегодня? Если по прошлому 2008 году цифра составляла 64 миллиона по Российской Федерации жилья, то в этом году мы ожидаем цифру где-то на 10 миллионов меньше, в районе 54. Это будет вполне достойная цифра в условиях кризиса. И по следующему году отрасль не должна опуститься ниже этих цифр 54-55 миллионов. Но первый рубеж 80 миллионов, он понятно откуда определен. Это то строительство, те объемы, которые были в РСФС в составе СССР в 1989-1990 годах прошлого века. То есть эти цифры абсолютно понятные. И когда Дмитрий Анатольевич Медведев выступал в Совете Федерации, ему задали вопрос: "Дмитрий Анатольевич, а можно оценить сегодня вклад различных регионов в общее дело, есть ли такой критерий?" Дмитрий Анатольевич ответил: "Я думал над этим, и считаю, что такой критерий существует. Нужно сравнить уровень строительства в регионе сегодня с тем, который был в регионе в последние годы Советского союза. Если это выше или на уровне – нормально. Если провал, то вот вам и ответ". Я думаю, что сегодня уже настала пора всерьез задуматься о том, чтобы ответить на вопрос, как эти цифры строительства 80 миллионов на первом этапе, 140 как отдаленная перспектива будут разложены по регионам Российской Федерации. Все основания для достижения таких цифр в России существуют, и мы видим, что даже соседние регионы с, в общем-то, равными приблизительно условиями, я не хочу здесь называть, я понимаю, о каких регионах я говорю: соседи, одинаковое население, одинаковая география. Один каждый год 1миллион 100 – 1 миллион 200 метров стройки, у другого 330 – 360 тысяч. Возникает вопрос: Почему?
Наверное, надо искать ответ на эти вопросы в общественности и губернаторов, в подходе к делу. И конечно, в ответственности тех строительных организаций, саморегулируемых организаций, которые работают на территории регионов. Я приветствую наше собрание, я думаю, что сегодня состоится хороший обмен мнениями и желаю успехов всем присутствующим. Спасибо.
Кошман. Спасибо, Олег Михайлович. Вот как раз продолжение у нас разговора идет. Павел Павлович Бородин попросил, помните, установиться задание строителям ежегодно. Сейчас это задание, уважаемые коллеги, вы уже начали получать, имейте в виду. Олег Михайлович как раз четко рассказал, какое задание уже устанавливается на 2010 года и на последующие годы. Спасибо, Олег Михайлович. И я предоставляю слово заместителю Министра регионального развития Юрию Уговичу Рейльяну. Пожалуйста.
Рейльян. Уважаемые коллеги, количество выступающих увеличивается, количество вопросов уменьшается. Поэтому не хочу долго отвлекать ваше внимание. От имени Министерства регионального развития хотел бы вам сказать, что последние полгода мы серьезно активизировали работу в преддверии приближающегося срока 1 января. И сегодня мы уже все расписались на этой трибуне, я присоединяюсь к этим заявлениям, что пути назад не будет. За это время мы преодолели серьезные трения с Ростехнадзором, но при этом смею вас заверить, что интересы дела превыше всего, поэтому все решения и между нами тоже приняты, и разногласия урегулированы. При этом все-таки хотелось бы сказать, что происходящие сегодня события и приближающаяся дата накладывают и на всех вас серьезные дополнительные обязательства. Мы все знаем, по какой причине мы пришли к выводу о том, что необходимо ликвидировать обязательное государственное лицензирование, и очень не хотелось бы, чтобы все, или хотя бы часть болезней, свойственных этому периоду, были свойственны саморегулируемым организациям после первого января. И сегодня Николай Георгиевич Кутьин частично коснулся этого момента, и я бы хотел тоже об этом остановиться, пользуясь тем, что сообщество профессиональное. Во время кризиса усиливается опасность ухудшения качества. И тому есть, к сожалению, примеры. Поэтому хотелось бы, чтобы мы в условиях кризиса — а кризис продолжается, мы это понимаем, тем более в нашей отрасли, из-за этого падения, из-за отсутствия спроса и прочих моментов — поэтому очень хотелось бы, чтобы мы объединились в этой работе по сохранению планки, достигнутой строительной отраслью — и в области гражданского строительства, и в области инфраструктурного строительства, и в других областях строительства.
Дмитрий Николаевич сказал в своем выступлении о том, что в Минрегионе создана межведомственная комиссия, прежде всего по снятию административных барьеров, — это действительно так, и это не очередной орган, который создали чиновники, скорее наоборот, это очередная наша попытка учесть все те чаяния и услышать всё то, что наболело, для того чтобы максимально это преодолеть. Мы всегда говорили о том, что бизнес давно готов к диалогу, — так вот, пользуясь этой трибуной, заявляю, что и чиновники теперь готовы к такому диалогу, поэтому мы в активном взаимодействии с Федеральным Собранием, с другими органами государственной власти, мы ждем вас для такого диалога, мы открыты, и в общем задача этой межведомственной комиссии — это не только снятие административных барьеров, о чем я сказал, это также и разработка новых, современных стандартов. Очень не хотелось бы, чтобы эти стандарты разработали опять чиновники, а потом сообщество говорило, что они не те, они несовременные, они тяжеловесные, они не учитывают особенности. Поэтому мы рассчитываем на ваше активное содействие. Вы уже знаете о том, что эти стандарты мы в первую очередь будем применять для целей бюджетного планирования, потому что сегодня определить стоимость объекта, по ряду причин, крайне тяжело, и происходит удивительная ситуация, когда сначала называется стоимость объекта, потом это закладывается в бюджет, потом чудесным образом в ходе проектирования мы получаем ровно эту цифру, а потом героически осваиваем. Не хотелось бы этого делать, и президент и председатель правительства ставят задачу о том, чтобы эти цифры стоимости строительства действительно были реальными. Я не говорю о том, дешевле или дороже, я говорю о том, что они должны быть реальными. И вот разработка этих нормативов и стандартов реально позволит нам оценивать, насколько обоснованно применены те или иные расценки.
Кроме этого, мы предполагаем все-таки рассматривать вопросы, касающиеся функционала Главгосэкспертизы, потому что в ходе административной реформы и борьбы с коррупцией мы исключили ряд функций из состава функционала Главгосэкспертизы и сегодня видим, что, возможно, не всё это было необходимо исключать. Кроме этого, хотелось бы рассмотреть вот на таких наших площадках вопросы возможности создания института независимой экспертизы, для того чтобы мы могли, привлекая специалистов из разных отраслей и областей, действительно реально оценивать и качество и стоимость объектов, которые нам предстоит строить. И возможно, необходимо установить планку для таких проектов, как первый шаг, и говорить сегодня о наиболее значимых и сложных проектах, но мы готовы для этого и готовы с вами это обсуждать и реализовывать.
Кроме этого, мы серьезно нацелены на то, чтобы сформировать и в постоянном режиме поддерживать базу данных по реализованным объектам-аналогам. И здесь бы хотелось сказать о том, что это не только для целей бюджетного планирования, не только для целей определения стоимости объектов, это в том числе и для целей мониторинга современных технических решений и конструктивных решений, которые применяются и, самое главное, реализовываются на практике. Такие базы данных, не секрет, ведутся и у крупнейших строителей, и в существующих сегодня объединениях, и формальных и не формальных, — так вот хотелось бы наконец создать такую базу данных, которая на самом деле нам поможет сильно продвинуться. Иностранцы очень часто говорят, что обычно есть два пути в жизни — или первое, или второе, — русские часто выбирают третье. Мне как-то коллеги говорили: "У нас такое ощущение, что вы просто про первые два не очень хорошо знаете". И в общем, действительно, я вам скажу, да и все вы об этом знаете, что в мире технологии сильно шагают, и вот очень не хотелось бы, чтобы мы, вот в нашей с вами отрасли, оказались в роли догоняющих. Мы всегда славились надежностью и качеством в России — ну вот нам бы хотя бы этого не утратить. Поэтому вот эти базы данных будут базироваться не только на тех проектах, которые реализованы у нас в стране, но и максимально использовать тот опыт, который реализован в мире.
И в завершение еще несколько слов о саморегулируемых организациях. Вы знаете, я бы хотел, как человек из отрасли, действительно от души вам пожелать, чтобы после 1 января мы получили принципиально новую качественную строительную услугу. И тогда и мы все, и общество поймет, что решение было правильное и это не очередное заигрывание в либерализацию, а это действительно попытка сформировать настоящую профессиональную отрасль. Поэтому вот это первое и самое главное — это качество строительной услуги. Ну и второе — это такая, может быть, уже малость заезженная фраза, но это все-таки уровень требований к входящим организациям. Я еще раз говорю, я из отрасли, и я точно понимаю все сложности, в том числе и с формированием саморегулируемых организаций, и с количеством их членов; я вот просто настоятельно вам рекомендую: лучше меньше, да лучше. Поэтому вот качество и состав этих требований, они как минимум должны быть выше, чем во времена существования Федерального лицензионного центра. И тогда будет большой прорыв.
И последнее, может быть, частная вещь, но хотелось бы, пользуясь трибуной, сказать. Вы знаете, в условиях кризиса у нас есть шанс не бежать впереди паровоза. То есть сейчас мы сначала строим, потом проектируем, потом проходим Главгосэкспертизу, а потом пытаемся понять, правильно ли мы сделали. Вот сейчас, в условиях кризиса, есть реальная возможность сначала спроектировать. Вот почему мы сегодня страдаем при определении цены? Потому что у нас нет проекта. А получив качественный проект, можно оценить и его эффективность, и его стоимость, и, самое главное, вот те самые технические решения, которые применены. У нас должно быть на это время. И проще всего, если вы сами это сделаете.
Ну и как одна из возможностей, еще что очень беспокоит, это, говоря о проектировании — а теперь у нас такая отдельная функция присутствует — хотелось бы сказать, что все-таки давайте мы сразу поднимем планку. Сегодня программное обеспечение позволяет не просто в 3 — в 5D проектировать. Вы все знаете, о чем речь и в чем разница таких проектов: и обсчитать, и проверить, и оценить проект, который составлен качественно и в трехмерных программах, — это принципиально другая вещь. Поэтому возьмите себе планку сразу 5D и скажите: вот, кто хочет проектировать, — потому что тогда отвалится шелуха. Качество проектирования — это основа строительства.
Ну а еще раз пользуясь трибуной, я благодарю за предоставленную возможность и действительно от души желаю успехов. Я думаю, вместе мы победим. Спасибо.
Яковлев. Спасибо, Юрий Угович, мы принимаем приглашение к активному диалогу, поэтому здесь такое двустороннее движение, и хотелось бы, чтобы оно было более активно с двух сторон. Я хочу сказать, что строительное сообщество к этому готово, и оно как раз заинтересовано в том, чтобы чиновники высшего уровня услышали и могли вот то услышанное как следует обработать и донести до тех, кто должен принимать соответствующее решение. Спасибо.
Уважаемые коллеги, я хочу предоставить слово вице-президенту Российского союза промышленников и предпринимателей Виктору Михайловичу Черепову.
Черепов. Уважаемые коллеги, уважаемый президиум, к участникам, организаторам V Всероссийской Ассамблеи обратился президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Николаевич Шохин со словами приветствия. Нужно сказать, что в Российском союзе промышленников и предпринимателей большое внимание уделяют строительной отрасли, и нужно сказать, что на протяжении последних трех лет в составе Российского союза активно действует комиссия по строительному комплексу, возглавляемая двумя уважаемыми сопредседателями — Николаем Павловичем Кошманом и Владимиром Анатольевичем Яковлевым. И сегодняшнее мероприятие знаменательно еще тем, что две мощных строительных организации, объединения — это Ассоциация строителей России и Российский союз строителей — ныне выступают на одной площадке и вырабатывают консолидированные профессиональные мнения, которые востребованы как органами государственной власти, так и бизнесом.
Александр Николаевич Шохин отмечает, что проведение ассамблеи очень своевременно, поскольку вопросы, накопившиеся в жилищной и строительной сферах, требуют ответа именно сейчас, когда страна переживает масштабный финансово-экономический кризис, а многолетний процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства до сих пор не дал значительных результатов ни с точки зрения повышения качества и доступности услуг для населения, ни с точки зрения привлекательности данной сферы для частного бизнеса. Экономический кризис ощутимее всего ударил в сфере строительства и недвижимости. Сложившаяся тяжелая ситуация заставляет пересмотреть многие подходы как к государственному регулированию строительной отрасли, так и ведению бизнеса в сфере инвестиционно-строительной деятельности, и позволяет объединить усилия власти и предпринимательского сообщества для выхода отрасли из кризиса. Сегодня необходимо перестроиться и выработать такие пути, которые, не нарушая рыночных принципов функционирования жилищной сферы, не повышая рисков для деятельности частных инвесторов, кредитных организаций, девелоперов, строительных компаний, предприятий строительной индустрии и других профессиональных участников рынка, позволили бы решать проблемы доступности жилья для граждан России. Убежден, что работа ассамблеи позволит осуществить глубокий анализ проблем строительного комплекса, выработать предложения по выходу его из кризиса, разработать новые механизмы саморегулирования отрасли. Желаю всем участникам Всероссийской Строительной Ассамблеи успешной и плодотворной работы. Спасибо.

Для справки: Название компании: Российский союз строителей (РСС) Регион: ********** Адрес: ********** Вид деятельности: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение