Юрий Шафраник: Нужен прямой выход на потребителя и нужна компенсация производителю сырья технологиями, оборудованием, производимым на его территории.
10.07.2009 в 10:23 | INFOLine, ИА (по материалам Союза производителей нефтегазового оборудования) | Advis.ru
Председатель Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник дал интервью газете "Ведомости", в котором отметил: "Газовый ОПЕК и нефтяной ОПЕК – это уже вчерашний день в части целей которых ставились… Цели такие были: потребление, предложение, предложить меньше, цена больше. Но это позавчерашний день. С конца 90-х – начала 2000-х спрос и предложение не играют такой роли. На первый план выходят другие факторы.
Самая главная задача и того, и другого ОПЕК - изменить отношения потребитель-производитель. Потому что, потребитель был всегда прав и во всём. И все развитые страны, как правило добывают меньше, чем потребляют. Когда потребитель дает деньги производителю, то что он делает? Куда он бежит с деньгами? Производитель в сырьевой зависимости. Он покупает оборудование и технологии для производства того же сырья. Замкнутый круг. А основную прибыль всё равно получал потребитель. Страны Европы, в частности. Они производили технику и технологии и гнали все это обратно производителю по хорошей цене.
Все 2000-е годы цена росла на нефть и на газ. А никто сильно и не вздыхал, ну пока не зашкалило. Почему? Да потому что возвращали нам это все другой ценой на технологии и оборудование. Необходимо поставить и решить новую задачу и я не вмжу, чтобы тот и другой ОПЕК создаваемый и действующий эту задачу поставили. Нужен прямой выход на потребителя и нужна компенсация производителю сырья технологиями, оборудованием, производимым на его территории. В противном случае мы окажемся в сырьевом тупике. Как бы мы ни хлопали себя по бёдрам, от сырьевой зависимости мы не избавимся.
Таким образом цель ОПЕКа нефтяного и газового не в том, чтобы сократить добычу и повысить цену. Не в этом цель! Цель в переформаитровании отношений. Почему в последние годы развивается, так называемый, "ресурсный национализм"? Он ведь не только в России, где государство подгребает под себя. А Саудовская Аравия? Когда-то там тоже было всё частное. По всему миру пошел этот ресурсный национализм. Я уверен, что ресурсный национализм пошёл от того, что возврат назад просто деньгами – это уже вчерашний день. Страны понимают, что через 100 лет, когда запасы газа и нефти у них будут намного меньше, чем сегодня - им придется жить другой экономикой. Они должны за это время развить свою экономику, и не за деньги, потому что деньги тут же уходят на технологии и оборудование с Запада".
Шафраник Юрий Константинович - коренной сибиряк, родился в с. Карасуль, Ишимского района, Тюменской области, в крестьянской семье 27 февраля 1952 года. Окончил два факультета Тюменского индустриального института. Один очно в 1974 году (инженер-электрик по автоматике и телемеханике), второй, заочно в 1980 году по специальности горный инженер по технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений, доктор экономических наук (2006г.).
Профессиональный путь нефтяника прошел от слесаря на промысле до Министра топлива и энергетики России. Работая на инженерных должностях всегда большое значение придавал организации производства, новым методам работы, передовому опыту. С 1974 года работал на предприятиях производственного объединения "Нижневартовскнефтегаз" слесарем-механиком, инженером-технологом, старшим инженером, начальником лаборатории.
В 1980 году с первых дней начала работ по обустройству нового Урьевского нефтяного месторождения работает во вновь образованном НГДУ "Урьевнефть". Вначале начальником центральной инженерно-технологической службы, затем главным инженером, начальником НГДУ, а с образованием производственного объединения "Лангепаснефтегаз" - генеральным директором (последнюю должность занимал с 1987 по 1990 год).
Начав работать на Самотлорском месторождении, затем принимал непосредственное участие в освоении и обустройстве Ван-Еганского, Локосовского, Покамасовского, Поточного, Урьевского нефтяных месторождений в Западной Сибири.
14 апреля 1990 года в результате альтернативных выборов из 8-ми кандидатур был избран Председателем Тюменского областного Совета народных депутатов. По инициативе Ю.К.Шафраника Тюменский областной Совета народных депутатов в декабре 1990 года утвердил Концепцию развития Тюменской области, в основе которой был заложен механизм введения платности недропользования. Однако нормативно-законодательная база в стране по этой проблеме полностью отсутствовала. В связи с этим Ю.К. Шафраник выступил с предложением перед Верховным Советом РСФСР о необходимости разработки и принятия Закона "О недрах". На этапе подготовки проекта Закона входил в состав рабочей группы и активно в ней работал.
Длительность процесса подготовки и принятия Закона и острые социальные проблемы области заставили Шафраника искать иные пути решения вопросов платности недр. К июню 1991 года был подготовлен, а в сентябре 1991 года подписан Президентом Указ N122 "О развитии Тюменской области", в котором определены как стратегические направления - введение платности недропользования, создание вертикально-интегрированных компаний, рыночный механизм формирования цен на нефть и т.п. Указ оказал значительное влияние на социально-экономическое развитие области и дальнейшее реформирования нефтегазовой отрасли.
В сентябре 1991 года Ю.К. Шафраник Указом Президента России назначен Главой администрации Тюменской области. Учитывая сложное административно-территориальное строение Тюменской области по инициативе Шафраника в области образован Административный Совет, в который вошли руководители администраций и территориальных Советов, что позволяло безконфликтно сотрудничать и развиваться всем трем субъектам Федерации.
При активном участии Ю.К.Шафраника в г. Тюмени в 1992 году прошло первое организационное заседание Союза нефтепромышленников.
С января 1993 года Шафраник - Министр топлива и энергетики Российской Федерации.
12 декабря 1993 г. Ю.К. Шафраник избран депутатом Совета Федерации от Ханты-Мансийского автономного округа являлся членом Комитета Совета Федерации по вопросам экономической реформы, собственности и имущественных отношений.
В 1993-1995 годах активно идет формирование абсолютно новых для России структур - вертикально интегрированных компаний в нефтяной промышленности. Как Министр топлива и энергетики, Ю.К. Шафраник принимает участие в формировании всех структур, отработке с Правительством Российской Федерации и руководителями органов власти субъектов Федерации состава нефтяных компаний, подготовке соответствующих постановлений. Основные тенденции структурных преобразований в нефтяной промышленности были сформулированы в Концепции развития нефтяной промышленности России, подготовленной по поручению Правительства РФ Минтопэнерго России.
Шафраник Ю.К. возглавил разработку концепции, а затем и подготовку Энергетической стратегии России, определившей задачи, механизмы и направления обеспечения энергетической безопасности. Ю.К.Шафраник впервые поднял и обосновал проблему энергетической дипломатии и связал ее с энергетической безопасностью. Совместно с МИД России Ю.К.Шафраник организовал и провел ряд "круглых столов" по этим проблемам, результатом чего было проведение двух международных консультативных совещаний "Россия - Европа: стратегия энергетической безопасности" и "Энергетическая безопасность СНГ", проведенных в 1995 и 1996 годах.
В 1993 году Ю.К. Шафраник создает Московский международный нефтяной клуб, объединивший президентов российских и мировых нефтяных компаний.
При активном участии Шафраника Россия входит в масштабные международные проекты, такие как Каспийский трубопроводный консорциум, в котором он долгие годы являлся Председателем Совета директоров. Настойчивая работа Шафраника обеспечила принятие Закона "О соглашениях о разделе продукции", что позволило начать реализацию международных проектов "Сахалин 1 и 2".
Учитывая распад СССР и разрыв традиционных экономических связей, Ю.К. Шафраник подготовил и провел организационную конференцию по созданию Межправительственного Совета по нефти и газу стран - членов СНГ.
В 1993 году Ю.К. Шафраник инициировал разработку программ развития и структурной перестройки нефтяной, угольной промышленности и электроэнергетики, а также возглавил творческие рабочие группы по каждой из отраслей. Результатом явилась подготовка и внесение в Правительство Российской Федерации Программы закрытия нерентабельных шахт и шахт с опасными условиями труда, а также Концепции управления нефтяной промышленностью России.
Шафраник неоднократно обосновывал и последовательно отстаивал идею необходимости создания Национальной нефтяной компании, которую предлагал создать на базе ГП "Роснефть". По мнению Шафраника в России целесообразно формирование 5-6 мощных нефтяных компаний. Однако под давлением различных сил, которые действовали в Правительстве, в Администрации Президента, а также влиятельных региональных лидеров число нефтяных компаний перевалило за десяток.
Отставка Шафраника летом 1996 года во многом была связана с его особой позицией в отношении государственного регулирования ТЭК, а также неприятия залоговых аукционов и высоких темпов приватизации объектов нефтяного комплекса России.
С августа 1996 по апрель 1997 года Ю.К. Шафраник работает Советником Председателя Правительства Российской Федерации.
В мае 1996 года он избран в состав Совета директоров ОАО "Тюменская нефтяная компания", а с августа являлся его Председателем. В этот период идет активная подготовка к инвестиционному конкурсу по продаже пакета акций ОАО "ТНК". В результате, в июле 1997 года 40% пакет акций ТНК был продан за рекордную для инвестиционных конкурсов сумму в 810 млн. долларов США. Это оказалось больше суммы, полученной за все инвестиционные конкурсы и залоговые аукционы, проведенные до этого.
В 1997 году Ю.М. Лужков предлагает Шафранику возглавить Центральную топливную компанию, которая, даже не смотря на известные общероссийские экономические и финансовые проблемы, в короткое время уверенно заняла свою нишу на региональном оптовом рынке нефтепродуктов. Уже по итогам 1998 года ОАО "Центральная топливная компания" по оценке журнала "Эксперт" входит в двадцатку самых эффективных и прибыльных компаний России.
Из-за разницы в подходах к стратегии дальнейшего развития ОАО "ЦТК", в январе 2001 года Шафраник Ю.К. уходит из ЦТК вместе со всей командой менеджеров и активно включается в деятельность Межгосударственной нефтяной компании "СоюзНефтеГаз", в которой с августа 2000 года являлся Председателем Совета директоров, а с сентября 2001 становится Председателем Правления.
Межгосударственная нефтяная компания "СоюзНефтеГаз" была создана в июле 2000 года и по составу акционерного капитала является государственной компанией. Основными ее акционерами являются Межгосударственный банк, белорусский государственный концерн "Белнефтехим". Компания намерена реализовывать проекты на пространстве стран СНГ, прежде всего с Республикой Беларусь, а также на Ближнем Востоке.
Шафраник Ю.К. является Председателем Высшего горного Совета. Избран Председателем Совета Союза нефтегазопромышленников России (2002г.), членом Президиума Горной академии, академии технологических наук, Международной академии топливно-энергетического комплекса. Является Председателем Комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса, Президентом Фонда "Мировая политика и ресурсы", членом Попечительского совета Фонда Михаила Шемякина.
Люди хорошо знающие Шафраника отмечают его ярко выраженную целеустремленность в достижении поставленных задач. Обладает широким государственным кругозором, пристально следит и анализирует обстановку не только в нефтегазовой отрасли, где он является признанным экспертом экстра-класса, но и в политической и экономической сферах. Обладает высокой работоспособностью. Увлекается горнолыжным спортом, любит книги и театр.
Награжден орденами "Дружбы народов" (1988 г.), Почета (2000 г.), медалями: Лауреат Премии Правительства Российской Федерации (1999 г.). В 2002 году, награжден Орденом Русской Православной церкви "Святого Благоверного князя Даниила Московского" II степени. Член Совета Союза производителей нефтегазового оборудования.
Самая главная задача и того, и другого ОПЕК - изменить отношения потребитель-производитель. Потому что, потребитель был всегда прав и во всём. И все развитые страны, как правило добывают меньше, чем потребляют. Когда потребитель дает деньги производителю, то что он делает? Куда он бежит с деньгами? Производитель в сырьевой зависимости. Он покупает оборудование и технологии для производства того же сырья. Замкнутый круг. А основную прибыль всё равно получал потребитель. Страны Европы, в частности. Они производили технику и технологии и гнали все это обратно производителю по хорошей цене.
Все 2000-е годы цена росла на нефть и на газ. А никто сильно и не вздыхал, ну пока не зашкалило. Почему? Да потому что возвращали нам это все другой ценой на технологии и оборудование. Необходимо поставить и решить новую задачу и я не вмжу, чтобы тот и другой ОПЕК создаваемый и действующий эту задачу поставили. Нужен прямой выход на потребителя и нужна компенсация производителю сырья технологиями, оборудованием, производимым на его территории. В противном случае мы окажемся в сырьевом тупике. Как бы мы ни хлопали себя по бёдрам, от сырьевой зависимости мы не избавимся.
Таким образом цель ОПЕКа нефтяного и газового не в том, чтобы сократить добычу и повысить цену. Не в этом цель! Цель в переформаитровании отношений. Почему в последние годы развивается, так называемый, "ресурсный национализм"? Он ведь не только в России, где государство подгребает под себя. А Саудовская Аравия? Когда-то там тоже было всё частное. По всему миру пошел этот ресурсный национализм. Я уверен, что ресурсный национализм пошёл от того, что возврат назад просто деньгами – это уже вчерашний день. Страны понимают, что через 100 лет, когда запасы газа и нефти у них будут намного меньше, чем сегодня - им придется жить другой экономикой. Они должны за это время развить свою экономику, и не за деньги, потому что деньги тут же уходят на технологии и оборудование с Запада".
Шафраник Юрий Константинович - коренной сибиряк, родился в с. Карасуль, Ишимского района, Тюменской области, в крестьянской семье 27 февраля 1952 года. Окончил два факультета Тюменского индустриального института. Один очно в 1974 году (инженер-электрик по автоматике и телемеханике), второй, заочно в 1980 году по специальности горный инженер по технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений, доктор экономических наук (2006г.).
Профессиональный путь нефтяника прошел от слесаря на промысле до Министра топлива и энергетики России. Работая на инженерных должностях всегда большое значение придавал организации производства, новым методам работы, передовому опыту. С 1974 года работал на предприятиях производственного объединения "Нижневартовскнефтегаз" слесарем-механиком, инженером-технологом, старшим инженером, начальником лаборатории.
В 1980 году с первых дней начала работ по обустройству нового Урьевского нефтяного месторождения работает во вновь образованном НГДУ "Урьевнефть". Вначале начальником центральной инженерно-технологической службы, затем главным инженером, начальником НГДУ, а с образованием производственного объединения "Лангепаснефтегаз" - генеральным директором (последнюю должность занимал с 1987 по 1990 год).
Начав работать на Самотлорском месторождении, затем принимал непосредственное участие в освоении и обустройстве Ван-Еганского, Локосовского, Покамасовского, Поточного, Урьевского нефтяных месторождений в Западной Сибири.
14 апреля 1990 года в результате альтернативных выборов из 8-ми кандидатур был избран Председателем Тюменского областного Совета народных депутатов. По инициативе Ю.К.Шафраника Тюменский областной Совета народных депутатов в декабре 1990 года утвердил Концепцию развития Тюменской области, в основе которой был заложен механизм введения платности недропользования. Однако нормативно-законодательная база в стране по этой проблеме полностью отсутствовала. В связи с этим Ю.К. Шафраник выступил с предложением перед Верховным Советом РСФСР о необходимости разработки и принятия Закона "О недрах". На этапе подготовки проекта Закона входил в состав рабочей группы и активно в ней работал.
Длительность процесса подготовки и принятия Закона и острые социальные проблемы области заставили Шафраника искать иные пути решения вопросов платности недр. К июню 1991 года был подготовлен, а в сентябре 1991 года подписан Президентом Указ N122 "О развитии Тюменской области", в котором определены как стратегические направления - введение платности недропользования, создание вертикально-интегрированных компаний, рыночный механизм формирования цен на нефть и т.п. Указ оказал значительное влияние на социально-экономическое развитие области и дальнейшее реформирования нефтегазовой отрасли.
В сентябре 1991 года Ю.К. Шафраник Указом Президента России назначен Главой администрации Тюменской области. Учитывая сложное административно-территориальное строение Тюменской области по инициативе Шафраника в области образован Административный Совет, в который вошли руководители администраций и территориальных Советов, что позволяло безконфликтно сотрудничать и развиваться всем трем субъектам Федерации.
При активном участии Ю.К.Шафраника в г. Тюмени в 1992 году прошло первое организационное заседание Союза нефтепромышленников.
С января 1993 года Шафраник - Министр топлива и энергетики Российской Федерации.
12 декабря 1993 г. Ю.К. Шафраник избран депутатом Совета Федерации от Ханты-Мансийского автономного округа являлся членом Комитета Совета Федерации по вопросам экономической реформы, собственности и имущественных отношений.
В 1993-1995 годах активно идет формирование абсолютно новых для России структур - вертикально интегрированных компаний в нефтяной промышленности. Как Министр топлива и энергетики, Ю.К. Шафраник принимает участие в формировании всех структур, отработке с Правительством Российской Федерации и руководителями органов власти субъектов Федерации состава нефтяных компаний, подготовке соответствующих постановлений. Основные тенденции структурных преобразований в нефтяной промышленности были сформулированы в Концепции развития нефтяной промышленности России, подготовленной по поручению Правительства РФ Минтопэнерго России.
Шафраник Ю.К. возглавил разработку концепции, а затем и подготовку Энергетической стратегии России, определившей задачи, механизмы и направления обеспечения энергетической безопасности. Ю.К.Шафраник впервые поднял и обосновал проблему энергетической дипломатии и связал ее с энергетической безопасностью. Совместно с МИД России Ю.К.Шафраник организовал и провел ряд "круглых столов" по этим проблемам, результатом чего было проведение двух международных консультативных совещаний "Россия - Европа: стратегия энергетической безопасности" и "Энергетическая безопасность СНГ", проведенных в 1995 и 1996 годах.
В 1993 году Ю.К. Шафраник создает Московский международный нефтяной клуб, объединивший президентов российских и мировых нефтяных компаний.
При активном участии Шафраника Россия входит в масштабные международные проекты, такие как Каспийский трубопроводный консорциум, в котором он долгие годы являлся Председателем Совета директоров. Настойчивая работа Шафраника обеспечила принятие Закона "О соглашениях о разделе продукции", что позволило начать реализацию международных проектов "Сахалин 1 и 2".
Учитывая распад СССР и разрыв традиционных экономических связей, Ю.К. Шафраник подготовил и провел организационную конференцию по созданию Межправительственного Совета по нефти и газу стран - членов СНГ.
В 1993 году Ю.К. Шафраник инициировал разработку программ развития и структурной перестройки нефтяной, угольной промышленности и электроэнергетики, а также возглавил творческие рабочие группы по каждой из отраслей. Результатом явилась подготовка и внесение в Правительство Российской Федерации Программы закрытия нерентабельных шахт и шахт с опасными условиями труда, а также Концепции управления нефтяной промышленностью России.
Шафраник неоднократно обосновывал и последовательно отстаивал идею необходимости создания Национальной нефтяной компании, которую предлагал создать на базе ГП "Роснефть". По мнению Шафраника в России целесообразно формирование 5-6 мощных нефтяных компаний. Однако под давлением различных сил, которые действовали в Правительстве, в Администрации Президента, а также влиятельных региональных лидеров число нефтяных компаний перевалило за десяток.
Отставка Шафраника летом 1996 года во многом была связана с его особой позицией в отношении государственного регулирования ТЭК, а также неприятия залоговых аукционов и высоких темпов приватизации объектов нефтяного комплекса России.
С августа 1996 по апрель 1997 года Ю.К. Шафраник работает Советником Председателя Правительства Российской Федерации.
В мае 1996 года он избран в состав Совета директоров ОАО "Тюменская нефтяная компания", а с августа являлся его Председателем. В этот период идет активная подготовка к инвестиционному конкурсу по продаже пакета акций ОАО "ТНК". В результате, в июле 1997 года 40% пакет акций ТНК был продан за рекордную для инвестиционных конкурсов сумму в 810 млн. долларов США. Это оказалось больше суммы, полученной за все инвестиционные конкурсы и залоговые аукционы, проведенные до этого.
В 1997 году Ю.М. Лужков предлагает Шафранику возглавить Центральную топливную компанию, которая, даже не смотря на известные общероссийские экономические и финансовые проблемы, в короткое время уверенно заняла свою нишу на региональном оптовом рынке нефтепродуктов. Уже по итогам 1998 года ОАО "Центральная топливная компания" по оценке журнала "Эксперт" входит в двадцатку самых эффективных и прибыльных компаний России.
Из-за разницы в подходах к стратегии дальнейшего развития ОАО "ЦТК", в январе 2001 года Шафраник Ю.К. уходит из ЦТК вместе со всей командой менеджеров и активно включается в деятельность Межгосударственной нефтяной компании "СоюзНефтеГаз", в которой с августа 2000 года являлся Председателем Совета директоров, а с сентября 2001 становится Председателем Правления.
Межгосударственная нефтяная компания "СоюзНефтеГаз" была создана в июле 2000 года и по составу акционерного капитала является государственной компанией. Основными ее акционерами являются Межгосударственный банк, белорусский государственный концерн "Белнефтехим". Компания намерена реализовывать проекты на пространстве стран СНГ, прежде всего с Республикой Беларусь, а также на Ближнем Востоке.
Шафраник Ю.К. является Председателем Высшего горного Совета. Избран Председателем Совета Союза нефтегазопромышленников России (2002г.), членом Президиума Горной академии, академии технологических наук, Международной академии топливно-энергетического комплекса. Является Председателем Комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса, Президентом Фонда "Мировая политика и ресурсы", членом Попечительского совета Фонда Михаила Шемякина.
Люди хорошо знающие Шафраника отмечают его ярко выраженную целеустремленность в достижении поставленных задач. Обладает широким государственным кругозором, пристально следит и анализирует обстановку не только в нефтегазовой отрасли, где он является признанным экспертом экстра-класса, но и в политической и экономической сферах. Обладает высокой работоспособностью. Увлекается горнолыжным спортом, любит книги и театр.
Награжден орденами "Дружбы народов" (1988 г.), Почета (2000 г.), медалями: Лауреат Премии Правительства Российской Федерации (1999 г.). В 2002 году, награжден Орденом Русской Православной церкви "Святого Благоверного князя Даниила Московского" II степени. Член Совета Союза производителей нефтегазового оборудования.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.