Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Металлургия по-черному: ВТО не помогло. "РосБизнесКонсалтинг". 1 апреля 2013

Российские металлурги приступили к подведению финансовых итогов года. Как свидетельствуют первые или предварительные данные, крупнейшие игроки этой отрасли, традиционно одной из самых доходных в отечественной промышленности, скорее всего, останутся прибыльными.
Однако и они не смогли устоять против негативных тенденций в мировой экономике и расплачиваются за это резким падением доходов.
Стабильность - не признак
Пока ведущие металлургические компании РФ полностью подвели лишь производственные итоги минувшего года, и их вряд ли можно оценивать однозначно, а уж тем более проводить прямую параллель с ожидаемыми финансовыми итогами. Тем не менее, с точки зрения, например, объемов выпуска стали - минувший год в целом для ее ведущих производителей оказался не столь уж плохим, а НЛМК вообще продемонстрировал впечатляющий рост данного показателя, прежде всего, благодаря запуску в июле 2011г. новой доменной печи "Россиянка" в Липецке, позволившей увеличить сталеплавильные мощности комбината сразу на треть.
В свою очередь компании, показавшие снижение производства, объясняют его, как правило, проведением ремонтов и сокращением выпуска отдельных видов продукции - нерентабельных в текущей экономической ситуации.
Впрочем, и глобальные итоги производства стали за минувший год, словно средняя температура по больнице, выглядят неплохо: так по данным World Steel Association (WSA) в мире вообще был поставлен исторический рекорд - 1,548 млрд т. с ростом 1,2% к предыдущему году. Причем в России рост составил 2,5% - до 68,9 млн т. (по данным Росстата - на 3,3% - до 70,4 млн т), в США - на 2,5% - до 88,6 млн т., а в Китае - на 3,1% - до 716,5 млн т., оказав содействие, соответственно, положительной динамике в Северной Америке и Азии, хотя, например, в Японии производство незначительно сократилось (на 0,3% - до 107,2 млн т).
На других континентах было зафиксировано снижение, за исключением не играющей особой роли Африки (+0,3%- до 15,7 млн т), и включая, конечно же, кризисную Европу (-2,7% - до 320,6 млн т), где особенно пострадали страны Евросоюза, сократившие производство стали на 4,7% - до 169,4 млн т.
Без спроса
Однако возвращаясь к финансовым результатам металлургических компаний, показанным в течение и по итогам минувшего года, приходится констатировать, что и они, естественно, не остались в стороне от негативных тенденций в мировой экономике. Более того, металлурги, как правило, такой негатив ощущают на себе первыми, поскольку основными их потребителями являются машиностроительный и строительный сектора.
Именно с их стороны спрос в минувшем году заметно упал, прежде всего, в уже упомянутой Еврозоне, а также на американском рынке. Вслед за этим упали и цены на металлургическую продукцию - в течение года примерно на 10-20%, а ее крупнейшие производители начали подсчитывать убытки. Например, мировой лидер, на которого приходится десятая часть этого сектора - ArcelorMittal (Люксембург) уже насчитал таковых 3,726 млрд долл. против прибыли 2,263 млрд долл. годом ранее.
Правда, отечественные компании в отличие от своих зарубежных конкурентов всегда находились в немного более выгодном положении, прежде всего, с точки зрения своей вертикальной интегрированности, поскольку наличие собственных угольных шахт и месторождений руды позволяет заметно снижать издержки.
Когда плюсов недостаточно
Плюс на стороне российских металлургов оказалась и отечественная конъюнктура: например, по оценке представителей НЛМК, потребление стали на внутреннем рынке в течение минувшего года напротив выросло - на 5%. И, перенаправив поставки на российский рынок, отечественные компании в целом избежали необходимости снижать объемы производства. Например, ММК, нарастивший в минувшем году производство товарной металлопродукции на 3,6% - до 11,029 млрд т, увеличил ее отгрузку на внутренний рынок на 18% - до 8,449 млрд т, а отгрузку на экспорт сократил на 25,5% - до 2,58 млрд т.
Однако первые же финансовые отчеты показали, что для преодоления отрицательных мировых тенденций помощи "домашних стен" оказалось недостаточно: чистая прибыль НЛМК по международным стандартам финансовой отчетности в 2012г. упала в 2,3 раза - до 596 млн долл., Северстали - в 2,7 раза - до 762 млн долл. Причем как у НЛМК, так и у Северстали за прибылью в III квартале (167 млн долл.и 329 млн долл., соответственно) последовал убыток в четвертом на 22 млн долл. и 150 млн долл.
"Результаты IV квартала оказались под негативным влиянием традиционного для России снижения спроса в зимний период, а также неблагоприятной ситуации в мировой экономике", - констатировал глава и основной владелец Северстали Алексей Мордашов. "Результаты НЛМК могли бы быть лучше, если бы не значительное ухудшение конъюнктуры во II полугодии после обострения проблем в Еврозоне", - добавили аналитики ИК "Велес Капитал", по расчетам которых средняя экспортная цена на слябы за вторые полгода 2012г. относительно его первой половины снизилась на 11,7%, и на 17,5% по сравнению с первым полугодием 2011г. "НЛМК добилась роста выручки благодаря увеличению продаж в натуральном выражении - отгрузка в 2012г. выросла на 18% к предыдущему году", - пояснили эксперты.
Поэтому вряд ли стоит ожидать каких-либо принципиально иных и более обнадеживающих результатов и от пока еще не отчитавшихся за минувший год остальных российских гигантов металлургии. Так, например, если посмотреть на результаты I полугодия 2012г., показанные группой Evraz и "Металлоинвестом" (которые по международным стандартам отчитываются раз в полгода), то первая продемонстрировала убыток в 50 млн долл. (против прибыли годом ранее на 263 млн долл), второй - рост прибыли в 2,9 раза - до 1,312 млрд долл., достигнутый, правда, в основном за счет продажи дочернего "Металлоинвесттранса" за 569 млн долл., в то время как выручка упала на 12,5%.
А у ММК и угольно-металлургического "Мечела" за 9 месяцев 2012г. зафиксированы, соответственно, прибыль в 47 млн долл. и убыток на 550,1 млн долл. И всем четверым, как уже говорилось, предстоит в годовой отчетности добавить результаты традиционно слабого последнего квартала. Кстати, представители НЛМК в данном квартале оценили сезонное снижение потребления стали на российском рынке в 8% к предыдущему кварталу, а цен - в 2-7%.
Одна на всех цена
Понятно, что результаты разных компаний могут значительно отличаться друг от друга в силу различий в сортаменте выпускаемой продукции (и, как следствие, спросе на нее) и объемах ее производства, в гибкости сбытовой политики, в различии ситуаций с зарубежными активами и других индивидуальных особенностей. Как отмечает аналитик UBS Алексей Морозов, в более выигрышной ситуации оказываются компании, которые стараются занять больше так называемых нишевых рынков с большей маржинальной прибылью.
"Например у НЛМК в Европе есть убыточный сегмент по производству рядового горячекатанного листа, и есть неубыточный - производство автолиста, толстого листа. Вообще, если брать компании типа НЛМК, "Магнитки" или Северстали, то для них все равно очень хорошим остается сегмент листа с покрытием, глде на внутреннем рынке они зарабатывают хорошую маржу несмотря на низкие цены", - рассуждает аналитик.
А, например, для Evraz, на его взгляд, прибыльными по II полугодию останутся лишь производства стали в России и Америке, а остальные три: в Европе, Украине и Южной Африке - покажут убытки, причем последнее из-за забастовок местного населения, то есть по совсем нерыночным причинам. "Есть конечно нюансы, но тенденция идентичная абсолютно: если цены на сталь падают, они падают для всех продуктов в любом случае, в большей или меньше степени", - подытожил эксперт.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.